Урок » -описание по картине»

Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: « Сочинение-описание картины»

Цель урока:

Задачи: предметные: помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника; метапредметные : активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)»; личностные : воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Тип урока:

Ход урока

Деятельность учителя, Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка:

Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый.

Записывают, по цепочке объясняют.

Проверка на слайде.

  1. Мотивация УД

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке»:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

9 стр., 4253 слов

План конспект по литературе 9 класс УРОКИ № 50‒51. УРОКИ РАЗВИТИЯ ...

... Раскольников… IV. Работа над темой урока 1. Подготовительная работа по написанию контрольного сочинения: консультация учителя Запись на доске Языковые контрасты (антонимы) в романе «Герой нашего времени» Характер Печорина раскрывается в двух ... Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень ...

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Осмысливают, настраиваются на работу.

Работа в 6 группах

(по количеству строф).

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Сегодня наш урок посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача — познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение — сочинение по картине.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой

Сообщение о художнике

Н.П.Крымов (1884-1958) –мастер пейзажа — родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.

Н.П.Крымов вошёл в историю русского искусства как художник родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Н.П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы.

Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.).

Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.

Словарная работа.

Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

1 стр., 406 слов

Природа на полотнах Шишкина и Левитана (описание по картине художника)

... о соснах. Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого художника: "Я нашел этот чудесный уголок природы — порадуйтесь и вы ему". Март... Первые шаги весны. ... очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны. Человека, как и на картинах Шишкина, ...

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.

Смотрят видеоролик о художнике и его картинах.

Запись в тетради.

Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание.

Просмотр картин на слайдах., Расскажите о ваших впечатлениях., Что почувствовали, глядя на эти картины?, Какая картина была последняя?

«Вечер — одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера — именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. Густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня».

И.Б. Порто

Беседа по картине.

1. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

2. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

Беседа по картине.

1. Рассматривание картины.

2. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

3. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

3. Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?

Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.

5.В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

3 стр., 1191 слов

По картине художника Александра Александровича Пластова «Первый снег»

... масляной живописи по холсту, размеры полотна 146х113 см. Чтобы сочинение на тему «Картина «Первый снег» удалось, ... наступила первая послевоенная зима Таковы основные особенности выполнения творческой работы — описание картины советского художника Пластова ... цвет, ведь зима еще только начинает заниматься преобразованием природы. Работая над текстом сочинения, следует обязательно отметить, что художнику ...

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.

6.Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.

7. Какими изображены деревья?

На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева — густой лиственный лес, а в центре картины — высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

8. Опишите деревушку.

Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.

9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола…

10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

3 стр., 1046 слов

По картине коми-пермяцкого художника Л.Бражкина «Первый снег»

... Этȍ серпассȍ гижис Леонид Николаевич Бражкин, коми-пермяцкȍй художник. Картина пырйȍт серпасалiсь мыччалiс ассис отношеннё ... ȍмȍн мыччалic тȍвся деревенскȍй пейзаж быдȍс аслас бытшȍмнас. Эд Леонид ... кыдз гижис эта йылiсь роч гижись К.Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь. Земля была нарядная, ... День как будто дремал. С пасмурного высокого неба падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землё ...

12. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», — говорил художник.

  1. Физминутка

Натираем плечи

Хлопаем в ладоши

Топаем на месте

Хлопаем по коленям

Разминаются.

  1. Продолжение работы над темой

9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола…

10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

12. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», — говорил художник.

  1. Закрепление

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины? О чем бы обязательно написали? Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов — художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника:

  1. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Работа над сочинением.

1. Варианты вступления.

(«Н.П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)

10 стр., 4806 слов

Левитан «тишина» описание картины, анализ,

... Сочинение по картине Тишина — Исаак Левитан Еще при жизни Левитана современники и ценители искусств отмечали, что картина «Тишина» наиболее явно ассоциируется с музыкальными произведениями. В композиционном плане полотно представляет собой сочиненный пейзаж. ... высокая одаренность художника тончайшим «слухом живописи» позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния ...

+ 2-3 ученических.

2. Варианты заключения.

(«От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».).

+2-3 ученических.

Написание сочинения-описания.

«Пейзаж — портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение…»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Устная работа. Вспоминают структуру сочинения-описания.

Записывают план.

Готовят варианты вступления и заключения.

  1. Рефлексия, выставление оценок.

Обозначьте своё настроение в начале урока и в конце цветом. Обоснуйте

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Д/з., оценивание

Повторить разряды местоимений.

Запись в дневник.

Дополнительный материал, Настроение

Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от неё веет тишиной и спокойствием.

Снег

Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план.

Тени

На переднем плане мы видим густую тень от холма, в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко притоптанной тропинки, ведущей к домам.

Небо

Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с жёлтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.

Деревья

Справа видна могучая сосна с искривлёнными ветками и пышной кроной. Слева, вдали, виднеется густой лиственный лес, а в центре картины – высокие куполообразные деревья рыжевато-коричневого цвета, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

Цвета

15 стр., 7282 слов

Малевич казимир «пейзаж» описание картины, анализ,

... из детских кубиков. Описание картины Явление города Дельфта Сальвадора Дали сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su Страница 1 из 612345…»Последняя » Малевич Казимир Северинович Советский художник- ... х годов 25-летний Казимир Малевич приступает к работе над серией этюдов в духе импрессионизма. Тогда появятся «Весенний сад в цвету», «Биркенхайн», «Весенний пейзаж» и другие ...

Художник использовал в основном холодные цвета, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил тёплые цвета. Они передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

Чувства и мысли

Этот пейзаж вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега.

Чувства и мысли 1