Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

Сочинение Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

Главным героем в рассказе “Дурак” предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто – дурак.

Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений.

Поступки Ивана окружающими не принимаются. Многие считают их несуразными и даже не пытаются понять. А Иван в свою очередь все делает по велению открытой души и от чистого сердца во благо других, порой даже абсолютно чужих людей.

Обратите внимание

Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое.

Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления.

После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям.

Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один.

Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье.

В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе.

Автор в образе Иванушки – дурачка пытается показать одинокого борца выступающего против общественного мнения и вступающего в конфликт за свою правду. Показан достойный пример того, как по-настоящему сложно бывает бороться в одиночку с массовым злом.

2 стр., 589 слов

Описание по картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

... если царь сам виноват, Репин изобразил отца и сына так, что оба они вызывают сочувствие. И цари плачут. Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» — одна из самых знаменитых его работ. Она прошла непростой ... основа для сюжета картины? Всё чаще звучат голоса, что не было. Понравилось сочинение? А вот еще:

← Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

← Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)↑ ДругиеАнализ сказки Салтыкова-Щедрина Здравомысленный заяц →

Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве) →

  • Сочинение по картине Зима в лесу. Иней Шишкина 3 класс

    Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Зима в лесу” в 1877 году. На картине художник изобразил красоту леса в зимний период. Перед глазами зрителя раскинулось настоящее снежное царство.

  • Отношение Гринева к Пугачеву сочинение

    Гринев и Пугачев являются главными персонажами повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», один из них придуманный персонаж

  • Пропасть между мечтой и реальностью – итоговое сочинение

    Мечты – это некое абстрактное понятие, которое характеризует собой совокупность человеческих стремлений и желаний, которые зачастую обусловлены тем, чего он лишён. Так бедный будет мечтать о богатстве, богатый о здоровье

  • Сочинение по поэме Гоголя Мертвые души

    Николай Гоголь – автор бессмертного произведения, которое обозначалось им как поэма, Мертвых душ. В этой поэме сатирически изображается русская жизнь, ее отрицательные стороны, высмеиваются

  • Сочинение по картине Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс

    Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой

Анализ сказок М – Е – Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин

Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура.

Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли.

Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от цензоров истинный смысл своего произведения.

Важно

Сатира является наиболее трудным литературным жанром. Поскольку писатель не мог напрямую высказать свое отношение к явлениям общественной Жизни, ему приходилось прибегать к аллегориям, двусмысленности, недосказанности, гротеску, и прочим художественным приемам. И не всегда эти приемы просты в употреблении.

Но, как ни странно, от этих сложностей произведения только выиграли. Оказалось, что такая аллегорическая форма очень понравилась читателям.

Ведь тем приходилось догадываться, что имел в виду автор, какие явления и каких людей? От этого простой рассказ становился некоей головоломкой.

12 стр., 5544 слов

Нравственный аспект сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

... услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. «Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто. Проблематика и художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Его преследуют хулы: ...

И мыслящим людям (для которых, собственно, и писались сказки) доставляло удовольствие решать эти головоломки, самостоятельно находя правильный ответ. Думается, именно в этом причина популярности “Сказок”.

Своей сатирой автор затронул многие явления тогдашнего российского общества. Поступки и образ жизни многих людей получили тогда “неудовлетворительную оценку”.

Русский народ, легко угадываемый под масками добрых и справедливых зверей, описан автором с преувеличенно положительной стороны. Он всегда честен, умен и трудолюбив.

Хотя, как мы знаем, были и сейчас есть среди представителей народа и бездельники, и пьяницы.

Покорность русского народа, его преданность своим же угнетателям также являются объектом критики писателя. Высмеивает Салтыков-Щедрин рабскую покорность обывателя, который надеется на доброту хищников.

Совет

Критикует тактику людей, которые надеются отсидеться в стороне от борьбы. Конечно, писатель не призывает к социальной революции, не выдает готовых рецептов устройства справедливого общества.

