Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений». «Тамань». Печорин и «ундина»

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка», увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила. Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник. В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича». Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой. «Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

6 стр., 2859 слов

Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

... приходит в жизни героев романа и невольно рушит их. Сочинение: Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) (726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и ...

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой. Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер. Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать. И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Отношения с женщинами раскрывают личность Печорина, показывают его в любви. По сути, любовь в его жизни одна – Вера, остальное — страсть, приключение или новизна. Герой нигде не может найти счастья и покоя, в том числе, в любви. Он лишен цели, ориентира, смысла, отдушины, вот что делает Печорина несчастным, а его жизнь, окруженную женским вниманием, скучной и пресной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

9 стр., 4470 слов

Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...

... Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина. Пока герой ... Печорина к Мери. Характер Печорина Сначала следует разобраться в характере ... Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие. Как следует относиться к Печорину? Вероятно, Печорин ...

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа. В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало. Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Печорин и девушка Ундина

Оба героя и близки, и различны. Контрабандистка похожа по движениям на кошку, она цепко хватается за одежду, стараясь выкинуть мужчину из лодки. Ундина понимает, что ему не справиться с морской волной. Бешенство придает силы Печорину, но он признается, что уступает. Каково сделать такие записи самовлюбленному эгоисту?

Но он честен с собой. Григорий выбросил девушку из лодки, но рад, что она не утонула. Не было в его душе удивления, ундина и море – это единое целое. Смелое пенистое море похоже на характер девушки с такой опасной профессией.

Ундина – второстепенный персонаж, но от него веет смелостью, широтой души и особым женским обаянием. Написать сочинение «Печорин и Ундина», используя предложенный материал, станет проще. Информация позволит сформулировать собственное мнение по теме.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

3 стр., 1186 слов

Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени (отношения и сравнительная ...

... лермонтовский герой в конце повести. Его эгоизм, видимо, и является главным симптомом той болезни, на которую Лермонтов указывает в предисловии к своему роману. Печорин и Ундина в романе Герой нашего ... без источника пропитания, вряд ли выживут. И «ундина» не против этого решения. Таковы законы их мира. Что же касается Печорина, то его образ в «Тамани» раскрывается не столько ...

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту. Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Почему Печорин одинок и несчастлив?

Печорин одинок и несчастлив, скорее всего из-за того, что его уровень развития, интеллекта, эмоционального превосходства и умеренного эгоизма сильно превосходит тех людей, которые его окружают. На протяжении всего романа Печорин предстает перед нами достаточно независимым, образованным, человеком, который достигает того к чему стремиться. Он не лишен жесткости по отношению к людям и временным проявлениям эмоций – чего только стоит вся эта история с Ундиной.

При этом всем видно, что Печорину очень скучно, он не находит достойного спарринг-партнера, который мог бы быть ему ровней в словесных пикировках, который мог бы увлечь его за собой, мог бы быть сильнее, чем сам Печорин.

Нам кажется, что именно в этом, если описывать коротко и в двух словах, кроется истинная причина одиночества Печорина. А, поскольку, человек существо социальное, то когда он одинок, то и, как следствие, несчастен. Вот и выходит, что в большинстве сюжетов “Героя нашего времени” главный герой одинок и несчастлив.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе. Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

11 стр., 5234 слов

Анализ письма веры к печорину. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», ...

... 5, дай бог, написала. Вот, собственно. Письмо Веры к Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа Лермонтова «Герой нашего времени») В романе Лермонтова «Герой нашего времени» роль большинства персонажей, ... С любовью с Большой Земли, старшая сестра твоя Лизаветта Александровна. Вот это сочинение, за которое меня похвалила моя учительница. Залог успеха — вновь одна из любимейших ...

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

/ / / Сравнительная характеристика Печорина и «ундины»

Ундина в произведении Лермонтова «Герой нашего времени», предстает перед читателем в образе женщины-загадки. У нее необычная внешность длинные волосы и замечательный голос. Она, как морская серена, заманивала своего друга Янко на берег. На тот же зов откликнулся и Печорин.

Молодой человек долго наблюдал за ундиной. В ней он разглядел именно ту, естественную красоту, которая присуща только русалкам.

