Уроки французского

До успешной экранизации замечательного рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» наши доблестные учителя-литераторы не читали это произведение, и не включали его в программу. Рассказ этот о школьных послевоенных мытарствах мальчика, решившего самым первым из своего села продолжить учёбу в пятом классе в районном центре.

Вероятно режиссёры картины, артисты, сценаристы сами прошли мытарства по чужим квартирам, где была проблема приготовить себе еду, постирать, помыться, надо было рано выключать свет, хотя не успел сделать уроки. Режиссёр очень корректно и аккуратно вставил свои заметки, чем впечатление от произведения Валентина Распутина стало только ярче.

Никто из односельчан Валентина Распутина не решался на такой рискованный шаг, как продолжение учёбы в городе. Дело было в 1948 послевоенном голодном году. Шёл 31 год советской власти, а в селе была только начальная школа. В пятый класс мальчик поехал за 50 километров от села. А до этого все ребята, чтобы не мучить себя и своих родителей, дальше не учились. По этой причине парни попадали в кровожадные лапы неумных начальников и погибали в массовом количестве. Погибали на фронте, погибали в лагерях. В редкой семье был жив отец, а дедушек в русских семьях не было вообще.

Пятиклассник стал жить на квартире у знакомой матери. Какова была квартирная хозяйка тётя Надя, если у квартиранта-мальчика пропадала даже картошка? Все квартирные хозяйки были разными. Вот например Матрёна варила Солженицину свою картошку — ту, что покрупнее, а сама ела — ту, что помельче. А тут совсем другая картина. Квартирная хозяйка тётя Надя обкрадывала Валентина Распутина, когда он был пятиклассником. И всё же автор жалеет её, пишет о ней, что она «замотанная женщина с тремя детьми.»

Работницы и колхозницы обязаны были покупать облигации, хотя большинство были вдовами с маленькими детьми. Облигация — это государственный займ. На облигации уходило четверть годовой зарплаты! Люди работали, а голод не отступал. На кого работали!? За что погибли все мужики в деревне!? Работницы не были виноваты в своей нищете, виноваты были вожди.

Но мать мальчика всё же собрала его в школу, рассчитала всё. Должно было ему хватить при разумной экономии. Не рассчитала мать мальчика одного, что кто-то в семье квартирной хозяйки будет воровать и хлеб, и картошку! Пятиклассник был вынужден прятать картошку где-то за сараями, и печь её в костре, чтобы хозяева не смогли всё сразу выкрасть. Но и там его выследили и обокрали. По этой причине мальчик пошёл на рискованный шаг, стал играть в чику. Он выигрывал себе на баночку молока.

2 стр., 813 слов

Валентин Распутин

... .Г . Все темы в одном произведении Распутин В .Г . . . Распутин B . сочинения по литературе на тему, сочинение . . . В .Распутин – мой любимый писатель | Сочинение по . . . Таких писателей, как Валентин Распутин, таких своих . . . Анализ фантазия по ...

Когда современные учителя были вынуждены прочитать это произведение, по той причине, что его включили в школьную программу, то опять ничего не поняли. И вот вопросы учителей: «Какие наклонности проявились у мальчика, когда он почувствовал свободу?» О какой свободе вы спрашиваете, о чём?! Голодные люди НЕ БЫВАЮТ свободными. Эти вопросы символизируют полное бездушие современных учителей. Им кажется нереальным, что Лидия Михайловна пошла на такой риск. Ведь она могла попасть в сталинские лагеря, только из-за желания помочь голодному мальчику! Да и вообще, кто сам никогда не голодал, не смеет осуждать мальчика! Лидия Михайловна сама ничего не имела, жила при школе, также покупала облигации. На одиноких женщин после войны давление было очень сильным. Учительница помогала мальчику не от материального избытка, а от доброты.

Что-то известнейшие писатели абсолютно не оставили никаких воспоминаний о своих учительницах литературы.

В этом произведении к сожалению были не только уроки доброты, но и предательство ближних. Ведь квартирная хозяйка тётя Надя была знакомой матери мальчика, как же можно было его обокрасть подчистую!? Рушился миф о единстве советского народа. Рушился миф о доступности среднего образования. Мы видим, как государство вновь грабило вдов. В Москве отменили карточки раньше, чем в послевоенной Европе. Вот это да! Вот это достижение! А дети в сёлах умирали от голода и в 1948 году. Ещё один миф о достатке советского народа разрушен. В сельском магазине не было даже макарон! А яблоки пятиклассник видел только на картинке. Все сады были спилены во избежание сталинских грабительских налогов.

Обидно, что городские мальчики, которым было доступно образование, вместо этого ходили и проигрывать деньги своим «вожачкам» — Вадику и Птахе. И вот коронная фраза Вадика:

  • Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит. —

Но всё же, когда Вадик и Птаха стали избивать пятиклассника, им стал «помогать», только один. «Кто-то третий, маленький и злобный пинал меня по ногам…» А сейчас бы накинулась вся толпа. Когда пятиклассник упал, его прекратили бить. А сейчас бы продолжили. Во второй раз его били не так сильно. Все эти факты говорят, что в те времена окружающие не были такими злобными. Сейчас всё жёстче…

Остаётся добавить, если бы не помощь и надежда односельчан мальчика, и если бы не было таких самоотверженных людей, как Лидия Михайловна, то не было бы и света в конце тоннеля!

Блатные писатели обозвали Валентина Распутина и Василия Белова писателями-деревенщиками. Ведь местность, о которой рассказано в их произведениях утрачена для русского народа навсегда.