Шурочка в повести Поединок Куприна характеристика, образ

Пожалуй, главным женским образом в повести Куприна «Поединок», является Шурочка. Полное имя героини — Александра Петровна Николаева. Она замужем за поручиком Николаевым, который является сослуживцем Ромашова, главного героя повести.

Внешне это молодая девушка, у которой чёрные волосы, голубизна в зрачках, бледное смуглое лицо. Она маленькая и лёгкая, у неё небольшой размер ноги, она носит аккуратные туфли. Главным же её достоинством в глазах Ромашова становится то, что она не похожа на других женщин этого провинциального городка. Действительно, Александра Петровна гораздо умнее, образованнее и не так пошла, как другие жены офицеров. Сама же она не считает себя красивой, но считает, что сможет заинтересовать мужчину лучше других красавиц.

Главной целью в жизни Шурочки служит переезд в столицу, а для этого нужно, чтобы её муж поступил в академию. Для поступления в эту академию, необходимо сдать экзамены, к которым Александра Петровна усердно готовит своего мужа, только толку в этом нет совсем: её муж почти ничего не запоминает, в отличие от самой Шурочки, которая программу знает почти наизусть. Она не любит своего мужа, а живёт с ним, потому что вложила очень много усилий в его карьеру, и теперь ей жалко от всего этого отказываться.

Ромашов от неё без ума, он влюблён в неё по-настоящему и крепко, сама же Шурочка считает его скорее другом, потому что он жалок. Её влечет к нему, она находит его в какой-то мере любимым, но больше всего в мужчинах ей нравится сила духа и положение в общества, Ромашов же глубокий романтик, который любит нежность и с виду может показаться жалким, но эта жалость в глазах Шурочки может оказаться чем-то достойным в глазах другой женщины, которая бы поняла Ромашова и полюбила его вместе с его недостатками.

Николаева считает себя расчётливой и гадкой, что является чистейшей правдой, но главный герой, Ромашов этого не замечает, потому что он пленён любовью к очаровательной девушке, его нельзя за это судить. Наиболее ярко характеризует Шурочку то, как она ненавидит всё офицерское общество этого города, как она раз за разом презирает провинциальность и всё, что к нему относится. Она просто неистово мечтает о том, как бы поскорее перебраться в столичный город, завести светские знакомства, быть важной персоной, у которой будет много ухажёров и почёта.

Конец повести довольно печальный, потому что своим коварством, лицемерием и гадкостью Александра Петровна губит жизнь Ромашова, потому что вложенные силы и время в своего мужа ей важнее, чем близкий друг, который был ей очень мил.

10 стр., 4930 слов

Ге Н. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе

... Александр Пушкин и декабрист Иван Пущин — вспоминаем известные полотна Николая Ге «Петр I допрашивает Царевича Алексея» Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.1871. Государственная Третьяковская галерея Дворец Монплезир. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф» Картина ... историк Н.И. Костомаров, который считал, что царевич Алексей поступил по отношению к отцу ...

Образ Шурочки

В образе Шурочки наиболее ярко проявляется талант Куприна. При первом взгляде на героиню, можно подумать, что она безупречна. У неё тонкий ум, она обаятельна, тактична, способна проявлять чуткость. На фоне остальных женщин в повести Шурочка выигрышно выделяется. Ведь те живут в мире сплетен и интриг, от которых на первый взгляд героиня далека. Для Ромашова она словно лучик света, и он сразу же влюбляется в Шурочку.

Но в дальнейшем первое впечатление проходит, и читатель видит настоящую личность Шурочки. Она мечтает вырваться из провинции, её привлекают фантазии о столичной жизни. Девушка искренне презирает офицерское общество, ей хочется попасть в светские круги, где её могли бы оценить по достоинству.

Для достижения своей мечты, своего идеала, она готова пойти на многое. Наплевать на собственные чувства и чувства других людей. К примеру, она отказывается от своей любви к Незанскому и выходит замуж за Николаева, которого не любит. Ведь у него есть карьерные перспективы.

Она сама признаёт, что презирает мужа и остаётся с ним, потому что много сил вложила в его карьеру. Саму себя считает особой расчётливой и гадкой. Только влюблённый в неё Ромашов, идеализирует девушку и не замечает её отрицательных черт. Он человек добродушный, искренний, свято верящий в любовь и нежность. И именно это его и губит. Многие женщины могли бы оценить его характер, но Шурочка считает своего друга слишком мягкосердечным и смотрит на него с жалостью.

К влюблённому в неё Ромашову она относится жестоко, манипулирует им и играет чувствами молодого человека. Особенно это заметно в финале произведения, когда она приказывает парню вступить в поединок с Николаевым. Она готова предать своего друга, влюбленного в неё парня, лишь бы её муж не потерял статус, которого героиня так долго добивалась.

