Робинзон Крузо как воплощение просветительского идеала «естественного человека»

Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниэль Дефо. Творчество Депо представляет собой целую эпоху в развитии английской прозы, она подготовила и социальный реалистический роман XIX века.

Дефо является зачинателем таких разновидностей жанра романа, как приключенческий роман, биографический, роман-воспитание, психологический, исторический, роман-путешествие. Конечно, в его активе эти романы не достаточно развернуты, против именно Дефо наметил важные линии в развитии жанра романа.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая находится под действием окружающей сферы и жизненных обстоятельств.

Литературную деятельность Дефо начал в 1697г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» Около 500 произведений написал писатель. Однако, пожалуй, нет человека не знакомого с «Робинзоном Крузо», одним из лучших произведений мировой литературы.

«»Робинзон» остается вечной книгой и потому, что в центре его стоит проблема общечеловеческая — решать ее приходится каждому, во все времена в любом возрасте» [17, 45]

Даниэль Дефо утверждал, что история эта якобы написана самим Робинзоном Крузо, для того, чтобы отдать должное мудрости Провидения. Нет оснований сомневаться в искренности Дефо, который определил таким образом главную цель своего творения. Но объективное звучание произведений, тем более — в последующие эпохи, далеко не всегда совпадает с объективными намерениями и декларациями авторов. На самом деле автор «Робинзона Крузо» отдал должное ума, воли и трудолюбия человека, который побеждает в нелегкой борьбе с отчаянием и унынием.

«История жизни Робинзона на необитаемом острове — это гимн созидательному труду человека, по мужеству, воле, изобретательности. В этом — непреходящие, глубоко-воспитательное значение книги» [6, с. 414].

В континентальной Европе Дефо быстро завоевал широкую популярность, а его роман породил огромное количество «робинзонады». В разных странах Европы появились книги с однотипным словосочетаниями в названиях: «немецкий робинзон», «шотландский робинзон», «французский робинзон» и т.д. Большой популярностью, например, пользовалась и выходила в переводе многими языками книга Питера Лонгвіля «Пустынник, или неповторимые и удивительные приключения господина Филиппа Хилая, англичанина», которая принадлежала к тому же разряду называемых «мысленных странствий». Разный возраст судился этим книгам, но ни одна из них по идейно-худоржньою значимости не могла стать в уровень с першозразком. «Недаром Робинзон Крузо оказался единственным из героев, созданной английской литературой эпохи Просвещения, чье имя вошло в века как имя нарицательное, единственным, кто вошел в память читателей стольких поколений как типичный образ огромной емкости и значимости» [13, 48].

5 стр., 2349 слов

Литература языковедение : Поэтизация труда в романе Д. Дефо «Робинзон ...

... является труд. Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный ... общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества.[6] Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - эле­мент самовоспитания и самоусовершенствования ...

Жизнеутверждающий пафос романа Дефо оказался созвучным не только читателям эпохи Просвещения. История восприятия этой замечательной книги в нашем столетии не только показательна. Давно забытые многочисленные подражания «Робинзонов Крузо», неудачные пародии на него. А книжка и до сих пор интересует читателя, наснажуючи его жизненной активностью, настойчивостью и любовью к труду. Даже в такие для мира время, когда, казалось бы, нелегко было выстоять перед натиском страха и отчаяния, «Робинзон Крузо» был среди таких гуманистических в своей основе книг, которые заставляли человечество поверить в себя, в собственные силы, в непобедимость здравого смысла.

Дефо написал «историю самоутверждения человека в природе, в обществе. Всюду он прославлял мужество и стойкость личности. Общество также враждебно к личности, как и природе. Чтобы, выжить, нужно бороться, и слава победителю, слава сильном!» [3, с. 295].

Давно перешагнув через все национальные и государственные границы, первый и лучший роман Дефо выдержал самое трудное для произведений искусства испытание — испытание временем.

Творчество Дефо интересовала многих исследователей ХХ ст., среди которых — Анікст О., Артаманов С., Родзевич С., Елічтратова А., Урной Г., Соколянский Г., Корнилова Е.

Целью нашей курсовой работы является раскрытие образа Робинзона Крузо как «естественного человека» просветительского идеала.

А задача наша — это изучать жизнь и творчество писателя, определить его место в истории мировой литературы; проанализировать роман «Робинзон Крузо», выявить черты характера главного героя, его мировоззрение как «естественного человека» эпохи Просвещения.

Наша курсовая работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и основной части, состоит из двух разделов.

Раздел I. Жизнь и творчество Дефо.

1719 год стал заметной вехой в истории английской литературы. Того года вышел в свет знаменитый «Робинзон Крузо» — первый крупный английский роман, который оказал значительное влияние на дальнейшее развитие всей европейской прозы .

