Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа. Толстой стремится передать не только общие черты внешности, но и мимику, жесты, движения. Все детали портрета раскрывают особенности характера того или иного персонажа. Психологические портреты любимых героев Толстой часто дает развернутыми. О Наташе Ростовой он пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…» Ключевое слово в описании – «живая». Наташа – искренняя, порывистая, открытая. Она обладает даром заражать всех своей жизненной энергией. Этим она дорога автору. Описывая Наташу в разных душевных состояниях, Толстой употребляет «устойчивый» эпитет – «блестящие глаза». Эта повторяющаяся портретная деталь подчеркивает очарование девушки. Автор обращает внимание на внутреннюю красоту героини. Много раз в произведении он подчеркивает, что Ростова внешне не всегда привлекательна. Она бывает почти уродлива, а бывает прекрасна, потому что ее красота рождается от внутреннего огня, от душевной открытости. Толстой, создавая портреты Наташи, фиксирует внимание на ее движениях, жестах, мимике.

Все это раскрывает ее внутренний мир. Например, Наташа на балу «стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенною грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе». Начав описание с внешнего облика Наташи, Толстой постепенно развертывает характеристику ее душевного состояния. При описании другой любимой героини – Марьи Болконской – Толстой тоже использует «постоянный» эпитет – «лучистые глаза». Внешне непривлекательная, она поражает благородством и красотой духовного мира. Толстой подчеркивает выражение лица, взгляда, улыбки. Именно в них отражается душа человека. Так, у Марьи Болконской «любовный, теплый и кроткий взгляд». Писатель не всегда придерживается одного и того же принципа в создании портрета. При описании нелюбимых героев Толстой создает статичные портреты-маски. Например, Элен Курагина поражает безупречной внешностью. Автор постоянно обращает внимание на «античную красоту тела» и сравнивает эту девушку с прекрасной мраморной статуей. В салон Шерер Элен входит, «шумя своею белою, бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов».

2 стр., 648 слов

Описание портрета. -описание по картине

... мира и характера того, с кого пишется портрет) Учимся размышлять Человек сам создаёт себе лицо. На нём отражается всё: и раздумья , ... и хорошее и дурное. Отражается не на час, не на день, а навсегда. Чем содержательнее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые ... роль. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет казаться, между лицом и ...

Все взгляды притягиваются к великолепной Курагиной, но автор сознательно снижает ее образ, не рисуя глаз, потому что Элен – холодная, бездушная. Улыбка этой героини, как застывшая, никогда не меняющаяся маска. Элен всегда и всем одинаково улыбается. Курагина для Толстого – символ зла. Ее холодная, «мраморная» красота ослепила Пьера Безухова, и он совершил страшную ошибку: связал свою жизнь с порочной женщиной. За великолепной внешностью Элен скрывалось жестокое сердце. Сатирическую направленность имеет описание Анатоля Курагина. Толстой пишет: «Анатоль стоял прямо, разинув глаза». «Разинуть глаза» — специфическая портретная деталь, которая выразительно подчеркивает тупость Анатоля, убогость его внутреннего мира. Красивая внешность Берга также обманчива. Этот «свежий, розовый, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» человек неприятен Толстому. Автор «разоблачает» внешнюю безупречность героя. Она не соответствует внутреннему облику, скрывает пустоту и ничтожность. Его «приятная улыбка» предназначается только нужным людям, тем, от кого зависит его карьера. Давая характеристику императору французской армии, Толстой активно использует портретные детали. В описании Наполеона Толстой ничего не искажает.

Точно таким, как в романе, герой был и в действительности, когда ему исполнилось сорок три года. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». Но другие люди не замечали недостатков во внешности их кумира. Даже подрагивание от волнения левой ноги представлялось поклонникам императора чем-то особенным. Для Толстого же Наполеон – «человек с помраченной совестью», развязавший войну. Поэтому в описании героя автор не искажает правду, но многое сознательно подчеркивает и усиливает. Портрет Наполеона – иронический, сниженный. Толстой несколько раз говорит о «дрожанье икры в левой ноге Наполеона», постоянно напоминает о его «потолстевшей, короткой фигуре». Автор не хочет видеть в этом герое ничего необыкновенного. Для него Наполеон просто человек, позволивший себе поверить, что он выше других. Автор подчеркивает самоуверенность, неестественность, ограниченность Наполеона, которая проявляется во всех его жестах, манерах. Например, в портрете императора, вышедшего навстречу посланцу русского царя, обращает на себя внимание такая деталь: он только что причесался, но «одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба».

