VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

Развить самостоятельность и творчество

младших школьников

, сформировать умения передавать свои мысли и знания учитель может только используя сочинения.

Среди речевых упражнений особое место занимают два вида: воспроизведение текста и создание собственных высказываний. Оба они относятся к упражнениям комплексного характера, так как при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации общения до умения контролировать свою речь.

Нужны условия, чтобы младший школьник мог выражать свои мысли самостоятельно. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что младшие школьники более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность, но если бы не было самостоятельной деятельности, то некому было бы и подражать».

Такого же мнения придерживался и Л.Н. Толстой: «Если младший школьник в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Сочинения в школе занимают особое место — им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в 1 классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает

По мнению М.Р. Львова сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности младших школьников. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции текста, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии — весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Готовясь к письменному сочинению,

— понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа;

28 стр., 13553 слов

Сочинение от лица литературного героя

... героя проявляется наиболее полно Раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов Содержательность сочинения достигается, прежде всего: Глубоким анализом идейно-художественного своеобразия произведения Умением оперировать литературоведческими понятиями Использовать литературную ... занимает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в литературном ... «Горе от ума». Продолжите фрагмент сочинения, подобрав ...

— подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения собственную точку зрения на волнующие вопросы;

— накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное — то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, передавать свои знания, чувства;

— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;

— отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

— орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;

— обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

П.С. Жедек под темой сочинения понимает предмет сочинения, то, о чем говориться в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в тексте. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены младшие школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

И первым по времени и значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений и изложений.

П.С. Жедек утверждает, что тема и заглавие не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда неразрывно связано с идейным содержанием, замыслом произведения. Идея художественного произведения — это мысль автора, писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведении действующих лиц, их переживаниях. В школьных сочинениях отражается внутренний мир младших школьников, иногда даются элементарные оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.

План сочинения — это «проект», каркас предстоящей работы. Обдумывая свою речь (монолог), человек всегда мысленно намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связной речи и вопрос состоит в том: когда и как, в какой форме этот план составляется.

План обязателен особенно на начальном этапе обучения. Он имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Поэтому можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Текст рассказа в этом случае не составляется. Этот прием поможет младшим школьникам понять, насколько важен план: если составлен хороший план, то полный текст не обязателен.

Давать младшим школьникам готовый план — это значит лишить младших школьников самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, в то же время воспитывать у младших школьников неверие в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.

8 стр., 3690 слов

Как вид упражнения младших школьников

... составлять план при написании сочинения, видимо, следует перевести в несколько иной план: стоит ли записывать план сочинения? Как подробно он составляется? Стоит ли его изменять в процессе составления текста [ ... связывая их друг с другом [25]. План — важная ступень всякого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Продумывая свою речь, в особенности монолог, человек чаще всего выделяет основные ...

Также очень важен процесс подготовки

Таким образом, сочинение как вид школьной работы занимает в педагогической практике особое место. Т. Л. Ладыженская пишет, что чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность младшего школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение.

1. Для написания хорошего сочинения нужно располагать необходимым материалом по избранной теме. Нужно обладать исчерпывающими фактическими сведениями о предмете речи и сложившимся представлением о нем. Накопление сведений о предмете речи, его изучение требует времени, и порой довольно значительного. Вот почему в работе по развитию связной речи количество планируемых сочинений нужно ставить в прямую зависимость от естественного развития младших школьников.

2. Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, реально не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилем. Поэтому младших школьников нужно учить конкретным умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.

Последовательность этапов работы при обучении сочинению зависит от сложности этих этапов. Трудности в обучении, прежде всего, зависят от типа речи, в котором будет создан текст. Самая простая работа — создание повествования, сложнее — описание, самая сложная — рассуждение.

При создании повествовательного текста младшему школьнику, как правило, не нужно решать композиционных задач: они решены самой жизнью, последовательностью тех действий, о которых пойдет речь в сочинении.

3. Сочинение является работой творческой и, следовательно, поисковой. Очень важно поэтому, чтобы она выполнялась с интересом. Подлинный интерес может быть обеспечен хорошим знанием объекта речи: чем лучше пишущий знает то, о чем он пишет, тем оригинальнее и самостоятельнее его понимание темы, а собственное мнение, как известно, выражать интереснее, чем повторять чужое.

4. Приступая к работе над сочинением, создатель текста должен знать, кому он адресует свое высказывание. Ему должен быть известен адресат, а точнее — он избирает его сам. Этим адресатом становится по выбору пишущего самый желанный слушатель. Знание адресата определяет общий тон сочинения и предупреждает многие структурные ошибки.

Описание труднее, потому что оно требует аналитического подхода к объекту речи. Нужно выявить признаки предмета, определить их значимость, сказать о них в наилучшем порядке, а в конце сочинения сделать заключение.

Еще большей аналитической работы требует сочинение-рассуждение. Кроме того, оно требует от автора рассуждения, разносторонних знаний и некоторого жизненного опыта.

Помимо трудностей, определяемых особенностями каждого типа речи, существуют и другие трудности. Они связаны с темой, идеей, жанром и стилем. Учет всех этих трудностей и должен определить последовательность в работе по развитию связной речи.

Трудности темы зависят от степени ее доступности пониманию

5. Со знанием своего адресата связано также и элементарное представление пишущего о психологии творчества.

