Конспект по развитию речи для 4 класса : по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Конспект урока по развитию речи для 4 класса по теме:, Сочинение по картине

Тема урока:

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

  2. Формировать умение строить текст-повествование с элементами описания.

  3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

  4. Формировать навыки самоконтроля.

  5. Подготовить к самостоятельной работе над сочинениями в 5 классе.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства.

  2. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционные цели урока:

  1. Развивать все виды восприятия.

  2. Развивать восприимчивость к обучению средствами наглядности.

Оборудование урока:, Планируемые результаты учебной деятельности., Предметные результаты:

  • Совершенствование умений составлять письменные тексты на определенную тему.

  • Развитие умений определять алгоритмы подготовительной работы к написанию сочинений.

  • Осознание необходимости владения безошибочным письмом, как проявлением уровня культуры.

    30 стр., 14576 слов

    Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

    ... целью исследования выделяются следующие задачи: рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы; определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы; рассмотреть урок ... надежды, сопереживая им, формировать собственную жизненную позицию? Литература, бесспорно, занимает особое ... отражение в современных системах развивающего обучения, в обучении через ...

  • Овладение умением проверять написанное.

Метапредметные результаты:

  • Совершенствование умений понимать и сохранять цели учебной деятельности в связи с поставленной задачей.

  • Формирование умения планировать предстоящую работу.

  • Формирование умения соблюдать при письме нормы построения текстов разного вида.

Личностные результаты:

  • Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу.

  • Развитие коммуникативных умений.

  • Развитие навыков сотрудничества при работе парами.

  • Формирование эстетических чувств.

ХОД УРОКА

I . Сообщение темы, постановка целей урока.

Учитель: Кто из вас бывал в лесу? Какие впечатления остались у вас в памяти? (ответы детей) Картины природы всегда вдохновляли поэтов и писателей, художников и композиторов на создание произведений, восхваляющих ее красоту.

Сегодня на уроке развития речи мы совершим путешествие в лес, полюбуемся красотой природы. На доске и на партах вы видите репродукции картины.

  1. Знакома ли вам эта картина? Как она называется?

  2. Где вы ее видели? (выставка, обложка фантика).

    Добавление: на коврах, обоях, ее репродукции висели во многих учреждениях страны.

  3. Кто автор картины? На классном часе мы уже знакомились с его биографией и творчеством.

  4. Что любил рисовать И. Шишкин? (пейзажи).

    Что такое «пейзаж»?

  5. А что почти всегда присутствует на его картинах? Да, это лес. Шишкина называют «Поэтом леса», «Царем леса». Почему?

    12 стр., 5611 слов

    Описание по картине дубовая роща шишкина (3, 4 класс (2)

    ... сочинений по картине Шишкина «Рожь» Сочинение по картине Шишкина «Рожь» — вариант 1 Передо мной картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Основное место на картине ... к земле тропинка Заросшая, убегает, теряется во ... картине художника Ивана Шишкина лес похож не на обычный лес, а ... сочинения. Подчеркни слова, которые помогают точно представить уголок природы, изображённый на картине. ...

  6. Тема леса знакома многим художникам. Мы уже писали сочинение по картине, где присутствовал лес.

  7. Как называлась эта картина? («Иван –царевич на Сером Волке»).

    Интересно то, что она была написана в том же 1889 году, что и картина Шишкина.

  8. Кто является автором этой картины? (В. М. Васнецов).

  9. В названии перечислены герои картины Васнецова, но не все.

  10. Что еще является главным ее элементом? Лес являлся одним из героев картины.

  11. Посмотрите на картину И.И. Шишкина.

  12. Как вы думаете, чем вы будете заниматься на этом уроке? (составлять письменный рассказ по картине).

Для того, чтобы настроиться на восприятие картины, посмотрим презентацию «Путешествие в лес по картинам И.И. Шишкина».

II. Эмоциональный настрой на работу, создание мотивации к дальнейшей работе.

  1. Презентация «Путешествие в лес по картинам И.И. Шишкина».

Учитель: Не только художники, но многие поэты воспевали красоту русского леса, ведь большую часть России занимают леса. Послушайте стихи о лесе.

  1. Выступление учеников.

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое,

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное. (А. Фет)

Учитель: А эти стихи написаны как будто про Шишкина.