Но это и не является задачей сатиры.

В своих Сказках писатель продолжает традиции народного творчества. Недаром автор выбрал для своих произведений форму сказок. Ведь сказка – это, как известно, вымысел, неправда. По закону жанра сюжет и изложение в сказке обычно носят преувеличенно примитивный характер. Сказка обычно несет в себе мораль, которая может быть выражена буквально одной фразой.

Так называемый Эзопов язык, которым с древности пользовались сатирики, как нельзя лучше подходил к ситуации, в которой приходилось творить Салтыкову-Щедрину. В условиях господства цензуры, преследования инакомыслия авторам приходилось прибегать к литературным ухищрениям, чтобы смысл произведения, его основная мысль были понятно читателю, но, в то же время, не возникало претензий у цензоров.

За фантастической ситуацией каждой сказки легко угадывается реальное общественное явление, а также всегда прослеживается и отношение автора к предмету своего сочинения. Несмотря на эзопов язык, смысл произведения всегда доступен для понимания вдумчивому читателю.

(Пока оценок нет)

Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина – Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

План I. Есенин – поэт природы.2. Гармония и совершенство – мерило красоты.1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека.2. Любовь к природе – основа есенинского счастья.3. Враждебность города.III. Любовь к природе неразрывна с любовью к человечеству.

Пожалуй, нет больше поэта, который так красочно, так восторженно и с такой бесконечной любовью воспевал бы природу, как Есенин, отведя ей одно из центральных мест в своем творчестве. «Поэт деревни», поэт природы, он ни одно свое произведение не обделил хотя бы маленьким упоминанием о природе.

Подробнее…

Кого я считаю настоящим другом (сочинение-рассуждение)

План 1. Друг-это…2. Настоящая дружба бескорытна.3. Друзей не может быть много.4. Мои друзья.

Что такое дружба? Этот вопрос часто мы задаем друг другу. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», – гласят народные пословицы. Так каким же должен быть настоящий друг?

13 стр., 6376 слов

Зачем нужен бизнес-план? Что входит в бизнес-план?

... проектов должны быть ограничены 10-20 страницами. Представленное содержание бизнес-плана является не более, чем схемой, поэтому Вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем ... они необходимы Краткое описание бизнеса и его целевого клиента Что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов Что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу (отчетные ...

Подробнее…

Они сражались за Родину (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

План I. Память о войне.2. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа.1. Разные пути – и одна судьба.2. Не бывает бессмысленной смерти.3. Женщина на войне.III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.

Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю.

Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы.

Подробнее…

Сочинение на тему: Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Центральным женским образом романа «Война и мир», является образ Наташи Ростовой. Наташа- сильная, энергичная девушка. Автор впервые рисует нам её живой образ, когда ей было тринадцать лет.

Описывает её как отважную, смелую девушку, которая не знает, что значит робеть, или конфузиться, и часто решается на шалости.

Наташа выросла счастливой и вольной натурой, в прекрасной, любящей семье.

В ней нет ничего искусственного, рассчитанного она как открытая книга, она вся- порыв и увлечение.

Подробнее…

Сочинение на тему Проблема значимости труда в жизни человека

  • Нет священней слова «Труд!».
  • И на место в жизни право

Только тем, чьи дни в трудах…

  • Только труженикам слава.

Это строчки из стихотворения В.Брюсова «Труд». Поэт написал гимн труду на благо общество. Проблема значимости труда в жизни человека затрагивалась многими писателями и поэтами, так как она является злободневной и не теряет своей актуальности даже по сей день.

Подробнее…

Моя малая родина – Кубань

План 1. Понятие «малая Родина».2. Красоты Кубани.3. Прошлое моей родины.4. Кубань сегодня.5. Кубань – гордость всей России.Святая любовь русского человека к Родине.

Но у каждого из нас есть и малая Родина – родной край, который мы любим по-особенному.

Моя малая Родина – Кубань, историческое название Краснодарского края.

