В центре повествования бездомная одинокая собака. Злые люди гонят ее отовсюду и порой даже могут побить. Несчастная ищет себе место, где можно будет спрятаться от холодов, и находит дачу. Там и решает перезимовать. С наступлением весны в жизни дворняги происходят положительные изменения. На дачу возвращается семья с детьми. Девочке Леле становится жаль животное, и она начинает о нем заботиться. А Кусака, такую кличку дали собаке, понимает, как хорошо жить с хозяевами и быть кому-то нужной. Она счастлива.
Но пришла осень, дачники уехали обратно в город, оставив Кусаку одну. Собаке больно, она в отчаянии пытается их отыскать, но потом понимает, что люди бросили ее.
Анализ рассказа
В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».
Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.
Нос часть лица у человека или морды у животных участвующая в ...
... носовую полость на две части. Хотя внешне нос и выглядит симметрично, у многих людей носовая перегородка ... и индивидуальный тембр; общая функция для носов всех животных — различение запахов с помощью обонятельных ... нос именуется «назальным употреблением». 5. Использованная литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/na-temu-nos/ Хомутов А. Е. Примечания Данный реферат составлен на ...
История создания
в 1901 году
Рассказ Андреева включен в одну из образовательных программ России по литературе. Его рассматривают школьники 7 классов, занимающиеся по учебникам В. Я. Коровиной.
Анализ Кусаки
они должны были показать, что все живое может страдать
В рассказе Андреев демонстрирует разницу между жалостью, вызванной сиюминутными эмоциями, и искренним сочувствием к живому существу. Эгоизм девочки и ее близких людей очевиден: все они рады, что приютили бедную собаку. Но их решение не было обоснованным, ответственным и взвешенным. Дачники сделали это лишь оттого, что собака прекрасно скрасила летнюю загородную жизнь своим безудержным проявлением любви.
А их же жалость к бездомному существу с легкостью перешла в безразличие от мыслей о том, сколько проблем принесет содержание собаки в условиях городской квартиры. Рассказ мог бы иметь счастливый конец, но вместо этого Андреев принял решение показать людям жестокость их безразличия и пробудить в них совесть.
Пересказывать произведение Леонида Андреева «Кусака» рекомендуется по следующему плану:
- Бездомная собака.
- Приезд дачников.
- Знакомство с Лелей.
- Кусака.
- Счастье быть вместе.
- Отъезд дачников домой.
- Отчаяние одинокой дворняги.
Читательский дневник можно дополнить пословицами по теме:
- Не существует плохих собак, есть плохие хозяева.
- Без друга сирота, а с другом семьянин.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
Каждая из них характеризует необходимость нести ответственность за своих любимцев.
Основная мысль
Главной темой рассказа считается милосердие и сострадание. Основную идею автор выделял следующим образом:
Произведение учит любить животных и не бросать их.
В своем письме 1902 года, адресованном Корнею Ивановичу Чуковскому, Андреев подчеркнул:
Характеристика и образ Кусаки в рассказе Андреева Кусака
... Она жалко выла от тоски и одиночества. Вариант 2 Рассказ Леонида Андреева «Кусака» - это удивительная история о взаимоотношениях собаки и людей. В ней автор с трогательным сочувствием отн ... В тексте рассказа подмечается, что собака часто бродяжничает. Причём, это происходит уже довольно долго, «годами». Внешность Кусаки невзрачная, она даже в какой-то степени уродливая. Андреев описывает ...
Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов. Мне важно лишь одно — он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Даже более: в рассказе «Кусака» героем является собака, ведь все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.
Автор, отобразив жизнь и переживания собаки, попытался заставить людей задуматься над тем, какие последствия могут нести их, казалось бы, неважные поступки и решения.
Главные герои , Главные герои «Кусаки» Леонида Андреева:
- Кусака — бездомная собака, которую на лето взяли пожить к себе дачники.
- Леля — девочка, которая приголубила дворнягу.
- Мама Лели — абсолютно равнодушная к животным женщина.
Кусака обладает добрым и верным сердцем, у нее хороший характер. Собака способна любить и отзывчива к ласке, также она может быть послушной, если потребуется. Но при этом она по-прежнему боится посторонних людей и не доверяет им.