Девушке было около восемнадцати лет. Она была вся наполнена небольшими странностями, никогда не отвечала прямо на вопросы, и этим заинтересовала Печорина еще больше. Ему, как опытному обольстителю, хотелось раскрыть все ее секреты, проникнув в ее сознание. Но девушка только смеялась. Этот смех не был издевательским, нет. Скорее это был некий флирт, игра с Григорием Александровичем.

Мужчине это перестало нравиться, ведь он ожидал чего-то большего, хотя сам не мог точно ответить, чего именно. Любовь этой девушки ему была не нужна. Разве что близость? Но это было слишком пошло. Не сказать, что девушка была красавицей, нет. Она просто была особенной.

А был сложным по характеру, даже для самого себя. Он много размышлял о том, зачем он пришел в этот мир. Долго думал, зачем приносит людям страдания, но, тщетно. И мужчина решил просто жить и получать радости. Все свои эмоции и тайны он предпочитал оставлять в своем дневнике. Ведь мужчина только его считал настоящим другом и был до конца честен только с пером в руках.

Вечером ундина исчезала из вида Печорина. И тогда он начал наблюдать за слепым мальчиком, который ходит с какой-то целью ночью на берег. Мужчина выяснил, что и его «русалка» и незрячий парнишка участвуют в сговоре с контрабандистом. Он решил припугнуть «компроматом» ундину и тем самым возможно заполучить от нее «плату за молчание». Конечно же деньги не интересовали Печорина. Возможно, Григорий Александрович просто хотел посмотреть на дальнейшие действия «банды».

5 стр., 2394 слов

Моя первая встреча с печориным. Почему первое знакомство с Печориным ...

... стало для меня толчком к изучению творчества поэта. Состояние, в котором я находилась после первого прочтения « ... Герой нашего времени» давно, когда еще почти ничего не знала о Лермонтове и не читала его стихов. Поэтому знакомство с Печориным ... Мери и испытывать к ней нежные чувства. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут ...

В какой-то момент мужчине показалось, что он выиграл в этой «незримой» войне, и его хитрость сработала. Она пришла к нему, была рядом и звала на берег. Они плыли молча, и она улыбалась. Девушка знала, что офицер не умеет плавать. В ее голове возник коварный план. Она готова пойти на убийство приезжего красавца, только лишь для того, чтобы тот не навредил ее Янко.

Девушка любила своего Янко со всеми его недостатками. Он не дарил ей дорогих подарков, а покупал лишь ленты в волосы. Об этом упомянул слепой мальчик, когда они в тумане ждали контрабандиста. Она любила его настолько, что даже не думала о близости с другим.

Но Печорин понял ее замысел. В какой-то момент девушка кинулась на него, пытаясь скинуть в воду, но сама оказалась в воде и утонула. Ну, по крайней мере, именно так и подумал Печорин. Он не стал сожалеть о гибели девушки, а быстро стал грести веслами к берегу.

Позже он увидел спасенную ундину, услышал их разговор с Янко. Она бросала слепого мальчишку, бросала старушку мать ради того, чтобы на веки быть с любимым.

Печорин же был ею забыт. Он не смог добиться желаемого, но его самолюбие от этого не страдало. Он немного сожалел о том, что так хладнокровно вмешался в чужую судьбу. Офицер понимал, что лишил слепого мальчишку единственного заработка.

Печорин покидал это место с неприятным на душе чувством, так до конца и не разобравшись чем именно оно было вызвано.

Это странная девушка, встреченная Печориным в Тамани среди контрабандистов, представляет собой сочетание разных качеств и особенностей.

Безымянной героине романа, называемой Печориным ундиной и русалкой восемнадцать лет. Она хороша собой, но выглядит весьма своеобразно, не так как диктовали представления о красоте того времени. Ундина любит петь, что придает ее образу некое очарование. Однако о ней мало что достоверно известно, даже имя остается нераскрытым.

