Анализ произведения песня о соколе горького

Краткий анализ «Песня о соколе» Горький

Анализ произведения песня о соколе горького 1

Песня о Соколе Горького — это произведение, о котором можно сказать, что оно премногих томов тяжелей. В этом небольшом стихотворении писатель выражает умные мысли, создавая удивительный мир, где пишет о подвигах и смысле жизни. Сделаем же анализ песни о Соколе, что задали нам в 8 классе.

Анализируя работу писателя, видим произведение, в котором Горький восхваляет храбрость, воспевает стремление жить, а не существовать, менять что-то в своей жизни. Эта песня, словно гимн революции, где писатель противопоставляет двух героев Ужа и Сокола.

Анализ произведения

Знакомясь с произведением, мы встречаем странника, которому и поет песню о Соколе рассказчик Надыр-Рагим-оглы. Сама же песня рассказывает о Соколе, что парит в небе и по воле случая, раненный в грудь, падает в ущелье горы.

Там свернувшись спал Уж. Вот между ними и завязался разговор, во время которого мы понимаем сущность каждого персонажа. Именно диалог раскрывает героев, при этом мы видим столкновение двух мировоззрений, двух жизненных позиций.

Сокол и Уж — это символы в работе автора, что дают возможность получить ответы на жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. Это и смысл жизни, и в чем этот смысл заключается, это и предназначение людей, и как прожить жизнь не зря, и что каждый из нас оставит после себя.

Другое дело — это жизненная позиция Сокола. Вот он прожил жизнь не зря, не боялся парить в небе, не боялся вступать в схватку, он жил, познал счастье и желая в последний раз подняться в небо перед смертью, кинулся со скалы, погибая свободным и счастливым.

Уж было задумался о своей жизни и попытался тоже подняться в небо, однако упал на камни и понял, что смысл полета в падении, которое он не понимает. Он так и не понял, в чем же было счастье Сокола.

Решив для себя что его стихия это земля, он гордился собой.

Вот только больше Ужом никто и не гордился, в то время как о Соколе слагают песни и помнят его даже после смерти, воспевая храброго сокола, что в бою с врагом истек кровью и пал смертью храбрых.

В произведении Горький показал два типа людей. В лице Ужа он изобразил тех, кто ползет по земле, не желая ничего менять, тех кто никогда не станет соколом. В лице Сокола автор показывает исключительных личностей, кто борется за счастье. Именно людьми-соколами Горький и восхищается, он восхищается теми, кто готов бороться и даже умирает за свои идеалы.

2 стр., 533 слов

Колыбельная песня в жизни ребенка

... самому родному, наиболее дорогому человеку в жизни доброй судьбы, трепетно и нежно воспевает над колыбелью свою душу. Именно из колыбельных песен новый человечек впервые учится познавать мир, ... три цветка, что является ручательством здорового сна и счастья. Колыбельные песни небольшие, немногословные, но глубокие по смыслу. В центре сюжета - всегда ребенок, его сон, счастье, здоровье. ...

Этапы творчества Горького и анализ его произведения “Песни о соколе”

Этапы творчества горького и анализ его произведения песни о соколе  1

Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия. Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе “Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса “На дне”, 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека.

В “окуровском” цикле (роман “Жизнь Матвея Кожемякина”, 1910-1911) – пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге “Несвоевременные мысли” (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия.

Автобиографическая трилогия: “Детство” (1913-1914), “В людях” (1915-1916), “Мои университеты”(1922).

Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах, в незавершенном романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина” (т. 1-4, 1925-1936).

Произведение Горького “Песня о Соколе” заставляет читателя проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых – это стремление забыть все простое, будничное и повседневное ради того, чтобы всего себя отдать подвигу. Сокол не заботится о дне завтрашнем, он готов погибнуть только ради того, чтобы ощутить счастье полета.