Девочка Леля же, наоборот, любит непостоянно и эгоистично, не умеет ценить верность. Она могла быть более отзывчивой, ведь по натуре своей она нравственный человек. Но ее воспитанием и формированием ценностей занимались взрослые, для которых собственное благополучие стоит выше таких «мелочей», как сочувствие. Леля, будучи единственным другом Кусаки, бросила ее, не задумываясь о том, будет ли собака жить.
Урок анализ рассказа КУСАКА , Л.Н.Андреев «Кусака»: описание, герои, анализ рассказа
Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.
История создания и описание рассказа
Рассказ был написан в 1901 году и опубликован тогда же в № 9 Журнала для всех. Издан в составе авторского сборника «Книга рассказов и стихотворений» книжным магазином «С. Курнина и К°.
История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует – это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.
Жизнь человека — рассказ Леонида Андреева
... но андреевскую пессимистическую концепцию человека он отрицал самым решительным образом. "Жизнью Человека" начинается новый этап в творчестве писателя. Если до сих пор Андреев шел за Горьким, то ... Ложь и несправедливость в жизни, в организации общества, в отношениях между людьми, вызывающие страдания простого, маленького человека - вот главная тема многих рассказов Л. Андреева. ("Петька на даче", " ...
Главные герои
Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.
Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.
Анализ рассказа
В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».
Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.
Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию – быть человеком.
Первая глава
Кусака — это несчастная бездомная собака. У нее нет хозяев, она никому не нужна. На тот момент у нее не было имени, было непонятно, что она ела, чтобы прожить. Кусака всего боялась. Ведь за короткую жизнь она успела повидать лишь жестокость и зло. Дети, гуляющие на улице, бросаются в нее камнями и палками, чтобы она шла прочь. А дворовые псы, имеющие хозяев, лают на нее, чтобы она уходила подальше от их теплых домов. В испуге собака всегда бежала на окраину села и пряталась в огромном саду.
Лишь однажды она услышала добрые слова в свою сторону. Это был пьяный мужчина, шедший домой. Он улыбался, звал собаку к себе и хвалил ее. Но настроение у пьяниц переменчиво. И пока Кусака решалась подойти к мужчине, тот вспомнил все свои обиды на людей и разозлился. Когда собака подошла и легла рядом на спину, он, вместо того чтобы погладить, пнул ее в бок ногой. С тех пор Кусака ненавидит всех людей без исключения. Собака больше не доверяет тем, кто хочет ее приголубить. В ответ она лишь испуганно убегала или лаяла и пыталась укусить.
С наступлением холодов собачка понимает, что нужно найти убежище, чтобы согреться. Она поселяется на пустующей без сторожа даче и там переживает зиму. Кусака настолько привязалась к этому месту, что начала охранять его и лаять на всех проходящих мимо людей. Так она ощущала себя нужной.
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»
(после ответов учеников спрашиваем экспертов)
Справка экспертов.
Добро – положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим.
Зло – нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения.
- Ребята, а давайте посмотрим, какие зрительные образы вы представили, какие ассоциации у вас возникли о понятии добра и зла, и почему?
Анализ работ учащихся.
На стенде представлены рисунки – образы добра – зла, выполненные учениками; ребята представляют свои работы, объясняя, почему данные понятия ассоциируются у них с тем или иным образом.
-Мы узнали о том, как вы сами толкуете эти понятия, и как толкуются они в словаре. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, товарищи, родители, учителя помогли вам сформировать представление об этих сложнейших понятиях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают вам разобраться в проблеме добра – зла?
( ребята высказывают свое мнение, приводят примеры из русских народных сказок, классической и современной литературы)
— Всегда ли проблема добра – зла решается однозначно? (отвечая на данный вопрос, ученики говорят о том, что однозначно вопросы добра и зла решаются только в сказках: добро всегда побеждает зло. ) Но в литературе, как и в жизни, эта проблема не столь проста.
- Давайте посмотрим, как решается данная проблема в рассказе А. Андреева «Кусака», который вы читали дома самостоятельно.
Беседа по тексту
- Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ? ( ученики рассказывают о том, какие чувства вызвал у них рассказ о судьбе собаки).