Это была знаменитая прическа, которой подражали, поэтому ее нужно было сохранять. Для Толстого Наполеон – нравственно ущербный человек. Особенно резко писатель выделяет одну его черту – позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он, зная, что на него все смотрят, «сделал вид задумчивой нежности». Постоянно в романе автор указывает на маленький рост Наполеона: «маленький человек в сером сюртуке», «маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка», он «снимает перчатку с белой маленькой руки». Так автор показывает внешность героя ничтожной и отталкивающей. Толстой с помощью сатирических красок в портрете резко осуждает деятельность «великого» человека, развенчивает ореол славы, которым его окружили современники. Портреты-маски Курагиных, Берга, Наполеона и других отрицательных персонажей не изменяются, потому что это люди-манекены, неестественные, ущербные: в них нет души. Портреты тех, кто живет, по Толстому, «настоящей» жизнью рассредоточены по разным периодам времени, и следовательно, неотделимы от развития характеров героев. Создавая портретные характеристики, Толстой активно выражает свою нравственную и гражданскую позицию.

8 стр., 3912 слов

Каким мне представляется толстой как человек. «Каким вы представляете ...

... человеке. Главная особенность человека, по мнению Толстого, - непрерывное самосовершенствование. Основополагающая задача для человека - «самоидентификация». При формировании собственного «я» осуществляется противоборство духа (внутреннего «я») и тела (внешнего «я»). Толстой ... он запрещал себе элементарные ... Каким был Толстой Лев Николаевич Как отмечали его современники, писатель был сложным человеком. ...

Роль портрета в создании образа-персонажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Роль портрета в создании образа-персонажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Содержание

Введение

I. Портрет в художественном произведении

II. Портрет в творчестве Толстого

III. Роль портретной характеристики в романе-эпопее «Война и мир»

1. Динамические и статические образы

2. Анализ портретной характеристики на примере главных героев романа

IV. Заключение

I. Роль портрета в художественном произведении, несомненно, очень велика. Внешнее портретное описание, как правило, многое может сказать о внутреннем содержании человека, его характере. Таким образом, анализ внешних портретных зарисовок дополняет наше представление о герое, делает его полным и законченным. Именно поэтому проблема портрета в литературе всегда была актуальной и привлекала внимание исследователей. Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя. Она может быть подробной и детальной, как у Тургенева и Гоголя, или краткой, лаконичной, как у Л. Н. Толстого.

Выбор темы моей работы обусловлен двумя главными причинами: во-первых, важность и актуальность самой проблемы; во-вторых, личный интерес к творчеству Л.Н.Толстого и желание более глубоко изучить его.

Именно такое исследование может помочь сделать важные выводы о стиле писателя, что необходимо как при целостном анализе творчества Толстого, так и в сравнении его с творчеством других писателей. Этим объясняется важность и актуальность моей работы.

Обращаясь к данной теме, я ставлю перед собой цель не только глубже изучить творчество писателя, его стиль, но и попытаться ответить на вопрос, какое место занимает портрет в ряду других способов создания художественного образа, и какие языковые приемы использует автор во внешних портретных зарисовках для создания того или иного характера.

II. Исследователи выделяют несколько разновидностей портрета: описательный, который преобладает в произведениях литературы, лаконичный и текучий, который получил свое развитие как раз в творчестве Толстого. Весь творческий путь Толстого – это процесс постепенного отказа от статичного (описательного) портрета в пользу портрета динамичного (текучего).

Заменяя статичный портрет динамичным, раскрывающимся во времени, Толстой реализует одно из важнейших требований, которое он предъявлял к художественному произведению: «Художник, для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует» (из книги Н.С.Манаева «За гранью невидимого…», с. 121).

19 стр., 9210 слов

«Роль случая в жизни человека. Л. Толстой «После бала. Роль случая ...

... Утро, изменившее жизнь, Может ли случай изменить жизнь человека?, Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» ... судьбу главного героя. Случайное событие изменило мировоззрение молодого человека, вернуло его с небес на землю, показало, что на земле есть не только любовь и прекрасные чувства. Н. Толстой «После бала» ... 3. Портрет Л.Н.Толстого. ...

Динамичный портрет – одно из важных условий «диалектики души» в произведениях Толстого, ибо он отображает динамичные связи внутреннего мира человека и его внешних проявлений, являясь порождением психологизма, раскрывает сложные изменения внутреннего мира героев. Суть толстовского принципа портретной динамики состоит главным образом в разновременной подаче портрета персонажа по частям в ходе развития сюжета, то есть в ходе повествования портретная характеристика персонажа, данная, например, в начале произведения, дополняется новыми деталями, которых не было в первом портрете.

