«Зачет» за итоговое сочинение – условие допуска учеников к ЕГЭ. В рекомендации читайте, кто и когда пишет сочинение, какие темы предложат выпускникам, какие требования предъявят к сочинениям и по каким критериям их оценят.
Кто и когда пишет сочинение Итоговое сочинение пишут ученики 11-х, 12-х классов. Чтобы сдавать ЕГЭ по русскому языку, выпускники должны получить за итоговое сочинение «зачет».
Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую среду мая этого же учебного года (п. 19, 29 Порядка, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512).
На написание сочинения отводят 3 часа 55 минут. Если выпускник получил неудовлетворительный результат, он может написать сочинение еще раз в дополнительные сроки в феврале и мае.
Выпускники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды могут написать изложение вместо итогового сочинения. Если ученик с ОВЗ выбирает сочинение, то к общему времени экзамена для него добавят 90 минут.
Вместе со старшеклассниками итоговое сочинение могут написать выпускники прошлых лет, чтобы отправить результаты в вузы.
Какие темы предложат выпускникам
В 2019/20 учебном году будут пять открытых направлений тем итогового сочинения:
«”Война и мир” – к 150-летию великой книги»; «Он и она»; «Надежда и отчаяние»; «Добро и зло»; «Гордость и смирение».
Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале.
Темы сочинения Рособрнадзор разместит на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до начала сочинения по местному времени. Ученик может выбрать любую тему.
Страница |4
Какие требования предъявят к сочинению
Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Оценят сочинение эксперты комиссий.
В первую очередь эксперты проверят, соответствует ли работа двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что, если работа не отвечает любому из этих требований, за сочинение они автоматически получат «незачет».
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Что проверят. В сочинении должно быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем – от 350 слов, максимального количества нет. Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные. Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом. Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет».
Как вы понимаете значение слова Чудо?Напишите рассуждение «Что
... вещь. (16)Но только не сейчас, а лет через десять. (17)«Я напишу музыку, — решил Григ. (18)– На заглавном листе я прикажу ... з щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: (67)«Спасибо!» (68)– «За что?» — спросил бы он. (69)«Я не знаю… — ответила ... прекрасна. (29)Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься». ...
Что порекомендовать ученикам. Считать количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет».
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Что проверят. Эксперты проконтролируют, самостоятельно ли школьник написал сочинение. Сочинение нельзя списывать:
- с работы другого участника;
- чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде;
- литературной критики и т. п.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu/
Выпускник имеет право приводить в тексте цитаты. Объем цитирования – не больше собственного текста.
Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то выставит «незачет» за невыполнение требования № 2 и за работу в целом.
Что порекомендовать ученикам. Использовать прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Ссылку ставить обязательно, нельзя выдавать чужие мысли за свои. Требований к оформлению ссылки нет, поэтому ее можно оформить так, как удобно и уместно.
По каким критериям будут оценивать итоговое сочинение Итоговые сочинения эксперты оценивают после того, как признали, что они соответствуют основным требованиям. Эксперты оценят сочинение по пяти критериям:
Соответствие теме
Страница |5
Что оценят. Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой.
Как оценят. «Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет».
Аргументация. Привлечение литературного материала
Что оценят. Как участник умеет использовать литературный материал для аргументации своей позиции.
Как умеет строить рассуждение, привлекая не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала.
Уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Как оценят. «Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок:
- не использовал литературный материал;
- существенно исказил содержание произведения;
- лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu/
Во всех остальных случаях – «зачет».
Композиция и логика рассуждения
Что оценят. Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Перевод баллов итогового сочинения в оценки
... дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется. 3 На оценку сочинения по ... Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» ...
Как оценят. «Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Во всех остальных случаях – «зачет».
Качество письменной речи
Что оценят. Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно ли употребляет термины.
Как оценят. «Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения.
Во всех остальных случаях – «зачет».
Грамотность
Страница |6
Что оценят. Грамматику, орфографию, пунктуацию.
Как оценят. «Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Объясните ученикам, что критерии № 1 и № 2, то есть соответствие теме и аргументация, – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.
Страница |7
Как подготовить выпускников к итоговому сочинению
Чтобы подготовить выпускников к сочинению, разъясните им требования и критерии оценки, организуйте тренировочные работы. Посетите уроки и проверьте, как педагоги разбирают со школьниками типичные ошибки и учат заполнять бланки сочинений. Воспользуйтесь готовыми раздаточными материалами для педагогов и памятками для учеников.
Как будут оценивать сочинения В 2019/20 учебном году выпускники напишут итоговые сочинения:
- 4 декабря 2019 года;
- 5 февраля 2020 года;
- 6 мая 2020 года.
Как оценят итоговое сочинение
Чтобы подготовить выпускников к итоговому сочинению, объясните им требования и критерии оценки. Проверят сочинения члены экспертных комиссий. Перед проверкой по критериям члены комиссий оценят объем и самостоятельность написания работы – это два основных требования, которые предъявляют к сочинениям. Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то за сочинение ученик получит «незачет».
Если сочинение соответствует обоим требованиям, эксперты оценивают его по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация и привлечение литературного материала;
- композиция и логика рассуждения;
- качество письменной речи;
- грамотность.
Критерии 1 и 2 – основные. Если хотя бы по одному из них выставлен «незачет», то «незачет» выставят и за все сочинение. Чтобы получить «зачет» за работу, ученик должен получить «зачет» по критериям 1 и 2 и еще минимум по одному из критериев 3–5.