Что означает “безумство храбрых”? Прежде всего это совершенно особый взгляд как на свою жизнь, так и на жизнь окружающих. Сокол совершенно не жалеет, что вот-вот умрет, ему жаль только, что он больше не сможет взлететь. Сама жизнь без полетов кажется Соколу ненужной и бесполезной.

Сокол живет только краткий миг, и миг этот доставляет ему ни с чем не несравнимое наслаждение. Сокол не приемлет для себя другой жизни, кроме той, которую привык вести. Ему необходимо для счастья небо, полеты и сражения.

“Безумство храбрых” заставляет задуматься о смелости, мужестве, отчаянном стремлении к возвышенной и прекрасной жизни. Сокол может олицетворять собой настоящих героев. Они легко жертвуют собой, не раздумывая о последствиях. И даже в последний миг своей жизни они желают ощутить всю полноту чувств и эмоций.

Люди, подобные Соколу, на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что-то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, и их это не страшит.

Таких людей можно с полным правом назвать безумцами, но именно это и возвышает их над всеми остальными.

Можно ли назвать “безумство храбрых” мудростью жизни? Безусловно, именно это качество способно вызвать наибольшее восхищение. “Безумство храбрых” служит окружающим чем-то вроде путеводной звезды, освещающей путь во мраке. Далеко не каждый способен на подобное безумство, именно поэтому позицию таких людей подчас трудно понять тем, кто отличается приземленностью и робостью.

2 стр., 875 слов

Сравнение образа Ужа и Сокола (по произведению М. Горького «Песнь о Соколе»)

... Сокол и Уж ведут диалог, каждый отстаивает свою правоту, защищает свой образ жизни и мысли, свою позицию. Их представления о правде жизни ... лейтмотив «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!». «Песнь о Соколе» была написана в 1895 ... ощутить полет и свободу. Уж не понимает ценности открытого неба, не способен испытать счастья битвы: «…и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел», «…Уж ...

“Безумство храбрых” означает отсутствие какого бы то ни было страха, готовность совершить что-либо значительное и одновременно расстаться с жизнью, если это потребуется.

В “Песне” сказано: “Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!” Таким образом, писателем воспевается героизм, готовность к свершению подвигов.

Действительно, сама жизнь не является вечной, рано или поздно приходит конец земному существованию. Но после смерти остаются дела человека, его стремления и надежды. Именно поэтому, несмотря на краткость человеческой жизни, память о свершениях никогда не исчезнет из сознания и сердец окружающих. “Пускай ты умер!..

Этапы творчества Горького и анализ его произведения «Песни о соколе»

Этапы творчества горького и анализ его произведения песни о соколе  2

Горький — это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия. Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе «Мать» (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека.

В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-1911) — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия.

Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), «Мои университеты» (1922).

Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах, в незавершенном романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-1936).

Произведение Горького «Песня о Соколе» заставляет читателя проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых — это стремление забыть все простое, будничное и повседневное ради того, чтобы всего себя отдать подвигу. Сокол не заботится о дне завтрашнем, он готов погибнуть только ради того, чтобы ощутить счастье полета.

Что означает «безумство храбрых»? Прежде всего это совершенно особый взгляд как на свою жизнь, так и на жизнь окружающих. Сокол совершенно не жалеет, что вот-вот умрет, ему жаль только, что он больше не сможет взлететь. Сама жизнь без полетов кажется Соколу ненужной и бесполезной.

Сокол живет только краткий миг, и миг этот доставляет ему ни с чем не несравнимое наслаждение. Сокол не приемлет для себя другой жизни, кроме той, которую привык вести. Ему необходимо для счастья небо, полеты и сражения.

«Безумство храбрых» заставляет задуматься…

о смелости, мужестве, отчаянном стремлении к возвышенной и прекрасной жизни. Сокол может олицетворять собой настоящих героев. Они легко жертвуют собой, не раздумывая о последствиях. И даже в последний миг своей жизни они желают ощутить всю полноту чувств и эмоций.