Кубань -огромная равнина, покрытая цветущим разнотравьем, множеством курганов.

Подробнее…

Краткое содержание Дурак Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

Еще при царе Горохе случилась одна история. У умных родителей появился сын дурак. Отец говорил, что в мать дите пошло, а мать утверждала, что в отца. В общем, решили они, что в обоих сын удался. И ладно бы был тот обычным дураком. Как соседский сын Левка, который бегал босиком по улице, вопил и терпел побои от мальчишек.

Этот был странным дураком. То книжки сидел, читал, то из дому внезапно уходил и делал всегда то, что хотел. Ничто переубедить его не могло. Заболел друг Левка, попросил булку – так дурак в булочной взял с прилавка и принес ему. Ругались родители на непутевого сына, но не понимал он, что значит украсть, поскольку не понимал понятия собственности.

Булочник нажаловался квартальному, и дурака пришлось высечь. Но он ничего не понял, а лишь удивился – для чего отцу это понадобилось?

12 стр., 5924 слов

Функции поэтики фольклора в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

... Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина используют фольклорные каноны, но не полностью и постепенно перерастают в нечто иное, выраженное в форме сатирической политической сказки, ... его непритязательными мечтами в сказке «Ворон-челобитчик»). М.Е. Салтыков - Щедрин плодотворно использует фольклорную сказочную традиции. В народной сказке каждое животное вызывало у людей свой ряд ...

Если видел какую несправедливость – бежал исправлять по своему пониманию. Мальчишки козла дразнят – вступится за козла, загородит спиной. Детвора бьет его спереди, козел сзади, но ничего, терпит.

Понесет повар петух рубить в суп – бросится и отнимет, потому что жизнь петушиная принадлежит только петуху. Нищему, просящему под окнами, отдал три рубля – больше на столе не было денег. А во время семейной прогулки по набережной бросился в воду, увидев, как тонет мальчишка.

Плавать сам не умел, равно как и мать, кинувшаяся в реку вслед за сыном. Хорошо хоть городовые подбежали да спасли всех троих.

С тех пор задумали родители сына учить в учебном заведении. Авось, и поймет дурак, как надо правильно жить. Поначалу науки легко давались ему, память у мальчика была хорошая. Родители не могли нарадоваться.

Обратите внимание

Но как только в курс обучения ввели историю, юриспруденцию и экономику, то перестал дурак понимать, поскольку не верил, что такое может быть.

Благодаря родительскому влиянию, переводили его из класса в класс, пока не окончил учебное заведение.

Вернулся дурак домой и стал жить как прежде. Левку одевал-кормил, на пожары прибегал первым и помогал добро спасать, за неизлечимыми больными ухаживал до конца.

Вздумали родители сына женить. Свели с одной вдовой. Стал дурак к ней в гости ходить, но намеков на любовь не понимал, заявляя, что всех людей одинаково любит.

Только один проезжий человек понял дурака, сказав его отцу, что нет в сыне подлых мыслей, оттого и такой он уродился. Но придет момент, когда тому придется сделать выбор между дурачеством и подлостью. И тогда станет он самым несчастным человеком.

Однажды дурак пропал. А когда воротился, был худ и немощен и все время молчал.

Потому что не может быть полностью счастливым тот, кто увидел и познал подлость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Прометей прикованный Эсхил

    Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

  • Краткое содержание Мопассан Жизнь

    Главная героиня произведения – юная красавица Жанна, дочка барона. Она только что покинула монастырь, в котором воспитывалась и приехаха в Тополя – свое родовое поместье. В семнадцать лет сердце открыто новым чувствам, оно жаждет любви

  • Краткое содержание Бегство от свободы Фромм

    Книга Эриха Фрома «Бегство от свободы» посвящена нескольким аспектам психологии. Издана книга в 1941 году. Именно поэтому описываемая им личность человека, отличается от современной личности.