Требование 1. Объем итогового сочинения
Минимальный объем итогового сочинения – 250 слов. Эксперты посчитают все слова, в том числе и служебные. Сочинения, в которых менее 250 слов, проверять не будут. Ученик, который предоставит такую работу, получит «незачет» и за требование 1, и за все сочинение.
Рекомендуемый объем сочинения – от 350 слов, верхней границы нет. Ориентируйте старшеклассников на объем сочинения в 350–400 слов.
Страница |8
Требование 2. Самостоятельность написания сочинения
Справка по итогам проведения репетиционного итогового сочинения
... может помочь тебе ответить литература? Итоговые сочинения (изложения) оцениваются в системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям: - Соответствие теме - Аргументация. Привлечение литературного материала - ... в знаниях обучающихся получивших «незачет» через урочную и внеурочную деятельность. Классным руководителям довести результаты репетиционного итогового сочинения по русскому языку до ...
Второе требование к итоговому сочинению – самостоятельное написание. Эксперты проверят, не списывал ли ученик, не подменил ли цитатами из произведений и критики собственные мысли. В сочинении допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Максимальный объем цитирования в сочинении не должен превышать объема собственного текста школьника. Если эксперты обнаружат в работе плагиат или чрезмерное прямое цитирование, «незачет» будет выставлен и за требование 2, и за все сочинение.
Предостерегите старшеклассников от списывания. Проконтролируйте, чтобы учителясловесники включили в список тем для повторения перед сочинением тему «Включение чужой речи в текст».
Критерий 1. Соответствие теме
По этому критерию эксперты оценят содержание сочинения. Ученик должен рассуждать на конкретную тему, а не по направлению в общем, выбрать путь раскрытия темы.
«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если:
в работе нет коммуникативного замысла, то есть непонятно, какую позицию по
вопросу занял ученик; сочинение не соответствует теме.
В остальных случаях – «зачет». Если ученику выставят «незачет» по этому критерию, то он автоматически получит «незачет» и за все сочинение.
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Эксперты оценят, умеет ли выпускник использовать примеры из литературы, чтобы аргументировать свое мнение. В сочинении ученик должен использовать не менее одного литературного произведения. Степень глубины анализа произведения автор сочинения выбирает самостоятельно.
«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если выпускник:
- не использовал для аргументации литературный материал; существенно исказил содержание произведения, которое использовал для
аргументации; упомянул литературное произведение, но не выстроил на его основе аргумент.
В остальных случаях – «зачет». Если ученику выставят «незачет» по этому критерию, то он автоматически получит «незачет» и за все сочинение.
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения
По этому критерию эксперты проверят, умеет ли выпускник логично выстраивать рассуждение на заданную тему, понимает ли, как правильно выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Страница |9
«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если:
- в сочинении нет тезисно-доказательной части; смысл сказанного нельзя понять из-за грубых логических ошибок.
В остальных случаях – «зачет».
Критерий 4. Качество письменной речи
Эксперты оценят речевое оформление сочинения. Выпускник должен уметь использовать для выражения своих мыслей разнообразную лексику, грамматически правильно строить высказывания, уместно и правильно употреблять термины.
«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если низкое качество речи мешает понять смысл сказанного. В остальных случаях – «зачет».
Критерий 5. Грамотность
По этому критерию эксперты оценят грамотность выпускника. «Незачет» поставят, если на 100 слов сочинения приходится в сумме более 5 грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. В остальных случаях – «зачет».
Ситуация: можно ли использовать в качестве литературного материала произведения не из школьной программы
Опыт и ошибки в произведении вишневый сад. «Опыт и ошибки». ...
... о чем мыслит герой? В этом заключается его опыт и ошибки. В конце произведения, всё, во что так верил Базаров, в чем ... известная всем пословица: «На ошибках учатся». Михеев Александр Удалить Часть 1 - Осипов Тимур Сочинение на тему “Опыт и ошибки” Людям свойственно ошибаться, ... У него нежная душа . Для него сад уже не вишнЁвый, а вишнЕвый, источник прибыли, а не эстетического наслаждения, средство ...
Да, можно.
Выпускник может использовать любые реальные литературные произведения, кроме малых литературных жанров – пословиц, поговорок и пр.
Как проводить тренировочные работы и контролировать подготовку Организуйте проведение тренировочных работ. Оптимально провести две тренировочные работы, имитирующие условия проведения экзамена. Первая тренировочная работа покажет, на что нужно обратить особое внимание при подготовке. Вторая – поможет понять, удалось ли ликвидировать пробелы.
Какие темы будут на итоговом сочинении и как подготовить к ним учеников
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева назвала пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год:
«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Комментарий ФИПИ
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться
С т р а н и ц а | 10
собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Он и она
Комментарий ФИПИ
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Надежда и отчаяние
Комментарий ФИПИ
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Добро и зло
Комментарий ФИПИ
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Сочинение лишь слово образует мысль оно есть ее существование
... Платонове. М., 1987. Чалмаев В. Андрей Платонов (к сокровенному человеку). М., 1989. На этой странице искали : лишь слово образует мысль оно есть ее существование сочинение сочинение на тему лишь слово образует мысль оно есть её существование лишь слово образует мысль оно есть её существование сочинение о платонове сочинение лишь слово образует мысль оно есть её существование Сохрани к себе ...