7 стр., 3373 слов

«Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

... Сочинение по произведению Максима Горького «Песня о Соколе»» «Песня о Соколе» открывается развернутым описанием мо­ря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. ... М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему Тема: М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе» Цели: ...

Люди, подобные Соколу, на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что-то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, и их это не страшит.

Таких людей можно с полным правом назвать безумцами, но именно это и возвышает их над всеми остальными.

Можно ли назвать «безумство храбрых» мудростью жизни? Безусловно, именно это качество способно вызвать наибольшее восхищение. «Безумство храбрых» служит окружающим чем-то вроде путеводной звезды, освещающей путь во мраке. Далеко не каждый способен на подобное безумство, именно поэтому позицию таких людей подчас трудно понять тем, кто отличается приземленностью и робостью.

«Безумство храбрых» означает отсутствие какого бы то ни было страха, готовность совершить что-либо значительное и одновременно расстаться с жизнью, если это потребуется.

В «Песне» сказано: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Таким образом, писателем воспевается героизм, готовность к свершению подвигов.

Действительно, сама жизнь не является вечной, рано или поздно приходит конец земному существованию. Но после смерти остаются дела человека, его стремления и надежды. Именно поэтому, несмотря на краткость человеческой жизни, память о свершениях никогда не исчезнет из сознания и сердец окружающих. «Пускай ты умер!..

Источник:

Максим Горький. «Песня о Соколе»

Максим горький песня о соколе  1

Тема урока:

Цели:

  • обеспечить глубину восприятия произведения М Горького «Песня о Соколе» учащимися;
  • работать над основной частью, над ее образным содержанием;
  • выявить главную идею произведения, авторскую позицию;
  • развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения;
  • воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.

Оборудование:

Ход урока

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, а мужественные и и щедрые – вторую. М.Горький.

I. Организационный момент. Обратимся к эпиграфу.

II. Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня мы поговорим о людях: храбрых и безумных в своих стремлениях и трусливых, живущих мелкими насущными интересами.

III. Работа с заголовком произведения. Вопрос о жанре.

  • Ребята, самостоятельно сформулируйте вопросы для анализа заглавия. Как много может рассказать о себе заглавие? (Почему песня? Почему оСоколе?)
  • Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет начало в устном народном творчестве).

  • К какому роду литературы относится жанр песни? (К лирике, значит песня — лирическое произведение).

  • Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню…»? (Все в этом произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня хранит память о герое, помогает жить и верить).

  • Какие фольклорные представления несет образ Сокола? (Сокол — любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе).

  • Кого называли Соколами в народных песнях? (Вольных людей).

  • Почему сокол стал символом мужества, бесстрашия, свободы?

«…Они отличаются значительной величиной, большой силой, способностью необыкновенно скоро пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры.

По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, — добавляет он далее, — но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц.

Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид…

Словарь: Символ (греч. — знак, опознавательная примета) — в художественной литературе образ, отличающейся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Вывод: Горький рисовал героев «Песни…», следуя традициям устной народной поэзии, это лиро-эпическое произведение. Оно наделено дыханием лирики, эмоциональностью тона повествования.

V. Чтение «Песни…». Определить пафос и композицию.

VI. Анализ произведения.

1. Пафос произведения.

  • Итак, вы прослушали «Песню…», на каком фоне развиваются события? Действие происходит на фоне картины гор и моря.

Всё в этой картине живет, движется, всё как бы охвачено борьбою, стремлением к свободе: « бились волны внизу о камень», «поток стремился навстречу морю, гремя камнями », «он резал гору и падал в море, сердито воя…».

На фоне безмерно свободного неба, гремящего моря появляется Сокол, сраженный в бою.

героический пафос

Словарь:Пафос— эмоциональное звучание, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность.

2. Композиция. Тема.

