Конспект » по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

— М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010 год.

Тема урока

Тип урока – урок развития речи.

Цели урока:

  1. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.

  2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.

  3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Александры Васильевной Сайкной. Кто из вас слышал о такой художнице?

2. Подготовительная беседа

Слово о художнике. Художница Александра Васильевна Сайкина ( Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище и Харьковский государственный художественный институт. В Пензенское художественное училище Александра Васильевна поступила после войны, уже будучи взрослой, когда сама решила всерьез учиться рисованию. Ей повезло с педагогами. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления. С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле. За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.).

6 стр., 2845 слов

Описание картины а. в. сайкиной “детская спортивная школа”

... Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа (описание) Сайкина – Детская спортивная школа Александра Васильевна Сайкина ... описание известнейшей картины знаменитого русского художника. И. Э. Грабарю удалось реалистично изобразить… Сочинение по картине “Первые зрители” Сочинение по картине “Первые зрители” – это сочинение-описание ... в Пензенском художественном училище и Харьковском ...

Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт».

Беседа по картине. Мы с вам познакомимся с картиной «Детская спортивная школа». Давайте внимательно рассмотрим картину.

(Много девочек. Они в спортивном

  • Где происходит событие? (В спортивном зале).

  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).

  • Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра: позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)

  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую с обручем- вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.)

  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).

    4 стр., 1657 слов

    «Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»» ...

    ... ученики знакомят класс с планами к сочинению, составленными ими (планы записаны на доске). План 1. 1. Художник Т.Н.Яблонская. 2. Солнечное утро. 3. Комната. 4. Девочка, делающая зарядку. 5. Какие чувства вызывает картина “Утро”. План 2. ...

  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина — помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).

  • Какой момент занятий отразила художница? ( Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)

  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с- обручами.)

  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)

  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах .)

    4 стр., 1837 слов

    Урок сочинения по картине русской художницы З.Е. Серебряковой ...

    ... сочинение. Результаты работы анализировались на следующих уроках русского языка. В 6 классе мы вновь сравнивали два портрета с изображением детей: картину В.А.Серова “Девочка с персиками” (1887, ) и картину ... “Карточный домик” Дочь художницы; портрет с натюрмортом; ясность взгляда; блеск глаз; ... художницы? что вы видите противоречивого в жизни и творчестве художницы? почему на картинах художницы ...

  • Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)

  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)

  • Как вы думаете, какое это время дня? Почему вы так решили? (Утро или полдень, так как на полу видны тени от девочек).

Расцвет творчества художницы Александры Васильевны Сайкиной приходится на 1970 — 80-е гг. Для этого мастера характерен интерес к детям и подросткам, ее работы в большинстве своем о детях и для детей. Картина «Детская спортивная школа» написана в 1979 г. В этой работе изображены занятия детей в спортивном классе. Главная фигура картины — девочка в красном спортивном купальнике. 3. Словарно-стилистическая работа

  • образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;

  • подобрать синонимы к словам «соревнование» ( олимпиада, спартакиада ); «композиция» ( построение);

  • назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток (тренируются, занимаются, разминаются, стоят, поднимаются, нагибаются, выполняют упражнения, держат обруч, отдыхают, наблюдают, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки);

  • назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, песочный, бурый, ярко-красный, желто-коричневый, желтоватый, кирпичный ).

4. Составление плана.

1. Александра Васильевна Сайкина.

2. Картина «Детская спортивная школа» — сюжет и композиция. Описание картины.

3. Впечатление, произведённое картиной

6 стр., 2580 слов

По картине Детская спортивная школа Сайкиной 7 класс

... План краткого сочинения-репортажа по картине Сайкиной «Детская спортивная школа» Вступление (Ответы на главные вопросы репортажа: Что? Кто? Где? ... упражнение. Сочинение по картине «Детская спортивная школа» будет выполнено на «отлично», если вы качественно описываете все необходимые детали полотна. Описание картины Сайкиной Детская спортивная школа Всматриваясь в работу «Детская спортивная школа», ...

5. Домашнее задание