Гордость и смирение
Комментарий ФИПИ
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может
С т р а н и ц а | 11
быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остается за автором сочинения.
Педагоги в работе ориентируются на Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению, которые подготовили специалисты ФИПИ. А если кто-то из учеников будет сдавать итоговое изложение, то педагогам следует обратить внимание на Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению.
Внимание: мотивируйте школьников ответственно подойти к работе над сочинением. Некоторые вузы, например МГУ, ВШЭ, РГГУ и др., проверяют итоговые сочинения абитуриентов и могут добавить от 1 до 10 баллов к результатам ЕГЭ по итогам проверки. Критерии проверки и оценивания сочинений, которые рекомендуют применять вузам, включены в Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (Методические рекомендации, направленные письмом Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10888).
Предложите педагогам использовать карточки для подготовки по тематическим направлениям. Скачайте готовые образцы карточек. По аналогии учителя-словесники могут подготовить собственные карточки и использовать их для тренировки или оформления кабинета.
Темы сочинений, которые указаны в карточках, – это тренировочные темы, которые подготовили эксперты Системы Завуч в рамках объявленных направлений. Педагоги вашей школы могут использовать эти тренировочные темы или подготовить собственный список. Реальные темы, по которым школьники будут писать сочинения, разместят на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до начала сочинения по местному времени. Пять тем, по одной из каждого направления, выберут из закрытого списка тем, который разработают эксперты ФИПИ.
Также предложите использовать приемы, которые облегчат работу над сочинением. Приемы разделены на две группы: приемы для высокомотивированных и низкомотивированных школьников.
Что еще сделать педагогу, чтобы подготовить выпускников к сочинению 1. Приучить считать слова в сочинении. Минимальный объем итогового сочинения – 250 слов, рекомендуемый – 350. Не все выпускники представляют себе, как выглядит текст такого объема, поэтому могут недобрать нужный объем сочинения. Чтобы избежать этого, приучите выпускников подсчитывать количество слов во всех письменных сочинениях, эссе, ответах не только на уроках русского языка и литературы.
Подробно расскажите о том, как эксперты будут считать слова. Правила подсчета слов в итоговом сочинении совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, которые пишут в рамках ГИА по русскому языку и литературе. Никакие символы, кроме буквенных, учитывать не будут. Например, «2 человека» учтут как одно слово, а «два человека» – как два. Инициалы с фамилией также считаются одним словом. Еще будут учитывать авторскую орфографию. Например, если ученик напишет «черно белый», то
Что такое сжатое изложение по русскому языку
... два раза. Это в значительной мере усложняет задачу. Требования к сжатому изложению Экзамен по русскому языку, включающий в себя сжатое изложение (9 класс), может быть максимально оценен в 39 баллов, ... речевой работы, другая совмещает в себе баллы за изложение и сочинение-рассуждение (задание 15). Итак, к критериям за изложение относятся следующие: ИК1 определяет умение выделять микротемы и ...
С т р а н и ц а | 12
есть слово «черно-белый» с ошибкой, то такое написание зачтут за два слова. Обратите внимание школьников на правила подсчета. Смотрите примеры.
Примеры подсчета
«Белогорская крепость» – 2 слова;
- «Александр Сергеевич Пушкин» – 3 слова;
- «А.С. Пушкин» – 1 слово;
- «для того чтобы» – 3 слова;
- «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов;
- «в возрасте 22 лет» – 3 слова;
- «влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово;
- «черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова.
2. Освежить знания об анализе текста. Чтобы литературный аргумент засчитали, недостаточно просто упомянуть произведение в тексте сочинения. Выпускник должен проанализировать источник, связать его с основной мыслью и темой сочинения.
3. Разъяснить критерии оценивания сочинения. Школьники должны знать, как и по каким критериям будут оценивать их работы. Это поможет выпускникам понять, на что обратить особое внимание в сочинении.
4. Научить управлять временем. Часто выпускники не могут оценить время, которое они потратят на работу. В результате они не успевают переписать сочинение с черновика на чистовик. Если такая ситуация произойдет на экзамене, ученик автоматически получит «незачет».
5. Составить список «экстренной» литературы. Выпускники допускают в итоговых сочинениях много фактических ошибок. Это происходит из-за того, что в качестве литературного аргумента они приводят произведения, которые не читали. Порекомендуйте педагогам подготовить для школьников списки коротких произведений по направлениям. Низкомотивированные школьники успеют прочитать несколько необъемных произведений в короткие сроки, чтобы использовать их материал в сочинении.
Примеры произведений
Л. Улицкая «Бумажная победа»
К. Паустовский «Телеграмма»
А. Куприн «Чудесный доктор»
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
С т р а н и ц а | 13
В. Шукшин «Чудик»
А. Платонов «Юшка»
Л. Андреев «Кусака»
Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. Распутин «Уроки французского»
М. Шолохов «Донские рассказы»
Как избежать типичных ошибок
Какие типичные ошибки ученики допускают на итоговом сочинении
Посетите уроки, чтобы проконтролировать, как идет подготовка выпускников к сочинению. Проверьте, как на уроках учителя разбирают типичные ошибки, которые допускают выпускники в сочинении.
Фактические ошибки
Описание ошибки. Выпускники часто допускают ошибки в именах и фамилиях авторов, неверно называют жанр произведения, перевирают его содержание, неправильно приводят цитаты из текста.