«Робинзон» появился на свет, когда его создателю было почти шестьдесят лет. Что правда, достаточно громкое литературное имя — он уже был, но который же не простой был его путь к написанию своего бессмертного творения! Непростой, как и вся его литературная карьера, как и вся его жизнь.

Родился Даниэль Дефо в сентябре или в октябре (точная дата неизвестна) 1660 года, в семье лондонского фабриканта свечей Джеймса Фо («благозвучно» долю «где» добавил к своей фамилии уже сам писатель).

За два года до рождения Даниэля умер Кромвель, полновластный диктатор, председатель буржуазного правительства, который установился в Англии после казни короля

32 стр., 15720 слов

Тайна Робинзона Крузо

... считать, что прототипом фигуры Робинзона Крузо послужила фигура шотландского моряка Александра Селькирка. В предисловии к первому изданию Дефо писал: «Еще до сих пор среди нас есть человек, жизнь ... на острове Селкирк выучил эту священную книгу практически наизусть. В феврале 1709 года неподалеку от острова снова появился флот Дампира. С удивлением англичане увидели поднимающийся ...

Карла И. Английская буржуазия вышла победившей в борьбе против абсолютизма Стюартов благодаря поддержке широких народных масс. Но, когда народ осмелился напомнить об этом и требовал определенных прав для себя, прежде всего, права на землю, — Кромвель жестоко подавил восстание бедноты. В 1658 году реакционному дворянству удается восстановить династию Стюартов в лице Карла II, на годы королювання которого приходится детство, юношество Дефо.

Даниэль Дефо вырос в атмосфере напряженной парламентской борьбы буржуазии за увеличение своих политических прав и возможностей неограниченного обогащения. К богатству стремился и мистер Джеймс Фо, как и позже сам Даниэль. Мясная торговля была выгодной, чем производство свечей способствовала укреплению благосостояния семьи Дефо. Будущий автор «Робинзона Крузо» воспитывается под присмотром пуританского пастора Еннеслі, но имеет достаточно свободного времени, чтобы внимательно относиться к жизни буржуазного торговых кварталов Лондона, блуждать таинственными переулками, восхищаться народными представлениями на площадях и слушать на берегу Темзы рассказы матросов о фантастических приключениях в далеких тропических морях.

В богословской школе мистера Чарльза Мортана Дефо получил достаточную, как на то время образование, но не оправдал надежд своего отца, не стал почтенным пастором. Не на церковной кафедре видим мы двадцати летнего Дефо в 1680 году, а среди странствующих купцов, посредников между импортерами и коммерсантами сити. В последующие годы Дефо посетил Португалию, Испанию, Италию и Нидерланды. Однако Дефо человек деловой, захваченная не красотой природы, моря, а своими коммерческими делами. «Дефо совмещает деловую, комерсантську инициативность с той естественной склонностью к бродяжничеству, о которой говорит шести десяти однолетний Робинзон своей жене, подчеркивая, что это страсть, потому что он человек богатый и большего обогащения уже не стремится» [7, 7-8].

Дух бродяжничества в молодом Дефо органично вяжется с пафосом размаха морской колониальной торговли Англии, и только в старости к этой «романтики» буржуазного развития присоединяются оттенки определенного разочарования Дефо в напряжении многолетней деятельности «искателя счастья» и мечта о «естественная жизнь», лишенного противоречий цивилизованного общества.

В 1683 году Дефо женился на Мэри Тефлі, приданое которой в 3700 фунтов дал возможность молодому коммерсанту приступить к широкой реализации своих смелых торговых планов. Удачливого и преуспевающего коммерсанта из него не вышло; испытал он и мелких поражений и крупного банкротства.

В 1690 года незадачливый коммерсант нашел для себя новое поле деятельности — литературное. Среди ранних попыток пера Дефо-публициста чаще всего вспоминают его «Очерк проектов» (1697), написанный человеком, который серьезно задумалась над развитием национальной экономики. В 1701 году он пишет стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин», направленный против аристократической оппозиции. Дефо язвительно высмеял нелепость самых силкувань рассуждать о «чистоте крови» англичан — нации, возникшей вследствие неоднократного смешения различных этнических групп.

После смерти Уильяма III и вступления на престол королевы Анны наступило время суровых притеснений пуритан-диседентів. В конце 1702 года было выдано анонимный язвительный памфлет «Как можно быстрее расправиться с дисентерами», остро обличал новую политику по інаковіруючих. Авторство Дефо нетрудно было установить, и в феврале 1703 года панфлентиста арестовали и бросили в Ньюгейтської тюрьмы, где он с небольшим перерывом пробыл почти два года. Кроме того, летом 1703 года он трижды стоял у позорного столба однако гражданская казнь мужественного и остроумного защитника дисентерів превратилась в его триумф. Памятником этих событий стал его знаменитый памфлет — «Гимн позорному столбу» (1703 год), написанный в тюрьме.