Нельзя не сказать еще об одной важной особенности толстовских портретов: это прием подчеркивания характерных «примет» действующих лиц, использование портретных деталей, которые бывают либо «рассредоточены» на протяжении повествования, либо постоянно «закреплены» затем или иным персонажем (например, «чисто промытые складки» шрама Кутузова, лучистые глаза княжны Марьи, белые руки Сперанского в «Войне и мире»).

Такие детали можно считать многофункциональными: они дают представление о наружности персонажа, выражают отношение к этому персонажу автора или других действующих лиц и позволяют «овладеть ключом» к характеру героя, что является высшей задачей портретного искусства Толстого. Помимо этого повторяющаяся деталь, зачастую, выражает у Толстого не только индивидуальную психологическую черту характера, но и типическую, социальную.

Детали у Толстого всегда тщательно отобраны, в чем проявляется стремление Толстого к лаконизму. Лаконизм деталей связан с усилением их психологической выразительности. Наличие у деталей психологического подтекста позволяет не воспринимать толстовские портреты как эскизные из-за использования малого количества этих самых деталей.

Для любого словесного портрета, а толстовского особенно, характерно включение помимо описания внешности, позы, одежды, манеру говорить, ведь сам Толстой провозгласил важнейший принцип искусства, выражающийся в том, что каждая мысль «теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того оцепления, в котором она находится».

Примечательно, что для Толстого порой не важен сам портрет, важно то, что за ним просматривается. Здесь стоит отметить другую важную особенность портретных зарисовок Толстого: несоответствие между внешним и внутренним, и вытекающий отсюда прием «срывания масок», который используется при создании образов отрицательных персонажей.

Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как единственное средство создания образа и не всегда является главным средством повествования о человеке.

III. Знакомство с героями «Войны и мира» начинается с описания их внешности, в которой писатель акцентирует внимание на основных чертах их характера. Он вскользь замечает, что князь Андрей был «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Но на его лице было выражение скуки и недовольства, которое резко контрастировало с оживленностью его маленькой жены. Не ограничиваясь этим, писатель размышляет о том, что, по всей вероятности, все бывшие в гостиной ему были не только знакомы, «но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Такое авторское пояснение невольно заставляет читателя задуматься о том, что этого молодого человека с красивой аристократической внешностью тяготит и раздражает та жизнь, которую он ведет в роскошных великосветских гостиных. Во всем его облике чувствуется стремление к какому-то высшему идеалу, презрение к мелочной, ничтожной суете. Под внешней сухостью и сдержанностью героя скрывается богатый мир чувств. К такому выводу нас приводит автор замечанием, что, увидев Пьера Безухова, Андрей «улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкою», потому что Пьер был единственным живым, естественным, умным и искренним человеком в гостиной. Как всегда у Толстого, внутренние, душевные свойства и возможности раскрываются в самом первом, внешнем его описании. Давно замечено, что рисуя внешний облик своих героев, Толстой почти никогда не даёт развёрнутых описаний, а расщепляет портрет на характерные, психологически тонкие детали, иные из них, особенно важные, подчёркивая неоднократным повтором. В этом «психологизированном портрете» главное – выражение глаз и улыбка, душевная жизнь, просвечивающая в них ( Л.Н. Опульская, «Роман-эпопея Л.Н.Толстого “Война и мир”»).

11 стр., 5144 слов

Пьер на бородинском поле анализ. Бородинское сражение в романе ...

... и здесь в нем проявляется разгульно-барское начало. Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера. Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. До этого он слышал о роли военного плана, ... Луховицкой средней школы №1 Преподаватель: Бурмистрова Людмила Михайловна Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир» Пьер и сам не мог бы объяснить, зачем он поехал ...

В жизни человека Толстой всегда отводил особую роль саморазвитию, стремлению сделать лучше окружающий мир и самого себя. Именно поэтому персонажи «Войны и мира» делятся не на положительных и отрицательных, даже не на хороших и дурных, но на изменяющихся и застывших. С одной стороны – холодные, неподвижные герои, такие, как Элен, Берг, князь Василий; с другой – яркие, пышущие жизнью: Наташа, Пьер, князь Андрей. Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни и насколько они обладают способностью не застывать в рамках привычного бытия. Таким образом, автор создаёт некий контраст между героями «живущими» и героями «существующими».