Как избежать. Объяснить школьникам, что:
нужно использовать в качестве примеров только те произведения, которые они
прочли сами, а не надеяться на краткие пересказы; если забыли или не уверены в имени автора произведения, лучше ограничиться
информацией, в точности которой нет сомнений; если нет уверенности в фактах биографии автора, точном определении жанровой
Класс: итоговое (изложение)
... направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения). Комментарий к ...
принадлежности произведения, лучше про это не писать; лучше использовать косвенную речь, если не помните цитату дословно, или
включить в сочинение только ту часть цитаты, в которой уверены. Непродуманная композиция, подмена рассуждения пересказом
Описание ошибки. Выпускники должны приводить аргументы, которые подтверждают или раскрывают тезис сочинения. Вместо этого они начинают пересказывать произведение, в котором затронута проблема, или просто упоминают произведения, но не анализируют их содержание.
Школьники не делают переходов от одной композиционной части сочинения к другой или делают их нелогично; не делят текст на абзацы, когда выстраивают композицию сочинения. Ученики путаются в собственном тексте, что может привести к значительному отклонению от темы.
Как избежать. Ориентировать выпускников:
С т р а н и ц а | 14
выбирать тему сочинения, по которой есть что сказать, есть аргументы; начинать работу над сочинением с составления плана; на этапе составления плана сочинения использовать приемы «Пирамида» и
«Лестница»; сформулировать микротемы предполагаемых абзацев; следить, чтобы микротемы были связаны друг с другом; продумать логику переходов от одной композиционной части к другой. Расширение темы до тематического направления
Описание ошибки. Ученик рассуждает не на тему, которую выбирает из списка, а в рамках целого направления. Такая ошибка характерна для выпускников с низкой мотивацией, которые выучивают куски из готовых сочинений и подменяют ими собственные размышления.
Как избежать. Научить школьников анализировать предложенные темы и выделять в них ключевые слова. На основании ключевых слов школьники должны сформулировать главную мысль сочинения, которая содержит ответ на вопрос темы в свернутом виде.
Употребление клише и штампов
Описание ошибки. Выпускник подменяет логические связи в тексте сочинения клише и штампами.
Как избежать. Освежить знания о том, что такое клише и штампы. Предложить выпускникам тексты, в которых нужно найти и перефразировать клишированные фразы. Напомнить ученикам, что чрезмерное использование в тексте сочинения клише и штампов может привести к «незачету» по критериям «Композиция и логика рассуждения» и «Качество письменной речи».
Слабая аргументация
Описание ошибки. Выпускники не умеют аргументировать свой тезис. Слабые аргументы – это аргументы, которые не соответствуют теме или главной мысли сочинения, не подтверждают ее. Еще один признак слабой аргументации – отсутствие связи между аргументами.
Как избежать. Рекомендовать выпускникам:
оценить, подходят ли предполагаемые аргументы для подтверждения и раскрытия
главной мысли сочинения; связать аргументы между собой; сопоставить тексты, если для аргументации используется материал двух и более
произведений; не использовать аргумент, если есть сомнения в том, что он уместен; не подменять рассуждение по проблеме пересказом прочитанных произведений; следить, чтобы аргументы не противоречили друг другу. Невнимательность при проверке
С т р а н и ц а | 15
Описание ошибки. Школьники так увлекаются содержательной частью сочинения, что у них не остается ни времени, ни сил внимательно проверить свой текст на грамотность и правильность речи.
Письменная работа по русскому языку (диктант, изложение, ). Методика ...
... Свободный диктант, Творческий диктант, Словарный диктант, Контрольный (проверочный) диктант, Изложение, Изложение с языковым разбором текста, Выборочное изложение, Подробное изложение (полное, близкое к тексту образца), Краткое (сжатое) изложение, Творческое изложение, Умения в области связной речи (сочинения), Сочинение ...
Как избежать. Посоветовать выпускникам:
сделать перерыв перед проверкой работы, посидеть пару минут с закрытыми
глазами, отвлечься; использовать приемы «Обратное чтение» и «Выделение в тексте».
Как научить учеников заполнять бланки сочинения
Как заполнять бланки итогового сочинения
Научите школьников заполнять бланки сочинения. Для этого расскажите о требованиях к заполнению бланков, предостерегите от ошибок.
Бланки заполняются гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета. Каждое поле в бланках заполняется начиная с первой позиции, в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника. Объясните, что небрежное заполнение бланка сочинения может привести к неправильному распознаванию символа при автоматической обработке.
Если ученик не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он оставляет это поле пустым. Прочерки ставить не нужно.
Недопустимо исправление ошибок с помощью ластика, корректора и других средств. Если ученик допустил ошибку, ее нужно зачеркнуть и написать правильный вариант.
Правила оформления бланков регистрации смотрите на рисунке. Нажмите на активные области, чтобы увидеть подсказки.
Правила заполнения бланка регистрации
Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации
Код образовательной организации, в которой обучается участник, в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации. Участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, вписывают код образовательной организации, в которой они пишут сочинение.
Информация о классе, в котором обучается выпускник. Участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, указанные поля не заполняют
20 – сочинение, 21 – изложение
Указывается вид работы (сочинение или изложение)
Указывается в соответствии с выбранной темой
С т р а н и ц а | 16
Каждую цифру и букву во всех полях бланка, которые заполняют участники сочинения (изложения), копируют из образца ее написания из строки с образцами написания символов
Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации
В поля записываются арабские цифры серии без пробелов
Нельзя делать в полях бланков, вне полей бланков записи и пометки, которые не относятся к содержанию полей бланков
Бланки записи используются для написания сочинения. Они могут быть двусторонними или односторонними, в зависимости от технического оснащения школы для печати. В комплект участника входят два двусторонних или четыре односторонних бланка записи.
