Особенности эпистолярной манеры А. П. Чехова

Частное письмо, не являясь жанром художественного текста, включается в класс культурных текстов. Несмотря на автобиографизм, письмо преодолевает узость и замкнутость частного документа. Подход к письму как «творческой лаборатории», в которой зарождаются особенности стиля, художественной манеры писателя, отражён в работах Ю.Н.Тынянова, Н.В.Бельчикова, С.В.Белова, В.А.Туниманова, К.А.Баршта.

Предметом исследования

По словам А.П. Чудакова, «письма Чехова литературны с самого начала 1 ». Они пронизаны эпистолярной мелочью. «…Это мелочи отфильтрованные, литературно выверенные, имеющие бытовой, психологический, стилистический интерес,» 2 — отмечает исследователь в работе «Слово – вещь – мир».

Обращение к письму как литературному источнику способствует, как отмечает Н.Ф.Бельчиков, «…углублению филологической основы историко-литературного процесса 3 ». Однако письма представляют литературный интерес не только по причине того, что являются, по словам исследователя, «биографическим первоисточником». Подход к документальной литературе как тексту позволяет увидеть в ней «самостоятельные возможности выражения смысла4 .

актуальной

Цель работы:

  • Рассмотреть своеобразие эпистолярной манеры выражения писателя.

Задачи работы:

  • обратиться к письму как к культурному тексту;
  • выявить эстетическую работу художника при литературной обработке жизненного факта;
  • определить эпистолярную манеру поведения писателя в процессе общения с адресатом.

Методы исследования:

  • Сравнительно-сопоставительный

Глава 1. Особенности поэтики писем А.П.Чехова

Письмо – это «экспериментальное пространство», где зарождаются новые принципы эстетики. В своей жизни А.П.Чехов выделял письмам огромную роль. «Они были для него не просто внешним средством общения, но способом существования, не просто словом, но действием, жестом, поступком» 5 .

В записных книжках писателя можно заметить соседство следующих записей:

  • «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья;
  • если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических и иных соображений, то оно не то.

2 сорочки, 1 ночная, 1 (кальсоны) чулки.

1 платок, 1 кальсоны, 1 полотенце.

21 стр., 10043 слов

Конструирование «я» в работах Великого Князя Александра Михайловича

... Н.П. Великий князь Александр Михайлович Романов - коллекционер ... князя Приложения // Воспоминания великого князя Александра Михайловича. М.: ПРОЗАиК, 2019. С. 349-428.. Наряду с письмами были опубликованы и документы Александра Михайловича Письма и документы Великого князя Александра Михайловича ... отметил работу Александра Михайловича. ... князя, великой княгини Ксении Александровны. Писатель дал книге ...

22-го вечером приехали в Венецию.

23-го Собор св. Марка. Дворец дожей, Дом Дездемоны. Квартал Гвидо. Усыпальницы Кановы и Тициана.

24-го. Музыканты. Вечером с Мережковским о смерти.

26. Дождь. Попробовать грузди со сметаной…» 6

В подобной записи можно заметить неоднозначность структуры, её несогласованность, неупорядоченность. В отличие от записных книжек, письма имеют чётко выраженную структуру.

  1. Обращение («Маленькая польза!»(23).

    По словам Кыштымовой Т.В., таким образом «Чехов дает «положительную» ироническую оценку поступкам брата… Это выражение в письмах является напоминанием о событиях детства… «Маленькая польза» приобретает здесь обобщающее значение и помогает писателю ставить и решать глубокие социальные проблемы» 7 .

  2. Последние новости, произошедшие с автором («Умер мой друг и приятель Фёдор Федосеевич Попудогло. Для меня это незаменимая потеря…»);

  3. Известия о семье («Мать сильно просится к тебе… Тётка злобствует потихоньку. Отец всем рассказывает, что у тебя замечательная должность…»(27);

  4. Заключение («Пиши, пиши! Я часто думаю о тебе и радуюсь, когда сознаю, что ты существуешь… Не будь штанами и не забывай твоего А.Чехова»(66).

Как отмечал А.П. Чудаков в работе «Единство видения», «для многих рассказов раннего Чехова характерен стиль, в котором с комическими целями церковнославянизмы перемешивались с современной лексикой…» 8

«Между Понтом Эвксинским и Соловками, под соответственным градусом долготы и широты, на своём чернозёме с давних пор обитает помещичек Трифон Семёнович. Фамилия Трифона Семёновича длинна, как слово «естествоиспытатель», и происходит от очень звучного латинского слова, обозначающего единую из многочисленнейших человеческих добродетелей» («За яблочки» 9 ).

Структура построения рассказа выдерживает форму образования писем Чехова 80-х годов. Сначала автор повествует о том, что есть один «помещичек» по имени Трифон Семёнович. Затем идёт его характеристика, и читатель может пронаблюдать авторскую оценку: «Если бы сей свет не был сим светом, а называл бы вещи настоящим их именем, то Трифона Семёновича звали бы не Трифоном Семёновичем, а иначе; звали бы его так, как зовут вообще лошадей да коров. Говоря откровенно, Трифон Семёнович — порядочная-таки скотина…»10 . После подобной характеристики художник слова начинает рассказывать случай, произошедший однажды с героем. «В одно прекрасное во всех отношениях утро (дело происходило в конце лета) Трифон Семёнович прогуливался по длинным и коротким аллеям своего роскошного сада…». По мере развития действия читателю постепенно открываются различные стороны сущности данного героя. Так необычно представлена характеристика «наказаний» за воровство: «Вора он или запирает на сутки в погреб, или сечёт крапивой, или же отпускает на свою волю, предварительно только раздев его донага… Это для вас ново? Но есть люди и места, для которых это обыденно и старо, как телега…»11 . Но лишь одной последней фразой автор как бы подытоживает результаты деяний Трифона Семёновича: «Называй после этого Трифона Семёновича — Трифоном Семёновичем!»

27 стр., 13479 слов

По повести А. П. Чехова «Скучная история»

... Сочинение по повести А. П. Чехова «Скучная история» История жизни Николая Степановича в повести А. П. Чехова «Скучная история» «Скучная история» — последнее значительное произведение Чехова 80-х годов. Повесть Чехова ... Антон Чехов — Скучная история Чехов Антон Павлович Скучная история А.П.Чехов Скучная история ... писал пространные письма, которые ... одного из университетов, автор множества научных трудов. ...

помещичек, порядочная скотина, старикашка

Своеобразие художественной манеры Чехова, выраженное как в письмах, так и в рассказах, находит своё отражение и в юморесках. Так, например, структура юморески «Два письма», а именно части «Обстоятельный ответ», соответствует построению писем, характерному Чехову:

  1. Обращение к адресату: «Милый племянник Володя!» 13 ;

  2. Известие о посещении автором Мурдашевича. Вводится характеристика героя: «Славный он человек! Постарел и поседел в загранице, но сохранил в себе воспоминание обо мне» 14 ;

  3. Характеристика Машеньки: «Была в богатом платье розового цвета с протчими украшениями драгоценного свойства. Тебя она помнит и даже прослезилась глазами…» 15 ;

  4. Совет относительно денег: «Береги, душенька, деньги и веди себя умеренно и воздержно» 16 ;

  5. Заключение: «Засим благословляю и желаю всего лучшего. Твой дядя и доброжелатель Анисим Гречнев» 17 ;

  6. Послесловие: Критика письма. « Пишешь ты хоть непонятно, но очень заманчиво и красноречиво. Показывал твоё письмо всем соседям. Прочитавши его, сочли тебя как бы сочинителем…»18

Автор выстраивает письмо так, что ответ на поставленный адресату вопрос находится в послесловии. В “Обстоятельном ответе” самая важная информация настолько сжимается, что прочитывается бегло, между строк. Выстраивая письмо в обратной последовательности, герой по-другому очерчивает его контур. Красноречивый слог сочинителя герой словно стремится разрушить, вводя в структуру письма выразительную деталь, написание слова с намеренно допущенной ошибкой: «протчими украшениями». Автор письма, знающий толк в жизни, видит его героем другого сюжета и советует ему: “ Жить умеренно и воздержно”. Таким образом отражается взгляд художника на, казалось бы, обыденную ситуацию.

В юморесках Чехов так же, как и в письмах, прежде всего, обращается к самому процессу жизни во всём её многообразии. Художник, перечисляя жизненные «мелочи», выделяет простую фразу, звучание которой выразительно: «Воспитывай в ней хоть желудочную эстетику.Не бранись вслух.Дисциплинируй, брат, Катек…»(35).

