Тема: Р/Р Описание помещения (интерьера).
Цели урока:
Обучающие:
повторение материала о типе речи – описании; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
- формирование умения выполнять анализ текста;
Развивающие:
развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о типах интерьера, способах его описания;
- способствовать развитию мыслительных процессов на основе анализа, сравнения, и обобщения;
- развитие образного мышления и речи; развитие самостоятельности мышления, творческих способностей.
пополнение словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
воспитание интереса к изучению русского языка;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
- воспитывать уважение друг к другу, учить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов технологии личностно – ориентированного обучения;
- Задачи: дать представление о типах интерьера, способах его описания;
- формирование речевых навыков устного и письменного высказывания на заданную тему;
- повторение орфографии, способов словообразования;
Оборудование
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; памятка «Как работать над сочинением-описанием интерьера» (по количеству уч-ся), раздаточный материал (тексты).
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что я хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький.
Ход урока
I . Оргмомент
II . Работа по теме
1. Вступительное слово учителя
Я хотела бы начать этот урок с легенды. Послушайте ее и подумайте, чему будет посвящен урок. Смотрите на экран, там появятся слова-подсказки.
(По ходу чтения на экране появляются слова: дом, мебель, декор, дизайн, стиль, интерьер.)
2. Чтение легенды (учителем)
Вначале был человек. Дикая природа была для него и полем боя, и местом охоты, и кровом. Земля была для него постелью, небо — крышей, а деревья – стенами. Опасной показалось ему такая жизнь, и тогда решил человек отгородиться от постороннего мира, укрыться в своем укромном уголке. Так появился …
Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...
... детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление ... в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и ... эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на ...
- Как вы думаете, что появилось? (слайд № 1 — ДОМ)
Хорошо было в доме: стены укрывали от ветра, крыша от дождя и снега. Но чего-то не хватало в доме. Взял тогда человек у природы материал и начал мастерить. Где лишняя ветка – срежет, где сучок – сгладит. В умелых руках природный материал превращался в услужливые вещи.
- Что появилось в доме? (слайд № 2)
Да, так появилась мебель и много полезных предметов. Дом стал удобным и даже уютным, но как-то уныло и серо в нем было. Стал тогда человек украшать его: то картину на стене нарисует, то ножки стула резным узором украсит, то цветы на стол поставит. Так появился (слайд №3) первый декор.
Теперь в доме было много красивых вещей, но в них царил какой-то беспорядок. Решил тогда человек все расставить, одну вещь с другой сочетать, чтобы и удобно и красиво было. Так возник первый дизайн (слайд № 4).
Пошел после трудов своих человек к соседям и видит: у одного кровать удобнее сделана, у другого занавеска красивым узором расшита… Стали тогда люди друг у друга лучшее перенимать, интересными идеями делиться. Вскоре дома соседей приобрели что-то общее, похожее, отличаясь лишь деталями или цветом. Так появились стиль и интерьер (слайд № 5).
Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значение слов декор, дизайн, стиль.
3. Беседа.
- Вот такая легенда. О чем она повествует?
( Как появились такие понятия как декор, дизайн, стиль, интерьер.)
- Основное понятие нашего урока – интерьер. Вам уже знакомо это слово. Каково его значение?
(Интерьер — слово иноязычного происхождения, заимствовано из французского языка, означает «внутренний». Этот термин, используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.)
(Создавать текст-описание помещения, интерьера.)
- Откройте тетради и запишите число и тему урока: Описание помещения (интерьера) (слайд № 6).
4. Повторение.
- Давайте вспомним основные признаки текста – описания.
(Описание – это изображение людей, животных, предметов, природы.)
- Что значить описывать?
(Описывать, значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.)
- Как строится текст – описание?
(Зачин – общее представление предмета.
Срединная часть – перечисление отличительных признаков., Концовка – вывод или предложение, заканчивающее перечисление признаков.)
К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?
5. Словарная работа .
- В легенде нам встретились новые слова и понятия. Послушаем ученика, работавшего со словарем.
( Декор – слово, заимствованное из французского языка, оно имеет значение «украшение»; от слова декоративный – служащий для украшения.)
История стиля «рококо»
... интерьера. Сам владелец оформлял помещение в своем вкусе. Перегруженность декором, количеством предметов и, как следствие, замкнутость пространства - типичные признаки кризиса стиля этого времени. Архитектура в стиле "рококо" Рококо ... построенную в 1745 году Доминикусом Циммерманом. Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года ...
декоративный, декоратор, декорация, декорировать
(Дизайн – из английского языка, означает — конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.)
- Подберите однокоренные слова, назовите часть речи и способ словообразования. (Дизайнер, дизайнерский)
(Слово стиль многозначное, в данном случае оно употреблено в значении совокупность черт какого-нибудь направления в творчестве.)
- Подберите однокоренные слова, назовите часть речи и способ словообразования. (Стилист, стильный)
6. Углубление знаний о понятии «интерьер».
- Все эти слова из одной тематической группы. Благодаря работе декораторов, дизайнеров и стилистов, создается интерьер помещения.
Помещения бывают жилые и общественные, поэтому существует два типа интерьера: жилой и общественный.
- Посмотрите на экран: перед вами изображение жилого и общественного интерьера (слайд № 7).
Есть ли разница?