- Рассказ начинается с местоимения ОНА. О ком идет речь? (О собаке)
Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»:
«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
- Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром?
(Собака ничья, она никому не принадлежала. Другие собаки гнали ее, дети бросали в нее камнями, взрослые улюлюкали, свистели. )
- Вспомните, кто из писателей до Л. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга? (Тургенев «Муму», Чехов «Каштанка»)
- Чем отличается наша героиня от её сородичей в других произведениях? ( Во всех других произведениях собака – верный, добрый, ласковый друг, а здесь она – озлоблена).
- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?
- А в чем общее? В чем заключается собачий секрет счастья?
- Так ли уж она нуждается в людях? Ведь она живет на свободе. Вспомните кота из сказки Киплинга: « Я кот, который гуляет сам по себе: куда хочу, туда хожу».
- Может быть, и Кусаке эта вольная жизнь по душе? (Собака тянется к теплым избам, у нее есть инстинктивная потребность в общении, она нуждается в том, чтобы о ней позаботились и приласкали.
)
- Один раз её действительно приласкали. Кто это сделал и как это прозошло? (Пожалел пропойца мужик.)
— Он добрый человек или злой? Из чего это видно? (Он всех любит, надеется на добрых людей, заботится о жене, которой купил платок. Но в нем живет и зло: «Он почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подарок жене, долго и больно бил её).
- Если мы представим себе отрезок, в одном конце которого будет добро, а в другом – зло, то где-то должна быть та грань, перейдя через которую человек из доброго превращается в злого?
— Итак, что мы отнесем к добрым качествам этого мужика, а что к злым?(Ребята заполняют таблицу. Добро: Любовь, Жалость, Надежда. Зло: скука, злоба, обида. ) Ребята, как вы понимаете эти слова? ( Ученики объясняют, в случае необходимости помогают эксперты. )
- Собаку и потом пытались приласкать, но могла ли она подпустить после этого случая человека? Что поселилось у неё в душе в ответ за содеянное зло? (недоверие) Справка эксперта. Недоверие-сомнение в правдивости, истинности чувств, слов.
- Куда мы отнесем это понятие? (Зло: недоверие)
- Но всё же и при такой собачьей жизни Кусака не сломалась, устроила свою жизнь так, что изредка бывала даже довольна собой и испытывала чувство гордости. Как это случилось? (она бескорыстно сторожила чужую дачу)
- Но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники.
Хорошие это были люди? (они добрые)
- Какие доказательства приводит автор? (в тексте говорится, что «воздух, удаленность от города, зелень, голубое небо делали их ещё добрее»)
- Получается, что любой, кто живет в деревне, дышит свежим воздухом, любуется голубым небом — добряк в душе и среди таких людей вовсе нет злых?(Нет.)
Получить полный текст
- Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол платья Лели? (Хотели прогнать, застрелить из револьвера, потом привыкли. )
- Но именно они и приручили собаку.
Как? (Дали ей имя – Кусака, привыкли к ней, бросали хлеб, впервые по — настоящему приласкали. )
- Каким образом люди лишили собаку ее непримиримой злобы? Что сыграло свою роль?( Ласка. Ласка — проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное отношение. )
- Как автор показывает что Кусака счастлива? ( Она изменилась внешне и внутренне, «душа её расцвела».
- Расцвести может и цветок.
Как же понять фразу о душе? ( Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок.«У ней расцветают в душе незабудки»)
- А вы сможете, ребята, сами передать её счастье. Попробуйте передать состояние расцветающей души. Улыбнитесь друг другу.
— И всё-таки прежнюю долгую жизнь забыть нельзя. Состояние счастья для неё так непривычно, что приносит боль. Автор нам говорит, что Кусака настрадалась за свою короткую жизнь страшной фразой. Найдите её. ( «Она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки. Как от удара»).
- Что заставляло вздрагивать её и ждать удара даже от ласки? (страх) — А какое это чувство? Куда мы его отнесем? (Зло: страх.) Справка эксперта. Страх-очень сильный испуг, боязнь.
