Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения

Судьба поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова

Тема переживаний за судьбу поколения 1830-х многократно затрагивается М.Ю.Лермонтовым в своём творчестве. На примере стихотворения «Дума» рассмотрим, что же беспокоило и мучило поэта, какую судьбу он предрекал своему поколению.

На долю поколения 1830-х выпадает жизнь в непростую «эпоху безвременья», когда подавляется декабристское восстание, молодые люди теряются и не знают, куда направить свои силы и знания. По этой причине поэт пророчит им безызвестность среди потомков. Его поколение не решается на великие свершения, оно ничем не примечательно, серо, и однажды, по мнению Лермонтова, исчезнет «без шума и следа».

«Насмешкой сына над промотавшимся отцом» называет поэт впечатление, которое останется за нынешним поколением грядущему. Поколение 1830-х проводит время в развлечениях, на шумных встречах и балах, которые, между тем, уже в молодости пресытили их и успели им надоесть:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…

Бесцельность существования поколения беспокоит Лермонтова. Поэт желает, живя в определённую эпоху, оставить за собою и своими соотечественниками след, однако жизнь поколения 1830-х приходится на такое нелегкое время, когда блеснуть своими знаниями и талантами очень трудно, ведь они внезапно стали никому не нужны.

Стихи Лермонтова ужасают общество, вызывают в нём бурное неприятие, никто не хочет признавать искренности и прямолинейной честности поэта, что не может не печалить его. Среди собственных сверстников Лермонтов ощущает себя навсегда одиноким изгнанником, что ярко отпечатывается в его стихотворениях. Лишь спустя много лет его смелое творчество окажется понято и признано читателями.

Между тем, Лермонтов отмечает, что он – только один из немногих молодых людей, обеспокоенных судьбой поколения 1830-х. Остальные же считают слепое, бесследное прожигание жизни в веселье и праздности нормальным. Преобладание нигилистических взглядов на лицо: юноши убеждены, что им ни к чему вершить историю. Поэтому поколение ведёт беззаботную, тихую жизнь, не думая о впечатлении, которое они сохранят в памяти своих потомков.

Итак, поколение 1830-х — молодые люди, не нашедшие своей дороги к деятельной жизни, великим свершениям и открытиям. Живя в пресыщенности и растерянности, люди не знали, на что применить свои силы, куда себя деть. Всё это напрямую отразилось на творчестве М.Ю.Лермонтова, горячо переживавшего за жизни и судьбы поколения.

2 стр., 952 слов

Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

... из главных вопросов, поднимаемых поэтом в твор­честве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее. Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понима ... добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказы­ваются для ...

Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова

Стихотворение было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная мысль произведения — размышления о судьбах поколения. 11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем “Дневнике”: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, — а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастие. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр.? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…” Действительно, время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Стихотворение Лермонтова — не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…”, “Я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть…” “Дума” — горькая поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишии высказывается общее суждение о поколении 30-х годов, которое живет без активного действия и не верит в его пользу:

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…

В этом стихотворении поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом…

Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви …

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства… Мы иссушили ум наукою бесплодной… К добру и злу послушно равнодушны…

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

15 стр., 7495 слов

Мой любимый писатель и поэт лермонтов

... его стихотворений, написанных в жанрах стихов, поэм, романсов, этюдов, посвящений, акцентирующих отголоски тоски, отчаяния, неразрывной связи человека с природой. Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов) Я люблю читать ...

Сочинение на тему «Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения»

Будучи настоящим поэтом, Лермонтов не мог оставаться равнодушным ко всему происходящему в обществе и как настоящий поэт мог предвидеть будущее, которое с существующим морально-психологическим настроем не было радушным.

В своих ранних стихотворениях Лермонтов как бы разговаривает с самим собой, исповедуется. В его произведениях этой поры в основном дается оценка актуальным для своего времени политическим вопросам, затрагивается вопрос о назначении, как поэта, так и поэзии, есть стихотворения, посвященные распространенным темам дружбы и любви. Но с годами, как говорится, человек становится мудрее. Вместе с талантом меняются и взгляды поэта на жизнь. В одном из своих писем он пишет, что очень изменился и не знает, как это происходит, и что каждый день добавляет новый оттенок его характеру и взглядам. Если раньше он изображал героями своих произведений одиноких бунтарей вне окружения народа, то теперь начал понимать бесполезность индивидуалистического протеста, обреченность героя – одиночки.

Именно в этот период начинает его волновать и судьба своего поколения. В произведениях поэта уже почти нет места романтическим героям-индивидуалистам, их заменяют реальные люди, глубоко связанные с народом.

250 рублей

Связаться с нами:

В стихотворении «Дума» Лермонтов выражает свою горечь и грусть по поводу того, что его современники далеки от способности служить обществу.

Шестистопный ямб, которым написана большая часть стихотворения, наиболее точно передает характер лирического раздумья поэта.

Служа на Кавказе, Лермонтов встречался со многими революционными деятелями, принимавшими участие в восстании на Сенатской площади. Часть из них продолжала верить, что настанет день возмездия, а часть, сломленная каторгой, примирилась с самодержавием и считала революцию бесполезной. Взгляды поэта были на стороне первых, которые считали политику правительства царя унизительной для свободного человека. А взгляды последних он назвал «поздним умом». Автор утверждает, что свободу невозможно получить даром, за нее нужно сражаться, если даже понадобится, то проливать кровь или погибать. Поэтому он не может и не хочет мириться с теми усвоившими «поздний ум» отцов, которые ржавеют в инертном состоянии, не имея цели, сдаются перед несправедливой властью.

Лермонтов – поэт высоко ценит знания своего поколения, но считает, что если они не находят применения во благо общества, то теряют смысл и становятся бесполезными. При таком раскладе, когда главенствуют внутренняя опустошенность и безразличие ко всему, не получаешь удовольствия и от прекрасного.

Поэту больно и тревожно от того, что у образованной молодежи отсутствуют твердые убеждения, сильные чувства и нет прочных привязанностей, тревожно от их нравственной опустошенности. Поэт приходит к выводу, что его поколение, увязшее в бездействии, не способно на решительные действия.

Но было бы ошибочно считать «Думы» только осуждением. Здесь слышен и призыв поэта к активным действиям, к переходу от инертного состояния к пробуждению гражданского долга.

Поколение 30-ых годов глазами М. Ю. Лермонтова

произведениях

5 стр., 2062 слов

Конспект по литературе в 9 классе : М. Ю. Лермонтов: обзор жизни и творчества

... Лермонтова одинок, печален. ^ Лирический герой поэта – поэт-пророк. Одиночество лирического героя связано с разлукой, на которую обречен Лермонтов и его отец, неприятием нового бездушного поколения и т.д. Лирический герой Лермонтова ... и через мир природы. ^ См. приложение. 6. Выводы учителя по уроку: ──────────────────────────────── Урок 2. Ц.У.: нацеливание школьников на вид групповой деятельности, ...

Например, в стихотворениях «Бородино» и « Дума » поэт осуждает то поколение, к которому он принадлежит. Эти стихотворения связаны одной общей мыслью – упреком к поколению 30-ых годов XIX века. Поэт сравнивает людей прошлого и настоящего, его расстраивает существенная разница между ними. Раньше люди были храбрые, не боялись постоять за свою родину, а нынешнее поколение думает больше о себе и своих удовольствиях, чем о чувствах других:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

В войне 1812 года, описанной в стихотворении « Бородино » участвовали обычные люди, патриоты, любящие свою страну: «Уж постоим мы головою за родину свою!» За смелость, проявленную в битве они стали героями. Поколение Лермонтова, наоборот «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны и перед властию — презренные рабы».

В 30-ые годы люди не смогли бы стать героями, не смогли бы победить ни в одной войне, ведь каждый защищал бы только себя, «тая завистливо от ближних и друзей» все свои мысли чувства. Лермонтов хочет сказать, что нельзя быть такими малодушными, нужно оглянуться назад и посмотреть на людей прошлого поколения, «могучее, лихое племя», сплоченных и единодушных. Посмотреть на бойцов, которые как братья защищали друг друга и в самых тяжелых ситуациях не теряли бодрости духа, и на разобщенных людей настоящего, которые состарятся в бездействии, так и не принеся пользы не себе, не своему народу.

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Герои , участвовавшие в Бородинской Битве , навсегда останутся в памяти народа. Они, правда, были героями: сильными, храбрыми, мужественными. Через сотни лет миллионы людей будут помнить великую битву. Бесцельное и бездействующее поколение 30-ых годов не оставит за собой никакой памяти:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтова

Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода — образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его душу наполняют разочарование, тоска, печаль и осознание бессмысленности происходящего. Но кто способен услышать поэта? Поколение «лишних людей» бесстрастно и равнодушно.

Для лермонтовской лирики характерно сочетание размышления о судьбе поколения и о своей собственной. Страницы юношеских тетрадей поэта напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом: Слова, которые могли Меня тревожить в те года, Пылают предо мной вдали, Хоть мной забыты навсегда. И там скелеты прошлых лет Стоят унылою толпой; Чувствуя себя бесконечно одиноким, Лермонтов осознавал, что не он один такой, а целое поколение молодых людей, сильных, умных, целеустремленных. И все они обречены на бездействие. Вот что пишет он в одном из своих программных стихотворений «Дума»: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Эта мысль пронизывает очень многие произведения поэта. Жизнь похожа на ровный путь, в конце которого нет определенной цели. Будущее — или пусто, или темно. Новое поколение томится ошибками отцов, но само старится в бездействии. В равнодушном сердце не зажжется огонь борьбы. Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Поэт сравнивает свое поколение с плодом, созревшим до времени. Надежды на лучшее, благородство пали перед силой страстей. Плен наслаждений принес пресыщение. Время скоротечно, но человек не находит своего поля деятельности, он не способен раскрыть свою бессмертную сущность. В крови его кипит огонь, но в душе царствует холод, в груди хранится бесполезный клад — остаток нерастраченных чувств: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. В изображении Лермонтова угрюмая толпа живых мертвецов проходит свой путь и исчезает в бесконечности безвременья. Как будущие поколения будут отзываться о своих отцах, не оставивших «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда»? Скорбная и суровая мысль о поколении, которое обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила из поэзии Лермонтова юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов уже не восторженный юноша, остро переживающий душевные волнения, но суровый обличитель, который пришел, чтобы сказать своему современнику — малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее правду о бесславном состоянии его духа и совести. Современники не понимали поэта, видели в его интонациях только озлобленный взгляд на жизнь. Не только враги, но даже те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Недаром герой-писатель поэтического диалога «Журналист, читатель и писатель» произносит приговор всему своему творчеству: К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь, Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь? Несмотря на столь глубокое разочарование в своем поколении, а также на негативную оценку его деяний и мыслей, в горьких словах Лермонтова сквозит человеческое достоинство. Ведь равнодушный ко всему не стал бы так тревожиться о судьбе молодого, но неумолимо стареющего поколения, о судьбе своей страны. Многим произведениям Лермонтова характерно противопоставление «деятельного», героического прошлого России и бездеятельности современного ему поколения, мотив, так много значащий в понимании творчества поэта…

8 стр., 3799 слов

Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...

... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... самореализации. С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - «самовлюбленный ... предназначение, терзаемся сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, живем ...