Если используются двусторонние бланки записи, то, когда заканчивается место на одной стороне бланка, участник делает пометку «смотри на обороте» и продолжает работу на другой стороне бланка.
Если ученику не хватило место для записи на основных бланках, он вправе попросить дополнительный бланк. Если ученик не использует основной бланк, но попросит дополнительный и продолжит работу на нем, то эксперт не будет оценивать ту часть работы, которая написана на дополнительном бланке. Обратите на это особое внимание школьников.
Правила заполнения бланка записи
Информация для заполнения полей о коде региона, коде и названии работы, а также номере темы должна быть продублирована с бланка регистрации
«Ф. И. О. участника» заполняется прописью. В поле «Ф. И. О. участника» при нехватке места участник может внести только фамилию и инициалы
С т р а н и ц а | 17
План мероприятий по подготовке
и проведению итогового сочинения (изложения)
№ Мероприятие Сроки Ответственный 1. Анализ типичных ошибок, допущенных в сентябрь Кувшинова К.А., итоговом сочинении выпускниками 2018/19 учитель русского учебного года языка 2. Изучить нормативные и методические документы сентябрь– Носова У.В., по процедуре подготовки и проведения итогового ноябрь заместитель сочинения (изложения) директора по
УВР 3. Провести заседания методического объединения октябрь Трегубова П.Р., предметов гуманитарного цикла по вопросам руководитель подготовки к итоговому сочинению методического
объединения 4. Провести инструктивно-методическое совещание октябрь Трегубова П.Р., учителей русского языка и литературы 5–11-х руководитель классов по подготовке учащихся к написанию методического сочинений объединения 5. Провести читательскую конференцию по книгам, октябрь Золотова Р.Т., которые можно привести в качестве аргументов заведующая при написании итогового сочинения (изложения) библиотекой 6. Организовать выставку литературы, ноябрь Золотова Р.Т., использование которой возможно при подготовке заведующая к сочинению (аргументация) библиотекой 7. Провести пробное сочинение (изложение) для ноябрь Носова У.В., выпускников 11-х классов заместитель
директора по
УВР 8. Включить в план внутришкольного контроля сентябрь Носова У.В., мероприятия по контролю подготовки заместитель обучающихся к выполнению творческих работ директора по
УВР 9. Включить в учебный план школы элективные август Носова У.В., курсы, направленные на подготовку заместитель обучающихся к написанию творческих работ директора по
УВР 10. Познакомить старшеклассников с компьютерной октябрь Шолохов Р.Л., программой «Антиплагиат» учитель
информатики 11. Организовать психологическое сопровождение сентябрь– Лосева П.Е., процедуры подготовки и написания итогового ноябрь педагог-психолог сочинения (изложения): беседы и консультации школьного педагога-психолога с выпускниками и
С т р а н и ц а | 18
родителями 12. Разместить информацию на сайте школы по сентябрь– Иванов К.И., вопросам организации подготовки и итогов ноябрь технический выполнения итогового сочинения специалист 13. Провести родительские собрания по процедуре октябрь Носова У.В., проведения итогового сочинения (изложения) заместитель
директора по
УВР 14. Провести открытые уроки русского языка с сентябрь– Кувшинова К.А., целью подготовки учащихся к написанию ноябрь учитель русского итогового сочинения языка 15. Составить индивидуальные образовательные октябрь Носова У.В., траектории работы с учащимися «группы риска», заместитель показывающими низкое качество знаний по директора по русскому языку и литературе УВР
С т р а н и ц а | 19
План контроля подготовки к итоговому сочинению
(изложению)
Вопросы, Цель и содержание контроля Ответственный подлежащие контролю
СЕНТЯБРЬ Информационная Провести педсовет на тему «Итоговое Замдиректора по подготовка сочинение (изложение) в 2019/20 учебном УВР участников году». Познакомить педагогов с процедурой итогового проведения итогового сочинения и критериями сочинения оценки работ. Проинформировать педагогов о
датах проведения итогового сочинения в
2019/20 учебном году
Проконтролировать, как классные Замдиректора по
руководители выпускных классов УВР
информируют родителей и учеников о
процедуре проведения итогового сочинения
(изложения), о сроках написания в 2019/20
учебном году, о критериях оценки работ:
родительские собрания, классные часы,
информационные рассылки и т. д.
Проинформировать педагогов о пяти открытых Замдиректора по
тематических направлениях итогового УВР
сочинения в 2019/20 учебном году. Познакомить
педагогов с методическими рекомендациями по
организации, подготовке и проведению
итогового сочинения (изложения).