Сочинение оформляется в виде монологической речи. Вместе с тем, монологическая речь создается на базе непроизнесенного, но состоявшегося диалога. Ориентируясь на своего адресата, пишущий делает его своим советчиком, критиком, оппонентом и берет на себя его роль. Наиболее доступный для младших школьников пример — работа художника-живописца: художник у мольберта — он художник; отошел от полотна, чтобы оценить сделанное — он критик, советчик, оппонент.

6. Младшие школьники должны знать требования, предъявляемые к сочинению. Тогда их работа будет переосмысленной и целеустремленной.

7. В своей работе над сочинением

Запись текста имеет ряд технических трудностей. Мысль всегда опережает руку и не сразу находит для себя пригодную форму. Кроме того, сам процесс создания текста протекает как бы сразу в разных временных планах: оформляя сложившиеся высказывание, пишущий соотносит его с тем, что написано, и одновременно думает о будущем. Мысль создателя текста постоянно рассредоточена, и многое приходится держать в памяти, и многое требуется переделывать.

8. Младшим школьникам нужно знать меры поощрения за хорошо написанное сочинение. Помимо принятых в школе оценок, мерами поощрения являются разные виды похвалы. Разбор лучших сочинений на уроке анализа выполненных сочинений.

Рассмотрим упражнения сочинение и изложение в свете теории речевой деятельности.

Русская психология в объяснении процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание младшего школьника развивается в результате практической деятельности. Такая трактовка человеческой психики впервые была предложена Л.С.Выгодским и получила блестящее экспериментальное подтверждение в наши дни. Возникнув на основе предметной деятельности как средство общения и отражения действительности в сознании людей, язык используется как средство общения людей, и в этой коммуникативной функции он сам является ни чем иным, как особым видом интеллектуальной высшей деятельности человека. Понимание языка как деятельности особенно близко задачам обучения.

Т.Л. Ладыженская приводит классификацию структуры деятельности, которая включает в себя 4 фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль, — которые последовательно сменяют друг друга.

Речевое высказывание имеет эту же структуру. «Чтобы полноценно общаться»,- пишет А.А. Леонтьев, — «человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. В-третьих, он должен найти адекватные средства для передачи этого содержания. В-четвертых, он должен уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо звено акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».

Сориентироваться — это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия, отталкиваясь от основных условий коммуникации, решить вопрос о форме, виде, стиле высказывания.

Планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания, которая формируется во внутренней речи.

Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляют третью фазу речевой деятельности.

Четвертая фаза речевой деятельности — фаза контроля — состоит в том, что говорящий сопоставляет свой результат речевого действия и задачу общения.

Учебная деятельность, направленная на развития речи

Второе направление в работе по развитию речи — развитие навыков связной речи — долгое время понималось в методике и в школьной практике как обучение изложениям и сочинениям и разрабатывалось на уровне практики языка — понятия, по мнению Л.В. Щерба пишет: «Упражняться можно только чем-либо известным. Если же правила неизвестны, то и упражнения без правил и была работа над связной речью до тех пор, пока основу ее составлял перечень видов работ».

Теорию же методики обучения связной речи удалось создать в 60-е годы, когда к речи подошли не только как к результату процесса высказывания, но и как к самому процессу (речевому действию).

Это принципиально иное, не узко-лингвистическое понимание речи привело к радикальным изменениям в системе обучения. Если раньше при обучении связным высказываниям членили на части текст данный (изложение) или предполагаемый (сочинение), а затем младшим школьникам предлагалось более или менее творчески воспроизвести его по частям, теперь стало возможным, рассмотрев состав речевого действия, расчленить на части сам процесс и установить, какие умения требуются для успешного выполнения определенных операций.

Рассмотрим по таблице, вычлененные Т. А. Ладыженской, умения в их соотношении со структурой речевой деятельности.

Таблица 1.

Сводная таблица речевой деятельности и речевых умений

Фазы речевой деятельности

Речевые умения

1. Ориентировка в условиях и задачах общения, в содержании высказывания

Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы темы сочинения. Умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли

2. Планирование (составление программы)

Умение собирать материал для сочинения.

Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок, то есть отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении

3. Реализация программы

Умение строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения).

Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко

4. Контроль

Умение совершенствовать написанное

Из семи умений два первых связаны с фазой ориентировки в содержании высказывания. Это умения определять объем содержания и границы темы, подчинять изложение основной мысли.

Два других умения — собирать материал для сочинения, приводить его в порядок, систематизировать — cоотносятся со второй фазой структуры речевой деятельности – планированием.

Два следующих умения — троить сочинения разных видов, также выражать мысли точно, правильно и по возможности ярко — формируются в процессе выполнения операций, составляющих содержание третьей фазы структуры речевой деятельности — фазы реализации программы.

Последнее, седьмое умение — совершенствовать написанное -имеет отношение к четвертой фазе, фазе контроля.

Таким образом, мы видим, что принятая в школе система работы над связным высказыванием соотносится уже со всеми фазами структуры речевой деятельности. Однако, отражая в целом взгляд на речь как на деятельность, она, тем не менее, не выходит за рамки речевого действия.

Самые благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности. Коммутативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Традиционным для школы является прямой имитационный метод усвоения родной речи с такими ведущими приемами обучения как изложение и сочинение по образцу.