Из опыта подготовки учащихся к сочинению-описанию
картины (подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона
«Русская зима. Лигачево», 5 класс).
значении».
Цели:
1 закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;
-
научить описывать зимний пейзаж;
-
продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;
-
воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.
-
Обеспечить учащимся сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока.
Оборудование
Ход урока:
-
Слово учителя :
Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над художественным описанием, и будем строить эту работу на материале пейзажа. Мы познакомимся с картиной замечательного русского художника К.Ф. Юона. А вот какое время года будет изображено на картине, давайте попробуем догадаться с помощью музыкального произведения Вивальди — (звучит музыка Вивальди).
Учащиеся высказывают свои предположения.
Записываем в тетрадях число, классная работа, тема урока «Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво»
-
Но прежде чем работать по теме урока, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.
-
Работа с терминами: художественное описание, композиция…., синонимы, метафоры, эпитеты, сравнение.
-
Беседа:
Вступление – ввод в тему с указанием предмета описания и общее впечатление о нем
Основная часть – раскрытие темы: непосредственно само описание предмета и его элементов
Заключение – отношение автора к увиденному: состояние души, природы, чувства восторга, удивления, восхищения и т.д.
-
Каковы задачи описания?
-
(Описать предмет и передать свое отношение к нему)
-
С помощью чего художник это делает? Каким средствами это делает художник?
9 стр., 4096 словУрок русского языка « по картине К. Д. Юона «Мартовское солнце»
... картины. Сегодня мы будем писать сочинение по его картине, которая называется «Мартовское солнце». Перед вами сейчас предстанет репродукция картины, ... мысли и чувства при описании картины. Хочется, чтобы он стал уроком настроений, раздумий, красоты и ... году картина К. Ф. Юона «Мартовское солнце» --- известнейший пейзаж выдающегося русского художника. К. Ф. Юон написал эту картину после бури ...
-
(Художник передает свое ощущение с помощью красок и освещения)
-
А нам с вами какие художественные средства необходимо использовать, чтоб описание было более красочным, выразительным и точным?
-
(мы должны использовать такие художественные средства, как: сравнения, метафоры, слова в переносном значении, олицетворения)
-
(подвести какие – то итоги их работы: отметить более активных, более точные ответы, более полные ответы)
-
Сегодня мы знакомимся с творчеством Константина Федоровича Юона и его картиной. Внимательно рассмотрим эту картину, постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите небольшую творческую работу по этой картине. Вся наша работа на этом и на последующем уроке – это подготовка к сочинению по данной картине.
Тогда я вам расскажу о нем, а вы, внимательно слушая, запоминайте те образные средства, которые я буду использовать при описании полотен (картин) художника, можете записать их для себя. Запишите малопонятные и незнакомые для вас слова, чтоб потом мы их разобрали (слова записаны и на доске учителем)
поэтичностью
Физкультминутка для глаз
2.Рассматривание репродукции с картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».
-
Почему картина так названа?
-
Как вы думаете, какой месяц изображён? Почему?
-
Какую местность изобразил художник? Где находится лес?
-
Какова тема картины? ( Русская зима)
-
Основная мысль? ( Красота, великолепие русской зимы)
-
Какие краски преобладают на картине? Почему?
-
Какие оттенки преобладают?
-
Что изображено на картине?
-
Как вы считаете, где находится художник? (На невысоком пригорке) Почему вы так решили?
. Работа над понятиями «передний план», «задний план».
Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом? (То, что художник расположил на картине ближе к зрителям).
Что художник изобразил на переднем плане картины?
Слово учителя
Русская зима богата снегом, который поражает разнообразием различных оттенков.
Задания : каковы оттенки снега на картине Юона?
Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый и т.д.
Отчего зависит цвет снега?, Где снег яркий, светлый?, А где темный?, Подберите эпитеты, которыми можно описать снег на картине?, С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега?
(Блестит, переливается, сверкает и др.)
Что художник изобразил на заднем плане? ( Задний план — то, что находится в отдалении и картины)., Что вам напоминает пушистый иней, согревающий ветки берёз?
Что художник нарисовал слева от берёзы? Чем гордая красавица-ель отличается от мощных елей, окружающих берёзку?
По картине Юона Мартовское солнце 8 класс (описание)
... Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» Передо мной картина известного художника Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце». ... картины в том, чтобы передать красоту русской природы, свободу, простор русского человека. Полотно вызывает приятные чувства, улыбку, наполняет радостью сердце. Высоко стоящее мартовское солнце ... картине. Прозрачный воздух пахнет талой весной. На заднем плане ...
Тепло ли ей?
Попробуйте определить температуру воздуха. Почему решили, что на улице морозно?, Кого художник изобразил в центре картины?, Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать?, Кто изображён впереди ребят? Опишите собаку., Какие звуки можно услышать в лесу?
Слово учителя:
А какие чувства испытываете вы? Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите свои чувства и отношение к русской зиме (звучит музыка Вивальди).
Слово учителя:
Да, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем.
Недаром Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа.
Русские классики тоже не остались равнодушными к красоте русской зимы и посвятили ей ряд строк, который вам предстоит собрать.
Тексты стихов делятся на части, каждая часть записывается на отдельный листочек. Детям дается задание по группам: кто быстрее и правильнее соберет стихи и выпишет наиболее образные выражения, с помощью которых можно описать картину Юона.
Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов,, Легла волнистыми коврами, Среди полей, вокруг холмов.
А.Пушкин
Заколдован невидимкой,, Дремлет лес под сказку сна,, Словно белую косынкой,, Подвязалася сосна.
С.Есение
Чародейкою Зимою, Околдован, лес стоит –, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,, Чудной жизнью он блестит.
Ф.Тютчев
Эти слова можно использовать в сочинении.
Итак, с чего начать сочинение?
Выберите из нескольких вариантов начала сочинения, наиболее отвечающий вашему настроению (Распечатать на листочках):
-
Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…
-
Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.
-
Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…
(Ответы ребят)
Продумайте начало сочинения. Оно должно отражать ваше настроение, ваше впечатление от картины.
4. Составление плана сочинения. Запись плана в тетради .
План.
1.Красота русской зимы.
2.Описание снега.
3.Деревья.
4.Мальчики и собака.
5.Моё отношение к русской зиме.
-
Словарная работа .
Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
Врубель михаил «пан» описание картины, анализ,
... открыл мастеру своё истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком. Самые знаменитые картины Врубеля… ... 1891 году Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под ... лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж ... в Государственной Третьяковской галерее. Пан, 1899 На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой ...
Задание
Подберите синонимы к словам:
-
-
-
-
Художник (живописец, мастер кисти, пейзажист)
-
Картина – (полотно, репродукция)
-
(Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная)
-
-
-
-
-
-
-
Блестит – (искриться, сияет, сверкает)
-
(Небо) голубое – (лазоревое, светло – синее)
-
(Настроение) праздничное – (доброе, жизнерадостное)
-
-
-
-
Орфографическая работа.
Соревнование по рядам, кто быстрее и правильнее, Вставить пропущенные орфограммы в словах, Д..ревья, пр…горки, …кутать, ин…й, корич(?)невый, с…реневый, ф…олетовый, бл…стящий и др.
-
Творческое задание .
-
Перед вами описание картины, но этот текст очень обедняет картину, т.к. в нем нет почти прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов. Ваша задача — распространить текст за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображению на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.
(как образец разбирается первое предложение вместе с учениками.)
«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в (белом) царстве. (Ясный) (солнечный) день. Везде (сугробы) снега. Снег лежит на (деревьях), на (крышах домов).
Он (ослепительно) блестит, а в лучах солнца кажется даже (розоватым).
На опушке леса застыли в своем (белом) наряде березы. (Пуховой) шалью окутаны (маленькие) елочки.
Морозно. Вот в такой день хорошо подышать (свежим) воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.
Картина очень (светлая), от нее так и веет (свежестью), (чистотой).
Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.
«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.
На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.
По картине Зима Саврасова 3 класс описание
... зима, что, кажется, будто сам стоишь на улице, и видишь эти домики, парк, чувствуешь запах дыма, вдыхаешь чистый морозный воздух. Читать далее. Сочинение по картине Шишкина “Зима”. 3 класс. ... вы подберете, чтобы описать: лес, сосны, ёлочки, зиму, день? Давайте составим таблицу: (6 слайд) Могучий, ... лучами все окружающее блестит и переливается алмазным блеском. Мимо парка по дороге бежит лошадка. ...
Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.
Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.
После работы 2-3 ученика читают получившиеся у них тексты.
- Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст?
(За счет добавления прилагательных описание картины стало более ярким и полным)
-
На следующем уроке мы будем вновь работать с этим текстом. Посмотрим, кто нашел более яркие и точные определения, у кого описание получилось более красочным.
-
Домашнее задание:
Попробуйте найти свой эпиграф к сочинению (группе более сильных учащихся)
-
Подведение итогов работы:
-
отмечается активность, заинтересованность в работе, успешность отдельных учащихся.
-
Рефлексия
К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.
На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.
Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.
Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.
К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.
На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.
Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.
Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.
«К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________.
По картине крымова «зимний вечер» (6 класс)
... Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер» Передо мной картина Н. Крымова “Зимний вечер“. Разглядываю её, и всё изображённое на ней кажется мне знакомым. На большей части картины ... надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью. Для 6 класса Эти бедные селенья, Эта ... русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется «Зимний вечер», ...
На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки.
Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника.
Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.
1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…
2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.
3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…
1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…
2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.
3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…
1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…
2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.
3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…
1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…
2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.
3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…
1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…
2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.
3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…
клоками
пришла
среди
легла
вокруг
на
дубов
рассыпалась
холмов
коврами
повисла
волнистыми
Сообщение бунин тончайший живописец природы. «Мир природы в творчестве ...
... радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, ... низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору - ... гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний ...
суках
полей
дремлет
сна
словно
сосна
под
подвязалася
невидимкой
белую
косынкой
заколдован
сказку
лес
Зимою
неподвижною
околдован
под
жизнью
и
снежной
немою
чудной
бахромою
лес
Чародейкою
он
стоит
блестит
клоками
пришла
среди
легла
вокруг
на
дубов
рассыпалась
холмов
коврами
повисла
волнистыми
суках
полей
дремлет
сна
словно
сосна
под
подвязалася
невидимкой
белую
косынкой
заколдован
сказку
лес
Зимою
неподвижною
околдован
под
жизнью
и
снежной
немою
чудной
бахромою
лес
Чародейкою
он
стоит
блестит