Можно сказать, что в Шурочке существуют два человека, что подмечает Василий Незанский. Он говорит, что у одного из них эгоистичный и сухой ум, а у другого страстное и нежное сердце. И правда, у неё есть множество положительных качеств, которыми она выгодно выделяется на фоне остальных дам в офицерском кругу. Вот только, ради своих эгоистичных целей, девушка жертвует этими качествами.

Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок»

1. Портрет и характер Георгия Ромашова. 2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера. 3. Любовь к Шурочке как спасение от жестокости военных будней. 4. Образ Александры Петровны и ее отношение к любви. 5. Неизбежность поединка. — Спи, моя прекрасная, спи, любовь моя. Я — возле, я стерегу тебя! А. И. Куприн

Главный герой повести А. И. Куприна «Поединок» Георгий Алексеевич Ромашов — натура чувствительная и романтическая. Это видно с первых страниц произведения, когда повествователь начинает рассказывать об этом офицере. Георгий часто задумывался, любил смотреть закаты, представляя, что за горизонтом существует чудесный город. Подпоручик «был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок…». Из того же абзаца выясняется, что Ромашов носил очки. Вот еще эпизод, где описывается внешность Юрия Алексеевича: «Тогда Ромашов вдруг с поразительной ясностью и как будто со стороны представил себе самого себя… бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость…». Но, несмотря на это и на привычку Георгия Алексеевича фантазировать и мысленно говорить о себе в третьем лице, молодой прапорщик обладал живым умом, образным мышлением, смелостью, умением сопереживать и сострадать людям. Он имел твердое понятие о чести, совести, человеческом достоинстве. На службе Ромашов руководствовался тем, что бить солдата, который не имеет права не только поднять руку на вышестоящего военного, но даже защититься от побоев, бесчеловечно и жестоко.

3 стр., 1003 слов

Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)

... испытания любовью? А можно ли назвать то чувство, которое он испытывал, любовью? Или это была очередная иллюзия героя? Я думаю, что, скорее, иллюзия. И поэтому, наверное, у Ромашова ... В центре повести — судьба юного офицера Георгия Ромашова, попавшего на службу в провинциальный гарнизон. Куприн всячески подчеркивает тонкую, ранимую, романтическую натуру этого юноши. Он полон иллюзий относительно ...

На протяжении всей повести Георгий неоднократно заступался за слабого человека (солдата-татарина, вечно всеми обижаемого Хлебникова, женщину в публичном доме) перед сильным (полковником Шульговичем, унтер-офицером Шаповаленко, поручиком Бек-Агамаловым), тогда когда все остальные покорно молчали, предпочитая бездействовать. В одной из первых глав повести говорится о том, что и офицеры, и солдаты, не особо отягощенные честолюбием, несли военную службу, как «принудительную, неприятную, опротивевшую барщину». Не любил армейскую жизнь и чувствительный человек Ромашов. И не только из-за ее однообразия, но и потому что люди, живя в таких условиях, ожесточались, теряли человеческий облик, и часто единственной отрадой офицера в конце дня был поход в столовую для того, чтобы выпить водки. Молодому офицеру все это опротивело — он уже научился выпивать, и завел грязный и пошленький роман с замужней полковой дамой Раисой Петерсон. А душа Ромашова хотела настоящей, чистой и искренней любви. Георгий Алексеевич, тонко чувствующий природу, ощущал радостное и светлое настроение весны: «…И в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличенно ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира».

Желание любить особенно ощущалось весной: «…в сердце шевелилось неясное и сладкое предчувствие грядущей любви…». Ромашов полюбил жену поручика Владимира Ефимыча Николаева Шурочку. Сначала он испытывал к этой женщине только тайную нежность, любил посещать семейство Николаевых, наблюдать за ней, тянуть нитку, когда она занималась вязанием, разговаривать с ней в присутствии готовящегося к экзаменам мужа. Но постепенно чувство влюбленности в молодую обаятельную Алёксандру Петровну переросло в более серьезное и глубокое чувство — в любовь: «…На мгновение вспомнилась ему Шурочка, такая сильная, такая гордая, красивая, — и что-то томное, сладкое и безнадежное заныло у него около сердца». 23 апреля, в день совместных именин Александра пригласила Георгия Алексеевича на пикник в честь ее и его именин. Празднование, особенно время, проведенное в сгущающихся сумерках, в отдалении от всех наедине с Шурочкой еще больше разожгли в молодом подпоручике любовь к ней, заставили пылко признаться возлюбленной в своих чувствах. Тогда сердце Ромашова забилось сильнее, но он не достиг желаемого счастья с Шурочкой. Более того, она, назвав молодого офицера «милым» и «любимым человеком», просит его больше не приходить к ним домой из-за грязных анонимных писем, приходящих в дом к Николаевым.