Фраза Чехова содержательна, её границы расширяются настолько, словно сама жизнь вступает в свои права. Как пишет сам Чехов, «я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы увидите в ней то, чего раньше не видали, не замечали: её отклонения от нормы, её противоречия». Поэтическое мастерство Чехова отражается в том, что писатель говорит «правдиво», а не «красиво» и «искусно». Как в письмах, так и в художественных произведениях, у Чехова отражается сама жизнь, что и определяет единое восприятие мира художника». 19 Такая же манера написания присуща Чехову в его письмах к старшему брату Александру.

8 стр., 3932 слов

Особенности и признаки чеховского времени как в прозе А.П. Чехова, ...

... Чехов - это Пушкин в прозе». После смерти писателя он также написал: «Он создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, ... Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских ... письма, для которой характерно изображение жизни с точки зрения героя - «как бы без вмешательства автора, без его оценок, выраженных явно». Сам Чехов замечает: «…если я подбавлю субъективности, образы ...

Глава 2. Автор и адресат

Автор, передавая реальную информацию частного порядка, не может быть равен самому себе, так как письмо рассчитано на адресата. Так же и Чехов раскрывает определённую сторону своего характера и сущности в зависимости от адресата.

Художник слова уделяет особое внимание своему старшему брату Александру. Письма к нему пропитаны не столько братской, сколько отеческой заботой. По словам А. Трунина, «писатель крайне внимателен к его проблемам, внутреннему миру, он пишет ему таким языком, который понятен и приемлем для него, и в то же время нигде не приспосабливается, не снижает своей нравственной позиции и эстетического уровня 20 …». Даже поздравление со столь значимым событием, как рождение дочери, наполнено особой торжественностью. Здесь автор позволяет себе ввести некоторое подобие ремарок, выражающих своё отношение к брату и новорожденной племяннице: «…Да живёт (…крестись!) новорожденная многие годы,… да цапнет себе со временем мужа доблестна (крестись, дурак!)21 …».

Так же необычна гамма обращений к Александру: от ироничных «доброкачественный брат мой…»(11), «маленькая польза»(23), «брат наш мерзавец…»(33) до резких, грубых «скотина»(64), «штаны»(33), «дурак»(11).

Это отображает особое отношение автора к адресату. Рассматривая эпистолярное поведение Чехова, А. Трунин отмечает: «Поведение великого писателя в быту было не без добродушного озорства… К тому же письма художественны, а в художественной речи низменное слово играет иную роль, нежели в речи обыденной 22 …». По словам Т.В Кыштымовой, «в целом обращения и самопрезентация, являясь стандартным компонентом эпистолярного этикета, получают у А. П. Чехова художественное преломление и отражают характерные особенности его творческой манеры»23 .

Немаловажной особенностью эпистолярного стиля Чехова является критика письма как литературного произведения. «…Начну с формы письма. Твои манифесты соперничают по сладости с дядиными… Ты слезоточишь от начала письма до конца…За твоё письмо, в котором ты описываешь молебен на палях,… будь я богом, простил бы я тебе все твои прегрешения…»(20-е числа февраля 1883)(13).

В письме от 13 мая 1883 г. автор всё так же обращает внимание на особенность дядиной манеры написания писем: «…Говорено было о произведениях, о субъективности. На природу свою дядькинскую, братец, не напирай. Карамзин и Жуковский ноют на каждом слове, а между тем менее всего пишут о себе…»(24).

Таким образом, Чехов сравнивает письма брата с произведениями сентименталистов, тем самым давая совет отказаться от манеры, над которой автор часто смеялся, но, по словам А. Трунина, «сама эпистолярная культура была привита к его таланту и характеру накрепко 24 ».

Драматург не раз обращал внимание на желудочную эстетику. В письме от 13 мая 1883 г., когда он давал рекомендации по поводу муки Nestl’я, прозвучал следующий совет: «Корми плод свой чем-нибудь другим Недалеко до аглицкой… водки думаешь?.. болезни. Но и последнюю остановишь не столь лекарствами, сколь заботами о питании…»(23).