  • Краткое содержание Шибалково семя Шолохов

    Время гражданской войны, солдат, красноармеец, пытается уговорить директора детского дома забрать его сына, но женщина не соглашается, потому что в это страшное время все детские дома переполнены, корить детей нечем, заботиться о них некому

    22 стр., 10599 слов

    Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина

    ... Салтыкову-Щедрину. Писатель был убежден, что "литература и пропаганда - одно и то же". Салтыков-Щедрин - продолжатель русской сатиры ... Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются его сказки. ... 1880-е сатира Салтыкова достигает ... М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н. с) 1889 в Петербурге. Чаще всего М.Е. Салтыкова-Щедрина ...

  • Краткое содержание Мальчик-звезда (Звёздный Мальчик) Оскара Уайльда

    Инопланетные создания далекой галактики. Они давно прекратили испытывать какие-либо чувства и эмоции Они обнаруживают воздействие которое оказывает с планета земля и начинает разрушать бесчувственный мир созданный чуждым умом дальней вселенной

План-конспект урока (9 класс) на тему: М.Е. Салтыков-Щедрин

Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

На данную тему отводится 2 учебных часа.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование : мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Задачи:

1. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;

2. Обучение навыкам работы с текстом;

3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

Важно

4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

5. Развитие интеллектуальных способностей.

Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли, (1)

Забавны (2)

и вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству, (4)

очаровывают своим языковым совершенством. (5)

I. Создание проблемной ситуации.

А.В.Луначарский

  • Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?
  • –Каждая сказка содержит глубокий смысл;
  • – это особенность сказок – «забавлять»;
  • – изображение трагедии человеческой жизни;
  • – «ехидство» – это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;
  • – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова – Щедрина.
  • Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4.

    показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5.

    определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

    II. Работа по намеченному плану

    1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

  • Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
  • Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию. Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры, затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).

    12 стр., 5856 слов

    Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина

    ... определенных групп людей. http://schoolessay.ru/satira-v-proizvedeniyax-saltykova-shhedrina/ Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Для второй половины XIX века ... результате народного бунта – мужики убили Топтыгина за злодейства, совершенные по приказу Льва. Луначарский следующим образом охарактеризовал сказки Щедрина; “Они могучи по своей мысли, ...

  • Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
  • Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей, указав им на общественные пороки. (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)
  • Обращение к сказке

    – Условия цензуры

    – Популярность жанра

    2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

    Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

    – Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?

    = «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

    – Какие ассоциации у вас возникают с выражением «Изрядный возраст»?

    = Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,

    Дети изрядного возраста – это

    – взрослые, нуждающиеся в поучении.

    – Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,

    такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

    Вывод: Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

    3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

    = «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.

  • – Как проиллюстрирована обложка?
  • = Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

  • – Так что же скрывается за этим занавесом?
  • Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

    Сказки Салтыкова-Щедрина

    Проблематика

    Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

    Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

    Положение народа («Коняга», «Кисель»)

    Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

    Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

    Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  • – Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?
  • Сопоставительный анализ:

    9 стр., 4168 слов

    Коняга основная мысль. Анализ сказки коняга салтыкова-щедрина

    ... скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме 1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности ...

    – Общие черты?

    – Отличительные черты?

    Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

    Общие черты (Слайд )

    Сказки Салтыкова-Щедрина ЗачинСказочный сюжетФольклорные выражения, пословицы, поговоркиНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка

    Сказки русского народа ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка

    Отличительные черты (Слайд 8)

    Сказки Салтыкова-Щедрина СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному

    Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

    Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.

    – Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

    = Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

    = Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.

    – Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

    = Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

    = Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

    – В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?

    = САРКАЗМ

    = Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.

    – Какие? Дайте определение этим понятиям:

    • Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева;
    • обличительный, суровый, порою беспощадный).

    Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

    – Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)

    – Разместите виды смеха по степени усиления отрицания

    (–) ЮморСарказмСатираИрония

    (+)ИронияЮморСатираСарказм

    = Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого.

    Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык, язык недомолвок, намёков.

    – Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

    (Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц.

    Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

    1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности 2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка

    2 стр., 747 слов

    Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина

    ... для Салтыкова-Щедрина, писателя, продолжающего гоголевские традиции, является крепостное право. Пытаясь изобразить отношения в современном ему обществе, он моделирует ситуации, позволяющие это сделать. В сказке “Дикий ... начало летописи встречается в сказке “Медведь на воеводстве”. На него указывает наличие хронологической последовательности при изложении событий: Топтыгин I, Топтыгин II и так далее. ...

    5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности

    =1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,

    6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.

    III. Слово учителя

    Выводы по теме

    – Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

    Сказка Салтыкова-Щедрина –

    сплав фольклорной сказки и басни

    – Сказочный зачин- Устойчивые выражения- Фантастические события

    – Образы животных- Эзопов язык(язык иносказаний, намеков)

    Особенности – Фантастическое + реальное;

    • _ Комическое + трагическое;
    • Гротеск, гипербола, эзопов язык.

    Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку.

    Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

    Сказка – орудие социально-политической сатиры

    IV. Работа в группах.

    1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»

    Примерный план анализа сказки:

  • Основная тема сказки (о чем?).

  • Главная мысль сказки (зачем?).

  • Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
  • Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  • Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  • Какие пороки обличает писатель?
  • Сатирические приемы, использованные автором.
  • Соединение фольклорного, фантастического и реального
  • Каково значение эпитета “премудрый”?
  • Авторская позиция.
  • Ваше отношение к сказке.
  • 2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».

    Примерный план анализа сказки:

  • Основная тема сказки (о чем?).

  • Главная мысль сказки (зачем?).

  • Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
  • Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  • Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  • Какие пороки обличает писатель?
  • Сатирические приемы, использованные автором.
  • Соединение фольклорного, фантастического и реального
  • Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком?”
  • Авторская позиция.
  • Ваше отношение к сказке.
  • V. Защита работ, выступление от групп.

    VI. Д.З. 1. Закончить одно из высказываний:

    • «Салтыков-Щедрин осуждает…»;
    • «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»;
    • «Я ценю в сказках Щедрина то, что…»
    • «Человек равнодушный – это…»;

    2. Придумать темы для сочинения сатирической сказки ( не менее 3 тем).

    Анализ сказки «Медведь на воеводстве» М. Е. Салтыкова-Щедрина

    Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

    Тема: Медведь на воеводстве

    Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».

    Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й.

    Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в государстве.

    Этот намек подчеркива­ется и в дальнейшем рассказе о Топтыгине 1-м, когда автор подчеркивает, что герой желает попасть «на скрижали Исто­рии» и всему прочему предполагает блеск кровопролитий.

    Однако уже во втором абзаце, видимо, из-за стремления пройти цензурные препоны М. Е. Салтыков-Щедрин отмечает: «За это Лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальнейший лес, вроде как воеводой, внутрен­них супостатов усмирять».

    Социальный аспект повествования подчеркнут лексическим строем: «майорский чин», «торгов­ля», «промышленность», «челядь», «вольница». Насущные общественные проблемы также выражены в сказке иносказа­тельно. «Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел».

    Назначенный воеводой Топтыгин, однако же, стоит всего своего хозяйства. Вместо того, чтобы навести в лесу порядок, он напился пья­ным и лег спать на полянку.

    Осторожно, будто бы просто к слову пришлось, автор спешит обмолвиться, что у Льва, который теперь уже стано­вится прообразом главы государства, в советниках состоит Осел: мудрее никого в сказочном государстве не нашлось.

    В то же время на арене событий появляется новый персо­наж — чижик. Его и считают все птицы, то есть народ, обще­ственность, настоящим мудрецом. Возмущенный тем, что чи­жик сел петь прямо на него, воевода сгреб его в лапу и съел с похмелья.

    А потом только и спохватился, понимает, что глу­пое дело сделал.

    Совет

    Поговорки («Первый блин всегда комом») и крылатые фразы («Делай знатные дела, от бездельных же сте­регись») привносят с атмосферу произведения необходимое для жанра сказки дидактическое начало.