— Поэтому, видя, как люди добры теперь к ней, она ещё острее чувствует к ним ответные чувства. Какие? ( восторг, благодарность).
(Добро: восторг, благодарность) Справка эксперта. Восторг — большой подъём чувств, восхищение. Благодарность-чувство признательности к кому –нибудь за сделанное добро, оказанное внимание.
- Чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинает прыгать, кувыркаться, вертеться. Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия? (наречия: неуклюже, нелепо;
- определения: «неповоротливое, смешное, жалкое тело»).
- Когда вы видите, что кто-то в проявлении своих лучших чувств жалок, неповоротлив;
- когда вы видите, что то, что он делает, неуклюже, что надо делать? (остановить, прекратить это унижение).
- Что делают наши добрые люди? (они смеются)
- Чего они не видят, чего не замечают? (странной мольбы в собачьих глазах)
- А дальше следует более чем странная фраза: « Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали».
- Почему появляется эта странная параллель: как раньше – так теперь? (Как раньше люди не задумывались, каково собаке, что у неё на душе, так и теперь до неё нет никому дела.
Им безразлично, что чувствует собака).
- Каким одним словом можно охарактеризовать поведение людей?(Безразличие)Справка эксперта. Безразличие – равнодушное, безучастное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.
- И человек, и собака привыкает как к плохому, так и к хорошему.
К чему привыкла Кусака за это лето? (Кусака привыкла, что не надо заботиться о пище, что у неё есть своё место в жизни, что её приласкают, если попросит.)
— Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живет по своим законам. Прошло звонкое веселое лето. Наступила осень. Андреев рисует нам потрясающий образ осени. На что настраивает нас это описание? (от этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой).
- И это неслучайно. Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки? (Людям жалко собаку).
— Действительно, Лёля трижды повторяет слово «жалко». Как она произносит это слово и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой? (первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй – готова была заплакать, третий – после обещания матери приобрести породистого щенка, сдалась, уступила, не заплакала).
- Мы видим, как на наших глазах происходит внутренняя борьба добра со злом в душе Лёли. Какое чувство направляет девочку в сторону добра? (жалость)
— А в сторону зла? (эгоизм: ведь вместо Кусаки будет другая, лучшая, породистая собака).
Ребята записывают слова в таблицу.( Добро: жалость. Зло: эгоизм. ) Справка эксперта. Жалость-сострадание, соболезнование. Эгоизм- предпочтение личных, корыстных интересов.
— Судьба Кусаки решена. Лёля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания, такой естественной и нужной, Андреев дает нам другую сцену. Почему? (Проводится параллель между тем, что с Кусакой сделали добрые люди, и теми злыми людьми, которые смеются над деревенским дурачком и мучают его. )
- Только ли об отношении к животным этот рассказ? (Люди жестоки не только кживотным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что её порой не замечают.)
- Есть ли печальные подтверждения этому в нашей жизни, ребята? ( ловля бездомных собак на глазах у детей, грубость и отказ в просьбе нищим, просящим о милости, и т.
п.)
- Вывод: то есть люди, сами того не подразумевая, даже добрые, на первый взгляд, невольно несут зло. Что же порождает это зло? (безответственность) Справка эксперта. Безответственность- отсутствие ответственности.
Заполняем таблицу.
Добро | Зло |
Любовь | Скука |
Забота | Злоба |
Надежда | Обида |
Ласка | Недоверие |
Восторг | Страх |
Благодарность | Безразличие |
Жалость | Эгоизм
Безответственность |
— Посмотрим на нашу таблицу. Понятия диаметрально противоположные, а резкой границы между ними нет. Есть хорошие и плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Всё вместе и составляет суть добра и зла.
- Ребята, какое чувство вызвал у вас рассказ о душевной боли Кусаки? (сострадание, сопереживание, сочувствие)
- Что значит приставка СО — в этих словах?(Ребята рассуждают о значениях данных слов.)
— Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых мы прочитали в рассказе, с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.
— Давайте сделаем выводы. Можно ли однозначно сказать, добрые или злые герои Л. Андреева? Подтверждают ли это слова эпиграфа?(Ребята говорят о том, что в них, как и во многих других людях, живёт и добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернётся в сторону добра или подчинится злу.)