10 стр., 4842 слов

Сочинения об авторе чехов

... из товарищей Чехова по гимназии был устроен театр, где Чехов играл городничего в « Ревизоре», и впервые выступил как драматург, автор сценок из таганрогской жизни. В 16 лет жизнь его круто ... творческих работ, посвящённый 155-летию со дня рождения А. П. Чехова Сочинение на тему: «Мой Чехов» Выполнила: ученица 10 класса МКОУ Алешковская сош Новокщёнова Яна ...

Позже, выражая заботу о маленькой племяннице, писатель снова обращается к этой детали: «Похудеешь ты в этом подлом Таганроге, если будешь жрать всякую дрянь… По крайней мере Мосевну не корми чем попало, когда вырастет… Воспитай в ней хоть желудочную эстетику…»(35).

Так в некоторой мере проявляется и видение мира писателя, резко критикующего общество. Поэтому он, обращаясь к брату, использует важную деталь – чистое бельё. Это не просто показатель чистоты и порядка, но и символ перерождения, преобразования. «Чистое бельё, перемешанное с грязным… — всё это погубит девочку в первые же годы Дисциплинируй, брат, Катек! Не бранись вслух… Девочку у нас почитают…»(35).

Так автор советует оберегать девочку от влияния общества, полного пороков, грязи, лжи.

Интересно отметить, что Чехов в письмах использует различные характеристики людей. Так он порой противоречиво отзывается о Лейкине и Лескове: «…Человечина он (Лейкин) славный, хоть и скупой…»(34), «Был я в Питере и, живя у Лейкина, пережил все те муки, про которые в писании сказано: «До конца претерпех»… Кормил он меня великолепно, но, скотина, чуть не задавил своей ложьюС Лейкиным приезжал и мой любимый писака, известный Н.С. Лесков… Этот человек похож на изящного француза и в то же время на попа-расстригу. Человечина, стоящий внимания…»(64).

Несмотря на грубость и использование резких сравнений, Чехов относится к редактору и писателю с надлежащим уважением. В данном случае употреблённое «низменное» слово человечина привносит возвышенное значение.

Иное отношение было у Чехова к хозяйке усадьбы Бабкино Марии Владимировне Киселёвой. Можно пронаблюдать изменения в структуре письма. Автор не использует столь резких слов при обращении, называя Киселёву «многоуважаемой и доброй»(96); извиняется за неровность почерка: «…Если найдёте в этом письме каракули, то знайте, что Яшенька помешала, чтоб ей Мерлитон приснился!..»(96).

О себе он пишет не так подробно, письма имеют оценочный характер, выражающийся в форме жалобы: «…Впрочем, не велика сладость быть великим писателем. Во-первых, жизнь хмурая… Денег – кот наплакал…»(96); «Живётся серо, людей счастливых не видно… Денег нет…»(100).

Но неоднократно повторяющаяся фраза «денег нет» показывает не столько финансовую несостоятельность автора, сколько отражает трудность писательской жизни. Не обходится письмо без доли эгоизма: «Выслушав наставления от такого умника и гения, как я, соблагоизволите теперь принять от меня уверения в самой искренней преданности…»(99).

Характерной особенностью эпистолярного стиля Чехова является то, что автор даёт адресату советы и рекомендации, не только как писатель, но и как врач. С.Т.Вайман в работе «Фрагменты о Чехове» отмечает, что «доктор Чехов никогда не покидал Чехова-драматургаВрач диагностически «сливается» с пациентом, «влезает» в его шкуру в момент сострадания ему, и вот так реализует свою индивидуальность, доверчиво и спасительно «сливаясь» с врачом в исповедальном самораскрытии…» 25 .

Рассматривая поэтику чеховских рассказов, А.П. Чудаков отмечает, что «сюжет рассказа подчинён тому, что изображён отрезок жизни, который осторожно вырезан из потока бытия…» 26 . Можно предположить, что в основу образов некоторых героев рассказов легли реально существующие люди. Так в письме к Александру, сообщая о кончине друга и приятеля Фёдора Федосеевича Попудогло, писатель сообщает следующую причину смерти: «Умер он от воспаления твёрдой оболочки мозга, хоть и лечился у такого важного врача, как яНеразумие, небрежность, халатное отношение к жизни своей и чужой – вот от чего он умер 37 лет от роду…»(34).

2 стр., 866 слов

Своеобразие рассказов А. П. Чехова. Чехов А.П

... этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов. Права на сочинение "Своеобразие рассказов А. П. Чехова" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно ... литературой, искусством, стремился к осмысленной и содержательной жизни. Он искренне полюбил Екатерину Иванов- ну и ... человеке. В чеховских рассказах за смешным все чаще выступает горькое, порой даже трагическое. Теме беззащиҭности ...