    М. Е. Салтыков-Щедрин продолжает использовать как сред­ство сатирическою обличения лексическую игру: от традици­онных для сказки синтаксических конструкций («сидит себе да дивится».

    «Топтыгин уж тут как тут»), придающих повествова­нию разговорный оттенок, он переходит к сниженной лексике («Думал-думал, но ничего, скотина, не выдумал». «…

    Ежели даже самую невинную птицу сожрать, то и она точно так же в майорском брюхе сгниет, как и самая преступная»), то к офи­циально-деловой («Увы! Не знал, видно, Топтыгин, что в сфере административной деятельности первая-то ошибка и есть самая фатальная, что, давши с самого начала административному бегу направление вкось, оно впоследствии все больше и больше бу­дет отдалять его от прямой линии…»).

    Данный контраст под­черкивает, что на ответственных государственных постах нахо­дятся люди бездеятельные, безответственные, не способные проводить правильную политику.

    Топтыгин утешает себя лишь одной мыслью: мыслью о том, что его никто не видел. Однако нашелся скворушка, ко­торый и закричал на весь лес о том. что медведь наделал.

    В отдельно прописанных репликах персонажей-птиц также со­держится искрометная сатира на правящие круги. «Дурак! его прислали нас к одному знаменателю приводить, а он чижика съел!» — восклицает скворец.

    Глядя на него, осмеливается поддерживать его и ворона.

    Скворец, в отличие от доверчивого чижика не стал для медведя легкой добычей. Информация распространилась с ог­ромной скоростью: через час уже весь лес знал о том, что на­творил Топтыгин: «Всякий куст, всякое дерево, всякая кочка, словно живые, дразнятся.

    А он слушай!» Чтобы подчеркнуть, как ползут слухи и расширяется информационное поле для сплетен, М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в текст повествова­ния все новых и новых героев. Это и филин, и воробьи, и еж, и лягушки, комары, мухи.

    Постепенно о глупости Топтыгина узнает все болото, весь лес.

    Возникает парадоксальная ситуация: стремясь попасть в историю, Топтыгин не учел, что «история только отменнейшие кровопролития ценит, а о малых упоминает с оплеванием». В контексте повествования чижик становится символом расправы над свободомыслящей интеллигенцией.

    Обратите внимание

    Не случайно образ его ассоциируется с образом безвременно ушедшего из жизни в результате навязанной ему дуэли поэта А. С. Пушки­на.

    это сопоставление напрашивается после прочтения фразы: «И дикий тунгуз, и сын степей калмык — все будут говорить: «Майора Топтыгина послали супостата покорить, а он, вместо того, чижика съел!» В ней содержится прямая отсылка к тек­сту знаменитого пушкинского стихотворения «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный…»: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гор­дый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».

    Параллельно с этим М. Е. Салтыков-Щедрин рисует гневно обличающую картину того, что, собственно, ожидает простой народ от царского наместника. Идеи стадо коров перерезать, целую деревню воровством обездолить, избу у полесовщика по бревну раскатать — все это выступает в произведении как типичные шаги и методы тех, кто наделен государственной властью.

    Кульминацией нарастающего чувства авторского возмущения сложившейся политической ситуацией в стране является основанное на гиперболе восклицание: «Сколько по­требуется генеральных кровопролитий учинить, чтоб экую па­кость загладить! Сколько народу ограбить, разорить, загу­бить!» Здесь вновь вспоминается ключевая для произведения фраза о том, что история только «отменнейшие» кровопроли­тия ценит.

    Тонкой иронией пронизано в сказке упоминание о том, что вместе с рапортом отослал Медведь Ослу кадочку с медом в презент. За эту услугу получил он особый ценный совет: за­гладить ту мелкую пакость, которую учинил, крупным зло­деянием.