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты ...

От публикации «Очерка проектов» до появления панфлета «Гимн позорному столбу» прошло всего шесть лет, однако за это время произошло становление Дефо-литератора. Уже в ранней публицистике проявились те моменты мировоззрения Дефо, которые питали и следующие, зрелые произведения писателя. Это, прежде всего, «последовательный демократизм, большая вера в силы здравого ума, и — как следствие не восприятие многих социальных и религиозных предрассудков». [9, 6].

1704 год Дефо начинает выпускать еженедельную газету «Обзор», сочиняя для нее большую часть материалов. Это издание, которое стало чрезвычайно популярным не только в Лондоне, но и во всей стране просуществовало до 1713 года, бесспорно повлияв на формирование английского ранньопросвітницької периодики. Во время работы над «Осмотром» и в последующие годы Дефо пишет также много разных по жанру произведений, включая памфлеты, трактаты и эссе, псевдо мемуары, жизнеописания известных преступников, путевые заметки и даже исторические труды.

Формы вымышленных мемуаров и дневников Дефо обращался и в 1720 года, когда был уже автором «Робинзона Крузо». Примером может служить известный и популярный до сих пор в разных странах «Дневник чумного года» (1722 год), в котором рассказывается о событиях эпидемии чумы в Лондоне 1964-1965 гг. Написаны годом ранее «Записки кавалера» переносят читателя к еще более раннему периоду — до времен Тридцатилетней войны и в начале английской буржуазной революции. По жанру эта книга скорее может быть охарактеризована как авантюрный роман и поставлен в один ряд с такими произведениями писателя, как «Капитан Синглтон» (1720 год) и «История полковника Жака» (1722 год).

Особое место среди романов Дефо, созданных в 1720 года, занимают две книги «Момль Флендерс» (1722 год) и «Роксана» (1724 год).

В этих произведениях главные персонажи попадают не рассвета исторической или географической экзотики, а в хитрозплетення социальных и психологических отношений современной жизни.

Кроме романов, Дефо успевает писать сочинения педагогически-религиозного, политико-экономического и географического характера, как «Воспитание коров», «План английской торговли», в «Путешествие по Великобритании» и другие. За год до смерти грозный призрак тюрьмы вновь возникает перед старым Дефо в связи с его задолженностью. Дефо, спасаясь от опасности, возможно, преувеличивая ее, проживает некоторое время в Лондонских закоулка. В начале 1731 года он поселяется в бедняцком районе Кріпелгет, где родился не осмеливаясь жить ни в одном из трех своих собственных домов вблизи Кріпелгета. 26 апреля 1731 года Даниэль Дефо спокойно умер.

3 стр., 1217 слов

Тема труда в романе Д. Дефо “Робинзон Крузо” План: 1. Введение

... является труд. Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, объектом ... в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из-под ...

Дефо был одним из основоположников бытового реалистического романа в Англии. Автор многих романов, Дефо созданием самого только «Робинзона Крузо» занял место в мировой литературе рядом с Равви, Сервантесом, Свифтом. И сегодня его произведения являются популярными во многих странах.

Раздел II Робинзон Крузо — «естественный человек эпохи Просвещения».

Пожалуй, нет человека не знакомого с «Робинзоном Крузо», одним из лучших произведений мировой литературы, автором которого является выдающийся представитель английского реализма первой половины XVIII века Даниэль Дефо.

Рассказы о своем необычное жизнь и удивительные приключения Робинзон Крузо заканчивает, прожив семьдесят два года. Только тогда он решил не утомлять себя путешествиями, научившись ценить одиночество и счастье кончить свои дни в покое. Не молодой был и автор романа, что его произведение стало в сокровищнице мировой литературы одной из самых любимых книг и молодежи, и взрослых. Дефо пошло уже на шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтоне, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под подробной названием: «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказы о не менее удивительный способ, которым его наконец освободили пираты. Написано им самим» (7, 25) А впрочем, містифікаторський характер последней фразы розгадується очень скоро.

Путь свой к читателю роман нашел сразу. Через две недели после его выхода появилось второе издание, в начале июня — третье, а через два месяца — четвертое. Подобной популярности не знала тогда в Англии ни одна другая книга. В чем же причина такого грандиозного успеха? В необычности судьбы главного героя? Возможно, но только в том?