Возможно, данная характеристика стала основополагающей для образа Коврина в повести «Чёрный монах» («Коврин теперь ясно сознавал, что он — посредственность, и охотно мирился с этим, так как, по его мнению, каждый человек должен быть доволен тем, что он есть»27 ).

Рассказам Чехова характерен открытый конец. Но оказывается, что не только рассказам свойственна данная манера. В письме к М.В. Киселёвой от 21 сентября 1886 г. автор по завершении письма как бы невзначай упоминает про Левитана:

«…Едва я кончил письмо, как звякнул звонок и… я увидел гениального Левитана. Жульническая шапочка, франтовский костюм, истощённый вид… Говорит, что тоска, тоска и тоска…

  • Бог знает что дал бы, только побывать бы денька два в Бабкине! – восклицает он, вероятно забыв, как он ныл в последние дни…»(98).

Создаётся впечатление прочтения не письма, а литературного произведения. Финал открыт, и кажется, что адресату только остаётся догадываться, что могло потом произойти с этим человеком в дальнейшем.

Заключение

Не только рассказам, но и письмам Чехова присущ открытый финал, что даёт возможность приравнять письма к литературным произведениям.

Для писателя письма играют большую роль, являясь не просто средством общения, а способом существования. Его письма литературны с самого начала.

В зависимости от адресата, автор раскрывает определённые черты своего характера: с одними искренен и ироничен; с другими — серьёзен и порой эгоистичен. Но, несмотря ни на что, писатель относится к адресату, как к пациенту, подбирая подходящие под ситуацию слова и не снижая при этом своей нравственной позиции. Обращаясь к адресату, автор выстраивает фразу так, что, с одной стороны она точная и выразительная, а с другой – в ней многое недосказано и остаётся за скобками. По своей форме фразы содержательны настолько, что конструируется сам процесс жизни и определяется место человека в нём. Автор, декларируя адресату, что жизнь полна серых красок, использует своеобразный приём игры. Наполняя фразу отрицательной коннотацией («невелика сладость быть великим писателем…»), Чехов, возможно, стремится не разжалобить адресата, а, наоборот, показать, как прекрасен его душевный порыв. В своих письмах Чехов «прихорашивается», для него слова быть и казаться несут разную смысловую нагрузку.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pisma-chehova/

2 стр., 985 слов

Читая А.П. Чехова / Чехов Антон Павлович

... непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья...» Чехова можно и нужно читать всю жизнь. И бывают писатели, к которым ... стать знаменитым, ему было необходимо время. Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях «желание беречь в себе ... несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Из всего творчества А.П. Чехова я выбрала для сравнения два его рассказа: «Счастье» и ...

  1. Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М; 1983.

  2. Вайман С.Т. Фрагменты о Чехове//utoronto.ca/tsq/10/Vaiman.shtml

  3. Печерская Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск; 1999.

  4. Трунин А. В письмах вы, как и в жизни… Об эпистолярном поведении А.П.Чехова//Литература № 49. 1996.

  5. Чехов А.П.Собрание сочинений//Письма 1877-1892(Т.11) М; 1963.

  6. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения (Т.1); М; Наука. 1983// http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/apples.txt

  7. Чехов А. П . Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894

  8. Чудаков А.П. Единство видения//Литература. 1993.

  9. Чудаков А.П. Слово – вещь – мир// От Пушкина до Толстого М; 1992.

Аннотация на работу «Особенности эпистолярного стиля А. П. Чехова» (на примере писем к А.П. Чехову, М.В. Киселёвой), выполненную ученицей 11 «В» класса Малиновской Анастасией

Работа представляет собой сочинение исследовательского характера. Наблюдения над своеобразием художественной манеры А.Чехова, отражённой в письмах и прозе писателя, раскрываются интересно, глубоко. В работе рассматриваются не только языковые особенности в письмах А. Чехова, но и эпистолярное поведение автора. Обращение к тому, как Чехов ведёт себя с адресатом, позволяет понять модель поведения художника, которая искусно проецируется в художественном творчестве.

Преподаватель литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pisma-chehova/

Назаренко Е.В.