Проверить,
как педагоги включают в работу инструкции из
методических рекомендаций
Проверить, составили ли учителя русского Председатель
языка списки примерных тем по пяти методического
открытым тематическим направлениям объединения
итогового сочинения в 2019/20 учебном году учителей русского
языка и
литературы,
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu/
замдиректора по
УВР
Проверить, составили ли учителя примерные Председатель
списки опорной литературы по каждому из методического
тематических направлений объединения
учителей русского
языка и
литературы,
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu/
замдиректора по
С т р а н и ц а | 20
УВР Методическая Посетить уроки русского языка в 11-х классах, Замдиректора по работа учителей чтобы проверить, как педагоги готовят УВР, председатель по подготовке учащихся к итоговому сочинению: разбирают методического учеников к темы по направлениям, выстраивают объединения итоговому оценочную деятельность по критериям, учителей русского сочинению разбирают типичные ошибки прошлых лет языка
ОКТЯБРЬ Сбор документов Проверить, как классные руководители Замдиректора по для проведения выпускных классов составили списки УВР, классные итогового учеников, которые будут писать итоговое руководители 11-х сочинения сочинение (изложение) в 2019/20 учебном году классов (изложения)
Проконтролировать, собирают ли педагоги Замдиректора по
заявления на участие в итоговом сочинении УВР, классные
(изложении) и согласия на обработку руководители 11-х
информации классов
Проконтролировать, собрали ли классные Замдиректора по
руководители копии рекомендаций ПМПК УВР, классные
участников итогового изложения (ОВЗ) руководители 11-х
классов
Проконтролировать, собрали ли классные Замдиректора по
руководители оригиналы или заверенные копии УВР
справок об инвалидности участников итогового
изложения (дети-инвалиды и инвалиды) Тренировочное Провести первое тренировочное итоговое Замдиректора по итоговое сочинение (изложение) УВР, председатель сочинение методического (изложение) объединения
учителей русского
языка, педагоги предметники
Проанализировать результаты тренировочного Замдиректора по
итогового сочинения (изложения).
Составить УВР, председатель
список пробелов, которые выявила методического
тренировочная работа объединения
учителей русского
языка, педагоги предметники Методическая Посетить уроки русского языка в 11-х классах, Замдиректора по работа учителей чтобы проверить, как педагоги готовят УВР, председатель по подготовке учащихся к итоговому сочинению: разбирают методического учеников к темы по направлениям , выстраивают объединения итоговому оценочную деятельность по критериям , учителей русского сочинению разбирают типичные ошибки прошлых лет языка
НОЯБРЬ
С т р а н и ц а | 21
Организация и Сформировать списки сотрудников Руководитель ОО, подготовка образовательной организации, которые будут замдиректора по проведения участвовать в проведении итогового сочинения УВР итогового (изложения), утвердить приказом директора. сочинения Ознакомить с документом под подпись (изложения) сотрудников, которых привлекают к работе на
итоговом сочинении (изложении)
Сформировать списки сотрудников Руководитель ОО,
образовательной организации, которые будут замдиректора по
участвовать в проверке итогового сочинения УВР
(изложения), утвердить приказом
директора. Ознакомить с документом под
подпись
сотрудников, которых привлекают к проверке
итогового сочинения (изложения) Психолого- Проконтролировать, как педагог-психолог Замдиректора по педагогическое проводит анкетирование выпускников на УВР сопровождение предмет психологической готовности к выпускников итоговому сочинению
Проконтролировать, как педагог-психолог Замдиректора по
проводит индивидуальные консультации с УВР
выпускниками, которые показали высокий
уровень тревожности в анкетировании Документы для Ознакомить под подпись учеников и родителей Замдиректора по проведения с Памяткой о порядке проведения итогового УВР, классные итогового сочинения (изложения) руководители 11-х сочинения классов (изложения) Тренировочное Провести второе тренировочное итоговое Замдиректора по итоговое сочинение и изложение УВР сочинение (изложение) Проанализировать результаты второго Замдиректора по
тренировочного сочинения. Определить, УВР, председатель
удалось ли ликвидировать пробелы. методического
Организовать работу с учениками группы объединения
риска учителей русского
языка, педагоги предметники Списочный состав Проконтролировать, все ли выпускники подали Замдиректора по выпускников заявления на участие в итоговом сочинении УВР, классные
(изложении) и согласия на обработку руководители 11-х
информации до 20 ноября 2019 года классов Подготовка ОО к Выделить нужное количество кабинетов под Замдиректора по проведению проведение итогового сочинения и изложения УВР итогового сочинения Проверить расписание занятий на день
проведения сочинения (изложения).