Я ухожу в одиночество

9 стр., 4421 слов

По картине Зима Саврасова 3 класс описание

... Читать далее. Сочинение по картине Шишкина “Зима”. 3 класс. план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и ... картине) 1.Пришла волшебница зима. 2. Дремлет лес под сказку сна. 3. Снег, снег, снег – царство снега. 4. Мое отношение к картине. Выберите эпиграф и запишите его в начале сочинения. Сочинение по картине ...

В сказочный лес над рекой.

Шепчутся сосны высокие,

Прячется гриб под кустом.

Лето душевного отдыха

Не заменить мне иным,

Пьян от соснового воздуха

С летом прощаюсь грибным.

И с зародившейся песнею

В сердце своем унесу

Эту картину чудесную:

Утро в сосновом лесу.

Учитель: Как хорошо в теплый солнечный день совершить прогулку в лес! Приятно брести по тропинке, слушать пение птиц и другие лесные звуки, видеть зеленое разнотравье и пестрый ковер цветов на полянках. Как здорово вдыхать терпкий запах леса, цветов, ягод, грибов. Прогулка по лесу успокоит и заставит забыть все, что осталось позади, она нам даст силу почувствовать красоту природы, которая окружает нас. Отправляйтесь в лес по тропинкам, которые поведут Вас к тишине, покою и красоте, вдохните свежий воздух леса.

Берегите лес, берегите родную русскую природу. В этом вам помогут картины великого мастера живописи И. Шишкина.

III. Работа над раскрытием замысла картины.

Учитель: Возвращаемся из чудесного путешествия по лесам. Сегодня мы будем работать с одной картиной. Какой? Рассмотрите ее внимательно в парах, задайте вопросы по ее содержанию друг другу.

  1. Работа учеников в парах.

Учитель: Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что можно купить конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе называют «Три медведя». Ещё одно ошибочное обиходное название картины «Утро в сосновом бору». — это и есть сосновый лес. Поэтому, как надо правильно называть картину?

Послушайте историю создания картины.

  1. Выступление ученика «История создания картины».

Редко увидишь в наши дни такое место в лесу-это глухая и заброшенная тайга на Севере России. По легенде Иван Иванович Шишкин в 1885 году три месяца жил в лесу, делал эскизы. На них он хотел изобразить именно дремучий лес, нетронутый человеком, чащу, которая живет своей жизнью. Изображение леса получилось замечательным, но статичным, а для картины требовалось движение, жизнь. Шишкин нашел это в изображении семьи медведей.

4 стр., 1714 слов

Открытый урок по русскому языку « -описание по картине А. К. ...

... Учитель и воспитатель – Рабус К. – гуманный и высокообразованный. Знакомство с картиной. Перед вами репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» ... будем писать сочинение по картине «Грачи прилетели», стараясь ... зелени. Вывод учителя. Весна – это утро года. Вс ... синеватой полоске леса на ... сочинения-описания. XII. Домашнее задание – отредактировать написанное в классе, написать окончательный ...

Ему помог в этом его друг-художник Константин Савицкий, который нарисовал медведей. Одним из символов России всегда был и остается медведь, самое могучее животное русских лесов, герой бесчисленных сказок и легенд, он, как нельзя лучше, подходил для такого дремучего леса.

Теперь картина изображает бор, в котором сохранились не только вековые сосны, но и могучие животные, которых ранее было много в лесах.

В природе редко встретишь медведицу с тремя медвежатами, но именно три медвежонка -это наиболее подходящее количество для этой картины.

Это полотно является одним из шедевров, написанных Шишкиным, который страстно любил русский лес. Полотно с 1889 года размещено в Москве в Третьяковской галерее.

Учитель: Для чего художник написал картину, что он хотел показать людям, и чему учит нас она? (ответы учеников)

Пейзажи учат людей любить свою страну, ценить и беречь ее природу.

Сегодня на уроке вы будете писать сочинение по данной картине. Вы должны научиться писать сочинения самостоятельно. Скоро вы перейдете в 5 класс, где придется часто писать творческие работы.

IV . Работа над содержанием картины.

  1. Ответы на вопросы.

Учитель:

  1. Что мы будем сейчас составлять? (текст).

  2. Какой? (повествование с элементами описания).

  3. Что и кого надо описать?

  4. О чем надо рассказать?

