«Урок развития речи «Сочинение-письмо по картине»»
Цели:
- познакомить учащихся с новым видом описания картины
- развивать культуру написания письма
- учиться выражать свои впечатления в письме
- развивать творческую самостоятельность
- воспитывать любовь к искусству
Картины художника Исаака Израилевича Бродского(1883-1939) на доске., Приветственное слово учителя
слайд 1
Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
на зыбкую речную гладь.
Помедли, осень, покажи
Мне желтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа.
Л.Татьяничева
Учитель. Прочитайте стихотворение на слайде.( читает ученик)Что вы знаете о Людмиле Константиновне Татьяничевой? Да, русская поэтесса, во время Великой Отечественной войны работала на Урале, в Челябинской писательской организации. А теперь сопоставьте, пожалуйста, содержание стихотворения с материалами на доске и постарайтесь определить тему нашего урока.( ответы )
Да,сегодня на уроке нас ждёт необычная работа: мы готовимся к написанию сочинения – письма
Учитель. Запишем дату и тему урока в тетрадь.
2слайд Двадцать восьмое сентября |
Сочинение – письмо по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» |
Учитель. Для работы поданной теме нам необходимо открыть учебник и прочитать задание к упражнению№48.(читает ученик).А теперь постарайтесь определить цель урока.
Учитель. Чем мы будем заниматься на уроке?(ответы учащихся )
3 слайд .(цель урока)
Итак, наша главная задача ( читаю на слайде ) подготовиться к сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» и написать о своих впечатлениях в письме другу. Для этого нам необходимо вспомнить(читаю на слайде)
Слайд4
Что такое письмо? |
К какому жанру относится письмо? |
ответы учащихся
Слайд5
Лексическая работа |
Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому. (В.И.Даль). |
Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем. |
Эпистолярный жанр — совокупность чьих-либо писем. От слова epistole (греч.) – послание. |
Учитель .Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо – впечатление.
Давайте вспомним, как строится письмо. Для этого прочитаем его содержание на слайде.
(слайд6)
- Из каких частей состоит письмо?
- О чём основная часть?(впечатления.о Летнем саде)
Учитель .Давайте назовём основные требования к письму.(ответы)
Основные требования к построению сочинения — письма.
1. Вступление. Обязательное обращение к сочинение 5 класс">другу в начале сочинения.
2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли, впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
(До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…)
А сейчас мы будем работать над содержанием основной части письма.
Учитель .Основная часть письма – это ваши впечатления от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые вызывает этот пейзаж.Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине.
Давайте рассмотрим репродукцию «Летний сад осенью» (цветной вкладыш в учебнике).
Слайд7
Какое время года запечатлел художник?, Какой момент изображён на картине?, В каких красках исполнена картина?, Ответы На, Учитель. А
слайд8
Работа по рядам.
(во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского «Осенняя песня»
1 ряд. Аллея сада. Люди.
Написать 4 предложения, Какими нарисованы деревья? Какого цвета листья? Почему их мало? Цветовая гамма., Чем заняты люди?Как пейзаж связан с поведением людей?
2 ряд. Беседка.
Составить 6 словосочетаний для описания беседки.
3 ряд.Небо. Составить 4 словосочетания, используя художественные средства (эпитеты,метафоры, сравнения)
Какое оно?Какую роль играет в картине?, Индивидуальное задание.Составить творческий диктант из словосочетаний для описания Летнего сада, Время для самостоятельной работы 5 минут, вы работаете в парах.
Аллея. По краям аллеи стоят стройные деревья-великаны.В ветвях играет солнечный свет.Везде видна осенняя позолота. На аллее довольно много людей. Они наслаждаются прозрачным вечером, тёплыми солнечными лучами. От деревьев тянутся длинные причудливые тени. Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух.
Беседка. Серовато-белого цвета. Ажурные перила. Освещены солнцем. Впечатление лёгкости, праздничности. Беседка пуста,ажурные перила.
Небо .Прозрачные облака ,покрывают небо, плывут облака,воздушные облака.
Учитель. Во время самостоятельной работы звучала музыка .Она вам знакома?
Давайте послушаем ваши ответы к заданиям.
А творческий диктант запишем.(диктуют те, кто составлял.)
Этим материалом вы будете пользоваться при написании сочинения-письма по картине.
Ответ индивидуального задания. Творческий диктант.
Тона золотой осени, производит впечатление, задушевный пейзаж, чудесная пора, прекрасное и будничное, последние лучи солнца, теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует душу, чувствовать красоту природы, ощущение свежести, неповторимая красота осени, разноцветные листья, радостное настроение, меняют наряд, искренность и красота, земля покрыта листьями, любуются природой, отдыхают душой.
оцените, пожалуйста, работу соседа по парте. Выберите для него одну фразу и скажите ему.
слайд9
-ты молодец -я доволен твоей работой -ты мог бы поработать лучше Учитель.Все поработали замечательно,а сейчас любой желающий составит план сочинения письма (у доски один работает) А мы с вами поделимся своими впечатлениями о картине и об этом вы напишите своему другу в письме. слайд10 Впечатления от картины Какое впечатление производит картина? Какие чувства вызывает этот пейзаж? |
Ответы .Картина мне понравилась тем, что автор точно передаёт настроение тёплого осеннего дня. В парке красиво, тишина, спокойствие. Нет грусти от осознания надвигающихся холодов. Наоборот, И.И.Бродский изобразил торжество природы над увяданием. Вокруг все радо солнечному свету, последнему теплу.Автор очень хорошо передал красоту летнего сада.Хочется попасть на осеннюю аллею,ощутить свежесть осеннего воздуха.
Давайте посмотрим на доску и познакомимся с планом написания работы.
Слайд11
Примерный план. |
1. Приветствие другу. 2. Картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”. Впечатления от увиденного на картине: |
а) общее впечатление от пейзажа картины; б) описание неба, деревьев;
|
3. Прощание с другом. |
Учитель. Этот план будет размещён в электронном дневнике.
А сейчас подведём итог урока
(слайд12). |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока вам понравились? Сможете ли вы самостоятельно написать сочинение-письмо другу? |
Оценить отдельных учащихся ).( Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых)ОТМЕТКИ!
Домашнее задание.(слайд13) |
Написать сочинение- письмо по личным впечатлениям. Упражнение 44. В каком стиле будем писать сочинение? Не забудьте, что наше сочинение-впечатление мы пишем в форме письма. Обязательны приветствие, прощание |
Рефлексия.(слайд14)
— Я удовлетворён уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.(желтый листок) |
— Урок был интересен мне частично. Пользы от урока я получил мало. |
(зелёный) |
-Я не очень понимал о чём идёт речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.(красный) |
Эти листки при выходе нужно повесить на дерево., Слайд15 Спасибо за работу!
2