По мнению изобразить жизнь человека, попавшего на необитаемый остров, писателя натолкнул реальный случай. В октябре 1704 году шотландец Александр Селкирк, штурман одного из британских кораблей, был за неповиновение капитану высажен на необитаемый остров архипелага Хуан — Фернандес за 350 миль от чилийского порта Вальпарайсо. Через четыре года и четыре месяца подобрало его другое английское судно с напівпіратської флотилии капитана Вудса Роджерса. Сам Роджерс выдал 1712 года книгу путевых заметок, в которой посвятил несколько страниц Селкірку. Нет оснований утверждать, что Александр Селкирк стал прототипом Робинзона Крузо: слишком уж большая дистанция между реальным моряком и вымышленным характером; но это история, которая стала известна Дефо, бесспорно, дала толчок к созданию знаменитого романа.

Вообще в тогдашней Англии был большой интерес к книгам, где рассказывалось об разнообразные морские странствия и приключения. Читателей, конечно, привлекали описания неизвестных земель, экзотических народов и обычаев, но не менее интересным был для них авантюрный аспект таких рассказов. Дефо учел популярность подобной литературы и совсем не случайно предоставил жизнеописания Робинзона Крузо в чем-приключенческий характер.

3 стр., 1225 слов

Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». История создания романа

... биографии Д. Дефо? Какие факты запомнились, привлекли внимание? Почему? 3. История создания романа. Название произведения. 1-й литературовед. Первое издание «Робинзона Крузо» было ... Дефо остров: возле берегов Бразилии, возле устья реки Ориноко). Парадокс: остров, названный в честь героя, был, по замыслу автора, совсем в другой географической точке. 6. Чтение романа. (Становление молодого Робинзона: ...

Называя приключениях своего героя «необычными и удивительными», писатель отнюдь не преувеличивал. Даже самый перечень фактов из биографии Робинзона Крузо способен произвести сильное впечатление, а тем более — подробный рассказ. Выходец из пуританской буржуазной семьи вопреки воле отца, который мечтал видеть сына юристом, пускается в море, потом становится купцом — мореплавателем, на два года попадает в плен к мавров, с риском для жизни убегает из рабства, четыре года владеет сахарной плантацией в Бразилии, отправляется в Гвинею по черных рабов и, наконец, в результате кораблекрушения в океане попадает на необитаемый остров, где живет двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.

Повествование в книге ведется от первого лица и сперва напоминает воспоминания: «Я родился в 1632 года в порядочной семье…»(9,16) — такими словами открывается роман, и мемуарная форма повествования продолжается вплоть до того момента в развитии фабулы, когда герои после кораблекрушения оказывается на необитаемом острове. Дальше начинается «Дневник» Робинзона Крузо, который он ведет, живя на острове, а потом снова идут воспоминания.

Выбор такой повествовательной манеры — мемуарной и дневниковой был обусловлен не только личным опытом и литературно-стилевыми предпочтениями беллетриста. Это манера можно быстрее отвечала «новой историко-культурной эпохе с собственным для нее приматом рационалистического начала в искусстве» (9,9).

В жизни Робинзона ничего не происходит по мановению волшебной палочки или по волю божественных сил. Вполне реальные обстоятельства обусловливают его приключениях и мытарствах пока он попадает на остров, а дальше… дальше хозяином своей собственной судьбы становится он сам и только он сам.

«Робинзон Крузо» — не только достоверное описание жизни частного лица, но и произвидение большой художественной значимости, глубокых обобщений. Писатель, по существу, создал новый жанр романа в английской литературе. Этот жанр был оригинальным сплавом приключенческого романа с социальным и филосовским»(14, 72)

Робинзон на своем острове вроде бы повторяет основные стадии культурного развития человечества, выступая в роли охотника, скот овода, земледельца, но он — не человек первобытных человеческих коллективов, которые прошли через эти стадии, а настоящий англичанин Xviiiв., которого Дефо вооружает орудиями современной ему техники и мировоззрением английской буржуазии эпохи перехода на стадию своей дозрілості. «Робинзон очень цивилизованная «естественный человек» с часами и гросбухом, очень далека от поздней романтической поэтизации первобытного человека.

Робинзону иногда кажется, что он нашел на острове настоящую душевную гармонию, но определенное критическое отношение к обществу, от которого он случайно оторвался, не мешает ему скучать по ним. У Робинзона достаточно развито чувство собственника, и даже экзотическая, прекрасная природа острова притягивает его прежде всего потому, что он чувствует себя ее властелином. «Я спустился в эту волшебную долину и с какой-то тайной радостью… подумал, что все это мое: я царь и хозяин этой земли; мои права на нее бесспорны, и, когда бы я мог переместить ее, она стала бы такой же безусловной собственностью моего рода, как поместье английского лорда» (9, 92)

7 стр., 3028 слов

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. Дефо Даниэль

... подыскать себе жилье. С вершины холма Робинзону уясняется его "горькая участь": это остров и, по всем признакам, - необитаемый. ... существованию, на все лады превознося "среднее состояние", уберегающее человека здравомыслящего от злых превратностей судьбы. Увещания отца лишь ... Робинзон, делая что-то "одно", будет всегда примечать идущее на пользу "другое" и "третье". `Перед знаменитыми героями Дефо, ...