( 1 фото — детская комната, скорей всего, в ней живет девочка, которая любит мягкие игрушки, любит рисовать.
2 фото – читальный зал библиотеки
Значит, на 1 фото интерьер жилой, а на 2 – общественный.)
— Типы интерьеров отличались с древнейших времен. По мере того как развивалось человеческое общество, менялся и интерьер. Уже в Древней Греции и в Риме появился театральный и спортивный интерьер. В наше время интерьер чрезвычайно разнообразен.
- Какие типы помещений вы знаете? Из каких помещений состоит жилой дом? А школа? А магазин?
Жилой интерьер: гостиная, детская, спальня, кухня.
Общественный интерьер: школа (кабинеты, мастерская, спортзал, гардероб); библиотека (вестибюль, читальный зал); магазин (торговый зал, подсобные помещения, склад).
- Интерьеры этих помещений отличаются. Мы вряд ли перепутаем спортзал с мастерскими, спальню с кухней. Почему?
( Для каждого помещения характерны предметы, которые помогают нам понять, где мы находимся.)
7. Работа с учебником.
- Какими же предметами создается интерьер? Откройте учебник. Давайте прочитаем 5-й абзац (по предложениям).
После 1,2 предложения посмотрите на экран (слайд № 8,9,10):
1) Черно-белое изображение зала (живопись, декор, лепнина.)
2) Лестница Зимнего дворца.
3) Вестибюль библиотеки, лестница.
После третьего предложения (слайд № 11,12,13)
4) Абонемент, картотека (каталожный зал).
В интерьере выдержан официальный стиль.
- Читаем 6-й абзац. Обратите внимание: описывая интерьер, мы можем показать его красоту и убожество, вкусы и интересы хозяина помещения.
8. Анализ текста.
- Послушайте текст, подумайте, о каком интерьере идет речь. Чтение текста «Бабушкина комната».
- На какие предметы обращает внимание автор?
(Стол, самовар, телевизор, кресло-качалка, комод, кровать с горой подушек, швейная машинка «Зингер»)
- Описание получилось интересным? Что помогло сделать его таким? Какие определения подбирает автор каждому предмету?
(Скатерть узорная, новенький цветной телевизор, уютное кресло-качалка, древний-предревний комод сравнивается с воробьем).
Описание интерьера и его роль в художественном тексте. Описание ...
... комнату, тоже темную . « Комната Плюшкина: описание интерьера «. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате ... Помещения в доме Плюшкина темные и холодные. Свет есть только в комнате ... прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. « ... каждый второй школьник писал сочинение на тему Онегина, а ... заметить, что на всех предметах интерьера лежит налет неухоженности и ...
- Что можно сказать о человеке, который живет в этой комнате?
— Это удачное описание, оно интересное, яркое, без речевых ошибок и повторов. Чувствуется даже отношение автора работы к хозяйке комнаты. Послушайте еще одно описание жилого интерьера, проанализируйте его.
Я живу в новом пятиэтажном доме. У нас трехкомнатная квартира, самая маленькая комната – моя.
Мне очень нравится моя комната в солнечный день, особенно если у меня хорошее настроение. Когда я просыпаюсь рано утром, солнце светит в окно и освещает большую часть комнаты. Под его лучами весело поблескивают стекла книжной полки, которая висит над моим письменным столом. Стол находится в правом углу комнаты, рядом с ним стоит сервант с металлическими ручками цвета бронзы. Красиво блестит в серванте посуда, отражая солнечные лучи. Даже угрюмая черная лампа-гусь на столе кажется светлой и новой. Пушистый темно-синий ковер, лежащий на полу, напоминает море, а мой старенький диванчик – кораблик.
Из левого угла комнаты весело подмигивает цветной телевизор. На кресле рядом с полированным столиком для газет и журналов растянулся мой рыжий кот Матвей. Он составная часть интерьера комнаты.
Вот так выглядит моя комната в солнечный день, когда у меня хорошее настроение.
- В чем достоинства и недостатки этого описания? Начните с хорошего.
(Есть интересные описательные обороты, но автор говорит, что комната ему нравится, когда у него хорошее настроение…)
ФИЗМИНУТКА.
- Во время физминутки осмотрите комнату, запомните предметы, которые создают интерьер.
- А теперь, закройте глаза и назовите эти предметы.
9. Работа с текстами.
- В начале любого описания надо сказать, о каком помещении идет речь, т.е. назвать его признаки (чья комната, какая она и т.д.) Затем надо перечислить предметы, которые есть в комнате, можно указать их местоположение.
- Прочитайте первый текст.
Обратите внимание на его строение. Употребление глаголов в нем необязательно. Все и так понятно. Это описание краткое, точное. Каждый предмет можно не только назвать, но и описать.
- Прочитайте второй текст. В нем дано более полное описание книжной полки.
- Сделайте вывод, какие части речи могут быть использованы в описании помещения? (Существительные, прилагательные, глаголы, наречия)
10. Собирание материалов к сочинению. Орфографический диктант.
- Давайте соберем и запишем те слова и словосочетания, которые вы можете использовать в сочинении.
Просторная комната, высокие потолки, широкие подоконники, блестящие полы, мягкий ковер, деревянный столик, декоративный абажур, старинные часы, комнатные растения, удобный диван; расположился слева, находится справа.