    В перечне дальнейших подвигов Михаила Иваныча пере­межаются события, достойные традиционных сказочных сю­жетов (стадо баранов перерезал, бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял, и жестокие реалии эпохи, рисую­щие типичную картину расправы над российской демократи­ческой печатью («забрался ночью в типографию, станки раз­бил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»).

    Таким образом, Топтыгин 1-й прохо­дит путь от единичной расправы над свободолюбивым поэтом (чижом) до масштабной реакционной политики (борьбы с де­мократической печатью).

    Едко звучат финальные строки пер­вой части сказки: «Так и остался Топтыгин 1-й майором навек. А если б он прямо с типографий начал — быть бы ему теперь генералом».

    Во второй главе рисуется параллельный сюжет: в другую трущобу посылает Лев Топтыгина 2-го с тем же заданием. В этом фрагменте сказки М. Е. Салтыков-Щедрин критикует по­литику правительства по отношению к учебным заведениям и науке.

    Оказалось, что в этой трущобе все пребывают окутан­ные мраком времен, «не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». Топтыгин 2-й приезжает с желани­ем начать с какого-либо масштабного злодеяния. Однако тут выясняется, что уже при М. Л. Магницком (М. Л.

    Важно

    Магницкий (1778-1855) — попечитель Казанского университета в по­следние годы царствования Александра I) был сожжен печат­ный станок, университет в полном составе поверстан в линей­ные батальоны, а академиков в дупла заточили, где они в летаргическом сне пребывают.

    Сатирически звучит наукооб­разная афористичная фраза по латыни в контексте следующе­го высказывания: «Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать («similia similibus curantur») [клин клином вышибают (лат.)], но полу­чил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре».

    Во второй главе произведения возникает образ стихийного народного протеста, итогом которого становится расправа над воеводой: «сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с …, а кто и с ро­гатиной. Куда ни обернутся — кругом, везде погром. Загород­ки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А по­среди двора и сам ворог висит».

    Эта сцена служит своеобразным предупреждением властям о грядущей эпохе народных революций. По отношению к будущему она звучит провидчески. Материал с сайта //iEssay.ru

    Как известно, для русской сказки характерен в компози­ционном отношении троекратный повтор.

    В этой связи в про­изведении закономерным представляется появление Топтыги­на 3-го. Этот герой выбирает средние злодеяния: его правление не привносит в общественную жизнь особых пере­мен, а сам он напоминает «пустое место».

    Во вверенном ему сказочном пространстве в это время процветает обычная, ус­тоявшаяся в обществе социальная иерархия: «Ежели исстари повелось, что волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают, то, хотя в таком «порядке» ничего благо­получного нет, но так как это все-таки «порядок» — стало быть, и следует признать его за таковой. А ежели при этом ни зайцы, ни вороны не только не ропщут, но продолжают пло­диться и населять землю, то это значит, что «порядок» не вы­ходит из определенных ему искони границ».

    Политика социальных контрастов воплощена у М. Е. Салтыкова-Щедрина в полярных образах: крик одних представляет собой агонизирующий вопль, а крик других — победный клик. Эта реалистическая ситуация оформляется у Топтыгина в теорию неблагополучного благополучия. Здесь М. Е.

    Совет

    Салтыков-Щедрин вновь прибегает к стилистическому контрасту как обличительному средству: «Главное в нашем ремесле — это: laisser passer, laisser faire! (позволять, не ме­шать! (фр.), предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству!)].

    Или, по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоня­ет)». Однако в финале Топтыгина 3-го постигает та же участь, что и Топтыгина 2-го. Сказка М. Е.

    Салтыкова-Щедрина явля­ется ярким воплощением стихийного социального протеста передовой части русской интеллигенции против гнета и пора­бощения народа и свободомыслия в России.

    На этой странице материал по темам:

    • основная тема сказки дурак салтыкова щедрина
    • медведь на воеводстве краткий анализ
    • медведь на воеводстве о чем эта сказка
    • проблематика сказки медведь на воеводстве
    • медведь на воеводстве характеристика