35 стр., 17202 слов

Сэлинджер «Человек который смеялся» краткое содержание, ​

... символика, разумеется, органически подходила к системе художественных принципов Гюго. Критический пафос «Человека, который смеется», как и некоторых других произведений Гюго, основан на глубоком убеждении писателя ... всегда тесно связаны с содержанием эпизодов, и создаваемые романистом образы невозможно правильно понять в отрыве от публицистических экскурсов, которые содержат множество ценных мыслей, ...

Теперь Юрию Алексеевичу остается только ходить у нее под окнами, бросать в них цветы и мысленно обращаться к возлюбленной. «…Часто, увидав издали женщину, которая фигурой, походкой, шляпкой напоминала ему Шурочку, он бежал за ней со стесненным сердцем, с прерывающимся дыханием, чувствуя, как у него руки от волнения делаются холодными и влажными». А любила ли сама Александра Петровна Георгия Ромашова? Трудно однозначно сказать «да», даже, несмотря на ее нежные слова в адрес молодого подпоручика. Главный герой повести восхищается бледным смуглым лицом Саши, ее горящими губами, гибкостью ее тела и родинкой на ухе. Сама же Александра рада слушать в свой адрес комплименты от постороннего мужчины в присутствии своего супруга. Она готова проявить сиюминутную нежность, иногда даже заботу об «арестантике» Ромашове, но в день пикника она, умело раздразнив молодого офицера, не может, не хочет отдаться пылко любящему ее подпоручику. Объясняет это она нежеланием трусости и обмана. Но накануне дуэли Шурочка все же позволила возлюбленному «взять их счастье», предварительно договорившись с Ромашовым об условиях поединка, которые будут выгодны и ее семейству, и молодому офицеру. На мой взгляд, самые точные слова об Александре Николаевой произнес Василий Назанский, бывший возлюбленный Шурочки и близкий друг подпоручика Ромашова: «Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя.

В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека: один — с сухим, эгоистичным умом, другой — с нежным и страстным сердцем». Из тайного последнего разговора Александры Петровны с Ромашовым становится очевидным, что молодая женщина сначала беспокоится о своей выгоде, своей репутации, о своем деле (чтобы муж успешно выдержал экзамены), а потом уже вспоминает о чести Георгия Алексеевича. В отчаянии, доходящем до слез, Шурочка обещает «сгореть в один миг как фейерверк», если репутация ее мужа пострадает, и его оставят в полку. Это не могло не тронуть до глубины души Ромашова, ведь счастье и благополучие любимой женщины ему дороже всего на свете! Молодому офицеру не остается ничего другого, как покориться воле Александры Петровны. Ее слова «Вы непременно должны завтра стреляться» звучат для «Ромочки» как приказ. Несмотря на разумный совет Назанского не играть со смертью, Ромашов идет на этот опасный шаг во имя любви, во имя исполнения желания возлюбленной.

Финал произведения

Вечером Шурочка приходит к Ромашову. Она просит не отказываться от дуэли, так как выглядеть это будет весьма сомнительно (22-я глава).

Шурочка также рассказывает ему, как она потратила годы своей жизни ради карьеры супруга, и Николаева из-за этого случая могут не допустить к сдаче экзамена. Она уверяет, что своего мужа предупредила не стрелять в Ромашова. Таким образом, дуэль обязана состояться, однако никто при этом не должен быть ранен. В конце встречи Шурочка обняла Ромочку и поцеловала его. Они ведь не увидятся больше, так что бояться нечего. Поединок состоялся утром следующего дня.

15 стр., 7176 слов

Особенности проблемно-тематического и жанрово-композиционного ...

... жанрово-композиционном своеобразии военных произведений А.И. Куприна, вторая - повести «Поединок», а третья - роману «Юнкера». ... Назанского и Ромашова становится очевидным, какое громадное значение придавал Куприн художественному исследованию ... содержание основных проблем в их взаимосвязи (человека и среды, личности в условиях несвободы, индивидуализма, любви и эгоизма) на материале повести «Поединок» ...

Составляя краткий пересказ повести Куприна «Поединок», мы подошли к заключительной, 23-й главе. Она очень короткая и представляет собой рапорт, составленный полковым командиром, в котором было сказано, что Николаев смертельно ранил Ромашова. Через 7 минут последний скончался от внутреннего кровоизлияния.

Так заканчивает Куприн А. И. «Поединок». Краткое содержание по главам поможет вам вспомнить или узнать его сюжет, а также сориентирует, к какому месту повести следует обращаться для подробного знакомства с основными эпизодами.

