Анна Ахматова о назначении поэта и поэзии

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является символом стойкости, мужества, неповторимого света русской поэзии. Пришедшая в литературу в начале двадцатого века в рядах замечательной плеяды поэтов Серебряного века, она сразу пошла своим неповторимым путём. …

Мое поколение

Мало меду вкусило…

Две войны, мое поколенье,

Освещали твой страшный путь.

Многие читатели отождествляли, да и сейчас отождествляют творчество Ахматовой и её жизненный путь. Как ещё можно прочитать стихи, в которых лирическая героиня так явно, так открыто раскрывает свой внутренний мир:

Забудут? — вот чем удивили!

Меня забывали не раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

А Муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

Написанные в феврале 1957 эти строки разве не являются доказательством того, что поэт и лирическая героиня одно и то же лицо? Развести поэта и её героиню не получится и во многих других стихах. Связь Ахматовой с Музой так крепка и нерасторжима, что она обращается к проблеме назначения поэтического таланта и воплощённого творчества в целом ряде своих стихов и прозаических заметок, объединённых общим названием «Тайны ремесла».

Мир вокруг поэта так враждебен и дисгармоничен, что возможность обрести гармонию даёт лишь творчество. В стихотворении «Уединение» впервые возникает символ трагического разобщения поэта и окружающего мира в виде высокой башни, построенной из камней, брошенных в автора этих строк:

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Но Ахматова, и поэт, и женщина, научилась просто, мудро жить, и потому из её уст выходит только благодарность, потому что «Отсюда раньше вижу я зарю, здесь солнца луч последний торжествует», — и она ближе стала к солнцу, к птицам. Как по-лермонтовски звучат эти строки («Мне тварь покорна там земная; и звезды слушают меня…» «Пророк»).

8 стр., 3870 слов

Ахматова — мой любимый поэт серебряного века

... мой любимый поэт ахматова мой любимый поэт серебряного века анна ахматова мой любимый поэт серебряного века ахматова мой любимый писатель сочинение анна ахматова текст «мой любимый поэт» Моё любимое стихотворение серебряного века (сочинение ... героиня любит мужчину, а этот мужчина любит в ней друга. «Он мне сказал: «Я верный друг!»- строка, ... любовь может оказаться тяжелым камнем, который не дает ...

Среди, в основной своей массе, мужского поэтического творчества Анна Андреевна умеет сохранить исключительно женское лицо. В споре с Брюсовым в стихотворении с названием «Творчество» она, кажется, продолжает изысканную звуковую и цветовую игру образов:

…Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Но продолжая следовать живущим в сердце законам акмеизма, она опредмечивает сам процесс создания стихов:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Творческая лаборатория талантливого поэта – непостижимая область тьмы, загадка, никем из смертных не разгаданная. Автор словно противоречит сама себе: «Подумаешь, тоже работа, — беспечное это житьё: подслушать у музыки что-то и выдать шутя за своё…» Но в другом стихотворении вдруг раздражается криком: «Жёстче, чем лихорадка, оттреплет, и опять весь год ни гугу»!

Сколько создано стихов, в том числе и у Анны Андреевны Ахматовой, о поэтическом творчестве. Её стихи – утверждение вечности звучащего слова, запечатлённого в мрамор поэзии. Каждая строчка просто и в то же время замысловато раскрывает тайны её ремесла… Именно – ремесла. Но оно (это ремесло) такое царственное, величественное, неповторимое: Ахматовское:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное слово.

Её словам не истлеть никогда, как предсказала сама поэт.