А сейчас я предлагаю вам выступить в роли учителя. Представьте себе, что вы угостили свою сестричку конфеткой, а на ее обложке картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Она попросила вас рассказать о картине. Какие вопросы по картине вы бы ей задали?

9 стр., 4084 слов

Проектная работа Бизнес-план цветочного магазина «Flower Dynasty»

... и профессионализм флористов, способных создать красивые цветочные композиции. Цветочный магазин. Производственный план Открытие цветочного магазина включает в себя шесть основных ... группу и профиль, рекламирующий продукцию. Создание сайта для цветочного магазина совсем необязательно, особенно если планируется небольшой цветочный ларек. Установление цены на реализуемые товары цветочного магазина ...

«Мозговой штурм»

Варианты вопросов:

  1. Составление плана.

Учитель: Задавая вопросы и отвечая на них, мы получили рассказ. Глядя на картину, выделите основные вопросы, которые помогут вам составить рассказ и план к нему.

Кто художник? Что изобразил? Где происходит действие? Какое время года и суток? Кто герои произведения? Что они делают? Нравится тебе картина?

Что у нас получилось? (план).

Давайте его сделаем удобным для пользования. А для этого вспомните, из каких частей состоит текст. (ответы учащихся)

ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ.

И. Шишкин и его картина.

Что за мини-текст получится? (повествование)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Раннее утро.

Могучий старый лес.

Семья медведей.

Что за текст получится? (повествование и описание)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мое отношение к картине.

Что за текст получится? (повествование)

Учитель: У нас сочинение включает в себя два разных вида текстов. Будьте внимательны, составляя их.

  1. Физкультурная пауза под музыку.

Учитель: Итак, план у нас есть. Что еще потребуется для того, чтобы составить рассказ? (понадобятся слова и словосочетания).

V . Речевая подготовка.

  1. Вступление.

Учитель: Какая лексика нам понадобится для написания зачина сочинения?

Что можно написать во вступлении? Сколько предложений займет вступление? Какая лексика нам понадобится?

А) Художник-пейзажист, Третьяковская галерея, К. Савицкий, 1889 год, шедевр русской живописи.

10 стр., 4962 слов

Классное -зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца». план-конспект ...

... наша земля. 5, 6 класс Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Ларры и Данко↑ ДругиеПортрет героя в рассказе Уроки французского → Чему учит сказка быль пришвина кладовая солнца. Пришвин M Сочинение «Сказка ложь, ... собака. Он понимал свое положение и стал аккуратно хитростью звать Затравку. Расчетливый план сработал. Затравка вытянула его. Мальчик был мужественным. Когда он увидел в пяти ...

  1. Описание утра

Учитель: Что будем описывать далее? (утро в лесу).

Что главное в описании? Посмотрите, по каким признакам определяем, что это утро? (солнце и его лучи, свет на верхушках деревьев).

Какая лексика понадобится?

Б) Утро- раннее, солнечное, солнце робко освещает, лучи пронизывают светом, только начинается, солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимается из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.

  1. Описание леса

Учитель: С лесом вы знакомы не только по картинам художников. На уроках окружающего мира, путешествуя по природным зонам, вы должны были обратить внимание на то, что лес везде какой? (разный: хвойный и лиственный, смешанный).

В крымских лесах побывали многие из вас. Какие это были леса? (хвойные, лиственные, смешанные).

Если лес низкий и редкий –это (молодой лес).

На картине Шишкина какой лес?

В) Лес: густой, непроходимый, таинственный, сказочный.

Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и непроходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой. Деревья: Вековые, могучие, столетние, гигантские, исполинские.

  1. Описание семьи медведей

Учитель: Какая лексика понадобится для описания семьи медведей?

Г) Медвежата: Мишки, мишутки, малыши, они, шалуны, проказники.

Пушистые, красивые, маленькие, забавные, смешные, неуклюжие, косолапые, игривые, шаловливые

Медведица: Мать, мамаша, она- «хозяйка» леса. Большая, лохматая, заботливая, сильная, грозная, строгая (мать).

Учитель: Основная часть готова. Что осталось написать?

Заключение всем группам предстоит написать самостоятельно.

Для составления текста вам дается карточка с опорными словами, часть из которых мы уже подобрали. Используйте слова и словосочетания, пишите без ошибок, проверяя работу по карточке.

17 стр., 8286 слов

Джек лондон на берегах сакраменто главные герои. : как вы оцениваете ...

