А.П. Чехову при жизни досталось наибольшее число нареканий критиков в том, что его произведения неглубокие, обывательские, бесперспективные. Однако время показало совсем другое: при кажущейся простоте чеховские произведения затрагивают самые глубинные стороны нашей жизни. Наверное, К. Станиславский это заметил одним из первых. Именно об этом он говорит в статье, фрагмент которой представлен выше. Известный театральный деятель поднимает проблему правильного отношения читателей к творчеству А.П. Чехова. Он говорит о том, что нельзя обвинять драматурга в «обыденщине», нужно домысливать, сопереживать, как это делают актеры на сцене в чеховских спектаклях, тогда откроется большой мир чеховской мечты.
Считаю, что мы просто обязаны прислушаться к мнению К. Станиславского, ведь кому, как не ему, известны все тонкости драматического искусства, а тем более — чеховского.
В основанном им Московском художественном театре были поставлены чеховские пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», а свободолюбивая птица, изображенная на занавесе сцены, стала визитной карточкой МХТ. Но вернемся к Чехову. В комедии «Вишневый сад» на первый взгляд нет ничего комедийного: Раневская из-за долгов потеряла имение, ее дети Варя и Аня остались без крова, вишневый сад вырубил и распродал на участки дачникам новоиспеченный делец Лопахин, отец которого был крепостным в этом же имении. Но Чехов упорно называет это произведение комедией, подчеркивая тем самым, что каждый из его героев «ломает комедию» перед другим: Лопахин перед Раневской, Раневская перед дочерьми, Трофимов перед Аней. И в этой ломке действительно гибнет Россия с ее секретами сушеной вишни, фанатичной преданностью Фирса, неприспособленностью Гаева. Чехов тоскует вместе с героями об уходящем, болезненно переживает настоящее и искренне верит в то, что будущее будет светло и прекрасно. И мы ему в этом верим.
В другой пьесе А.П. Чехова «Три сестры» тоже как бы два мира: поверхностный — бытовой и глубинный — внутренний. В обычном городе уже двести лет люди «едят, пьют, спят…», иногда от скуки развлекают себя сплетнями. Но сестры Прозоровы — Ольга, Маша и Ирина — захотели разорвать этот вечный круговорот скуки в природе. Для этого им непременно надо было уехать в Москву. И что же? Оказалось, что они не свободные птицы, а такие же скучные люди, которые их окружали. Мещанство и пошлость были близки и им. А.П. Чехов в пьесе изобразил не просто трех сестер, это мы все: хотим быть особенными, не похожими на других, но упорства в достижении цели нам недостает, в собственные силы не верим, полагаемся на волю случая… В итоге гибнут не только лучшие побуждения, но и ум, талант.
Дворянство в пьесе Вишневый сад Чехова –
... на смерть, – символический эпизод в пьесе. .Смерть его, совпадая с гибелью вишнёвого сада, знаменует конец эпохи, верным хранителем традиций и рабом которой был Фирс Дворянство в пьесе Чехова Вишневый сад (сочинение) Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» ... Это третья тема пьесы, хотя даже сам Чехов признавал, что она не «прописана» до конца. Кто же такие эти «симпатичные белоручки»? Вишневый сад дорог ...
Пьесы А.П. Чехова называют психологическими, и это действительно так. В них так глубоко рассмотрена психология человеческой души, что книги писателя смело можно назвать пособием по психологии. Конечно, до них надо дорасти, и это объясняет тот факт, что Чехов — любимый писатель именно взрослых читателей. Но я не против того, чтобы мое взросление начиналось с А.П. Чехова.
Текст
(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но… ничего особенного, ничего ошеломляющего. (З)Все как надо. (4)Знакомо… правдиво… не ново».
(5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (б)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. ( Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (Ю)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей (есть и такой).
(П)Болыпинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания).
(12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены.
(13)Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места ее заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, еще лучших местах и наконец о всем произведении. (15)Еще и еще перечитываешь его — и чувствуешь внутри глубокие залежи.
(16) Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.
(17) Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.
(19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20)Все это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения.
Ничто не проходит бесследно…» (по повести Чехова «Моя жизнь»)
... Моей жизни», ничем не заслоняемое. Время как основной признак человеческого существования выходит у Чехова на первый ... Чехова взаимозависимы. Незначительно в конечном счете то, что временно, что проходит, не ... вне повествования эволюцию героя, тем самым не придавая ей никакого значения. ... ничто ее не нарушало. А. Скафтымов в своей замечательной статье «К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова» ...
(К.С. Станиславский)