Разделы:
Цели урока:
- научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;
- показать особенности построения текста сравнительного характера;
- обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
- ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.
Техническое обеспечение:
- Использование средств ИКТ:
- Программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, Подготовка учителя к уроку.
В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. (слайд № 2) Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой «За завтраком», созданной в 1914 году. (слайд№ 3)
О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? (Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)
Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи).
Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.
Задача нашего урока не только описать картину-портрет и изображённых на ней героев, но и произвести их сравнительную характеристику.
Что же такое сравнение и сравнительная характеристика?
Сравнение — одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами.
Сравнительная характеристика — выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения. (слайд № 4)
2. Беседа по картине
1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? (Да, это родные люди.Это дети художницы.)
2. По каким признакам вы определили, что это родные?( Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане.У них практически одинаков цвет глаз, овал лица.)
Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...
... урока литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература нестандартный компьютерный Теоретические проблемы урока ... учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока. Особое внимание уделяется изучению структуры урока: ... ощущения ребенка, мыслительную деятельность ...
3. Что объединяет этих детей? (Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать)
4. На полотне группа людей (детей) — несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?
Групповой портрет — вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.
Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их дома, связанных единым действием — они завтракают.(слайд № 6)
5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой).
6. Кто из детей старше? ( Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины.Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру).
7. Опишите этого мальчика.(слайд № 8) (Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.)
8. А теперь посмотрите на второго мальчика.(слайд № 9) Чем он отличается от старшего? (Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, — это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.)
9. А их младшая сестра? (слайд № 10) Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. (Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев).
Итак, мы убедились, что дети, изображённые на картине, имеют общие черты, а с другой стороны, разные. Можно их сгруппировать по общим признакам? Для того, чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте составим таблицу, в которой выделим черты сходства и различия наших героев.(слайд №11)
Младший брат и девочка | Старший мальчик | |
Поза | Повернули голову к зрителю, сидят в пол-оборота, мальчик держит ложку, а девочка положила руку на тарелку, другой держится за стул | Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол |
Лицо | Тонкие черты лица, выразительное, яркое | Бледное, правильные черты |
Глаза | Карие, большие, широко раскрыты, живые, блестящие | Прищуренные, опущены вниз |
Взгляд | Обращен к зрителю, внимательный, выразительный, любознательный | Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии |
Нос | Маленький, курносый | Прямой, острый, средний по величине |
Рот, губы | Изящный, маленький, «бантиком»; яркие, алые | Небольшой; тонкие, ярко-красные, вытянуты «ниточкой» |
Волосы | Каштановые, прямые, непослушные | Русые, короткие, аккуратно уложены |
Характер | Добрый, покладистый | Мечтательный |
Одежда | Темно-синее платье и белый, с кружевами фартук; темно-синяя в тонкую белую полоску рубашка | Тёмно-синяя домашняя рубашка |
10. Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение — позируют художнице, второе — пришёл папа, и они смотрят на него).
3. Словарно-орфографическая работа
Как вы понимаете следующие словосочетания (слайд №12)
- мирная сцена (спокойная, налаженная жизнь);
- активное состояние детей (их неподвижность, различные действия);
Вставьте пропущенные буквы в слова(слайд №13): ж ё лтый кувшин, суповая миска, очаровательныедети, белоснежная скатерть, домашняя традиция
Задание на дом: