Сочинение 9 класс. Лермонтов — строгий судья и гражданин своего времени
Обычно, когда речь заходит о русской поэзии, на ум моментально приходят два имени: Пушкин, а вслед за ним — Лермонтов. Пушкин — первый русский поэт. Это бесспорно. И Лермонтов без малейшего чувства зависти признавал это обстоятельство и преклонялся перед великим русским поэтом. Лермонтов не видел в России людей, способных заменить Пушкина. Он был для него идеалом поэта, в руках которого перо — грозное оружие. Перо должно служить поэту для того, чтобы обличать, призывать, бороться. Так поступал Пушкин, и, следуя его примеру, Лермонтов. Смерть величайшего русского поэта потрясла Лермонтова до глубины души:
Погиб поэт! — невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
В этом стихотворении автор выступает как гневный обличитель самодержавия, погубившего гениального поэта. Он обвиняет страну, в которой живут палачи, страну, в которой убивают поэтов. Как писал Герцен: «Выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова». Он как будто становится наследником Пушкина, он направляет свою лиру на служение тем высоким идеалам, которым служил тот.
Впрочем, неверно будет утверждать, что до 1837 года в лирике Лермонтова не прослеживалось недовольство существующим строем. Уже в стихотворении 1829 года «Жалобы турка» (а поэту было тогда всего лишь пятнадцать лет!) Лермонтов пишет:
.. Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
Нетрудно понять, что вовсе не о Турции идет здесь речь, а о России. Это о своей стране поэт говорит, что в ней «хитрость и беспечность злобе дань несут», в ней «являются порой умы и хладные и твердые как камень», в ней «рано жизнь тяжка бывает для людей». Он говорил о своей стране, сравнивая ее с дикой, необузданной Турцией. И вернее сравнения не подберешь. Мы ведь и в самом деле варварская страна. В течение многих веков у нас царил крепостной строй (то есть все равно, что рабовладельческий).
У нас всегда очень тяжело и медленно приживались обычаи цивилизованных стран. Что было у нас? Нищенство, грязь, пьянство, неграмотность. Одним словом, «немытая Россия». Эта страна всегда была тюрьмой для лучших людей и для передовых идей.
Вот почему у Лермонтова в лирике часто сквозят мотивы заключения, тюрьмы («Узник», «Сосед»).
В стихотворении «Узник» мироощущение Лермонтова выражено особенно ярко:
Мой любимый писатель поэт пушкин
... чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Сочинение Пушкин мой любимый писатель Путь к совершенству Александр Сергеевич Пушкин – мой любимый поэт и писатель , Александра Сергеевича Пушкина, Пушкин – мой любимый поэт и писатель. Пушкин в своих ... добрым, пожалуй, самым детским словом — «волшебница». Я рассказывала это стихотворение на новый год около елки, и ждала подарков. Елка светилась разными ...
Одинок я — нет отрады.
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем…
Он чувствовал себя одиноким в своей стране. Точно так же одинок он был и в том обществе, которое его окружало. Обличению своего поколения посвящено огромное число произведений Лермонтова: начиная от «Героя нашего времени» и заканчивая короткими, в несколько строк, стихотворениями.
Лермонтов считал общество, окружавшее его, порочным, а свое поколение — безвозвратно погибшим. «Герой нашего времени» — квинтэссенция его размышлений о судьбе современников. Ведь Печорин, по утверждению автора,- «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Он — порождение общества. Каким же видит Лермонтов пресловутое общество, рождающее таких персонажей, как Печорин? «Пестрая толпа», «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные», «приличьем стянутые маски», «давно бестрепетные руки». Это общество пусто, холодно, мертво. Неудивительно поэтому, что в нем появляются всем известные персонажи: Печорин, Грушницкий, Онегин, Обломов. Их судьба — часто лишь воплощение общей судьбы, поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова">судьбы всего поколения.
Осознание обреченности современного ему общества дает Лермонтову право заявлять:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Это стихотворение («Дума») — не только и не столько упрек современникам. Это еще и обвинение самодержавию, которое виновно в том, что жизнь людей проходит «без шума и следа». Здесь слышится и призыв к свободе, без которой невозможно, немыслимо существование личности.
Своих современников и себя Лермонтов называет «толпой угрюмою и скоро позабытой». Он страшится того, что в людях не остается ничего живого, человеческого.
Он пишет о поэте-современнике:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье.
Но подобного уж никак нельзя сказать об авторе этих строк. Он видел, к каким бедам ведет произвол монарха,- и поднимал голос против самодержавия. Он мечтал о свободе не только для себя, но и для своей страны,- и он писал стихи, прославляющие свободу. Он считал окружающее его общество порочным,- и он обличал пороки. Он любил родину, хоть и «странною любовью»,- и признавался в этом. Хотя никогда, будучи патриотом, он не самообольщался и не закрывал глаза на те ужасы, что царят в России:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Именно за искренность и смелость Лермонтова в выражении своих гражданских чувств его можно смело назвать «судьей» своего времени. Строгим и справедливым, каким и должен быть судья.