Нравственный аспект сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал в большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем. Несмотря на то, что его творения были довольно-таки короткими, он смог передать в них всю суть своей сатиры. Благодаря разнообразию художественных приемов и социальной значимости, они помогают развеять иллюзии разных возрастов. Людей, которые привыкли смотреть на мир через розовые очки.

Поэт объединил разные жанры, тем самым читатель может разглядеть в героях его трудов маски, скрывающие реальные лица. Салтыков-Щедрин замаскировал в своих героях разные типы. Присущие характерные черты, были обрисованы в животном мире персонажей писателя.

Каждое творение писателя очень интересно. Здесь добро противостоит злу каждое произведение наделено особенной маралью, которая воспитывает народ. Не зря М.С.Щедрин употребляет пословицы и поговорки, которые уже заложены в голове каждого, с давних времен.

Образы, созданные.Салтыковом-Щедриным, актуальны и в наше время. Всегда можно встретить человека с его недостатками, которые он, почему-то считает достоинством. Автор хотел донести, что не нужно забывать о моральных ценностях. Ведь иногда человеку гораздо проще быть зайцем, медведем или лисицей. Тем самым люди выбирают для себя более удобные качества.

Чтобы продемонстрировать связь с народным фольклором писатель употребляет сказочные выражения. С помощью употребления сказочных зачинов, автор демонстрирует связь с фольклором. Народную речь изучившую во время службы, писатель часто употреблял в своих произведениях

С помощью фантастики употребляемой в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»Михаил С.Щ показывает, что труд, является источником благополучия. Привыкшие жить в комфорте с прислугой генералы, насмотревшись на поведение зверей, готовы были буквально сожрать друг друга. С появлением мужика дело наладилось, он смог их и накормить и напоить. Так же как и в сказке «дикий помещик» хозяин, озверел после того как выгнал со своего имения всех прислуг, он начал ходить как собака на четвереньках, стал запинаться в речи, не мог связать слова в правильное предложение, весь оброс с головы до ног.

Михаил Евграфович создал новый политический жанр, которым были написаны его произведения, создавая противостояние общественному строю. Итог многолетних наблюдений был воплощён в каждом созданным писателем произведении.

Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.

5 стр., 2088 слов

Герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

... смыслом и описывает правление воевод. Вторая же тема касается переносного смысла и рассказывает об отношениях властей с народом. Главные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» , Премудрый пискарь рыба, ... много великих преступлений, но это не спасло положение Топтыгина. Герой отправляется на покой Львом. Первый медведь отличается наивысшим уровнем жестокости и глупости. Единственный ...

Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать).

И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.

16 стр., 7644 слов

Сказки салтыкова-щедрина 7, 10 класс

... как один мужик двух генералов прокормил» Сочинение по литературе по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина Справочный материал для школьника: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – выдающийся русский писатель Годы ... сказочных декорациях. Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда ...

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Обыватель-“пискарь” считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Ему всегда казалось, что он живет правильно, по наказу его отца: “Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба”. Но вот пришла смерть. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?” На все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто. “Он жил и дрожал — только и всего”. Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человека, заключается в словах: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари”. Таким образом, “пискарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. «Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

Проблематика и художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н.А.Некрасов

Тема цикла сказок (1869 — 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества — семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы. В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости — вот главный идейный пафос сказок.

12 стр., 5856 слов

Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина

... определенных групп людей. http://schoolessay.ru/satira-v-proizvedeniyax-saltykova-shhedrina/ Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Для второй половины XIX века творчество ... деле Правды на свете нет!” Обобщенное представление о жизни народа Салтыков-Щедрин создает в сказке “Коняга”. Образ Коняги символизирует угнетение народных масс, благодаря труду ...

Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки. По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д. Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью. В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».

Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Поскольку в сказке «Повесть о том, как…» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов». Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними — ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.

В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки — «Премудрый пискарь»).

Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами. Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася. Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором — позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку. Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?

22 стр., 10599 слов

Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина

... Салтыкову-Щедрину. Писатель был убежден, что "литература и пропаганда - одно и то же". Салтыков-Щедрин - продолжатель русской сатиры ... Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются его сказки. ... 1880-е сатира Салтыкова достигает ... М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н. с) 1889 в Петербурге. Чаще всего М.Е. Салтыкова-Щедрина ...

В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному — Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д. Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.

Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр — литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных. Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла).

Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму — Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.

В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы — народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски — просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей. Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).

Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.

Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»).

При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.

6 стр., 2687 слов

Салтыков-Щедрин М.Е. | Сочинения по литературе | Бесплатно, без ...

... Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова‑Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Текст сочинения: На мой взгляд, творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место ... принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как ...

В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл. 7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки. Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал).

Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», — заявлял автор.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора — соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина — это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.

В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку — одним словом, художественное совершенство.