Портретная характеристика Толстого не только оттеняет особенности характера героя, но и помогает понять его отношение к окружающим людям. Эта неприязнь к пустым, высокомерным посетителям салона А. П. Шерер и симпатия к другу дополняются голосом, интонацией Болконского. «Сухо-неприятно» обратившись к Ипполиту, мешавшему ему пройти, князь Андрей ласково и нежно попрощался с Пьером. Внешний облик Болконского меняется в зависимости от обстановки. Присутствие рядом неприятных и неинтересных людей заставляет князя Андрея натягивать на лицо бесстрастную непроницаемую маску, чтобы скрыть от недоброжелательных и завистливых лиц свои истинные мысли и чувства.

Внешняя характеристика героев у Толстого всегда тесно связана с их внутренним состоянием. Так, автор отмечает, что Андрей Болконский, погрузившись в кипучую деятельность штаба главнокомандующего, совершенно меняется. Особенно эта перемена сказывается на выражении лица, походке. В нем теперь не было заметно прежнего притворства, усталости и лени. Он производил впечатление человека, нашедшего свое место в жизни, занятого интересным и полезным делом. После совершенного подвига, тяжелого ранения и смерти жены князь Андрей впадает в состояние тяжелейшей депрессии. И Пьера, приехавшего навестить его, поразила происшедшая в нем перемена, его мертвый, потухший взгляд, «сосредоточенность и убитость».

13 стр., 6323 слов

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера ...

... И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека. Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова – Сочинение Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова Роман Л. Н. Толстого «Война и ... своего существования в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком. Характер Пьера и становление его, как личности Пьер Безухов был ...

Портретная характеристика Андрея Болконского подчеркивает его сдержанность в проявлении чувств. Но всепоглощающая любовь к Наташе Ростовой преображает его внешний облик, делает взгляд, обращенный к невесте, «бережно-нежным», а лицо — «сияющим, восторженным и обновленным». Наташа и Пьер в отличие от Андрея выражают свои чувства открыто и искренне.

Роль портрета в характеристике Пьера очень велика. Внутренние перемены героя всегда отражаются на его внешности. В начале романа Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой», с «умным и вместе робким», наблюдательным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Незаконный сын графа Безухова, обучавшийся за границей, впервые оказывается в кругу великосветской петербургской элиты, испытывая робость и смущение перед этими важными и значительными людьми. Но после женитьбы на Элен Курагиной мы видим совсем другого Пьера, который уже не боится пропустить умные разговоры, а, наоборот, глубоко презирает этих пустых и надменных людей. Лицо Пьера «уныло и мрачно», ибо наступило прозрение, сознание своей непоправимой ошибки. Только общение с простыми русскими людьми во время Бородинского сражения и в плену возвращает Пьеру душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Толстой пишет о том, что взгляд Пьера никогда не имел прежде такого твердого, спокойного и оживленного выражения. «Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергичною, готовою на деятельность и отпор подобранностью». Значит, портретная характеристика Пьера служит раскрытию его внутреннего мира, свидетельствует о становлении его характера, в котором появляются несвойственные ему прежде решительность и воля.

Портретные характеристики положительных героев Толстой дает в постоянном движении, эволюции. Динамика развития характера Наташи раскрывается в описании ее внешности, в которой автор подчеркивает живость, стремительность, эмоциональность и одаренность. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», вбежавшая в гостиную, полна внешнего и внутреннего движения. По мере того, как развивается героиня, меняется и ее портрет, но при каждом новом описании автор акцентирует внимание на выражении ее лица, стремительности движений, полноте кипучей жизни. Эти качества по-прежнему живы в Наташе, ставшей зрелой женщиной, матерью семейства. С той же страстью, с какой прежде отдавалась пению, танцам, любви, Наташа погружается в мир семейных радостей, находя в заботе о муже и детях свое вечное женское призвание.

В портретной характеристике другой положительной героини Толстого, Марье Болконской, автор часто упоминает о «лучистых глазах», которые в минуты сильного душевного подъема делают некрасивое лицо княжны прекрасным.

IV. Правда и счастье даются героям романа ценою неустанных поисков, жизненных разочарований и открытий, мучительных и радостных раздумий и опытов жизни. Смысл жизни, по «Войне и миру», — в счастье жить, исполняя высокое назначение человека, в счастье единения с другими людьми, в постоянном внутреннем обновлении.

10 стр., 4584 слов

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр І»

... в нем силу, мужество, веру в будущее страны и народа. Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый» Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во ... 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, ...

Таким образом, в романе Толстого «Война и мир» роль портретной характеристики героев велика и многообразна. Портретное описание помогает уловить отношение автора к персонажам, способствует раскрытию их характеров, подчеркивая определяющие черты их натуры, позволяет проследить эволюцию их внутреннего мира. Точность и лаконизм толстовских портретных характеристик делает его героев яркими и запоминающимися, они остаются в памяти читателей на всю жизнь.