Оскорбление Николаева, назначение поединка

Уже приближается к концу рассказ Куприна «Поединок». Краткое содержание его дальнейших событий подготавливает неизбежный финал. На собрании однажды Бек-Агамалов в пьяном виде чуть не ударил барышню, обозвавшую его дураком. Главному герою едва удалось остановить его. Были на нем и Николаев с Осадчим. Последний устроил отпевание солдата-самоубийцы. Главный герой потребовал этот фарс прекратить, но Николаев вмешался и сказал, что подобные Ромашову позорят полк. Разгорелся конфликт между ними, во время которого главный герой выплеснул в лицо Николаеву недопитое пиво (19-я глава).

Офицерский суд решил, что эта ссора может завершиться лишь поединком. Отказавшемуся от него следует покинуть службу. Ромашову Назанский настоятельно советует отказаться от поединка, так как жизнь — удивительное и захватывающее явление (20-я глава).

Бал

О бале нельзя не сказать отдельно пару слов, описывая произведение, которое создал Куприн («Поединок»).

Краткое содержание по главам устроит не всех читателей. Некоторые хотят познакомиться с теми или иными сценами в оригинале. Для тех, кого интересуют подробности бала, отметим, что описание его дается автором в 8-й и 9-й главе. Присутствуют на нем все офицеры с дочерями и женами. Раиса Петерсон также в числе гостей. Эта женщина, самолюбие которой уязвлено разрывом с Ромашовым, устраивает во время кадрили сцену, наносит оскорбления Николаевой.

Описание костюма куклы в журнале

Российские офицеры низших чинов получали не очень большое жалование, и их жены были вынуждены самостоятельно подгонять свои наряды под фасоны из модных журналов, которые время от времени попадали даже в отдаленные гарнизоны. Надетое на Шурочке платье отличается простым кроем и не имеет ничего общего с роскошью и изысканностью нарядов «Belle epoque». Оно сшито из белой ткани. Платье отрезное, длинное. Юбка почти прямая, слегка присборенная на талии. Рукава прямые, длинные. Низ рукавов и юбки украшен оборкой из белого кружевного полотна.

16 стр., 7894 слов

Ночь перед выпуском краткое содержание. Школьная библиотека — ночь после выпуска

... и поводом для внеплановой встречи учителей. «Ночь после выпуска»: краткое содержание разговора в учительской Первой взяла слово Ольга ... нужно учить детей, чтобы результаты превышали затраты. Тендряков В.Ф. Ночь после выпуска. – М., 1976. – С.47. Сторонником какой ... началом сложного разговора, который воспроизводит автор повести «Ночь после выпуска». Мнения педагогов относительно того, что говорила ...

Шурочка пренебрегает корсетом, поэтому ее фигура не соответствует общепринятым канонам. Тем не менее в фасоне ее платья есть детали, которые соответствуют последним тенденциям парижской моды, — это мысообразный вырез, обшитый кружевным рюшем, и не пышная юбка. Тот факт, что Шурочка строго не придерживается моды, объясняется сугубо материальными мотивами. Она прекрасно осведомлена обо всех новинках. Надетое на ней скромное платье смотрится более современно в отличие от вычурных нарядов петербургских дам.

Чтобы обновить свои наряды, дамы, вынужденные экономить средства, меняли их отделку или добавляли новые детали. Так Шурочка, чтобы освежить свое платье, прикрепила к его поясу яркую бутоньерку. Ее соломенная шляпка с полями также декорирована тканевыми цветочками, а тулья обвязана красной лентой.

Корпусный смотр, арест Ромашова

Не правда ли, интересно, какими событиями продолжается повесть Куприна «Поединок»? Краткое содержание переходит к описанию корпусного смотра, прошедшего в мае. О нем автор рассказывает в 15-й главе. Все капитаны, кроме Стельковского, поднимают ни свет ни заря свои роты. Он же решил дать своим солдатам выспаться, и на смотре они выглядели «молодцеватыми», «ловкими», «со свежими лицами». В итоге, когда генерал проверял, как перестраиваются и маршируют солдаты, он остался доволен только 5-й ротой, которой командовал Стельковский. Самое худшее, однако, было впереди. Окрыленный торжественным моментом, во время проведения церемониального марша Ромашов настолько замечтался, что не заметил того, как он нарушил строй всей роты. К тому же один измученный солдат на глазах у генерала упал на землю. Подпоручику Ромашову за это выносят строгий приговор. Он должен находиться на дивизионной гауптвахте под арестом.

Экранизации повести

В «Поединке» Куприн показывает, пожалуй, самые неприглядные женские образы (в образе Шурочки и других героинь повести) — заскучавших в гарнизонной глуши и серости дам, от одной только скуки и желания развеяться толкающих мужчин к краю пропасти, на погибель.

Далее Дамы Эпохи №114 — Полина де Теюс.