- Что порождает зло и почему подчас бессильно добро? Посмотрите, как мы раскрыли эти понятие. ? (Обращаясь к таблице, ученики отвечают на вопрос)Ребята, если отвлечься от рассказа, мы перечислили все составляющие добра и зла? Дополните этот список своими определениями, входящими в понятие «добра» и «зла». (добро: доверие, сострадание, милосердие, забота, уважение, сердечность…;
- зло: жестокость, лицемерие, жадность, трусость, зависть )
- На что обращает наше внимание автор и к чему призывает? Нужен нам был такойурок? (Каждый ребенок с детства должен задуматься, каким быть.)
Рефлексия:закончить предложение : “Что дал мне для жизни этот урок?”
Или этот урок заставил меня задуматься…
— Благодаря рассказу, мы осознали понятия добра и зла. Моё пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, пусть каждый примет в своё сердце частичку чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми.–Закончить урок хочется строчками из стихотворения Б. Дубровина:
Но только вы не мешкайте, не ждите,
Не останавливайтесь на пути.
И если быть счастливыми хотите,
Другому нужно счастье принести.
Вторая глава
Затем наступила весна, приехали дачники — взрослые, дети и подростки, желающие насладиться природой. Первой, кого увидела собака, была милая девушка в коричневом платье — Леля. Она была рада приходу весны, теплу и наполненная эмоциями закружилась. Но Кусака подкралась к ней, рванула за платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала в дом, сказав близким, чтобы они не выходили в сад — там злая собака.
Ночью дворняга прокралась обратно на дачу и легла на свое привычное место на террасе. Только теперь ее дом был наполнен людьми, которые тихо спали. Приехавшие дачники оказались довольно добры. Поначалу они хотели прогнать собаку или даже пристрелить ее, чтобы не лаяла по ночам. Но в скором времени отношение семейства изменилось, они привыкли к присутствию животного и начали оставлять хлеб. А по утрам даже вспоминали: «Где же наша Кусака?». Это прозвище так и закрепилось за ней.
И с каждым днем собачка стала все спокойнее относится к людям. Однажды Леля решила сама подойти к животному. А Кусака, не зная, что хотят сделать, нанести удар или приголубить, просто перевернулась на спину и стала ждать. Ее погладили. Тогда радостная Леля позвала свою семью. Увидев детей, животное испугалось. Но они не стали обижать ее, а начали гладить и чесать за ухом. Это было приятно, но собаке стало больно от того, как много она потеряла в своей жизни.
Тема произведения[ | ]
Л. Н. Андреев поднимает в своём небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания, а также человеческой чёрствости по отношению к животным. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задуматься над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям и животным.
В письме Корнею Ивановичу Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 года, Андреев подчёркивал:
Мне не важно, кто „он“ — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно — что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни[2]. |
Третья глава
И расцвела Кусака, теперь она принадлежала людям, у нее было имя. Собака ела очень мало по своей старой одинокой привычке. Но и этого хватило, чтобы похорошеть. Длинная шерсть, ранее грязная и висевшая космами, стала чистой, блестящей, почернела. Теперь, когда собака выбегала к воротам, у людей не было мысли дразнить ее. Но она все так же боялась их и не умела выразить свою благодарность и любовь.
Кусака могла лишь вертеться и нелепо кувыркаться, вызывая тем самым восторг и хохот дачников. Они собирались вокруг нее, чтобы посмотреть. Люди хвалили ее за старания и жалели лишь о том, что она стесняется показывать свои умения перед посторонними. Со временем собака привыкла к домашней жизни и стала все реже убегать.
Анализ 2
В рассказе Андреева «Кусака» рассказывается о том, что если человек кого-то приручил, то является ответственным за него в будущем. Именно здесь автор заставляет каждого читателя почувствовать всю боль, которую испытывает собака, которую бросили.
Как только начинаешь читать данное произведение, то сразу же становится понятно, что в мире существует, не только добро, но и зло. В последнее время зла больше в человеке. Где-то живет собака, у которой нет дома и хозяев. Ей приходится ходить по улицам и выпрашивать у других и чужих людей кусочек хлеба. Но, не смотря на это, она все равно надеется, что совсем скоро у нее найдется хозяин, который будет не только его любить, но и кормить.