Для Печорина – это не романтический персонаж, вызывающий влюбленность. Воздействие Ундины на него больше, своим странным видом и поведением она вызывает интерес у смертельно скучающего «лишнего человека». Печорин говорит о ее «породе», то есть, выражаясь современным языком о магнетизме и некой психологической власти девушки. Эти качества происходят из внутреннего чувства собственного достоинства Русалки. В какой-то степени она оказывается внутренне психологически сильнее главного героя романа, офицера которого вряд ли можно обвинить в трусости или мягкотелости. Именно своей непохожестью на встреченных ранее женщин она привлекла внимание Печорина.

Описанные качества Ундины – это результат ее образа жизни и опыта. Она занимается контрабандой, поэтому ждать от девушки утонченности светской барышни или простоты крестьянки не стоит. Родом занятий объясняется и достоинство, вполне понятное для того, кто имеет денег и рискует гораздо больше, чем окружающие. Описанная живость характера и скрытность также хорошо объясняются этим же.

Печорин и Ундина принадлежат к разным мирам. Это вызывает их интерес друг к другу, но их привычки и воззрения неминуемо должны были привести к столкновению (если бы интерес не угас сам собой).

4 стр., 1544 слов

История жизни Печорина в романе Герой нашего времени 9 класс

... после смерти Печорина. Истории правдивые и написаны с портрета человека, который прожил тяжелую жизнь. Сочинение Жизнь и судьба Печорина (9 класс) История жизни главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего ... Однако вместе с мужем девушка покидает город. Григорий сожалеет об упущенном счастье. Испытывая судьбу, Печорин вызывает на дуэль Грушницкого. Главный герой с равнодушием участвует в ...

Попытка офицера разгадать тайны героини не приводит ни к чему. Уязвленный отказом, привыкший к власти над женщинами, он достает свой главный козырь, обещая донести властям о противозаконном заработке контрабандистки. Ундина, в отличие от него не играет, борясь со скукой, и пытается его утопить, а потом исчезает.

Ей, живущей в реальном мире, развлечения скучающего представителя высших классов кажутся непонятными и вызывают только страх. Корень их взаимоотношений в социальных и классовых различиях. И Ундина и Печорин не относятся друг к другу как к равным. Ее недомолвки означают нежелание допускать чуждого человека, которому нет оснований доверять в свой мир. Странная девушка для офицера – только развлечение, способ бороться со скукой жизни.

Про продукты

/ / / Сравнительная характеристика Печорина и «ундины»

Ундина в произведении Лермонтова «Герой нашего времени», предстает перед читателем в образе женщины-загадки. У нее необычная внешность длинные волосы и замечательный голос. Она, как морская серена, заманивала своего друга Янко на берег. На тот же зов откликнулся и Печорин.

Молодой человек долго наблюдал за ундиной. В ней он разглядел именно ту, естественную красоту, которая присуща только русалкам.

Девушке было около восемнадцати лет. Она была вся наполнена небольшими странностями, никогда не отвечала прямо на вопросы, и этим заинтересовала Печорина еще больше. Ему, как опытному обольстителю, хотелось раскрыть все ее секреты, проникнув в ее сознание. Но девушка только смеялась. Этот смех не был издевательским, нет. Скорее это был некий флирт, игра с Григорием Александровичем.

Мужчине это перестало нравиться, ведь он ожидал чего-то большего, хотя сам не мог точно ответить, чего именно. Любовь этой девушки ему была не нужна. Разве что близость? Но это было слишком пошло. Не сказать, что девушка была красавицей, нет. Она просто была особенной.

А был сложным по характеру, даже для самого себя. Он много размышлял о том, зачем он пришел в этот мир. Долго думал, зачем приносит людям страдания, но, тщетно. И мужчина решил просто жить и получать радости. Все свои эмоции и тайны он предпочитал оставлять в своем дневнике. Ведь мужчина только его считал настоящим другом и был до конца честен только с пером в руках.

Вечером ундина исчезала из вида Печорина. И тогда он начал наблюдать за слепым мальчиком, который ходит с какой-то целью ночью на берег. Мужчина выяснил, что и его «русалка» и незрячий парнишка участвуют в сговоре с контрабандистом. Он решил припугнуть «компроматом» ундину и тем самым возможно заполучить от нее «плату за молчание». Конечно же деньги не интересовали Печорина. Возможно, Григорий Александрович просто хотел посмотреть на дальнейшие действия «банды».

