Романтический идеал гумилева

Романтический герой лирики н. с. гумилева

Романтический герой лирики н. с. гумилева

1 вариант

Н. С. Гумилев – поэт яркой творческой индивидуальности, один из последних романтиков в трезвом и прагматичном XX веке. Его стихи всегда привлекали остротой чувств и глубиной мысли, стремлением заглянуть за грань обыденности, резким неприятием серости быта и жаждой постичь тайны бытия.

Уже в самых ранних стихах Н. С. Гумилев пишет о своем отталкивании от будничного мира, о стремлении жить в мире мечты:

Я не смотрю на мир бегущих линий,

Мои мечты лишь вечному покорны.

Пускай сирокко бесится в пустыне,

Сады души моей всегда узорны.

Так же далеки от обыденности герои, воспеваемые поэтом. Они – прежде всего люди мужественные, волевые, отстаивающие ценности свои “дерзновенным мечом”. Они открывают новые земли, покоряют чужие страны, они спокойно смотрят в лицо смерти. Поэт пишет о старом конквистадоре:

Как всегда, был дерзок и спокоен,

И не знал ни ужаса, ни злости.

Смерть пришла, и предложил ей воин

Поиграть в поломанные кости.

Неприятие обыденности существования проявилось и в гумилевском тяготении к экзотике. Поэт стремится туда, “куда не ступала людская нога, где в солнечных рощах живут великаны, и светят в прозрачной воде жемчуга”. Тяготение это было не только поэтическое – поэт неоднократно путешествовал по Африке, участвовал в этнографической экспедиции.

Пережитое под “чужим небом” воссоздано правдиво и детально. Для поэта характерны прежде всего чуткость к чужой культуре, внимание к ее отличиям и одновременно ощущение глубокой родственности:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Характерно, что даже когда Н. С. Гумилев – метр акмеизма – говорит о простых, обыденных явлениях, следит за деревьями, “оранжево-красным небом”, “медом, пахнувшим лучом”, “больной” в ледоходе рекой, главными в стихах оказываются все-таки не они. Пейзажные зарисовки Н. С.

Гумилева очень ярки, но в каждом стихотворении открывается за этой яркостью нечто таинственное, ради чего, собственно, и пишется стихотворение.

15 стр., 7184 слов

Художественный мир Н.С. Гумилева

... обращения поэта к романтическим мотивам. Мы берем во внимание как личные качества Гумилева, его мировоззрение, так и факты жизни поэта, повлиявшие на его творчество. Также исследуется мир образов Николая Гумилева и ...

Не случаен его призыв к “скудной” земле: “И стань, как ты и есть, звездою, огнем пронизанной насквозь!” Земное необходимо поэту лишь как материал для творческого преобразования.

Неприятие обыденности проявляется и в образах любовного чувства, возникающих в поэзии Н. С. Гумилева.

Любимая женщина “ведет сердце к высоте”, “рассыпая звезды и цветы”. Сладостный восторг перед женщиной, ее красотой и тайной звучит в поэзии Н. С. Гумилева, но любовное счастье оказывается возможным лишь во сне, в бреду. В земном же мире существует лишь томление по недостижимому:

Все стою перед дверью твоею,

Не дано мне иного пути,

Хоть я знаю, что не сумею

Никогда в эту дверь войти.

Стихам Н. С. Гумилева свойственны мужественная простота, энергетическая точность, яркость высказывания, выстраданная напряженность, умное и честное доверие к миру. Эти стихи стали тем, для чего рождены стихи вообще, – формой существования поэзии.

2 вариант

Н. С. Гумилев – признанный метр акмеизма. Исследователи считают, что акмеизм во многом связан с романтическим мировоззрением. Юный поэт написал “Неоромантическую сказку”, одна из его книг называется “Романтические цветы”. Лирический герой его поэзии во многих своих чертах – романтический герой.

Романтический герой живет в ситуации двоемирия: отталкиваясь от реальной обыденности, он устремляется в мир мечты. Эта ситуация отчетливо проявляется у Н. С. Гумилева:

Я не смотрю на мир бегущих линий,

Мои мечты лишь вечному покорны.

Пускай сирокко бесится в пустыне,

Сады души моей всегда узорны.

Как и романтический герой, герой лирики Н. С. Гумилева жаждет предельно сильных и прекрасных чувств: “Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь”, “Пред ним неслась, белее пены, его великая любовь”, его ценности утонченны и возвышенны: “голубая высота”, “вечное блаженство мечты”, “чары красоты”.

Герой гумилевской лирики, как и у романтиков, – деятельный, поэтому свои ценности он отстаивает “дерзновенным мечом”, “вихрем грозовым, и громом, и огнем”. Мужественное, волевое начало является в его поэзии доминирующим. Смелым открывателям новых земель посвящен его цикл “Капитаны”, Колумбу – поэма “Открытие Америки”.

