Урок развития речи «Подготовка к сочинению по картине М.Сатарова «Лесная прохлада» (8 класс)

По учебнику Быстровой (часть 2 упражнение 5), Урок развития речи в 8-м классе по теме:

«Сочинение-описание по картине М.Сатарова

«Лесная прохлада».

Цели урока

Образовательная цель:

1. Познакомить с жизнью и творчеством М.Сатарова;

2. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине;

3. Обогатить словарный запас учащихся;

4. Повторить сведения о художественном описании;

5. Показать разницу жанров: лирического жанра (стихотворение) и жанра живописи.

Развивающая цель:

1. Способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся;

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению анализировать.

Воспитательная цель:

Привить любовь к русскому языку; приобщать учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

Методы:

  • метод сравнительного анализа
  • метод аналитической беседы

Оборудование урока:

  • портрет М.Сатарова и его картины.;
  • репродукция картины «Лесная прохлада»;
  • Учебник 8 класса (Е.А.Быстрова);
  • презентация
  • стихотворения о природе

Оборудование:

  • Портрет М.Сатарова
  • Требования к сочинению-описанию.
  • Презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент. Интрига.

О чем пишет

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают

Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

Могучий, таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

II . Вхождение в тему:

  • Какое время года вы любите?
  • Чем вас привлекает любимое время года?
  • Что вы ощущаете, когда приходите в летний лес?
  • Как вы думаете, что ощущают деревья, когда наступает зима?

III . Словарная работа.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЗАРИСОВКА – это изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

ПЕЙЗАЖ — изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

И наша задача – создать пейзажную зарисовку в своём сочинении-описании.

IV . Виртуальная экскурсия в художественную галерею художников-пейзажистов.

4 стр., 1544 слов

Уроки развития речи. Описание по воображению и памяти

... Тема: Подготовка к ГИА. Часть С (сочинение-рассуждение по воображению и памяти) Тип урока Продолжительность урока Цели урока Воспитание чувства прекрасного (через музыку и изобразительное искусство) Повышение интереса учащихся к классической музыке (вообще), к Сен ...

Картины каких художников — пейзажистов вам известны?

(На слайдах появляются репродукции картин известных художников).

V. Знакомство с художником М.Сатаровым его творчеством.

Слово учителя о художнике

родился 3 октября 1963 года

Московское художественное училище, Два года провел в рядах вооруженных сил

закончил Московский Государственный Художественный институт

Был одним из первых, кто начал торговать на заре перестройки своими картинами на старом Арбате. Ранние полотна Сатарова носили религиозно-мистический характер.

Оттачивая свое мастерство, Михаил добился уникальной техники изображения реалистических полотен.

классиком русской живописи

Один из основных принципов работы Михаила Сатарова — это эксперименты с различными направлениями живописи.

«Талант это 1 процент дарования и 99 процентов пота».

То, что Михаилу 50 лет, а его картины находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях — еще одна составляющая успеха художника. За новыми произведениями мастера выстраивается очередь из желающих приобрести новое полотно. А нового каталога картин художника с нетерпением ожидает еще и армия копировальщиков. В напряженной творческой жизни художника очень важна поддержка и понимание близких людей. В этом Михаилу Сатарову помогает его жена Мария и трое очаровательных детей.

VI . Виртуальная экскурсия в художественную галерею.

Рассказ учителя учащихся о картинах М.Сатарова

(Картины на слайдах под музыку Э.Грига).

VII . Работа по картине М.Сатарова «Лесная прохлада «.

Что вы видите на картине художника?

— (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев. Сатаров изображает красоту мохнатых сосен, стройные стволы березок, грациозность лошади, журчащий ручей)

Каким изображает художник летний лес?, Посмотрите на репродукцию картины Сатарова. Что изображено на переднем плане?

На переднем плане мы видим устье ручья. Сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, берега покрыты травой. Деревья растут возле самой воды.

Что изображено на среднем плане?

Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой. Справа стволы деревьев искривлены, наклонены к воде, корни деревьев переплетаются на поверхности. Все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то волшебником.

Что изображено на заднем плане?

Деревья словно пытаются загородить проход. Но дальше скорее всего поляна, так как светит яркое солнце сквозь крону деревьев. На правом берегу деревья с необычными ветками, стволами, наклоняются к самой воде, словно хотят напиться воды. Оживляют пейзаж ярко-голубое небо, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь крону деревьев. Поляна освещается яркими лучами солнца, заполнившими почти все дальнее пространство картины.

2 стр., 675 слов

Описание по картине Мороз Сатарова (8 класс)

... Картина под достаточно неброским и простым названием «Мороз» создана кистью одного из истинно замечательных художников Михаилом Алексеевичем Сатаровым. ... является расположение большого количества деревьев. Преобладают не хвойные деревья, как ни странно. Деревья растут вдоль правой ... протопить свой дом от зимней стужи. По тому, что бурая лошадка опустила голову ... заднем плане художник представил чистое ...

Опишите лес.

Мы видим таинственные сказочные сосны и тонкоствольные березы. Лес густой, смешанный. На правом берегу лес более густой, чем на левом.

Какое время года и дня на картине?