Внести
изменения в расписание, чтобы освободить
С т р а н и ц а | 22
необходимые кабинеты, если потребуется Методическая Посетить уроки русского языка в 11-х классах, Замдиректора по работа учителей чтобы проверить, как педагоги готовят учащихся УВР, председатель по подготовке к итоговому сочинению: учат включать методического учеников к литературный материал в текст и избегать объединения итоговому ошибок в логике изложения и композиции учителей русского сочинению сочинения языка
ДЕКАБРЬ Мониторинг Проконтролировать, подготовлены ли Замдиректора по оснащения школы орфографические словари для итогового УВР, заведующий необходимыми сочинения библиотекой материалами к проведению Проконтролировать, подготовлены ли Замдиректора по итогового орфографические и толковые словари для УВР, заведующий сочинения проведения итогового изложения библиотекой (изложения) Готовность ОО к Проверить наличие материального оснащения, Замдиректора по проведению которое необходимо для проведения итогового УВР итогового сочинения: – часов в кабинетах; – листов для сочинения черновиков; – инструкций для членов (изложения) комиссии; – инструкций для участников
итогового сочинения (изложения); – места для
хранения личных вещей участников итогового
сочинения (изложения)
Проверить печать/получение бланков Замдиректора по
итогового сочинения (изложения) и отчетных УВР
форм
Проверить распределение участников Замдиректора по
итогового сочинения и итогового изложения по УВР
кабинетам в произвольном порядке
Проверить работоспособность технических Замдиректора по
средств и средств видеонаблюдения в УВР, технический
кабинетах проведения итогового сочинения специалист
(изложения) Мероприятия в Проверить готовность кабинетов к проведению Замдиректора по день проведения итогового сочинения и изложения УВР итогового сочинения и Проверить распределение по кабинетам членов изложения комиссии по проведению итогового сочинения
Проконтролировать начало входа участников
итогового сочинения и изложения с 9:00
Проверить получение членами комиссии по
проведению итогового сочинения необходимых
материалов:
- инструкций для участников итогового
сочинения и изложения;
С т р а н и ц а | 23
- бланков итогового сочинения и изложения;
- – листов бумаги для черновиков;
- – отчетных форм для проведения итогового сочинения и изложения Проконтролировать получение техническим специалистом тем сочинения и текстов изложения в 9:45 По окончании итогового сочинения проконтролировать сдачу материалов членами комиссии руководителю ОО
С т р а н и ц а | 24
Аналитическая справка
о результатах итогового сочинения (изложения) по
русскому языку
обучающихся 11-х классов
В соответствии с приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10888, _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________, графиком проведения контрольных срезов знаний обучающихся на 20__/__ учебный год было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11-х классах _____________________. Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Срок проведения: 04.12.2018. Состав комиссии: _________________________________________ В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали __ обучающихся 11-х классов, что составило ____________ от общего количества. Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов
Количество %
Зачет __ ___
Требование № 1
Незачет _ _ Требования
Зачет __ ___
Требование № 2
Незачет _ _
Зачет __ ___
Критерий № 1
Незачет _ _
Зачет __ ___
Критерий № 2
Незачет _ _ Критерии Зачет __ ___
Критерий № 3
Незачет _ _
Зачет __ ____
Критерий № 4
Незачет _ ___
Критерий № 5 Зачет __ ____
С т р а н и ц а | 25
Незачет _ ___ Данные таблицы 1 наглядно представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1. Результат проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов
Представленные выше таблица и диаграмма позволяют увидеть, что _____________________________________________________________________________ _______________________________ Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами: 1. Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать на выбранную тему. 2. Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующие проблематике сочинения произведения для раскрытия темы. 3. Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи. Исходя из задач формируются цели: 1. Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. 2. Владение речью. 3. Содействие формированию самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры. Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году _______________е.
Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № _ НОМЕР ТЕМА ___ _________________________________________________________ ___ _________________________________ ___ _____________________ ___ ____________________________________ ___ ____________________________________ Сочинение выбрали __________. Изложение ______________. Диаграмма 2. Выбор тем итогового сочинения выпускниками 11-го класса «_»
Из диаграммы видно, что _____ обучающихся выбрали тему № ___. Самая непопулярная тема – № ___, ее выбрали два человека. Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Критерии оценивания
итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
С т р а н и ц а | 26
Требование № 1. Объем итогового сочинения Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий № 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления
С т р а н и ц а | 27
художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4. Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Анализ сочинений по критерию №1
«Соответствие теме» Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___
Анализ сочинений по критерию № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________ ________________________________________________________________________
Анализ сочинений по критерию № 3
«Композиция и логика рассуждения» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
С т р а н и ц а | 28
_____________________________________________________________________________ _________________________
Анализ сочинений по критерию № 4
«Качество письменной речи» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________ _____________________________________________________________________________ __ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Анализ сочинений по критерию № 5
«Грамотность» _____________________________________________________________________________ ______________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Выводы В написании тренировочного итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали __ обучающихся 11-х классов, что составило ____________ от общего количества выпускников.
Рекомендации
С т р а н и ц а | 29
1. Администрации ОО: 1.1. Усилить контроль за продуктивной работой, ориентированной на качественный конечный результат по подготовке к ГИА. Срок: __________ 1.2. Усилить внутришкольный контроль за работой по индивидуальным образовательным маршрутам с выпускниками с низкой мотивацией и выпускниками, способными к достижению максимального результата на ЕГЭ. Срок: __________ 1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников. Срок: __________ 1.4. Проанализировать на методических совещаниях причины допущенных ошибок, внести соответствующие коррективы в план подготовки обучающихся к ГИА. Срок: ______ 1.5. Довести результаты итогового сочинения (изложения) до сведения родителей под подпись. Срок: ____________________ 2. Учителям русского языка и литературы: 2.1. Систематически проводить контроль за усвоением обучающимися изучаемого материала, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к итоговому сочинению (изложению) и ЕГЭ по русскому языку. Срок: __________ 2.2. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте. Срок: __________ 2.3. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст. Срок: __________ 2.4. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения. Срок: __________ Исполнитель: _________________________________
С т р а н и ц а | 30
Заполненный образец аналитической справки о
результатах итогового сочинения (изложения) по
русскому языку
обучающихся 11-х классов В соответствии с приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10888, приказом Министерства образования и науки Энской области от 25.10.2019 № 123 «О проведении итогового сочинения (изложения) на территории Энской области в 2019/20 учебном году», графиком проведения контрольных срезов знаний обучающихся на 2019/20 учебный год было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11-х классах ГБОУ СОШ № 1 г. Энска. Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Срок проведения: 04.12.2018. Состав комиссии: учителя русского языка и литературы (ОО).