В какой-то момент мужчине показалось, что он выиграл в этой «незримой» войне, и его хитрость сработала. Она пришла к нему, была рядом и звала на берег. Они плыли молча, и она улыбалась. Девушка знала, что офицер не умеет плавать. В ее голове возник коварный план. Она готова пойти на убийство приезжего красавца, только лишь для того, чтобы тот не навредил ее Янко.

Девушка любила своего Янко со всеми его недостатками. Он не дарил ей дорогих подарков, а покупал лишь ленты в волосы. Об этом упомянул слепой мальчик, когда они в тумане ждали контрабандиста. Она любила его настолько, что даже не думала о близости с другим.

2 стр., 685 слов

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (3)

... приводит Печорина к собственной смерти в будущем, ему незачем жить. Главный герой романа «Герой нашего времени» действительно ... с таинственной девушкой, остроумно названной им Ундиной, на ночную прогулку. Печорин чуть не погибает, ведь узнает, что попал к контрабандистам. Герой ... Бэла была последней ниточкой, связывающей героя с миром, его последней надеждой. В «Журнале Печорина» мы переносимся в ...

Но Печорин понял ее замысел. В какой-то момент девушка кинулась на него, пытаясь скинуть в воду, но сама оказалась в воде и утонула. Ну, по крайней мере, именно так и подумал Печорин. Он не стал сожалеть о гибели девушки, а быстро стал грести веслами к берегу.

Позже он увидел спасенную ундину, услышал их разговор с Янко. Она бросала слепого мальчишку, бросала старушку мать ради того, чтобы на веки быть с любимым.

Печорин же был ею забыт. Он не смог добиться желаемого, но его самолюбие от этого не страдало. Он немного сожалел о том, что так хладнокровно вмешался в чужую судьбу. Офицер понимал, что лишил слепого мальчишку единственного заработка.

Печорин покидал это место с неприятным на душе чувством, так до конца и не разобравшись чем именно оно было вызвано.

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка», увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила. Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник. В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича». Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой. «Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

1 стр., 470 слов

Печорин и Вера: отношения героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

... браке, но каждому супругу решается изменить из-за любви. Характеры Веры и Печорина очень похожи. Она так же действенна и проницательна. Вышла замуж за пожилого человека по расчету. ... становится слишком поздно. Таким образом, история любви оттеняет и подчеркивает внутреннее одиночество Печорина, его разъединенность с остальным миром. Вера не сделала его счастливым, но причина неудачи в ...

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой. Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер. Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать. И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Отношения с женщинами раскрывают личность Печорина, показывают его в любви. По сути, любовь в его жизни одна – Вера, остальное — страсть, приключение или новизна. Герой нигде не может найти счастья и покоя, в том числе, в любви. Он лишен цели, ориентира, смысла, отдушины, вот что делает Печорина несчастным, а его жизнь, окруженную женским вниманием, скучной и пресной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют четыре ключевых женских персонажа. Как сказал известный критик В.Г. Белинский, женские образы в этом произведении удались на славу.

Хронологический порядок частей романа нарушен, поэтому первой в жизни Григория Александровича Печорина появляется так называемая ундина — барышня из главы «Тамань». Герой впечатлен и заинтригован, как это явствует из его описания:

«Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но… «…»… в ней было много породы… «…»… правильный нос свел меня с ума».

Печорин, видя ее впервые, пытается понять мотив ее действий, но безуспешно:

«На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса».

В сущности, девушка-русалка или, как называет ее герой, ундина — единственный женский персонаж, оказавший ему некое противостояние. И чисто физическое (пыталась утопить), и психологическое (ей он совершенно не нужен и не важен, она просто боится его, как свидетеля).

И да, эта женщина вела с ним игру, руководствуясь сугубо своими соображениями. Никакой личной заинтересованности именно в нем у барышни не было, на его месте мог оказаться любой, не к месту проявивший свое любопытство. Она целует его с целью заманить в море, где рассчитывает избавиться от потерявшего голову молодого человека. Но замысел ее не удался: Печорин уже в ту пору головы своей не терял, хотя и проявил известную слабость в этом вопросе.