Эти мечты уже выходят за пределы мечтаний Робинзона в начале романа о скромное снування, где он желает избежать нищеты, страданий, тяжелого труда нижнего класса, так и тщеславия, зависти высшего класса человечества.

В предсказуемом и практическом Робінзоні мы видим в нем и простодушного философа. «Ненужный хлам! — говорит Робинзон, когда увидел деньги, что остались в каюте затонутого корабля. — зачем ты мне теперь? Ты и того не стоит, чтобы поднять тебя с земли. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего из этого делать; поэтому оставайся там, где лежишь, и иди на дно морское, как существа, чья жизнь не стоит спасать!» однако, немного поразмыслив, я решил взять деньги с собой…»(9, 59)

В таких эпизодах перед нами рисует образ Робинзона — «буржуа авантюрного пери ода накопления капитала»(2,72).

И в этом, и в других случаях Робинзон действует как человек своего времени, и заслуга Дефо заключалась в том, что он точно выписал жизненно активный характер, порожденный и обусловлен вполне определенной исторической эпохой. «Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная илюстрация история человеческого общества, так как центральный герой выражает идеи, психологию и емоции современников Дефо. Это конкретный и в то же время художественный образ» (14, 73).

«…Инерция буржуазного мышления оказывается до абсурдного сильной…»

(9,11), и поэтому он забирает деньги.

Рассказывая о двадцать восемь лет, которые провел Робинзон на острове, Дефо впервые в литературе развернул тему труда. Именно труд помогла Робинзону остаться человеком. Оставшись наедине с природой герой Дефо упорно работает над изготовлением предмете домашнего обихода. Здесь рассказывается как он строил свою первую здание, обставлял свое жилье, приручал диких коз, обрабатывал поле, лепил горшки, пек хлеб, строил лодки и много еще кое-чего, что нужно было для жизни на необитаемом острове.

У Робинзона были некоторые инструменты и значительно облегчало трудности, с которыми он сталкивался. Однако у него не было навыков, необходимых для изготовления тех или иных предметов, поэтому работа для него была тяжелой и довольно медленно выполнялась. Он потратил сорок два дня для того, чтобы изготовить доску для палочки. Вот как он описывает изготовление доски: «Я сделал так: выбрал огромное дерево, потому что мне нужна была длинная доска. Три дня я рубил дерево и два дня обрезал на нем ветки, чтобы иметь бревно. Не знаю даже, сколько времени я отесывал и обстругував ее с обеих сторон, когда ее вес не уменьшилось на столько, что ее можно было сдвинуть с места. Тогда я начисто обтесал одну сторону на всю длину бревна; затем перевернул ее этим стороной вниз и начал обтесывать таким образом и второй, пока получилась ровная и гладкая доска, примерно три дюйма длиной. Читатель поймет, как тяжело работал я над этой доской. Но упорство и труд помогли мне закончить эту работу, как и многие другие» (9, 103).

«Самая замечательная черта Робинзона — эго врожденное и неутомительное трудолюбие. Труд составляет для него первейшую жизненную необходимость»(2,77).

14 стр., 6902 слов

Сочинения об авторе дефо

... произведения. (No Ratings Yet) Загрузка… Даниэль Дефо. Творчество писателя Другие сочинения по теме: Величие духа человека. Даниэль Дефо Робинзон Крузо Даниэль Дефо, автор, “Робинзона Крузо”, и Джонатан Свифт, автор “Путешествий ... приключения Робинзона Крузо» (1719) — первый просветительский роман Англии. Основой для создания романа послужил очерк английского журналиста Стиля «История Александра ...

Интересным для нас является рассказ о том, как Робинзон сумел добыть хлеб. Также в романе рассказывается и о том, как он получал большую лодку, как он шил себе одежду, и даже сделал себе зонтик.

«каменщик, землекоп, плотник, столяр, судостроитель, гончар, пахарь, мукалол, хлебопек, портной, виноградарь, животновод, охотник, рыболов — вот далеко не полный перечень профессий и ремесел, которым овладел Робинзон» (2, 80).

Рассказы о различные работы, которые выполнял Робинзон — это «подлинный гимн человеческому труду и умению» (2,80).

Привлекая внимание читателя к внутреннему миру своего героя, Дефо наделяет его и приметами ранньопросвітницької сознания. Действительно, живя на острове, Робинзон мобилизует все свое знание о природе, изучает не только ремеслу, но и закономерности климатических изменений, ход времен года и т.д. Едва ли не превыше всего он ценит результаты деятельности человеческого разума. «… Здесь должен заметить, — делится своими размышлениями Робинзон, — что разум есть основа и источник математики, а поэтому, определяя и вымеряя умом вещи и составляя себе о них правильные представления, каждый со временем может научиться первого попавшегося ремесла…» (9, 67)

Преодолевая трудности, которые возникают на каждом шагу, Робинзон пополняет свои знания об окружающем мире, глубоко осознает значение труда в жизни человека.

