Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине
Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
2 класс
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
- Познавательные
познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» ;
- Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
- Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;
- Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
- Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Воспитание чуткости у детей через сказку
... [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники ... и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным ... важ ное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия — животворный источник дет ского мышления, благородных чувств и стремлений. Мно ...
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея ), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь .
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Тема урока
— Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.
III. Беседа о художнике и его картине.
- Рассказ о художнике.
Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.
Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать — Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец — Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.
Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.
- Выразительное чтение стихотворений.
Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»
* * *
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
По картине Зима Саврасова 3 класс описание
... Читать далее. Сочинение по картине Шишкина “Зима”. 3 класс. план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме ... картине) 1.Пришла волшебница зима. 2. Дремлет лес под сказку сна. 3. Снег, снег, снег – царство снега. 4. Мое отношение к картине. Выберите эпиграф и запишите его в начале сочинения. Сочинение по картине ... портрет) (3 слайд) – Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном ...
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
Первый снег
Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.
Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.
Николай Селезнёв
3. Беседа.
- О каком времени года идет речь?
- Назовите зимние месяцы.
— Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
- Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
- Объясните значение этих слов.
- Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
— Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.
- Рассматривание картины.
- Какие краски здесь преобладают?
- Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
- Ваши впечатления от представленной картины?
- Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)
5. Интеллектуальная разминка.
- Ребята, давайте послушаем фрагмент песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш —
Обязательно картина
Называется — пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу —
Знай, что это — натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется — портрет.
А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)
- Физкультминутка
(развитие мимических и пантомимических движений, релаксация).
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
— Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы.
- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
IV. Работа с презентацией. Собирание рабочих материалов.
Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
- Где происходит действие картины?
- Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
- Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
— Как бы вы назвали эту картину?
— А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?
— К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?
— Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).
— Какие краски использует художник для изображения природы?
А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …
деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, …
листья — желтые, зеленые, …
Кусты — спрятались под снегом, …
— Что вы видите на этой части картины?
- Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине
С.А. Тутунова и заполним таблицу.
Что изображено |
Рабочие материалы |
Мальчик |
маленький |
Время |
ранним утром, |
Зима |
волшебная, праздничная |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные, Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви, Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом |
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.
V. Составление плана.
— Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»
— Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).
— О чем скажем в основной части? (опишем героя).
— Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Мальчик у окна.
3. Зима.
4. Мое отношение к картине.
— При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.
VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.
VII. Итог урока .
- Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?