... собственного удовлетворения. Его власть была безгранична. Лондон Джек На берегах Сакраменто Джек Лондон На берегах Сакраменто Ветер мчится-хо-хо-хью! Прямо в Калифорнию. Сакраменто - край богатый: Золото гребут лопатой! ... долга, способности принимать рискованные, но необходимые решения. Картинка или рисунок На берегах Сакраменто Другие пересказы и отзывы для читательского дневника Некрасов Николай ...

Зрительная гимнастика.

V I . Работа над орфограммами.

Учитель: На карточках дан алгоритм работы над ошибками. На ней присутствуют изученные орфограммы. При написании сочинения, используя ее, старайтесь не допускать ошибок. Работать будете на черновиках.

На карточке № 3 дан алгоритм работы по написанию сочинения, используйте его.

Ученики первой группы пишут сочинение самостоятельно. Вторая группа будет писать сочинение по частям с моей помощью.

В конце работы ученики первой группы будут проверять свои работы в парах, не обращаясь за помощью ко мне. Работайте. С учениками второй группы я поработаю индивидуально.

VII . Самостоятельная работа.

Написание сочинения и проверка в парах (

Первая группа приступает к самостоятельной работе.

Работа с учениками второй группы.

Учитель: Внимание 2-я группа! Запишем название сочинения. С какого предложения начали бы его? Что надо писать дальше?

Запишите вступление.

Посмотрите на план. О чем надо писать дальше? (ответы детей)

Запишите текст., Запишите текст.

Что напишем о семье медведей? (У большой сосны стоит медведица. Это толстое с густым мехом животное. Маленькие глазки следят за медвежатами с испугом. На поваленную сосну вскарабкался медвежонок. Он смотрит далеко вперед. Другой вертится на дереве. Третий не отстает от братьев).

Что напишем в заключении?

Учитель: Проверьте работу сами с помощью карточек. Проверьте работы в парах.

Ученики первой группы проверяют работы в парах и по карточке.

Учитель проверяет работы учеников второй группы.

VIII . Домашнее задание.

11 стр., 5318 слов

Работа над ошибками в сочинении 4 класс

... «4», работать над ошибками, которые допустил Дима Иванов или другие ученики? Когда после такой работы спрашиваешь детей, какие ошибки они допустили в диктанте, они вспоминают лишь те, над которыми работал весь класс и ...

  1. Переписать сочинение в тетради по развитию речи.

  2. Ученики первой группы пишут план.

  3. За сочинение получите 2 оценки: первая -за содержание, вторая- за грамотность.

  4. Ученики за стихи и сообщение получают оценки «5».

IX . Подведение итогов урока.

Учитель:

  1. Что было легко? Что было трудно и непривычно?

  2. Что понравилось? Что нет?

  3. Какую картину (о чем?) вы бы хотели описать в следующий раз?

  4. Как составить план работы над сочинением?

Алгоритм работы с картиной:

  1. Рассмотри картину.

  2. Напиши об авторе.

  3. Определи время года и суток.

  4. Определи место действия.

  5. Найди героев картины.

  6. Определи их действия.

  7. Сделай вывод: нравится ли картина и чем?

Приложение №1. Карточки с опорными словами., КАРТОЧКА № 1 (для учеников первой группы).

Художник-пейзажист, К. Савицкий, 1889год, Третьяковская галерея, Москва, «царь леса», «поэт леса», шедевр русской живописи.

Утро. Раннее, летнее, солнечное, свежее. Только начинается, солнечные лучи золотят. Солнце робко освещает, лучи пронизывают светом. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман, из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.

Небо: покрыто нежными розовыми облаками, лазурно — голубое.

Лучи: солнечные, первые, сияющие, освещают и золотят вершины сосен.

Заря: розовеет, брезжит.

Туман: беловатый, молочный, поднимается из оврага.

Лес. Густой, непроходимый, таинственный, сказочный, дремучий, глухой, вековой, окутан туманом, освещен первыми лучами, дремлет в утреннем тумане.

Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и непроходимая. В ней прохладно и тихо. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой, переломилась пополам.

Деревья. Вековые, могучие, столетние, гигантские, высокие, старые, раскидистые, покрыты потрескавшейся корой. Смотрят в небо, не пропускают свет солнца, много поваленных деревьев.