Хотя это может показаться и парадоксальным, но как раз одинокую жизнь учит Робинзона ценить человеческое общение, радости которого он был лишен много лет. Страшная тоска и страстное желание охватило его, когда он увидел корабль. С его уст непрестанно выхватывались слова: «Ах, если бы хоть двое или трое! Нет, хотя бы один из них спасся, и приток в меня! Тогда бы у меня был товарищ, была бы живой человек, с которым можно было бы поговорить». Ни разу за свое долгосрочное уединенную жизнь я не стремился так жарко человеческого общества, и не разу я не чувствовал себя так горько без него» (9, 159).

Правда, он не на шутку пугается, увидев на шестнадцатом году уединения человеческий след, а на двадцать третьем году — живых дикарей — людоедов. Но в то же время, как видим, он скучает по человеком собеседником, человеком — другом. Этот сумм в определенной степени находит выход в его отношении к Пятнице: освобожден дикарь становится не только слугой, но и учеником и другом Робинзона.

Вообще моральный аспект жизненной истории Робинзона Крузо не менее важен и интересен, чем экономический; более того — оба эти аспекта тесно взаимосвязаны, неотделимы друг от друга. Духовная жизнь Крузо на острове, конечно же, отнюдь не сводится к молитв и чтения Библии — единственной книги, которую есть в него. Понятное дело, герой Дефо изображен как человек своего времени и обращения в мыслях к всевышнего для него вполне естественное. Молитва для него своеобразная деятельность — отдых от работы. Сам Робинзон признает, что долгое время его мнение «не знала бога», что впервые он обратился к нему во время бури, а второй раз — оказавшись на острове. Этой второй молитве он дает очень реалистическое толкование, характеризуя свой экстаз, как обычную животную радость существа, спасенной он смерти: «…Религиозности Робинзона и его автора таится очень здоровое, стихийно — материалистическое восприятие мира, а порой и насмешливое отношение к религии» (15, 33)

37 стр., 18079 слов

Концепция «нового человека» в романе м. Турнье «пятница» глава

... Робинзона Крузо, например, обнаруживаются черты, характерные для «человека вообще», заключающие в себе начала «всеобщности», и вместе с тем ... к гиперболе. Произведения Свифта, Вольтера, Дидро характеризуются универсальными ... историю человечества просветители делили на две формы бытия человека. ... писателей как Поп, Дефо, Аддисон, Стиль, Ричардсон. ... в возможности человека, представление о здоровых началах ...

«Библия для Робинзона — своего рода дополнение к его «гроссбуха» с учетом ежедневного труда» (7, 18).

Робинзон не полагается пассивно на мудрость творца, а записывает как кредитор и должник, по его собственному выражению, на одной половине страницы своего дневника все, что считает зло в своей жизни, а на второй — все, что считает за добро. Под «злом» он записывает: «Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и я не имею никакой надежды на спасение… Мне не с кем поговорить и утешить себя» (9, 66).

А добро это — «… как живой, я не утонул, как все мои товарищи.» Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку не из чего жить… Но я живу в жарком климате, где я вряд ли носил бы одежду, когда бы и имел его…(9, 66).

Баланс доказывает преимущество добра, и лишь тогда, после этой бухгалтерской ревизии своей судьбы, Робинзон убеждается в зависимости от мирового планирования творца.

Однако эти элементы свободомыслия в мировоззрении Робинзона, как и элементы критического восприятия капиталистической деятельности, рождающейся, осознание ее разительных противоречий, не нарушают целостности общего пуритансько-буржуазного мировоззрения героя романа и свидетельствуют лишь об определенную сложность образа Робинзона.

Важно отметить, что в жестокой борьбе со стихиями Робинзон не теряет понятие о совесть, сострадание, человечность. Последнее оказалось и в отношении к Пятницы и его отца, в освобожденный испанцами, в активном неприятии дикарского насилия, в действиях и даже в размышлениях героя. Так, готовясь к обороне от возможного нападения дикарей, он, хорошо поразмыслив, пришла к выводу, что дикари — тоже люди и что они «не большие убийцы, чем те христиане, которые убивают пленных на войне или — как еще чаще бывает — уничтожают мечом целые армии, ничего не милуя, даже тех, кто сложил оружие и сдался.» (9, 146)

Стоит заметить, что Дефо как автор романа «Робинзон Крузо» имеет связь с просветительским «романом воспитания». Образ Робинзона Крузо значительно изменяется в течение его истории. Легкомысленный и своенравный парень, каким он является в начале романа, — становится под влиянием жизненных обстоятельств мудрым и серьезным человеком.

