Образ родины в романе Л. Костенко «Маруся Чурай»
Роман в стихах «Маруся Чурай» — произведение панорамно-масштабный. Из огромного количества событий кипучей политической и культурной жизни Украины XVII века Лина Костенко выхватила один маленький островок — Драму отдельной личности, а осветила трагедию целого народа, показала боли современника и страх перед будущим. Главный образ романа — Отчизна. Родная земля с ее трагической судьбой стоит за спинами героев. Недаром же история Украины переплетена с сюжетной линией жизни Маруси. Все произведение проникнуто чувством любви к родной земле, которая предстает перед нами не только алмазно-переливными рисунками пейзажей, а, прежде всего, пестрой мозаикой человеческих судеб (как исторических, так и вымышленных), которые, взятые вместе, составляют историю народа. Боли и тревоги тогдашней суток читатель улавливает в печали вечерней моды после суда над Чураивной и накануне выхода полка в поход.
Огненная звезда в небе пролетела,
сычи кричали, вестники беды.
На сто мнений задумчивая Полтава
ивовые гривы клонит к воде.
Болит за Отчизну пылкое сердце Ивана Искры, мчится к гетману с известием об опасности, нависшей над песней родного края — над Марусей Чурай. Хорошо понимает и Богдан Хмельницкий, что значит для государства народная песня.
Тем более сейчас, как такая разруха.
Тем более сейчас, при такой войне —
что помогает НЕ вгашаты духа,
как не певцами созданы песни?
Особенно тогда, когда «о наших битвы — на бумаге голо», когда без исторической памяти о борьбе и подвиги предков никнет и усыхает, как дерево без корня, любовь к Родине.
Отдавая должное казачеству, Лина Костенко не обходит и черных страниц истории Украины: предостережением для потомков звучат в романе упоминания о Байду Вишневецкого, Наливайко, Павлюка, Чурая, ставших жертвами предательства соотечественников, бездумно запрягали своих внуков в ярмо неволи.
Образ Отечества в романе воспринимается очень эмоционально. Мы не остаемся равнодушными ни к судьбе героев, ни к руинам, вызванных войнами, ни к горю отдельных людей, ставших жертвами завоевателей; возникает необходимость помочь родной земле возродиться в красоте и славе, а народу стать достойным и равноправным среди других народов.
Образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго»
... многочисленных исторических романов, но и самого жанра исторического романа как такового. Личность Вальтера Скотта прослеживается во всех идеях, во всех образах, в каждой строке «Айвенго». Идея ... постоянно грозят междоусобицы, разрушающие жизнь страны, тяжким бременем ложащиеся на плечи народа, мешающие созданию централизованного государства. Особенно резко писал Вальтер Скотт о нормандских ...
Исторические персонажи в романе «Маруся Чурай» Лины Костенко
Изображенным в романе историческим героям Лина Костенко дает такую же оценку, как и народ в своих песнях и думах, ведь сам народ является и творцом истории, и беспристрастным ее судьей. Поэтесса сохраняет историографическую точность, за исключением отдельных деталей, которые не противоречат ни достоверности событий, ни правде широкомасштабных обобщений, которые она делает.
Мудрым и гуманным рисует Лина Костенко полтавского полковника Мартына Пушкаря. Пушкаар протяжении десятка лет занимал должность полковника, что уже само говорит о его авторитет, какого-нибудь вожака казаки долго не потерпели бы.
Пушкарь в романе больше человек и воин, чем дипломат, в чем откровенно признается и сам:
Оно, скажу вам легче, по-моему
дела в битвах саблей решать.
С большим уважением в романе несколько раз упоминается имя Якова Остряницы, «первого гетмана после Павлюка. Упоминания фиксируют только народную Любовь к предводителю реестровых казаков Запорожье, нашедший в себе мужество и мудрость поднять оружие на реестровых и выступить потом с теми, которые перешли на его сторону против Польши.
Как символ продажности и предательства, не прощенного в веках потомками, изображены Иеремию Вишневецкого, которому «каждая здесь осичинка у дороги … об Иуде листьями шелестит», как рассказывает Маруси, идущий на богомолье в Лавру, старый дьяк.
На исторических примерах мы учимся мужества, мудрости, любви к Родине, правде, к своему народу; учимся не допускать измены и несправедливости, пусть и вскользь. И именно этому учат нас исторические образы романа «Маруся Чурай».
Проблема исторической и художественной правды в романе Л. Костенко «Маруся Чурай»
О Маруся Чурай, девушку из легенды, созданы переводы, написаны очерки, художественные произведения. К этой исторической фигуры обращались М. Старицкий, В. Самойленко, С. Руданский и другие. Но об этой личности история не оставила ни единого свидетельства. Другое дело — легенда. Она приписывает Маруси авторство таких песен, как: «За мир встали казаки», «Ой не ходи, Гриша, да и на вечерницы» и другие. По легенде, была трудолюбивой, доброй, был прекрасный голос. Особое место в легенде отводится ее отношениям с Грицьком Бобренко — красивым казаком, который предал свою любовь, заручившись с богатой. Маруся, чтобы отомстить, отравляет парня настоем из трав. Состоялся суд, но девушку не казнили, а помиловали.
Эта легенда и стала сюжетной схеме романа Лины Костенко. Действие романа происходит на фоне Украины XVII века. Но используя известный сюжет, поэтесса по-новому осмысливает его.
Для Лины Костенко Маруся Чурай — не просто красивая девушка с естественным желанием любить, быть счастливой в семейной жизни. Она — натура творческая, а потому особая, с нежной, чувствительной душой, которая вбирает в себя радости и боли людей, как свои. Начинается роман сценой суда, в котором проявляется отношение других героев к девушке. Для одних она — гордость, душа народа. Для других — убийца. Сама же Маруся, болезненно переживая драму преданного любовь, молчит. Не говорит, что Гриша сам выпил зелье, которое она приготовила для себя. ее прозрение еще больше усиливает душевные муки: «Неровня душ — это хуже, чем имущества» Потому что, действительно, по своему характеру Гриша непостоянен и лицемерный, неуверенный во взглядах и чувствах. Маруся не боится казни, так как давно уже приготовилась умереть ( «то проклятое зелье он выпил сам. Оно было мое»).
Творчество поэтессы Лины Костенко
... сумму, боли, одиночества не превратились в философскую концепцию творчества Лины Костенко. В ее стихах звучат нотки морального максимализма, размышления ... выбрала путь самозречености и безкомпромисности. Всей своей жизнью, всей творчеством Лина Костенко подтверждает: ? Я выбрала Судьбу себе сама И что ... настоящее, просвещенная рентгеном мысли ... » Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ Читайте также:
И самый страшный для нее суд собственной совести: потому и идет на богомолье в Лавру, потому и не поет больше песен. Маруся понимает, что личное горе ничто по сравнению с всенародной трагедией: «Кому на свете хуже, чем тебе».
Так под пером Лины Костенко трансформируется известный сюжет соответствии с авторским замыслом, а жизненная правда органично сочетается с художественной.
рати, так как давно уже приготовилась умереть ( «то проклятое зелье он выпил сам. Оно было мое»).
И самый страшный для нее суд собственной совести: потому и идет на богомолье в Лавру, потому и не поет больше песен. Маруся понимает, что личное горе ничто по сравнению с всенародной трагедией: «Кому на свете хуже, чем тебе».
Так под пером Лины Костенко трансформируется известный сюжет соответствии с авторским замыслом, а жизненная правда органично сочетается с художественной.