Естественно, такой герой прежде всего смел и отважен. В пути он видит “Оголенный утес с драконом – вздох его огненный смерч”. Но покоритель вершин не знает отступлений: “Лучше слепое ничто,, чем золотое вчера…” Поэтому так влечет его полет гордого орла (один из излюбленных символов поэтов-романтиков).

Поэтическая фантазия дорисовывает перспективу движения гордой птицы:

Он умер, да! Но он не мог упасть,

Войдя в круги планетного движенья,

Бездонная внизу зияла пасть,

Но были слабы силы притяженья.

Так же, как и романтический герой, лирический герой Н. С. Гумилева тяготеет к экзотике. Это тяготение связано с жизненным опытом самого поэта, с его многотрудными скитаниями по Африке. Пережитое под “чужим небом” воссоздано правдиво и детально.

Для лирического героя характерны прежде всего чуткость к чужой культуре, внимание к ее отличиям и одновременно ощущение глубокой родственности:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

9 стр., 4222 слов

Романтизм в поэзии А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

... даже в лучших литературоведческих трудах посвященных романтическому творчеству Пушкина, вопрос о его национально-исторической характерности остается в тени, оказывается отодвинутым на второй план. Между тем именно изучение пушкинского романтизма в типологическом ...

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Еще одна черта, роднящая поэзию Н. С. Гумилева с романтизмом, – свободное перемещение в пространстве и во времени. Отвлекаясь от скучного настоящего, поэт ищет созвучий с миром свершений прошлого.

Об этом свидетельствуют названия стихотворений: “Старый конквистадор”, “Варвары”, “Рыцарь с целью”, “Путешествие в Китай” и др.

Мир истории и литературы в его лирике накладывается на современность:

Я закрыл “Илиаду” и сел у окна.

На губах трепетало последнее слово.

Что-то ярко светило – фонарь иль луна,

И медлительно двигалась тень часового.

“От других представителей поэзии Гумилева отличает его активная, откровенная и простая мужественность, его энергия, его темперамент”, – писал выдающийся ученый В. М. Жирмунский в статье “Преодолевшие символизм”. Этими своими чертами поэзия Н. С. Гумилева будет интересна многим поколениям.

Мое любимое произведение А. С. Пушкина

Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, зна­ешь его наизусть с детских лет, и все же каждый раз, рас­крывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, ви­дишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем. Мне нравятся стихи, поэмы Пушкина. Но в большей сте­пени он привлекает меня как прозаик. Я зачитывал до дыр “Повести Белкина”, восхищался “Дубровским”. “Капитан­ская дочка” потрясла мое воображение и осталась любимым произведением.

Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой. Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла. В “Капитанской дочке” одновременно развивается несколько сюжетных линий.

Подробнее…

Отношение Пушкина к Онегину

Характеристика образа Онегина была по плечу только автору, который должен все знать о своих героях и все понимать в их душе: ведь каждый из героев — это его создание. Но и Пушкину она казалась необычайно трудной, и решил он ее далеко не сразу. Новый социально-психологический тип, представленный в образе Онегина, только формировался в русской действительности 1820-х годов. Он был необычным, непривычным и не увязывался с традиционными представлениями о герое. Требовалось много наблюдательности, чтобы разглядеть его в массе светской толпы; много раздумий, чтобы осмыслить его сущность, его место в жизни и перспективы его развития. Требовался громадный поэтический гений, чтобы этот тип воплотить в художественный образ и чтобы этот образ предстал как подлинное открытие художника, исследовавшего общественную и личную жизнь русских людей в развитии.

Подробнее…

Людмила Стефановна Петрушевская. Биография и творчество

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н. Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, С 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

15 стр., 7253 слов

Петербург в жизни А.С. Пушкина

... на протяжении последних 25 лет своей жизни. В конце работы прилагается список литературы, использованной при работе над рефератом. 1. Петербург в жизни Пушкина. В Петербурге Пушкин ... «Литература в школе» № __ за 1998 год). Тема «Пушкин и Петербург» пока не звучала. Отдельно хотелось бы отметить ... спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, ...

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента.

Подробнее…

Сочинение на тему Маленький Мук

Это добрая сказка о том, что нельзя отчаиваться, если даже природа обделила тебя в чем-то, нужно уметь находить в жизни хорошие стороны, делать добро, о оно к тебе вернется, не отчаиваться в самые трудные минуты, искать выход, потому что жизнь всегда дает счастливый шанс, важно его не упустить.

В первую очередь учит верить в чудеса, и в благоприятный случай, учит тому что мир делиться на две категории, хороших и не очень хороших, но самое главное учит справляться с проблемами, расчитывать исключительно на себя.

Главный герой сказки по имени Маленький Мук – уродливый карлик, излюбленная мишень для насмешек окружающих. Но после рассказа его жизни, отношение окрестных мальчишек к карлику резко меняется.

Подробнее…

Л. Н. Толстой. После бала. В чем вы видите критическую силу рассказа?

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

Подробнее…