: ознакомить учеников с отдельными фактами биографии Д. Дефо, с историей создания романа «Робинзон Крузо», осуществлять межпредметные связи; вызвать интерес к книге «Робинзон Крузо».
Оборудование
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Интерактивный опрос.
- Дети, хотели ли бы вы попасть на необитаемый остров? Почему?
(На доске проводится подсчет голосов учеников, отданных за ответ «да» или «нет», и делается вывод об общей мысли класса и основные причины таких решений).
Интересно, что в современном мире есть еще много безлюдных островов, например, в Греции, Хорватии, Индонезии, а туристические агентства многих стран предлагают путешествие и даже отдых на таких островах для людей, которые мечтают уединиться и ощутить себя «Робинзонами».
А вот романа Д. Дефо совсем не мечтал попасть на необитаемый остров. Но судьба решила иначе. Она сделала Робинзона Крузо героем одной из любимейший детских книг. Жан-Жак Руссо, французский просветитель, считал: «“Робинзон Крузо” — это первая книга, которую следует прочитать каждому человеку, как только он научится читать по букварю».
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
- Что известно об авторе этой бессмертной книги?
Один только перечень его произведений составляет тяжелый том. А всех его книжек, как кирпичин, хватило бы на постамент для памятника, на котором бы высилась лишь одна фигура. И это был бы не он сам. Человек в странной одежде, в козлячьей шапке и с мохнатым зонтиком стоял бы там, словно на холме, осматривая все вокруг внимательным взглядом моряка. Это Крузо, герой книги, которая единственная принесла автору славу на века.
Дефо родился в семье религиозных эмигрантов, выходцев из Фландрии. Отец его был торговцем, а мальчика готовили к карьере проповедника. Но священником он так и не стал, избрав судьбу коммерсанта: торговал вином, табаком и трикотажем, занимался производством кирпича и черепицы; жил в Испании, побывал в Италии, Франции и Баварии, верхом на коне объездил всю родную Англию. Рискованные проекты Дефо часто заканчивались банкротством, и ему неоднократно ему угрожала долговая тюрьма.
Судеб таких изменчивых никто не испытал, Тринадцать раз я был богат и снова беден стал,-
Писал он на склоне лет, подводя итоги своей бурной жизни.
Литература языковедение : Поэтизация труда в романе Д. Дефо «Робинзон ...
... рых является труд. Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, ... к цельной деистичекой концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робинзоном, которое автор изображает не ...
Много бед пришлось ему испытать, много пережить. Иногда, особенно в дни неурядиц, ему казалось, что его захватила стихия в открытом море. Тем не менее, энергичный, выносливый, умный, ловкий, он возрождался, словно феникс, чтобы снова взяться за несколько рискованных проектов.
Молодому коммерсанту очень хотелось быть дворянином, но его фамилия — Фо — ясно указывала на простое происхождение будущего писателя. Тогда Даниэль стал называть себя «мистер де Фо», а уже более поздняя фамилия стала писаться как одно слово. Изобретатель и фантазер, Дефо даже создал собственный фамильный герб: три грифона на фоне красных и золотых лилий и рядом латинский девиз: «Похвалы достойный и горжусь сам».
Но Дефо некогда не ограничивался одним делом. Он активно участвовал в политической борьбе и даже в восстании. За страстные политические памфлеты его наказывали штрафами, тюремным заключением и — однажды — страшным унижением возле позорного столба. Но, ожидая это наказание, Дефо написал «Гимн позорному столбу» и распространил его среди лондонцев. Когда его вывели для наказания, жители столицы Англии устроили ему пышную овацию.
В конце жизни он стал одиноким. Писатель хорошо понимал чувство Робинзона Крузо, который отмечал: «Посреди огромного сосредоточения людей в Лондоне, где я пишу эти строки, я более одинокий, чем был все 28 лет заточения на безлюдном острове».
На могилу Дефо положили белую плиту. С годами она заросла, и, казалось, что и память об этом человеке покрылась травой забвения. Прошло больше 100 лет. И время отступило перед его великими произведениями. Когда журнал «Крисчен уорд» в 1870 г. обратился к мальчикам и девочкам Англии с просьбой прислать деньги на сооружение нового памятника на могиле Дефо, тысячи приверженцев, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: «В память автору “Робинзона Крузо”». И это справедливо: из 500 произведений, написанных Д. Дефо, настоящую славу ему принесла именно эта книга.
2. Беседа
- Что поразило вас в биографии Д. Дефо?
- Какие факты запомнились, привлекли внимание? Почему?
3. История создания романа.
Название произведения.
1-й литературовед. Первое издание «Робинзона Крузо» было напечатано в Лондоне 25 апреля 1719 года без имени автора. Дефо издал это произведение как рукопись, созданную самим героем истории.
Вы придете в изумление, но книги «Робинзон Крузо» у Дефо нет! Роман был назван иначе. (Демонстрируется обложка первого издания книги).
Игровая задача.
Кто лучше переведет название книги с английского на украинский язык?
(См. дополнение).
(Чтение заголовка на английском языке и перевод, возможно помощь ученика — знатока английского языка или учителя).
Ученик записывает на доске полное название романа:
«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо – моряка их Йорка, который прожил двадцать восемь лет в полном одиночестве на безлюдном острове, возле берегов Америки, возле устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которого погиб весь экипаж, кроме него, с дополнением рассказа о не менее удивительном способе, которым его, наконец, освободили Пираты. Написано им самим».
Тема труда в романе Д. Дефо “Робинзон Крузо” План: 1. Введение
... является труд. Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, ... заключается в авантюрной, поэтизированной "природе" основной сюжетной линии романа. "Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, ...
Беседа.
- Обратите внимание на слова: жизнь, приключения, Робинзон Крузо, пираты).
Как вы думаете, почему выделил именно эти слова?
- Сосчитайте, сколько слов имеет это название в переводе на украинском языке. (59).
4. Прототип Робинзона.
2-й литературовед. В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным.
Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.
Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.
Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова… Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз».
Александр Селькирк — прототип Робинзона Крузо.
Прототип — это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.
5. Работа с картой.
Ученик-географ (показывает на карте остров Масс-А-Тьерра (сейчас — остров Робинзона Крузо (возле побережья Чили)), а потом демонстрирует место, где мог расположиться выдуманный Д. Дефо остров: возле берегов Бразилии, возле устья реки Ориноко).
Парадокс: остров, названный в честь героя, был, по замыслу автора, совсем в другой географической точке.
6. Чтение романа.
(Становление молодого Робинзона: поиски своей мечты, неудержимая тяга к морским странствиям вопреки воли родителей).
- К чему призвал юного Робинзона отец?
- Что означает теория «золотой середины»?
- Почему юноша не послушался отца и матери?
- Какие испытания выпали на его судьбу?
III. Выводы урока.
Сегодня мы:
- помечтали о пребывании на безлюдном острове;
- узнали о жизни Д. Дефо;