Именно «роман воспитания» ценил в «Робінзоні Крузо» Жан-Жак Руссо, который называл книгу Дефо удачным трактатом о естественное воспитание.

Робинзон воплощает просветительские представление о «естественного человека» в его взаимодействиях с природой. Однако Робинзон — это не только человек «вообще», которая действует через свою «природу» и разум; «Родинзон — это вполне типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных громадських отношений» (1, 126).

И если лучшие черты характера Робинзона — человека смогли обнаружить себя вдали от общества, в обстоятельствах необитаемого острова, то все же они не смогли поглотить в нем настоящего буржуа. В этом мы видим его деловую смекалку и здравый смысл. Его религиозность и набожность переплетаются с практичностью коммерсанта. Любое дело он начинает с молитвы, как настоящий пуританець, он не расстается с Библией, но вместе с тем он «мелочно расчетлив и во всем руководствуется прежде всего интересами выгоды» (1, 126).

Характер Робинзона раскрывается в его общении с Пятницей. В молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон прежде всего хочет видеть в нем раба. Не случайно первое слово, которого он его учит, — это «хозяин». Робинзону нужен послушный и смиренный слуга и его радует покорность и услужливість Пятницы. Робинзон понял, что Пятница имеет сообразительный ум и доброе сердце. Как настоящий пуританець Крузо пытается привлечь Пятницу к религии. Однако казусные вопрос, который задает слуга, частот приводят Робинзона в Тупой угол.

«На протяжение всей «Жизни Робинзона Крузо» можно проследить борьбу между традиционным пуританизмом, уповающим на благодать божественного промысла, и трезвым, реалистическим — разумным отношением к миру, характерным для буржуазного века Просвещения»(12, 343).

«…Весь роман Дефо проникнут просветительскими идеями — прославлением разуму, оптимизмом и проповедью труда; Дефо разделил многие просветительские шлюзки, предвосхитив в известной мере позднейшую идею «естественного человека», и осветил вместе с тем по-своем, со своеобразным пуританской стащизисом, исторически прогрессивное стороны созидания буржуазного общества.» (8,18).

В конце скрытое живет и аллегорическое начало. История Робінзоно Крузо со всеми ее перипетиями может быть воспринята как развернута, обросла многими подробностями притча о Человеке, о его соприкосновения с природой, о ее борьбе за жизнь, о физическую, интеллектуальную и моральную устойчивость.

Выбранный прозаиком метод сухой мемуарно — дневниковой рассказы оказался на удивление удачной формой для воплощения смелого художественного домыслу. Как выяснили поздние комментаторы, романист мог допускать мелкие неточности в географии и зоографії, но в главном — в изображении реального характера человека, попавшего в исключительные обстоятельства, он достиг максимальной художественной убедительности. Его установку на жизненную достоверность выдержан от начала до конца произведения с неограниченной последовательности.

Значительную роль в поэтике романа и в его эстетическом воздействии на читателя играет гиперболизация. Разве не гиперболический срок пребывания героя на острове? Да и сам ход времени на острове, количество недель, месяцев и даже лет, нужных Робинзону, что выполнить те или иные работы, — все это поражает своей необыкновенной масштабностью. Но писатель якобы и не пытается поразить наше воображение. Наоборот все в романе рассказывается спокойно и неторопливо. Самые невозможные события обставляются множеством достоверных подробностей. Жизнь, придуманное и невероятное, изображается в формах самой реальности.

«Художественное своеобразие романа — в его исключительном правдоподобии, кажущейся документальности и в удивительной простота и ясности языка. Дефо в своих работах не раз выдвигал это принципиальное требование простоты языка, его общедоступность» (15, 34).

Действительно неслыханный успех первого романа вдохновил Дефо на продолжение истории Крузо. В августе того же 1719 года вышли в свет «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а через год — «Серьезные размышления Робинзона Крузо течение его жизни и удивительных приключений», своеобразный отчет увещеваний и поучительных максим. Обоим продолжением, особенно последнему, не суждена долгая жизнь. А тем временем первая книга, которая давно уже стала классикой, и дальше завоевывает умы и сердца многочисленных читателей во всем мире.

«…Робинзон Крузо» — книга сложного состава и большого идейного содержания. Именно это сделало ее популярной в просветительской XVIII век. Это возвысило ее также над уровнем рядовой беллетристики того времени и сделало прообразом будущего реалистического романа в европейской литературе (8, 18).

ВЫВОД

Даниэль Дефо был одним из основоположников бытового реалистического романа в Англии. Автор многих романов, Дефо созданием самого только «Робинзона Крузо» занял место в мировой литературе рядом с Равви, Сервантесом, Миром.