пейзажного обрамления

  • Из скольких частей состоит она? (Из 2)
  • Что изображается в первой части? (Гибель Сокола)

— А во второй? (Размышления о смысле жизни, счастье с разных сторон — Ужа и автора)

Тема подвига, бесстрашия, жажды борьбы, готовности к самопожертвованию).

3. Идейное содержание. Выявление жизненных позиций Ужа и Сокола.

  • Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.
  • Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
  • Кого имел в виду автор, описывая персонажей? (В образе животных выступают люди.

Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол — это образы-символы).

  • Выписать эпитеты, характеризующие Сокола. (Смелый, свободная птица, гордая птица).

  • Подберите эпитеты к образу Ужа.

— Став свидетелем последних минут жизни Сокола, Уж не проявляет враждебности к нему, сочувствует, пытается помочь советом. Но мы ощущаем несовместимость их позиций, полярную противоположность отношения. О чем же идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье).

  • Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):

а) среда обитания

б) небо

в) жизненная позиция, смысл существования, «в чем правда жизни?»

Уж живет в ущелье, Что значит небо?, Какова жизненная позиция, смысл существования

«Все в землю лягут, все прахом будет?»

Сокол: «Я славно бился. Я знаю счастье…»

— Подберите афоризмы, выражающие суть противоположных позиций героев.

СОКОЛ УЖ
1. Я знаю счастье!… Я храбро бился! … Я видел небо! 1. Ну что же небо – пустое место…
2. О, если б в небо хоть раз подняться! О, счастье битвы… 2. Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…
3. Безумству храбрых поём мы песню! 3. Рожденный ползать – летать не может!
4. Безумство храбрых – вот мудрость жизни! 4. Земли творенье – землёй живу я.
  • Прекрасен подвиг во имя свободы. Но Сокол погиб. И заключительные строки 1 части проникнуты печалью. Прочитаем их.
  • В этих строках вопрос: «Какой же след останется от героического деяния?» Может быть, прав Уж, твердящий: «Все в землю лягут, все прахом будет?»
  • Но даже для самого Ужа эта встреча не прошла бесследно.

Он спрашивает: «Зачем такие, как он, умерши, смущают душу…»

«Песня…» построена на антитезе — антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанского благополучия, подвига и размеренно-тусклого, приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою жизнь.

4. Работа над идеей произведения.

  • Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремится высоко в небо? (Они обманывают, прикрывают безумство своих желаний и скрывают за этим негодность для дела жизни)
  • Я сам все знаю, я видел небо, — так говорит Уж.

Так ли это? Знает ли он правду? (Нет, он не знает правды)

  • Какую правду знает Уж, а какую Сокол? (Уж — прелесть полетов — в паденье, Сокол — безумство храбрых — вот мудрость жизни).

Во 2-й главе выясняется широкий смысл противопоставления Ужа и Сокола. Есть в мире две правды: одна из них – «правда» обывательского, эгоистического существования, самодовольства и довольства всем окружающим, «правда» сытых и равнодушных.

не обманут

Другая, подлинная правда — презрение к смерти, безграничность и дерзновенность стремлений, мужество и смелость борцов.

«Безумство желаний»,

И если даже такие, как Сокол, пока одиноки (речь идет о времени написания «Песни…»), их подвиг не пройдет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». (Горький здесь обыгрывает два значения слова безумный : 1) безрассудный – таков, с точки зрения Ужа, подвиг Сокола; 2) очень сильный, напряженный.

— Для Ужа стремления Сокола — бредни, безумство. В концовке песни Горький тоже говорит о безумстве храбрых. Какой смысл имеет слово безумство в устах Ужа и Сокола? (Для Ужа – это глупость, для Сокола — мудрость, знак равенства, это слово приобретает иной смысл: дерзание, исключительная смелость, бесстрашие).

Подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни, в борьбе с врагами до последней капли крови. И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.

Горьковский Сокол — символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. Уж — символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности.