В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 36 обучающихся 11-х классов, что составило 90 процентов от общего количества. Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов
Количество %
Зачет 36 100
Требование № 1
Незачет 0 0 Требования
Зачет 36 100
Требование № 2
Незачет 0 0
Зачет 36 100
Критерий № 1
Незачет 0 0
Зачет 36 100
Критерий № 2
Незачет 0 0
Зачет 36 100 Критерии Критерий № 3
Незачет 0 0
Зачет 35 97,2
Критерий № 4
Незачет 1 2,8
Зачет 34 94,4
Критерий № 5
Незачет 2 4,6
С т р а н и ц а | 31
Данные таблицы 1 наглядно представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1. Результат проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов
Представленные выше таблица и диаграмма позволяют увидеть, что все обучающиеся 11х классов, которые присутствовали на экзамене, получили «зачет» за тренировочную работу. Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами: 1. Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать на выбранную тему. 2. Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующие проблематике сочинения произведения для раскрытия темы. 3. Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи. Исходя из задач формируются цели: 1. Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. 2. Владение речью. 3. Содействие формированию самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры. Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году в Энском регионе.
Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № 7 НОМЕР ТЕМА 110 Какие нравственные ценности объединяют «отцов» и «детей»? 212 Что говорят о человеке его мечты? 319 Что такое милосердие? 408 Когда ремесло становится искусством? 505 Хорошими делами прославиться нельзя? Сочинение выбрали 40 человек. Изложение не писал никто. Диаграмма 2. Выбор тем итогового сочинения выпускниками 11-го класса «А»
Из диаграммы видно, что шесть обучающихся выбрали тему № 505. Самая непопулярная тема – № 319, ее выбрали два человека. Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Критерии оценивания
итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Требование № 1. Объем итогового сочинения
С т р а н и ц а | 32
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий № 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
С т р а н и ц а | 33
проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4. Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Анализ сочинений по критерию №1
«Соответствие теме» Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть. С этой задачей справились все обучающиеся на 100 процентов. Выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа. Литературный материал используется как основа для собственных размышлений.
Анализ сочинений по критерию № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала» Анализ представленных работ показал, что все учащиеся построили свои рассуждения на основе литературного материала. Большинство из них привело в качестве доказательств не менее двух произведений. По критерию № 2 «зачет» получили 100 процентов обучающихся 11-х классов.
Анализ сочинений по критерию № 3
«Композиция и логика рассуждения» Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения смогла продемонстрировать большая часть выпускников. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах участников сочинения не отмечено. Работы учащихся отличаются целостностью, стройностью композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Получили «зачет» по этому критерию 100 процентов выпускников.
С т р а н и ц а | 34
Анализ сочинений по критерию № 4
«Качество письменной речи» Подавляющее большинство учащихся владеет навыком построения сочинениярассуждения, не допускает ошибок в композиции и логике высказывания, умеет грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания. «Зачет» по данному критерию получили 97,2 процента обучающихся 11-х классов. К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки: – неудачное словоупотребление; – употребление слов в несвойственных им значениях; – плеоназм; – тавтология; – лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).
Анализ сочинений по критерию № 5
«Грамотность» Экспертами комиссий отмечен низкий уровень грамотности в ряде работ участников итогового сочинения. Получили «незачет» (то есть допустили более пяти ошибок на 100 слов) по данному критерию два человека (4,6% от общего количества участников итогового сочинения (изложения)).
Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися: – НЕ с разными частями речи; – ошибки в написании производных союзов; – нарушение согласования и управления; – ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами; – написание усилительной частицы НИ и др. Типичные пунктуационные ошибки, допущенные учащимися: наиболее частые ошибки связаны с темами «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями, с однородными членами», «Пунктуация в предложениях с обособленными второстепенными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей». Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися: – нарушение согласования и управления; – ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами; – нарушение границ предложения; неоправданный пропуск подлежащего; – объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц. В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильное написание, искажающее звуковой облик слова («рапотает» вместо «работает», «мемля» вместо «земля»).
Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся различные приемы сокращения слов,
С т р а н и ц а | 35
использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать неграмотной.
Выводы В написании тренировочного итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 36 обучающихся 11-х классов, что составило 90 процентов от общего количества выпускников.
Рекомендации 1. Администрации ОО: 1.1. Усилить контроль за продуктивной работой, ориентированной на качественный конечный результат по подготовке к ГИА. Срок: постоянно. 1.2. Усилить внутришкольный контроль за работой по индивидуальным образовательным маршрутам с выпускниками с низкой мотивацией и выпускниками, способными к достижению максимального результата на ЕГЭ. Срок: постоянно. 1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников. Срок: постоянно. 1.4. Проанализировать на методических совещаниях причины допущенных ошибок, внести соответствующие коррективы в план подготовки обучающихся к ГИА. Срок: месяц. 1.5. Довести результаты итогового сочинения (изложения) до сведения родителей под подпись. Срок: в течение семи дней. 2. Учителям русского языка и литературы: 2.1. Систематически проводить контроль за усвоением обучающимися изучаемого материала, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к итоговому сочинению (изложению) и ЕГЭ по русскому языку. Срок: постоянно. 2.2. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте. Срок: постоянно. 2.3. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст. Срок: постоянно. 2.4. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения. Срок: постоянно. Исполнитель: заместитель директора Носова У.В.