Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926), русский художник, видный представитель жанра исторической и фольклорной живописи, в 1897 году написал картину «Царь Иван Васильевич Грозный». Работа выполнена на холсте маслом, масштаб — 247 × 132 см.
Жанр произведения — исторический портрет. Это единственная работа художника в данном жанре.
Композиция картины треугольная, статичная. Изображена одна фигура в полный рост. Схематично — «треугольник» с основанием внизу.
Узкий вертикальный формат полотна придаёт величественность образу царя, возвышает его над окружающими. Этому способствует и низкая точка зрения в изображении.
Передний план картины — стоящая на ступенях лестницы фигура царя в тяжёлой парчовой шубе. Иван Васильевич изображён в полуобороте к зрителю, не строго по центру полотна, а смещённым к правому краю картины, на фоне фрагмента архитектуры дворца.
Взгляд самодержца очень суров, точнее — грозен, брови сведены к переносице, углы рта опущены. Выражение лица царя всея Руси, вероятно, приводило в трепет окружающих. Несомненно, это сильная личность, человек очень умный, но тяжёлого нрава: жесток, страстен и непредсказуем. Царь уже немолод (борода с проседью), он много видел, много пережил, до конца никому уже не доверяет, одинок в своём величии, в своей неограниченной власти.
Чётки в его правой руке указывают на религиозность, ревность царя в православной вере. Узорный посох Ивана Грозного, заострённый внизу, прославлен проколом ноги князя Андрея Курбского, перебежчика и изменника. Перепадало этим посохом и боярам, когда Иван Васильевич бывал в гневе.
Иван Грозный стоит на красной дорожке, ступенью ниже — изображение державного герба. Шаг вниз — и царь попирает его ногой. Это символично: вся держава у ног его, он безраздельный хозяин Московской Руси.
Задний план — древнерусская архитектура, убранство царского дворца. Резное полукружие окна, узоры, крутизна узкой лестницы — всё передано художником с исторической точностью. В небольшом проёме окна виднеется архитектурный пейзаж старой Московии с заснеженными крышами теремов.
Крамской иван «русалки» описание картины, анализ,
... Майской ночи“ Гоголя» задумывалась Иваном Крамским как первая картина из цикла работ по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако «Русалки» (такое название дали картине зрители) так и остались ... журнал “Семья и школа”, 1962 год, факты биографии художника Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений. Искусство, каким вы его еще не видели #1 #3 ...
В цветовой палитре картины доминирует золотисто-жёлтый цвет: золотая узорчатая парча шубы, золотистые узоры посоха и сапог царя, желтеет узорами убранство дворца. Золотой цвет подчёркивает царскую исключительность.
Оттеняет тёплый цвет одеяния монарха сумрачный фон полутёмного пространства лестницы, тёмный головной убор самодержца и тёмные перчатки на его руках. Сдержанную цветовую гамму разбавляет красная дорожка. Красный цвет её можно трактовать как кровавый путь в укреплении власти, а можно понимать и как цвет силы, жизни. Красный цвет просто красив, и такие ковровые дорожки во дворцах — обычное явление.
Свет зимнего снежного дня струится через окно в нижнем левом углу картины. Есть ещё источник света, не видимый для зрителя. Лицо и фигура царя освещены достаточно хорошо, но стена за ним поглощена сумраком.
Идея произведения — отражение личности царя, его эпохи. В. М. Васнецов, монархист по убеждению, постарался передать образ Ивана Васильевича, свойственный народному представлению: правитель не только грозный, но и незаурядного ума.
В.М. Васнецов остался доволен своей работой «Царь Иван Васильевич Грозный» и представил её на юбилейной XXV передвижной выставке. Художник, действительно, впервые изобразил неоднозначную фигуру Ивана Грозного очень убедительно.
Эта картина находится в Третьяковской галерее. Выразительный образ знаменитого царя не оставляет зрителей равнодушными.