— Идея произведения: Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву, высокие устремления спокойному и сытому обывательскому житью. Прославление п одвига — жизни мятежных, бесстрашных, свободолюбивых.

5. В чем же смысл человеческой жизни?

  • живем, чтобы быть успешными в делах, семье
  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
  • живем, чтобы найти себя
  • живем, чтобы жить
  • живем, чтобы действовать
  • живем, чтобы работать
  • живем, чтобы быть счастливыми
  • А какое высказывание ближе вам? Почему?

VI. Выявление авторской позиции.

– Вернемся к нашим персонажам — Ужу и Соколу. Чья позиция вам более близка: Ужа или Сокола?

— Почему? А автор на чьей стороне? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно, мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему. В жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы. И в повседневной жизни можно различить тех, кто подобно Соколу устремляется ввысь, и тех, кто живет «мудростью» Ужа. Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенным, но помнить, что мы – люди, и должны ими оставаться. VII. Рефлексия. На этом уроке вы получили начальное представление о «Песне» М.Горького. Что понравилось?Что нового узнали?Домашнее задание. Учить наизусть отрывок.

Анализ «Песня о соколе» Горького

Анализ песня о соколе горького 1 Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М.

Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»).

Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна.

В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом».

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью.

Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я.

И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…

Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М.

Горького скрытый призыв к революции.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.

Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль моря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Анализ «Песня о соколе» Горького

Анализ песня о соколе горького 2

Категория: Песня о соколе

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»).

Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна. В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом». В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол.

Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью. Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета.

Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою». Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн.

В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М.

Горького скрытый призыв к революции. Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы».

Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения. Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…

Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).

Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль моря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).

При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь? Далее следует обратить на «Повесть о капитане Копейкине». Она представляет вставной эпизод, внешне не связанный с общим сюжетом произведения, однако Гоголь включил его в свою поэму, чтобы показать высшие сферы государственной власти — чиновнич

Все люди любят прекрасное мы можем это отнести к общеизвестным фактам. Но всегда ли красота является главной составляющей человека.

Говорят, что влюбляются в души, но вот только прежде чем рассмотреть богатый духовный мир, мы все же первым делом обращаем свое внимание на внешность. Людской порок, от которого очень сложно избавиться, порою он приводит к ужасным последствиям.

Существует красота души, порой ее не видно за уродством или тусклостью обычной внешности, но именно такого человека можно сч

Она, по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и печалях. Она если и взглянет в небо, так только затем, чтобы узнать, будет ли завтра дождь.

Ей нет

Что значит для человека школа? Сколько сам человек отдает ей значимость в своей жизни. Можно ли сказать, что школа — мой дом?!Детство — удивительная пора, когда невозможно усидеть на месте.

В этот период жизни мы все находимся в движении, узнаем что-то новое, учимся добру, заводим верных друзей. Детство — это когда мы видим все впервые, так же в семь лет мы первый раз перешагиваем порог школы.

Первый план не стал основой задуманного произведения — явно недоставало фактического материала.

Но Пушкин продолжал размышлять о Шванвиче; его больше всего беспокоило обоснование перехода дворянина на сторону Пугачева, и в сентябре 1832 года он записывает новый план.

Характерная особенность этого плана — перенесение событий в провинцию, в края, близкие к месту восстания. Это позволяло описать встречу молодого Шванвича с восставшими: «Шванвичь встречает разбойника вожатого — вступает к Пугачеву»

Сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Е. заменила Николке мать.

Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Тем не менее, Е.

не винит мужа, когда он бросает ее и предает дом Турбиных ради спасения собственной шкуры и карьеры. Она понимала, что муж

Зійшло вранці лагідне весняне сонечко, розбудило природу та людей. Потім ковзнуло по стовбурах та гілках дерев, а вони відбились довгими чорними тінями на землі. Так тихо і спокійно стало навкруги.