Тема: «Нравственный аспект сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» , Тема: «Нравственный аспект сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Задачи:

Обучающие, формирование регулятивных УУД:

  • Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
  • — выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
  • — повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)

Развивающие, формирование познавательных УУД:

  • развивать умение анализировать сказки;
  • — вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
  • — учить диалогу, умению работать в группе.

Воспитательные, формирование личностных УУД:

  • формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
  • работа над целостной системой нравственных отношений с людьми;
  • воспитание критического отношения к себе, к обществу, к своему труду;
  • воспитание активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству; к пессимизму.

Тип урока

9 стр., 4101 слов

Жанровое своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

... сказок. Сказки Салтыкова-Щедрина заметно отличаются от народных, и поиски параллелей, а тем более прямых сюжетных заимствований всякий раз оказывались несостоятельными. Салтыков-Щедрин ... приемов Салтыкова-Щедрина поставлен в них на службу революционной агитации и пропаганде. Сказки Салтыкова-Щедрина, на ... жизнь так маяться!» [4;149]. Следующая фраза очень важна в общем композиционном строе сказки: ...

  • комбинированный

Форма

урока — урок — анализ

Ход урока

  1. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой учащихся. — Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Е Салтыкова-Щедрина и поговорим о его сказках.

  2. Постановка цели урока

Наша цель сегодня – понять нравственный урок, который через века преподносит нам Салтыков-Щедрин своими произведениями.

  1. Первичная работа над темой урока
  • Как вы считаете, через что именно писатель воздействует на нас, читателей? (через произведения, точнее через сказки)

– Почему мы с вами привыкли считать, что сказка может нас чему-то научить? (с самого раннего детства нам читали фольклорные сказки, которые нас учили отличать добро ото зла, мы узнали, что есть в сказках положительный герой, обладающий всем набором положительных характеристик – общенародный идеал)

  • Вы прочитали сказки Салтыкова-Щедрина, есть ли в них что-то сходное с фольклорными? (народный юмористический взгляд на жизнь, многие фантастические его образы являются развернутыми фольклорными метафорами;
  • в основе лежат народные сказки о животных. Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развернутых мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено устойчивыми чертами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел туп, а медведь глуповат и неуклюж.)
  • Итак, значит сам жанр произведений Салтыкова-Щедрина дает нам возможность задуматься над острыми проблемами современной действительности.

— Вы знакомы уже со сказками Салтыкова-Щедрина. При чтении, вероятно, вы ловили себя на мысли, что все это так похоже на то, что мы, к сожалению, видим вокруг себя. Что же за проблемы мы можем отнести сюда? (невежество, глупость, жадность и т.д.)

— Как вы считаете, можем ли мы увидеть в биографии писателя то, что привело его к созданию произведений именно такого жанра? Почему? (да, потому что жизнь писателя не была легкой, сталкивала его с неразрешимыми противоречиями, царящими в обществе)

  • Давайте убедимся в этом и послушаем, как же биография писателя повлияла на его творчество.

(сообщения учеников)

  1. Биография писателя (сообщение)

Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и общества…»

13 стр., 6021 слов

Особенности сказок салтыкова-щедрина

... выступает жизнь народа в сопоставлении с жиз­нью господствующих сословий. Что еще объединяет сказки Салтыкова-Щедрина с ... классов и сословий Салтыков-Щедрин затрагивает в сказке и вторую основную тему — положение народа в эксплуататорском обществе. ... в идеал. Дос­тоевский считал классическую сатиру признаком вы­сокого подъема всех творческих сил национальной жизни. Творчество Салтыкова-Щедрина, ...

Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.

В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».

Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство.

Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его. Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость характера.

Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.

Позднее родные – мать, братья, сестры, — а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.

Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.

В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс.

В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.

12 стр., 5924 слов

Функции поэтики фольклора в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

... «Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина используют фольклорные каноны, но не полностью и постепенно перерастают в нечто иное, выраженное в форме сатирической политической сказки, ... Чижик с его непритязательными мечтами в сказке «Ворон-челобитчик»). М.Е. Салтыков - Щедрин плодотворно использует фольклорную сказочную традиции. В народной сказке каждое животное вызывало у людей ...

Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»- наполнено глубокой любовью к Пушкину. Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.

После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком Петрашевского.

М.В. Петрашевский (1821-1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения французских социалистов-утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г. Кружок петрашевцев был разгромлен.

В 1847-1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков-Щедрин начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. – начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается повесть «Противоречия» под псевдонимом М.Непанов. И по проблемам и по образам повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно видно и влияние гоголевской натуральной школы.

В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» — еще более резкая и определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов XIX века.

Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку. Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении жандарма на обязательную службу.

За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», — писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию.

Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.

В 1856г. Салтыков-Щедрин женится на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.

Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков-Щедрин провел на государственной службе. Был вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице-губернатора Салтыкова стали называть «вице-Робеспьером».

Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.

В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать революционно-демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.

В 1868 г. Салтыко-Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым, который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.

28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя-демократа.

Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы щедринской сатиры по-прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.

