Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А. А. Фета составляет пейзажная лирика. В 1843 году в июльском номере «Отечественных записок» было напечатано стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…», которое можно считать поэтической декларацией Фета, его лирическим автопортретом. В четырех строфах он обозначил все то, о чем пришел рассказать в русской поэзии: о радостном блеске солнечного утра, о страстном трепете молодой весенней жизни и жаждущей счастья влюбленной душе, готовой слиться с весельем мира. «Подобного чувства весенней природы мы не имеем во всей русской поэзии», — говорил об этих стихах литератор В. П. Боткин.
Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.
В ранних произведениях основная тема — наслаждение красотой, которую поэт видит прежде всего в простых явлениях:
- ..Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Свое наслаждение красотой природы он выражает прямым признанием доставляемой радости: «я люблю», «любо мне», «рад я», «мне приятно», «Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!.. Опять и опять я люблю тебя…» Многие из стихотворений начинаются именно с таких бесхитростных слов-признаний, которые на первый взгляд могут показаться наивными: «Я люблю многое, близкое сердцу…», «Люблю я приют ваш печальный», «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках…», «Рад я дождю» и т. п.
Одна из отличительных черт раннего Фета — точность и четкость в описании. Он любил описывать определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе, например дождя в стихотворении «Весенний дождь». Описания эти всегда полны свежестью, непосредственностью и остротой восприятия. Поэта радовали и «месяца бледный восход», и то, что «солнце встало», что «теплым ветром потянуло» или что «знойный воздух холодает», он восхищался вечерней и ночной порой: «Летний вечер так тих и ясен…», «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»
Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...
... как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение. Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. ...
Анализируя такие стихотворения, критики в свое время сделали вывод о «незначительности» тем фетовской поэзии. Но своеобразие его лирики как раз в том и заключается, что он умел подмечать новые черты в повседневном и обыденном: как «в росинке, чуть заметной» отражается солнце, как льются «порывистые трели» соловья… Об этой его особенности писал Аполлон Григорьев, и А.В. Дружинин отмечал у Фета «зоркость взгляда, разгадывающего поэзию в предметах самых обыкновенных». Эти «обыкновенные» предметы и явления у Фета существуют не сами по себе, они — отражение чувств и состояний поэта. Он находит в природе отражение собственных ощущений и переживаний, радуется каждому проявлению жизни. И это лирическое волнение автора придает особый смысл явлениям природы, оживляет ее посредством эмоций. Так, в стихотворении «Солнце нижет лучами в отвес…» эмоциональная возвышенность поэта передана обращениями к лесу, олицетворением, восклицаниями, использованием высокой лексики («распахни мне объятья твои… густолистый развесистый лес»).
Стихотворение «Чудная картина» в лаконичной форме передает многообразные впечатления поэта от зимнего утра. Всего восемь строк, простые назывные предложения, скупой рассказ о зимнем катании, но зарисовка «чудной картины» оказывается настолько выразительной, что мы видим ее и даже ощущаем динамику одинокого бега саней.
Фету была присуща удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем. Несколько штрихов, несколько едва уловимых движений жизни, и перед нашим взором возникает не просто картина природы, а картина настроений, переживаний, ощущений, с которыми у нас ассоциируется время года или определенное время суток.
Например, в знакомом нам с детства стихотворении «Уж верба вся пушистая…» кроме вербы и «станицы тучек» нет других примет весны, но есть ее ощущение, предчувствие ее прихода:
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Фет умел проникать взором, слухом и умом в сокровенный мир природы, передавать в стихах не только свое романтическое восхищение, свой диалог с нею, но и философские раздумья, рожденные созерцанием ее облика. Не случайно С. Я. Маршак назвал его пейзажи проникновенными.
На более позднем этапе творчества проявилось тяготение Фета к импрессионизму. Особенности этого направления и стиля выразились в улавливании игры света и тени, передаче неожиданного освещения, в необычных ракурсах и окраске, которые кажутся поэту истинными, а также в непосредственной передаче поэтом своих субъективных наблюдений и ощущений.
Анализ стихотворения Фета Учись у них
... + Enter Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…» - лучшее сочинение Человек – это часть всего живого на Земле. И хотя ему уже давно кажется, что он подчинил себе природу - приручил ... стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу ...
В стихотворении «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» отблески огня на стволах деревьев видятся поэту «пьяными гигантами «; треск сучьев кажется «столпившимся хором», а ельник представляется шатающимися существами, раскрасневшимися от красно-желтого огненного вина. Воображение поэта разыгрывается среди «нахмурившейся» мглы, и в окружающем пейзаже происходят метаморфозы: ему кажется, будто холодная ночь стала жарким днем, а наступающий день представляется чем-то туманным, сумрачным и неясным.
Поэт стремился передать неповторимость каждого мгновения жизни, отсюда — использование своеобразных метафор, тяготение к передаче оттенков, нюансов предметов и настроений. Например, в стихотворении «Растут, растут причудливые тени…»: «перебежавший день» золотит ступени, лес «смолкает», выси гор «потухли», ночь «сыплет» «своей бездонной урной» «к нам мириады звезд». Эта метафоричность придает его поэтическим строкам исключительную выразительность.
В таких произведениях, как «Скрип шагов вдоль улиц белых…», «Это утро, радость эта…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» особенно отчетливо проступает субъективное авторское восприятие окружающей природы. Поэт, словно художник-импрессионист, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектами света и движения. В стихах Фета вообще много движения, и не просто движения, а своеобразного полета. Не случайно Н. Н. Страхов отмечал, что «каждый стих у него с крыльями, каждый сразу подымает нас в область поэзии».
В своих произведениях Фет никогда не стремился к передаче жестоких реалий жизни. Он делал акцент на передаче прекрасного, изящного, гармонического, чувственного, ценил цельность, красоту и гармонию жизни. Все это он находил в богатом и многогранном мире природы.