Ось, чується самотн, ще не дуже голосне щебетання, згодом до нього несміливо

Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб).

Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма — это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора. Поэтесса предваряет ее прозаическим вступлением, где вспоминает о долгом стоянии в ленинградских тюремных очередях.

Там одна из женщин «спросила меня на ухо (там

Русские поэты всегда много писали о скромной природе :своего родного края. Она дорога каждому поэту именно той простотой, в которой много красоты внутренней, взывающей к нравственной строгости и чистоте.

Русская поэзия стремилась соединить гуманные принципы отношения к жизни и природные законы, которые всегда пред­ставляются справедливыми и разумными. Природа всегда выступает как искусный врач, укрепляющий дух человека.

Поэты черпают в ней силы для борьбы, вдохнове­ние и светлый оптимизм. Пол

“Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и , не спрашивая ничьих вкусов и правил ,с глупой простотой , но с целесообразностью, не раз бирая ничего, поднималась и гвоздила фран- цузов до тех пор, пока не погибло все на- шествие.” Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Главный герой романа — русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в

Сейчас смотрят:{module Горький:}

Источник:

Сочинение Горький “Песня о соколе”

Сочинение горький песня о соколе  1

“Песня о Соколе”(1895) принадлежит к раннему творчеству М. Горького. Позже писатель вспоминал период 1880-х годов: “Себя я лично вижу в ту пору фантазером, стихотворцем…”. А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: “Я же говорил Вам, что Вы – реалист. Но в то же время – романтик!”

Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества.

“Песня о Соколе” является ярким примером романтического произведения. Это литературное направление выработало свои традиционные принципы. Основным принципомромантизма является двоемирие.

Романтический герой, с одной стороны, живет в мире реальном, с другой, – в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность.

Романтики были уверены в том, что их идеал недостижим.

В основном они – пессимисты. Но борьба во имя идеала вызывает у них восхищение.

Романтический герой находится в состоянии противодействия с окружающей действительностью. Его конфликт с миром неразрешим и примирение невозможно. Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы.

Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному.

Это стремление было свойственно раннему М. Горькому. Все традиции романтизма нашли свое отражение в “Песне о Соколе”. По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику “сухой и мудрый старик Надыр-Рагим-оглы.

Основной мотив “Песни” выражен в рефрене: “Безумству храбрых поем мы песню!”

Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир – морское побережье со скалами. С другой – фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию.

“Огромное море”, “голубое сияние луны”, “золотой узор звезд”, “тайная тишина”, “мохнатые горные вершины”, “мгла южной ночи” создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающую его над другими.

Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него – пустое место, а Сокол – безумец. В его словах звучит ядовитая ирония.

Старый чабан рассказывает историю о храбром Соколе. Стихия моря навевает ему эту мудрую легенду. Раненая птица упала в темное ущелье. Здесь жил проворный Уж. Гордый Сокол рвался в небо, а “проворному” Ужу было очень комфортно в “гнилом ущелье”.

Ему невыносимо было дышать в узком ущелье. Он предпочел ему высокое небо.

Сокол готов погибнуть за свой идеал свободы. Его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа.

Сокол – образец романтического героя. Он рвется к свету.

Своим трагическим падением Сокол развенчивает “мудрость” Ужа. Это герой исключительный, неспособный примириться с пустым существованием. Только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение.

Сокол остается верен своим идеалам.

Уж представляет противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Уж не замечает того, что он живет скудной унылой жизнью. Он не способен понять и совершить подвиг. Этот герой пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении.

Смелость и дерзость Ларры из повести “Старуха Изергиль” приводят его к преступлению.

Только Данко и Сокол утверждают бессмертие своим подвигом. Они совершают настоящий подвиг, потому что собственное “эго” для них отошло на второй план. Эти герои стремятся к счастью других. Они идут, чтобы сгореть и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. Гибель для них – награда. Эту мысль в свое время афористично выразил А. Блок:

Есть упоение в бою

И страшной бездны на краю,

О счастье битвы!

