В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол. Так же автор представляет и противоположный этой сильной птице образ, описывая всю сущность этих сторон.
В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.
Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.
В рассказе использовано много литературных приёмов — сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.
В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей — это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.
Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.
У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.
Анализ 8 класс
Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.
Анализ произведения песня о соколе горького
... на краткость человеческой жизни, память о свершениях никогда не исчезнет из сознания и сердец окружающих. «Пускай ты умер!.. Источник: Максим Горький. «Песня о Соколе» ... и анализ его произведения “Песни о соколе” Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия. ... станет соколом. В лице Сокола автор показывает исключительных личностей, кто борется за счастье. Именно людьми-соколами Горький ...
Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.
Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.
В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.
Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.
В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.
Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.
8 класс
Сюжетная линия
Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.
Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.
В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.
По картине Айвазовского Черное море описание
... жизнь на этот раз будет спасена. Сочинение по картине Айвазовского Черное море Я думаю, что практически каждый житель нашей страны бывал на Черном море. Легко ... на две равные части: море и небо. Сюжет картины полноценно раскрывается в ее первоначальном названии «На Черном море начинает разыгрываться буря». Перед зрителем открывается вид на морской шторм, когда море становится действительно черным. На ...
Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».
Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».
Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.
Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.
И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.
Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».
Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.
Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.
«Сочинение по произведению Максима Горького «Песня о Соколе»»
«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»).
Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна. В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом».
В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью. Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».
Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.
Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.
Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).
Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль моря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).
В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.
М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тема: М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
Цели: 1)Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
2)Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;
3)Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Тип урока: изучение нового
Ход урока
I.Орг. момент
II. Побудительная мотивация. Слайд 1
- Ребята, прочитаем высказывание Лессинга, скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
- Скажите, легко ли размышлять?
III. Познавательная мотивация. Слайд 2,3
- Зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
- Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.
Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.
Тема, цели урока Слайд 4, 5
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М. Горький «Часы»)
IV. Усвоение новых знаний
1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)
2) Вопросы после прочтения:
- Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?
А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим);
- Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);
- В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);
- Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);
Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)
Слово учителя : этот прием называется олицетворением. Зачем? При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.
3)Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения ( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) (в тетрадь записать определения олицетворение, эпитет).
Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.
4) Вопросы для учащихся:
А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать»)
Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)
5) Устное задание: сравнить 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведение, сделать вывод: та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы».
Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и Уже.
6) Вопросы для учащихся:
А) О чем спорят Уж и Сокол?
(О смысле жизни, о счастье.)
- Я предлагаю поработать вам с таблицей (по вариантам)
Сравнительная таблица
№ | Вопросы | Сокол | Уж |
1 | Что значит жить ? | ||
2 | Что значит небо? | ||
3 | Где живёт, обитает? | ||
4 | Характеризующие эпитеты |
- Что значит жить для Сокола? Для Ужа? (Для Сокола жить — значит храбро биться, видеть небо, Уж — Мне здесь прекрасно, тепло и сыро)
- Что значит небо для Сокола и Ужа? (Для Сокола — счастье, свобода, для Ужа- пустое
место, пустыня без дна и края)
- Где живёт Уж? (В ущелье, где темно, пахнет гнилью и душно)
- Где обитает Сокол? (Небо, небесная даль)
Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)
7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.
Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение – горение)
9)Афоризм? Человек создан для счастья, как птица для полёта. Автор? Герой?
Жизненная позиция героя | |
Уж | Сокол |
Я знаю правду. И их призывам я не поверю. |
•„.в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! |
Вывод:
1. Работа над идеей произведения | – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола? – Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь? – Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему? – Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо – символ счастья. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости. Через символику произведения подводим учащихся к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами. Подводим к цели урока – для чего делает это автор, что хотел этим сказать? Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «Парадокс» и др., касающихся темы урока). Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни. 2. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:
– А какое высказывание ближе вам? Почему? 4. Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу. – Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? – А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил. 5.Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз? – Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово? – В чем мудрость безумства? |
VI. Закрепление нового материала
«Приглашение к рассуждению». Мини-сочинение: «Кто я в этом мире: Уж или Сокол?», отразить в нем свою жизненную позицию, свое сходство с горьковскими героями.
VII. Вывод ко всему уроку (определяют учащиеся с помощью учителя): В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока).
Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.
Зачитать отрывок из письма Горького сыну Максиму: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, — при жизни становятся покойниками, скучнейший народ».
VII. Д/з: 1. Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?
( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?) – по выбору.
2. Наизусть отрывок из песни.
VIII. Рефлексия
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» |