В этот день девочка по имени Леля решила прогуляться по городу. Она уже давно решила завести у себя дома собаку, вот только родители были против этого. И когда она увидела нашего главного героя, то не стала проходить мимо. Она решилась подойти к ней и погладить и приласкать. Но собаку уже много раз подзывали, а потом обижали, что она теперь не знает, кто к ней и как относится. И поэтому сначала она подходит к девочке, а потом резко кусает ее и разрывает одежду. Конечно же, девочка не ожидала этого, но на собаку не обиделась. Она наоборот решила уговорить родителей забрать собаку к себе домой и ухаживать за ней.
После того как собака попала к девочке ее жизнь в корне меняется. Она больше не шарится по городу и ни у кого не просит еду. А все потому, что за ней ухаживает девочка и не только кормит ее, но и играет с ней. Теперь у собаки есть имя Кусака. Не проходит и дня, чтобы Лиля с ней не поиграла и не приласкала ее. И такая жизнь больше всего нравится собаке.
Но всегда все очень хорошо не бывает и наступает такой момент, когда семье нужно возвращается назад в город, потому что совсем скоро Лиля пойдет в школу, а родители выйдут на работу. Вот только собаку они не собираются брать с собой.
Как же безжалостны люди, ведь они так и не поняли того, что собака привязалась очень сильно к ним и теперь без них ей не выжить в таких условиях, в которых она будет опять находиться. Собака доверилась им, а они использовали ее для развлечения, а когда время закончилось, просто взяли и уехали, а про Кусаку никто и не вспомнил.
Автор специально сделал финал таким трогательным для того чтобы люди поняли, что так поступать нельзя. Этим он пытается донести до всех людей, что нужно относиться ко всему живому с жалостью и состраданием.
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Кусаки↑ АндреевАнализ рассказа Петька на даче →
Четвертая глава
Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.
Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.
Завершение истории
Кусака долго и безнадежно бегала по следам уехавших от нее людей, добралась до вокзала, а затем вернулась обратно на дачу. В надежде она заглянула в стеклянную дверь дома, но там никого не было.
Шел сильный ливень. С приходом ночи собака жалобно завыла. Вой Кусаки был настолько громким, что пронзал воздух. Но он звучал ровно, настойчиво и до отчаяния спокойно. Всякому, кто тогда слышал его, становилось не по себе, и хотелось в уют и тепло, к любящему женскому сердцу. А собака выла.
Тема сострадания (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
(1 вариант)
Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению ко всему живому на земле.
Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки и отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.
(2 вариант)
Героям рассказа чуждо сострадание: никому не было дела до того, как и чем жила собака, как она выживала. «Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Такое «общение» породило страх и злобу. «Только один раз ее пожалели и приласкали». Сначала мы верим и радуемся за собаку, но потом понимаем, что в словах скрыта горькая ирония. Пьяный мужик, который «всех любил и всех жалел» в этот момент, пожалел и собаку, дал ей временное имя «Жучка», хотел приласкать, но настроение быстро изменилось: он вспомнил «все обиды, нанесенные ему добрыми людьми», и ударил ластящуюся к нему, поверившую ему собачонку. Жучка не умела ластиться, она только ложилась перед человеком на спину. «Лежачего не бьют», но почему-то именно в таком беззащитном положении собаке, да и человеку, больше всего достается. «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и… пыталась укусить…» (Впрочем, пьяница обращался так не только с животным: вернувшись домой, он избил жену и порвал платок, который ей подарил).
Собаку смогли приручить дачники, и вновь она оказалась беззащитной перед людьми: «Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу». «Добрые» люди, приехавшие на дачу, сначала хотели ее пристрелить, потом приручили. Только приручить и бросить – еще более жестоко. Леле было «ж-а-алко» бросать собачку, пока ей не пообещали взять породистого щенка, и она уехала уже без сожаления. На ее глазах люди издевались над местным юродивым, который огрызался, вызывая хохот, но эта сцена ничего не вызвала в ее душе, кроме скуки.
