Использование приёмов создания многофигурной композиции в технике мстёрского письма : «Куликовская битва»

Каждый народный художественный промысел – это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры. К числу таких самобытных центров принадлежит и Мстера — большое село Владимирской области.

Вслед за Палехом и наряду с Холуем Мстера стала родиной нового вида искусства – лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Миниатюра Мстеры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века. Переход старых мастеров к новому искусству и создание ими стиля миниатюры был процессом закономерным, естественно вытекавшим из потомственного ремесла и его канонов. В то же время условность приемов стала органичной и неотъемлемой частью искусства Мстеры, ведь всякая условность в народном искусстве основана на восприятии реального, и кроме опыта прошлого, другим вечным родником, питающим творчество художников, является природа и современная действительность, преобразованные в русло местной художественной системы. Разные мастера избирательно подходили к отдельным элементам канона и по-своему их интерпретировали. Таким образом, на тончайших нюансах изменений и перестройки внутри системы местного искусства происходит, с одной стороны, развитие традиций, а с другой – формирование авторских манер миниатюристов в недрах общего стиля искусства промысла. На таком неразрывном единстве зиждется глубоко народный характер мстерской миниатюры. Великие мстерские мастера не раз обращались к сюжетам исторических битв.

Одним из наиболее замечательных событий русской истории времени монголо-татарского ига является Куликовская битва. Именно после этой битвы начался окончательный распад Золотой Орды, и русский народ осознал свою возможность борьбы с захватчиками. Ненавистное иго остановила культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. Благодаря Куликовской битве Русь совершила подвиг: она не пустила татар дальше, остановив их на пороге Европы.

О происшедшей 8 сентября 1380 года битве историки и по сей день ведут много споров, так как у историков имеются расходящиеся точки зрения на различные вопросы. В частности, до конца не выяснено, почему Дмитрий ушёл в Кострому перед самым явлением Тохтамыша под Москвой — считал ли народ, что жизнь государя важнее безопасности населения, или Дмитрий полагал, что собрал ещё недостаточно войск для сопротивления татарам.

4 стр., 1540 слов

Роль народного танца в системе хореографической культуры

... прекрасному. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая или знакомясь с танцами народов мира, человек мы путешествует по планете. Благодаря этому виду искусства, он ...

И потому, что Куликовская битва была переломным моментом во всей истории татаро-монгольской Руси, она заслуживает более пристального внимания и рассмотрения. В этой научной работе я постараюсь отобразить важнейшие стороны этого вопроса для отображения его значения на ход русской истории.

Возьмем в руки альбом лаковой миниатюры Палеха или Мстёры. Большая часть работ художников-миниатюристов состоит из знакомых всем сюжетов детских сказок. Хотя чаще всего в лаковой миниатюре используют русские-народные сюжеты песен, сказок и даже поговорок, ведь сам художественный промысел зародился ещё в 17 веке и существует до сих пор. И так художник раскрывает написанное писателем или просто придуманное людьми «волшебство», по-своему.

Именно поэтому искусство лаковой-миниатюры не стоит на месте, оно развивается, сохраняя всё лучшее и приобретая что-то новое. Каждый художник-миниатюрист привносит в искусство промысла своё собственное видение, свою фантазию.

Объектом исследования является мстёрская техника лаковой живописи., Предмет исследования: использование темперной живописи в декорировании блюда., Цель исследования: проиллюстрировать сцену битвы в мстёрской технике лаковой живописи., Задачи исследования:

— изучение и подбор литературы, связанной с промыслом лаковой миниатюры Мстёры, особенностями технологической последовательности мстёрской техники;

  • декорирование блюда, с соблюдением технологии лаковой живописи;
  • методическая работа, связанная с разработкой уроков по технологии изготовления изделий;
  • определение значимости изделий с лаковой живописью в современном мире.

Есть надежда, что исследуемая работа и фантазия, вложенная в неё, будет нравиться людям, побуждать их на что-то хорошее и доброе. Ведь зачем же тогда ещё нужно искусство, как ни для этого? Нести в мир прекрасное, вечное, менять его в лучшую сторону.

Глава 1. Возникновение и развитие мстерской техники лаковой миниатюры

1.1. Появление в России лакового промысла

Русскими живописными лаками принято называть изящные небольшие изделия из папье-маше с миниатюрной живописью и железные лакированные подносы, расписанные яркими цветами.

Слово лаки в полном своем значении приложимо к искусству художественных лаков Китая и Японии, уходящему своими корнями в глубокую древность.

В свое время славились и персидские лакированные изделия: коробки, пеналы, подставки для книг и прочее, которые делались из бумажной массы, смешанной с различными клеями. Поверхность изделий покрывалась тончайшей красочной миниатюрной росписью клеевыми красками. Живопись закреплялась затем несколькими слоями прозрачного, с золотистым оттенком растительного лака.

Китайские, японские, персидские лаки ввозились в Европу. Особую популярность получили здесь китайские изделия. Под влиянием моды на «китайский стиль» в лаковой мебели возникли европейские лаковые производства – в Италии, Франции, Англии, Германии (XVII – XVIII в.в.).

12 стр., 5808 слов

Сохранение традиций в современной лаковой миниатюре Палеха, Мстёры и Холуя

... населения сделало недоступными для него работы художников лаковой миниатюры. Положение в какой-то ... заключающаяся в создании произведений палехской лаковой миниатюрной живописи от разработки проектов до воплощения ... изделий, так и художественных средств выражения, чуткая связь со временем, серьезная профессиональная подготовка мастеров. Это позволяет надеяться, что отечественная лаковая миниатюра ...