Сильные духом герои бескорыстно служат истине, справедливости, красоте. Они не могут жить в узких рамках тусклого существования. Они на порядок выше простых обывателей, потому что видят дальше и глубже.

Они не требуют наград за свои лишения и подвиги.

Для лучших романтических героев это естественно. Они радостно сжигают свои сердца: “Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых”.

Современные революционеры напоминали М. Горькому лучших романтических героев. Только избранным под силу зажигать людские сердца.

Цель Сокола, как и других романтических героев, – заставить людей прозреть и с отвращением увидеть несправедливую, душную, безобразную жизнь, которая их окружает. Эту мысль автор проводит в строках: “Пускай ты умер.

Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!”

(Пока оценок нет)

Loading…

Сочинение Горький “Песня о соколе”

Этапы творчества М. Горького и анализ его произведения «Песни о соколе» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Сочинение горький песня о соколе  2

Сложно найти в русской литературе произведение, подобное булгаковскому “Мастеру и Маргарите”. Ни один роман не вызывает такую массу хорошей и дурной славы одновременно.

Все писатели провозглашали приверженность любви. Настоящая любовь не может быть грязной, но она бывает запретной. Именно такую страсть показывает М. А. Булгаков в своем нашумевшем романе. Несмотря на развитие событий, читатель не берется судить Мастера и Маргариту и до конца остается на стороне влюбленных.

Хотя с моральной точки зрения их любовь порочна. Женщина изменяет мужу, это явно нехороший поступок. Она не любит супруга, он забыт и даже не фигурирует в сюжете, но все же он есть! Мастер понимает роковое стечение обстоятельств, о чем в 13-й главе говорит сам: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!”.

Подробнее…

Сочинение по картине Врубеля “Испания”

Врубель, на мой взгляд, создал потрясающую картину, которая впечатляет своей красотой и великолепием. На картине изображена невероятно красивая и удивительная царевна. Мне очень понравилось, как художник изобразил ее внешность.

С какой точностью он изобразил глаза, в которых отражается нежность, грусть и доброта. Ее тонкие и хрупкие руки, бережно держат фату.

Впечатляет ее белая одежда, напоминающая крылья прекрасного лебедя, которая искрится в лучах заката и сияющие украшения царевны.

Подробнее…

«Ревизор» 3 действие краткое содержание по явлениям

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Комната в доме городничего ЯВЛЕНИЕ I Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.

Подробнее…

Трагизм жизни и судьбы Матрены

Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали “новым Толстым” и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” – или пеняют на “нового Толстого”, кем он будто бы так и не стал.

Но те, что ждали этого второго пришествия, да так и не дождались, усматривая эгоизм самоназначенного мессии уже только в затворничестве Солженицына, и тогда видимое выдавали за невидимое.

В основе своей Толстой и Солженицын как личности не имеют ничего общего, кроме заурядного совпадения человеческих черт.

Будь то самоограничение или волевое осознание свои – целей, у Толстого и у Солженицына это не натруженные мессианским призванием мускулы, а черты характера, человеческие черты, врожденные или воспитанные, то есть явившиеся еще, быть может, и до того момента, как стали они собственно писателями.

Подробнее…

Анализ пьесы Маяковского «Баня»

Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского — несомненное свидетельство его таланта.

Он яркий поэт, создал драматические произведения «Клоп» и «Баня», «Мистерия-Буфф», мечтал написать роман.

В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.

Подробнее…

Что такое грамматическое значение

Слова – это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т. п. называется номинативной (назывной) функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его когнитивной функцией.

Таким образом, слово – это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Подробнее…

Источник:

«Песня о Соколе» как романтическое произведение

Что такое грамматическое значение 1

Взглянуть в свой внутренний мир, Задуматься ещё раз о цели и смысле бытия.

Из письма М.Горького И.С.Григоровичу.