Библиография.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/portretnyie-harakteristiki-geroev-voyna-i-mir/

  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Альфа-книга», Москва, 2009
  • Л.Д. Опульская « Роман-эпопея Л.Н.Толстого “Война и мир”», «Просвещение», Москва, 1987
  • https://www.ronl.ru
  • Материалы уроков литературы
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/portretnyie-harakteristiki-geroev-voyna-i-mir/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Покровский лицей

Реферат по литературе на тему: «Роль портрета в создании образа- персонажа в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”»

Выполнила: Белевкина Кристина

Преподаватель: Никишина

Тамара Николаевна

2015 г.

Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение имеет большой объем, его отличает протяженность во времени , в центр внимания читателей автор ставит исторические факты , героями являются реальные исторические личности.

Меня же больше привлекают в романе вымышленные персонажи, главные и второстепенные, положительные и отрицательные. Причем каждый персонаж довольно реалистичен.

Рисуя отдельные образы, Толстой выделяет какую-то индивидуальную черту

героя, и эта черта прослеживается на протяжении всего романа. Наиболее четко эту особенность можно проследить в портрете Наташи Ростовой. В начале романа это “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”.

Потом, когда Николай Ростов вернулся из армии в отпуск, автор снова подмечает “эти отчаянно-оживленные глаза Наташи, увидев которые, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир…” Наташа поет, и ее “глаза принимают серьезное выражение”. Она смеется, и “черные глаза блестят из-под локонов”. Героиня восторгается, и “глаза сияют, взгляд становится ласковым”.

Наташа в первый раз на балу – ее глаза, ” испуганные и блестящие, в них застыло выражение готовности на величайшую радость и на величайшее горе”. Она говорит с князем Андреем – ее глаза “радостно блестят”.

Наташа принимает ухаживания Курагина – ее глаза то “удивленно-вопросительные”, то “испуганные, широко раскрытые”. После смерти князя Андрея глаза Наташи полны горя, но когда она смиряется с неизбежными трагическими потерями , в “ее глазах светится довольство – жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости…” И, наконец, после замужества глаза Наташи излучают счастье и любовь к семье. Так Толстой раскрывает все движения души своей героини , ее побуждения, ее чувства, ее мысли через описание взгляда, глаз.

В Пьере Безухове Толстой выделяет другую черту; его неуклюжесть и массивность. Обратимся к первому знакомству с этим героем на страницах романа. “Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головою, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…” И далее: “Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное…” Толстой еще и еще раз подчеркивает его неуклюжесть и неловкость: “Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел…”, “Массивное тело Пьера заполняло всю комнату…”, “Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину…”, “В этом большом, толстом человеке чувствовалась сила…”. Но после плена Пьер возвращается совершенно другим человеком, его неуклюжесть не исчезает, а как бы отходит на второй план.

2 стр., 548 слов

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

... в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь. сочинение История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны ...

Духовные качества, обретенные в условиях лишений, заслоняют собой всю неловкость Пьера. Семейное счастье с Наташей заслоняет прежние внешние черты: “Пьер был в детской и держал на своей огромной правой ладони проснувшегося грудного сына и тетешкал его…” Теперь уже никто не обращает внимание на массивность его тела, “Пьеру были рады все, как человеку, всегда оживлявшему и сплочавшему всякое общество”.

Автор, подчеркивая толщину Пьера в начале романа, показывает этим, насколько тот не вписывается в столичное светское общество. Он неуклюж, неловок, совершенно не умеет и не знает, как себя вести в свете. И с изменением характера, мировоззрения, душевных черт героя эта толщина становится достоинством Безухова .

Портретная характеристика играет огромную роль в романе: Кутузова Толстой рисует пухлым, сутуловатым и тяжеловесным; князя Андрея Болконского – сухим, с правильными чертами лица; Наполеона – оплывшим жиром и обрюзгшим. Портретная характеристика предваряет описание черт характера героя и его поступков, а также в портрете явственно заметна авторская оценка персонажа.

Через внешность Толстой показывает и душевные изменения, порывы героев. Пьер благодаря такой портретной характеристике выглядит вполне живым и естественным персонажем, со всеми достоинствами и недостатками. Глаза Наташи открывают читателю путь в ее душу.

Сухость Андрея подчеркивает суровость и бескомпромиссность его натуры.

Я считаю, что портретные характеристики персонажей делают роман Толстого по-своему неповторимым и приближают героев к читателю, показывают стремление каждого из них быть в гармонии с собой и внешним миром. Поэтому читатель так сживается со всеми персонажами, сопереживая им и волнуясь за их судьбу.