Барокко — чрезвычайно гибкий и активный стиль. Он легко вступает в сочетание с другими стилями, которые соотносятся друг с другом по законам антитезы, антиномии, управляющей главными компонентами эстетики и поэтики барокко. По-видимому, в системе взаимодействующих стилей дифференцирующим оказывается романтический стиль, который находит у М. Ю. Лермонтова такое яркое воплощение, что, как это ни парадоксально, инициирует инверсию к барокко. Инверсии характерны для авангардных манер. Несмотря на то, что авангард устремлен к новым достижениям в искусстве, тем не менее всегда обращен к прошлому. В частности, авангард начала XX века также инверсионно устремлен к барокко.
Романтизм способствовал инверсии в творчестве М. Ю. Лермонтова, так как именно содержательные нормативы романтического идеала во многом коррелируют с барочным каноном: это сильные страсти, культ движения и борьбы, устремленность к безграничной свободе, как уже было в эпоху барокко, живописность, нечеткость и размытость рисунка, которые были свойственны барокко, эффективность: «Во всем началось искание красок и страсти, — красок такой силы, что они поглощали рисунок», — указывает на особенности романтизма в живописи В. П. Бранский в работе «Искусство и философия» (1999).
Он же отмечает, что многие нормативы романтизма близки к нормативам барокко: асимметрия (незамкнутость композиции), глубинность, интегративное единство, незаконченность (неясность намека, недосказанность).
В. П. Бранский указывает содержательные нормативы романтического идеала:
- Концентрация внимания на географических и исторических сюжетах, пространственная и временная экзотика;
- Отсутствие интереса к современным сюжетам как во времени, так и в пространстве;
- Культ движения и борьбы;
- Культ неопределенности, хаотичности и бесконечности;
- Экстравагантность костюмов и живописного фона, в частности пейзажа (крутые утесы, полуразрушенные рыцарские замки, крутые ущелья, взрывы, пожары, фейерверки, лунное сияние);
- дух динамизма, хаоса и мятежа.
В качестве формальных нормативов романтического идеала указываются следующие: либерализация элементов (приоритет краски над линией), переходы, переливы цвета, запрет на употребление черного и культ коричневого цвета как «патины времени» (Шпенглер), живописность (нечеткость и размытость), центральная (нормальная перспектива), светотени, воздушные перспективы.
Романтический идеал гумилева
... стихи стали тем, для чего рождены стихи вообще, – формой существования поэзии. 2 вариант Н. С. Гумилев – признанный метр акмеизма. Исследователи считают, что акмеизм во многом связан с романтическим ... «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Подробнее… Сочинение на тему Маленький Мук Это добрая сказка о том, что нельзя отчаиваться, ...
Романтическая гармония художественного образа допускает большее разнообразие гармонических вариаций, чем в классицизме. В. П. Бранский пишет: «С одной стороны, мы имеем дело с гармонией, уже встречавшейся в барокко: сочетание контраста динамических элементов с неустойчивым равновесием атектонической композиции… <…> С другой стороны, романтический идеал допускает и такую гармонию, при которой имеет место комбинация контраста динамических элементов с устойчивым равновесием тектонической композиции. <…> Наконец возможна и гармония, при которой зритель имеет дело с сочетанием контраста статических элементов и неустойчивого равновесия атектонической композиции… <…> Таким образом, романтическая гармония оказывается более многогранной, чем не только классическая, но и барочная».
Романтиков интересует и идея порядка, хотя и хаос для них — важная категория. Н. Я. Берковский в работе «Романтизм в Германии» отмечает, что идея хаоса прошла у романтиков две стадии: вначале хаос оценивался в положительном смысле — это созидающая сила, «опытное поле и питомник разума и гармонии».
Темный хаос рождает светлые миры у ранних романтиков. На поздней стадии романтизма хаос — это и понятие негативные: «…хаос темен и дела его темны». Чем дальше, тем больше романтиков интересует идея порядка. Форма для романтиков черпается изнутри содержания, из глубины его. А. Шлегель называл это органичностью формы в противовес форме, наложенной извне, механической. Не принимался насильственный порядок, а органический порядок никогда не выводится наружу. Н. Я. Берковский отмечает: «Вопросы формы, порядка и вопросы меры имеют точку схода. Романтики в самый сильный свой период стояли за современное развитие во всем неописуемом его богатстве и во всей его огромности.
Но те же романтики
Н. Я. Берковский обращал внимание на парадоксальность мышления романтиков, на выдвижение парадокса в качестве одного из познавательных стимулов: «Фридрих Шлегель был мастером парадоксов и обосновал свое к ним пристрастие: «Все высшие истины любого рода совершенно тривиальны, поэтому нет ничего необходимее, как постоянно давать им новое и как можно более парадоксальное выражение, дабы не забывать, что они все еще налицо и что их, собственно, никогда до конца не высказывают». Полезно сопоставить отношение Фридриха Шлегеля к вещам вещественного мира и к готовым истинам мира духовного. Готовые истины — тоже некоторое овеществление. Мысль перестала быть мыслью, жизнью, движением, она застыла и отвердела. Цель парадокса — вернуть ей все утраченное, пусть она снова заживет духовно, вступит в общение с другими мыслями, как материальные предметы на ландшафтах романтиков, в которых заструилась одна общая жизнь природы. Парадокс — средство реанимации в мире умственном, выход из омертвевших связей ради вступления в связи живые и активные».
Как видим, многие черты барокко — это «усиленные» тенденции романтизма и, наоборот, «ослабленные» тенденции барокко — черты романтизма. Барокко М. Ю. Лермонтова сочетает культ движения, борьбы с риторичностью, логичностью, формульностью построений, устремленностью принципов мышления в будущее. Космический охват, глобальные пространственные, временные параметры, мистериальность, мысли о вечности связаны с рефлексией над этой сложнейшей философской категорией. Критическое антиномичное мышление продуцирует одновременно мотивы идеального строительства жизни. Опора на чувства как романтическая черта сменяется контролем мысли, свойственным барокко.
Барокко в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга
... для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.) ,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший ... Меншикова башня. Основой её композиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко. В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), ...