«Песня о Соколе» (1895) принадлежит периоду раннего творчества М.Горького. Писатель позже вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазёром, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы – реалист!.. Но в то же время – романтик!».

Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества.

«Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения.

Это литературное направление выработало свои традиционные принципы. Основным принципом является двоемирие. Романтический герой, с одной стороны живет в мире реальном, с другой, — в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность.

Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы. Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. Она может быть темной и светлой. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному.

Это стремление было свойственно раннему М.Горькому.

Все традиции романтизма нашли своё отражение в «Песне о Соколе». По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику «сухой и мудрый старик Надыр-Рагим- оглы. Думаю, что «Песня о Соколе» — одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы. Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив произведения выражен в рефрене «Безумству храбрых поем мы песню!».

Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир – морское побережье со скалами. С другой – фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию.

«Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звёзд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающего его над другими.

Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него – пустое место, а Сокол – безумец. В его словах звучит ядовитая ирония.

Старый чабан рассказывает историю о храбром Соколе. Стихия моря навевает ему мудрую легенду. Раненая птица упала в темное ущелье. Здесь жил проворный Уж. Гордый Сокол рвался в небо, а «проворному» Ужу было очень комфортно в «гнилом ущелье».

Таким образом, основной конфликт легенды развивается в диалоге двух противоположных героев – Ужа и Сокола. Уж не видит практического смысла в мечте птицы о небе. Здесь принцип контраста наблюдается не только в героях, но и образах неба и ущелья. Сокол сделал свободный выбор. Ему невыносимо было дышать в узком ущелье.

Сокол готов погибнуть за свой идеал свободы. Его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа. Сокол – образец романтического героя. Он рвется к свету. Своим трагическим падением он развенчивает «мудрость» Ужа. Это герой исключительный, непримиримый к пустому существованию.

Уж представляет собой противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Он не замечает того, что живет скудной унылой жизнью. Он не способен понять и совершить подвиг. Уж пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. А трагическая смерть Сокола приносит ему бессмертие. Здесь автор ставит проблему подвига.

Другие романтические герои в ранних произведениях М.Горького совершают неординарные поступки. Но подвигом их назвать нельзя. Это касается Лойко и Рады в повести «Макар Чудра». Смелость и дерзость Ларры из повести «Старуха Изергиль» приводят его к преступлению.

Только Данко и Сокол утверждают бессмертие своим подвигом. Они совершают настоящий подвиг, потому что собственное «эго» для них отошло на второй план. Они стремятся к счастью других. Они идут, чтобы сгореть, и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. Гибель для них – награда.

Эту мысль в свое время афористично выразил А. Блок:

Есть упоение в бою

И страшной бездны на краю,

О счастье битвы!

Они на порядок выше простых обывателей, потому что видят дальше и глубже. Они не требуют наград за свои лишения и подвиги. Для лучших романтических героев это естественно.

Они радостно сжигают свои сердца: «Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых».

Необходимо учесть исторический контекст произведения. Современные революционеры напоминали М.Горькому лучших романтических героев. Только избранным под силу зажигать людские сердца.

Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!»

Сокол вызывает у меня сочувствие и симпатию. Он воплощает мечту о героях и подвигах. Вместе с тем, невольно ощущается его неизбежный трагический конец. Это романтический герой–альтруист. Его подвигу вторит величественное море, такое же свободное и спокойное.

Его подвиг как отголосок великого события звучит в «стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков». Лучшие проявления духовной жизни романтики связывали с музыкой. Она незримо присутствует в каждой строчке этого поэтичного произведения, создает особую напевную интонацию. В «Песне о Соколе» М.Горький выразил лучшие тенденции романтизма.

Дал ему вторую жизнь. Поэтому эта легенда продолжает вдохновлять сердца многих читателей.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/raznoe/2740-pesnya-o-sokole-kak-romanticheskoe-proizvedenie