Дачники уехали, собака вновь потеряла имя, и для нее наступила ночь отчаяния: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Не об отношениях между людьми и собакой говорит автор, а о людях.
А за бессловесную Кусаку говорит в рассказе сам автор Леонид Андреев.
***
Мы в ответе за тех, кого приручили
С французского: Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoise.
Буквально: Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил.
Из повести «Маленький принц» (1943) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944).
Слова Лиса, адресованные Маленькому принцу:
«- Люди забыли эту истину, — сказал Лис. — Но ты не должен ее забывать.
Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу…
- Я отвечаю за свою розу… — повторил Маленький принц, чтобы хорошенько это запомнить.»
Иносказательно: призыв быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства близкого человека, дорожить чужим доверием, не обманывать его и т. д.
***
Тема милосердия и сострадания к животным поднимается в повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим черное ухо», в которой рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей. Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки.
***
Общее впечатление
Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют. Собака — это верный и ласковый друг человека, его надежный защитник. Но люди часто их предают и заставляют выть от боли и тоски.
Анастасия
У Андреева нет различия между живыми существами: люди и животные для него одинаковы. Рассказ — не просто история для детей. Тут поучительные нотки, заставляющие задуматься о главном: о милосердии и сострадании, о душевной боли и одиночестве, о любви к людям, животным и всему нас окружающему. А поэтичность андреевского слога трогает за живое, передавая словами настоящие ощущения.
Андрей
Меня поражает, насколько в этом тексте важна каждая фраза, каждая деталь. Ни слова мимо, все в цель — это почерк настоящего Мастера. Та же смена времен года, перекликающаяся с судьбой Кусаки, только усиливает впечатление. Этот рассказ не о судьбе отдельно взятой собаки. Он о человеческом легкомыслии, себялюбии и неумении замечать ближнего, граничащим с жестокостью.
Валентина
Кусака анализ
Кусака анализ рассказа Андреева
1. Введение
Чаще всего это короткие рассказы, написанные для детей. Но в каждом из них заложены и серьезные размышления авторов.
Собаки, кошки, лошади зачастую выглядят намного «человечнее» людей. Невольно возникает вопрос: так в ком же больше проявляются звериные, дикие инстинкты?
Наделив животных сознанием, писатели пытаются объяснить, что они чувствуют, как реагируют на человеческую жестокость, неблагодарность, необъяснимую злость. Примером проникновения в душу собаки является рассказ Л. Андреева «Кусака».
2. История создания
3. Смысл названия
4. Тема . Главная тема произведения — человеческая черствость по отношению к животным. Бездомная собака вела очень тяжелую борьбу за существование. За всю свою недолгую жизнь она привыкла к голоду и побоям и уже не надеялась на лучшее. Однажды она попыталась довериться пьяному человеку, но получила неожиданный и болезненный удар. После такого жестокого разочарования в душе собаке осталась одна злоба.
Приехавшие на дачу веселые люди поначалу вызвали страх в животном. Ценой огромного терпения Леле удалось растопить лед недоверия в душе собаки. Она вновь доверилась человеку и на этот раз не ошиблась. Получив настоящее имя, Кусака обрела наконец-то собачье счастье. Ее голодная опасная жизнь закончилась. В благодарность за человеческую ласку, кров и пищу собака была готова защищать и охранять своих хозяев.
С наступлением осени счастье Кусаки внезапно закончилось. Она оказалась простой игрушкой для отдыхающих, которую можно выбросить за ненадобностью. Трагедия собаки состоит в том, что ей будет очень тяжело вернуться к прежнему образу жизни. Финал рассказа может заставить впечатлительного человека прослезиться. «Собака выла». Этот безнадежный тоскливый вой символизирует собой все мировые страдания, объединяющие между собой людей и животных.
5. Проблематика
Однако очень цинично и жестоко выглядят рассуждения матери Лели. Женщина говорит, что собаку будет негде держать, но сразу после этого вспоминает, что ей предлагали породистого щенка. Оказывается, все дело в том, что Кусака — простая дворняжка. Она не виновата в своей «беспородности», которая имеет большое значение для людей. Вина лежит на человеке, который должен был задуматься, прежде чем прикармливать дворняжку.