— Итак, какие же фактыбиографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? (Его детство на «лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боли»).

— Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писатель-сатирик, критик и публицист? (Салтыков-Щедрин — человек необычной работоспособности. Работа для него — непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого.., он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку-другую», сколько мог». Салтыков — Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызвал ненависть официальных кругов России)

  • Вернемся с вами к его произведениям. Его сказки носят определение «сказки для детей изрядного возраста». Как вы это понимаете? (для взрослых. Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию;
  • его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя)
  • Могут ли эти сказки быть интересны детям? Почему? (нет, потому что несут в себя очень глубокий смысл)
  • Сказки Салтыкова-Щедрина являются сказками сатирическими. Обратимся к этому понятию. Что такое сатира? (Сатира — обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде)

— Существует мнение, что сатирик – это тот же врач. Как вы можете это объяснить? (Врач ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз болезней общества, которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях)

  • М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.
  • С какими сказками Салтыкова-Щедрина вы знакомы? («Повесть том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Премудрый пискарь»)

— У группы учащихся на сегодня было дано важное задание: представить себя иллюстраторами книги Салтыкова-Щедрина и попытаться уловить мысль писателя в изображении героев. Рассмотрим их и назовем к каким сказкам они относятся. (работа с иллюстрациями)

5. Работа над литературными терминами.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/problematika-skazok-saltyikova-schedrina/

Скажите, за счет чего Салтыкову-Щедрину удается вносить в свои сказки сатирическую направленность? (использование иронии, гиперболы, литоты, эзопова языка, сарказма, гротеска)

Гротеск- одна из наиболее зримых, очевидных, ярко-экспрессивных условных форм в искусстве- дерзкое, разительное преувеличение, характеризующееся совмещением реального и фантастического начал, изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, «доводящее жизненную нелепость до комедийного абсурда»).

Эзопова речь- это целая система обманных поэтических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно. Эзопов язык – это вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта б века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь-своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гипербола– намеренное преувеличение.

Литота- это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

  1. Основные темы сказок.

    1.

    Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве»).

    2.

    Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).

    3

    — Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь»)

  2. Анализ сказки «Премудрый пискарь» (1882-1883).

    Время написания и публикации сказки-трудная пора реакции итеррора в стране. Салтыков — Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка? — Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.) — Какова жизненная позиция пискаря? Итог жизни пискаря? Что за мысли «посещают» его перед смертью? — Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

— В какие моменты (найдите) и с какой целью (объясните) «рыбье» в пискаре становится «человечьим»?

— Какая черта в пискаре вам наиболее неприятна?

— Учитель: М.Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… .только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбёшке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи черты. Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести. «Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству.

В его сказках, в отличие от сказок народных, зло является активной силой и побеждает добро. Тем самым автор стремится открыть глаза на реальный мир, показать читателю, как бывает в жизни. Приведите примеры из прочитанных вами сказок.

  1. Итоги урока:

    — Итак, на примере сказки «Премудрый пискарь» мы увидели, какой смысл вкладывает в сказки писатель.

Воспитательное значение данной сказки заключается в формировании у читателя негативное отношение к пассивности, приспособленчеству, отказу от борьбы за высокие нравственные идеалы. Автор старается пробудить у своих читателей стремление к настоящей, полноправной, деятельной жизни, к активной жизненной позиции.

Писатель говорил о своей любви к России, о вере в возможности русского народа.

Его гневная сатира рождалась из суровой и требовательной любви к своей Родине, из желания видеть высокие нравственные идеалы воплощенными в жизнь.

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Уже кажется ничего не может вывести из нашей жизни ни премудрого пескаря, ни вяленой воблы, ни медведя на воеводстве и т.д. Так кто же эти герои? Часть нашей русской судьбы или все-таки явление временное.

  1. Рефлексия «Две звезды и желание»
  1. Сообщение домашнего задания

Анализ сказки (на выбор)

Материал для учителя:

Обыватель

– человек, лишённый общественного кругозора, с мещанскими взглядами, живущий только личными интересами.

Деградировать

– постепенно ухудшаясь, прийти (приходить) к вырождению.

«Дикий помещик».

Сатира на социальные и нравственные пороки общества, обличение паразитического образа жизни, глупости и жадности господствующего класса. Положительные идеалы в произведении, безропотность, терпеливость, трудолюбие народа. Народ – создатель и материальных, и духовных ценностей. Соединение в сказке реального и фантастического.

«Премудрый пескарь».

Обличение обывателей в бездеятельности; малодушие и трусость лишают всякого смысла человеческую жизнь. Задача произведения – показать, в чём смысл жизни и назначения человека. Глупость, трусость, беспомощность пескаря. Цель его существования – беречь «распостылую» жизнь. Сказка учит гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни. Приметы конкретного исторического времени в сказке.

«Коняга».

Изображение угнетённого положения простого народа и паразитизма господствующего класса. «Мучительная агония» и «тёмная бездна» жизни мужика. Бесконечность и безнадёжность его положения, долготерпение.