Дефо в «Робінзоні Крузо» выступил за прогрессивные идеи. Он оптимистично рассматривает жизнь человека. Источник этого оптимизма он видит прежде всего в активной трудовой деятельности человека.

История Робинзона Крузо со всеми ее перипетиями — это развернутая, обросла многими подробностями рассказ о Человеке, о его соприкосновения с Природой, о ее борьбе за жизнь, о физическую, интеллектуальную и моральную устойчивость.

История эта не лишена философского содержания. Робинзон Крузо был первой «естественным человеком» в большой европейской литературе эпохи Просвещения, то есть человеком, вырванной из привычного социального окружения и поставленной в вполне естественны, не ограничены действием каких — либо социальных институтов условий.

Робинзон воплощает просветительские представления о «природе человека» в его взаимодействиях с природой. Однако Робинзон — это не только человек «вообще», которая действует через свою «природу» и ум; Робинзон — это вполне типичный представитель буржуазии, который сформировался под воздействием определенных общественных отношений.

И если лучшие черты характера Робинзона — человека смогли обнаружить себя вдали от общества на необитаемом острове, однако они не смогли поглотить в нем настоящего буржуа. В этом мы видим его деловую изобретательность, практичность коммерсанта. Дефо показывает рядового «настоящего англичанина», типичного «героя» своего класса.

Но на самом деле автор «Робинзона Крузо» отдал должное ума, воли и трудолюбия Человека, который побеждает в нелегкой борьбе с отчаянием и унынием. Робинзон Крузо — это просветительский идеал «естественного человека».

Роман Дефо «Робинзон Крузо» выдержал самое трудное для произведений искусства испытание — испытание временем. И в этом, бесспорно, заслуга автора.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/yi-po-romanu-robinzon-kruzo/

1. Аникин А.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М.: Высшая школа. — 1975. — С. 122-129.

2. Аникст Александр. Даниель Дефо. Очерк жизни и творчества. — М.: Детгиз. — 1957. — 130с.

3. Артаманов С.Д. История зарубежной литературы XVII — XVIII веков. — М.: Просвещение. — 1988.- С. 288-295.

4. Гавришкив Б.Безсмертний произведение Даниэля Дефо на Украине // Вселенная. — 1960- №9 — С. 120-121.

5. Ганич Д.И., Олейник И.С. Русско-украинский и украинско — русский словарь. — К.: Изд0во «Вэсэлка». — 1990 — 560с.

6. Дефо даниель. Приключения Робинзона Крузо. (Послесловие Э.В. Корниловой) — М.: Детгиз. — 1955.- 414с.

7. Дефо Даниэль. Робинзон Крузо. (Предисловие С. Родзевича).

— К.: Днепр. — 1965 — 274с.

8. Дефо Даниель. Робинзон Крузо, Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Романы. (Предисловия М.П. Алексеева и Д.Л. Урнова).

— М.: Детская литература. — 1980 — С. 5 — 248.

9. Дефо Даниэль. Робинзон Крузо. (Предисловие М. Соколянского) — К.: Днепр. — 1985. -261с.

10. Запорожец И. Одна из трехсот пятидесяти (О романе Д. Дефо «Робинзон Крузо») \\ Наука и общество — 1985. -№9 — С.50.

11. Елистратова А. Английський роман эпохи Просвещения. — М.: Наука. — 1966. — С. 100-155.

12. История английской литературы. Том И. Выпуск второй. — М. _ Л.: Академия наук СССр. — 1945. — С. 330-354.

13. История всемирной литературы в девяти томах. Том пятый. — М.: Наука. — 1988.- С. 46-51.

14. История зарубежной литературы XVII века. — М.: Высшая школа. — 1967. — С. 68-78.

15. История зарубежной литературы XVIII века. (Под г-ций В.Р. Неустроева, Р.М. Самарина).

— М.: Издательство Московского В. — 1974. — С. 28-36.

16. Лурье С. Предмет зависти всех людей: (О жизни и творчестве Д. Дефо)\\ Аврора. — 1981. — № 5. — С. 141-151.

17. Рыбаков В. Сочинение 412-е, единственное ы : незабываемое: (К 250 — летию со дня смерти Д. Дефо) \\ Семья и школа. — 1981. — №4. — С. 44-46).

18. Санов В. Тайна Робинзона Крузо: (К 250-летию выхода книги в свет)\\ Детская литература. — 1969. — №4. — С. 36-42.

19. Унуф Леннарт — Престо. Загадки Робина крузо. \\ Вокруг света. — 1963. — №8. — С.50-51.

20. Уров М.В.Вехи традиций ванглийкой литературе. — М.:Просвещение. — 1986. — С.73-89.