Влияние дальневосточных лаков сказывалось и в России («Лаковый кабинет» в Монплезире).

Вторая волна влияний, вытеснившая «китайский стиль», возникла в конце XVIII в. в связи с появлением в Европе лаковых расписных табакерок. Наряду с табакерками из золота, серебра, черепаховой кости и прочих дорогих материалов стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительными маслами и просушенного при температуре до 100С. Такая основа изделий получила название папье-маше («битая бумага»).

Табакерки, покрытые несколькими слоями черного грунта и черного лака, расписанные миниатюрами и золотым орнаментом, по своим художественным качествам не уступала восточным лаковым изделиям. Миниатюрная живопись европейских лаков создавалась по принципу трехслойной классической масляной живописи и по существу подражала ей и сюжетами (для европейских лаков характерны сюжеты из античной мифологии, аллегории, идеализированные портреты вельмож и жанровые мотивы из городской и сельской жизни).

Вместе с модой нюхать табак появились и в России европейские лаковые табакерки. Скоро спрос на них возрос, и естественно возникла необходимость их местного производства. Так в самом конце XVIII в. (в 1796 г.) в сельце Данилково, в 30 километров от Москвы, рядом с деревней Федоскино, был налажен выпуск русских лаковых табакерок. Основателем нового дела был купец П. И. Коробов, владелец небольшой бумажной мельницы на речке Уче и фабрики по выделке чернолаковых козырьков.

По преданию, Коробов вывез из Германии нескольких мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит местными мастерами.

К середине XIX в. лукутинские лаки, названные так по фамилии купцов Лукутиных – преемников Коробова, встали на уровень с европейскими лаками даже превосходили их по крепости лака и качеству отделки, что не раз подтверждалось дипломами и отзывами на международных ярмарках.

Лукутинские изделия из папье-маше – табакерках, чайницах, коробках, игольницах отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма. Наибольшую популярность получили тройки, мчащиеся по дорогам. Создавались миниатюры на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т. д.

Лукутинское производство просуществовало до 1904 г.

1.2. Возникновение Палехского, Мстерского и Холуйского промыслов

В советское время возникли еще три промысла лаковой миниатюры: в Палехе Ивановской области (1924 г.), в Мстере Владимирской области (1932 г.), в Холуе Ивановской области (1934 г.)

Главными центрами промыслов лаковой миниатюры были Палех, Холуй Мстера.

Мстера — значительное торгово-промышленное село, имеющее две тысячи шестьсот двадцать жителей и по своему характеру приближающееся к городу.

5 стр., 2051 слов

Древнерусская книжная миниатюра – окно в историю

... (их более 16 тысяч) – своеобразный эталон, вобравший в себя главные особенности древнерусской книжной миниатюры. Присмотримся к ним. Над украшением Лицевого свода трудилось несколько мастеров. Но в ... побоище». XVI век. Если место действия – город, тем же целям служит палатное письмо. Художник не ставит задачи показать реальную архитектуру или даже просто возможную. Столп ...

В первой половине XIX столетия сложился окончательно городской характер села Мстеры.

Земледелием тут почти не занимались. Не соха, а тонкая из беличьих волосков кисть становилась кормилицей целых сел.

Еще в XVI веке Владимиро-Суздальский край можно было назвать краем «богомазов». Иконописным ремеслом промышляли во Владимире, Суздале, Боголюбове, Шуе, Вязниках, Палехе и во многих других местах.

Особенно успешно развивались промыслы в Палехе, Холуе и Мстере. К концу XVIII века Палех, Холуй и Мстера сосредоточили у себя всю иконопись края.

1.3. Развитие Мстерского промысла лаковой миниатюры

Промыслы разрастались. Работали ремесленники не только для местных церквей и монастырей, не только для продажи икон на ярмарках, но и по заказам из Москвы.

Решающее влияние на развитие мстерской иконописи оказал раскол.

Патриархом Никоном, как известно, был предпринят ряд реформ, касавшихся различных сторон церковной жизни.

В 1666 году нововведения Никона были утверждены церковным Собором. Однако часть духовенства не подчинилась постановлениям Собора, отказалась изменить старинному чину обрядов. Разгорелась борьба.

Старообрядцы объявили официальную веру верой «антихристовой». Спасаясь от преследований, они потянулись на самые отдаленные окраины государства.

Значительная часть населения Мстеры оказалась староверами. Это и определило рынок мстерского товара — Мстера работала на старообрядцев. В отношении икон раскольники были очень требовательны, разборчивы, все они тяготели к стилям «древнего благочестия», но не были единодушны в своих запросах.

Старообрядцы Беломорья, в большинстве своем выходцы из

Новгорода, покупали иконы новгородского стиля. Донские, кубанские

староверы, уральцы, сибиряки спрашивали икону московского письма.

Старообрядчество центральных областей было по преимуществу купеческое, склонялось к так называемой «строгановской» манере письма.

Мстерские иконописцы чувствовали себя совершенно свободно в этих дебрях всевозможных стилей, манер, школ и пошибов иконописи. Они были знатоками и тонкими ценителями иконописного искусства. Мастерство их было разнообразно, артистично.

В первой половине XIX века ремесло иконописца считалось во Мстере делом «стоющим». Навыки мастерства, художественные знания заботливо передавались от отца к сыну.

Но золотая пора мстерской иконописи продолжалась не долго. Уже во второй половине XIX века не только мстерская, но и вся русская иконопись начала приходить в упадок.