Далее по хронологии речь идет о событиях в Пятигорске, где появляется княжна Мери. Эта бедная девушка впервые столкнулась с мужчиной, имеющим иные взгляды на жизнь, нежели те, которые приняты в современном обществе, и оказалась к этому не готова. По всему видно, что ее судьба должна была бы сложиться по «стандартной» схеме того времени… но и тогда, и сейчас, по всей видимости, у «плохих» юношей шансы на успех были выше.

Мери — прелестная романтическая девушка, которая доверчиво попадается в ловушку более опытного и менее сентиментального человека. Подкупает ее то, что Печорин по-своему честен: он не ловелас, стремящийся обольстить юную невинную барышню. Его задел Грушницкий — просто потому что эти два типа людей редко могут мирно сосуществовать в тандеме, и несчастную княжну «зацепило» по инерции. Она не жеманная кисейная девица, которая тонко играет по общепринятым правилам светского окружения, она искренне влюбилась, доверилась… но не тому. Ее беда в том, что она, вольно или невольно, но слишком романтизировала облик Печорина.

В сущности, он не лгал княжне, не пытался ее скомпрометировать. Но их взаимоотношения он рассматривал будто бы извне — в то время, как она оказалась в самом центре событий. Героиня вызывает симпатию и искреннее сочувствие, поскольку она не глупа, добра и самоотверженна. Взять хоть пресловутый эпизод со стаканом, который она помогла Грушницкому поднять: ведь она опасливо взглянула в сторону матери, но это было уже запоздалым проявлением внимания к правилам общества. А первичным позывом души было помочь нуждающемуся.

Одновременно с княжной Мери в романе появляется еще одна женщина — Вера. Только она, в отличие от княжны, встречает Печорина не впервые. Между ними были близкие отношения в прошлом, и в Пятигорске они снова вспыхивают — во всяком случае, со стороны Веры. Печорин считает ее единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть. Определенно сказать, с чем это связано, сложно. Но, кроме всего прочего, ни об одной другой женщине в романе сердце героя не болит.

«Вера больна, очень больна… «…»… я боюсь, чтобы не было у нее чахотки», «сердце мое болезненно сжалось…»

По всей видимости, если б Печорин мог (не боялся!) любить всей душой, как многие другие люди, он любил бы именно Веру. Но сейчас речь не о нем, а о ней: она сумела стать ему близким человеком, другом, можно сказать. Забегая вперед, могу сказать, что Бэла другом ему не являлась никаким образом, да и княжна Мери не удостоилась такого доверия. Ради Печорина Вера пожертвовала своим семейным благополучием, признавшись мужу, что любит другого, а по тем временем это не сейчас на развод подать… И нельзя сказать, чтоб все было втуне: получив ее прощальное письмо, герой опрометью мчится ее догонять, но не успевает, и мы видим непривычную картину, в которой он лежит, обессиленный, и отчаянно рыдает, лежа в мокрой траве.

И, наконец, Бэла. Самый трагический женский персонаж… Юная черкешенка, похищенная из отчего дома, вырванная из привычной жизни, окружения, традиций… Все бы ничего, если б после ее похищения можно было бы все вернуть на свои места. Ну, понял Григорий Александрович: не мое, надоело, — и ушла восвояси, откуда пришла. Порыдает, успокоится, встретит другого! Но сейчас не двадцать первый век с привычным явлением временного сожительства без обязательств: сошлись — разошлись, все свободны. Обратно в аул Бэле дороги нет, она уже «отрезанный ломоть», и ничего хорошего ее там не ждет, хоть и говорит герой: «… если хочешь, вернись к отцу, — ты свободна». И в крепости она оказалась не ко двору. Бедная девочка! Вот уж точно жертва Печорина.

Все его душещипательные мысли, все рассуждения, весь романтический ореол — все уже неважно. Да, он приносит всем сплошные страдания: ундине, с которой он даже не знаком! – ломает сложившуюся жизненную колею своим внезапным вторжением, Вера уже вторично разрушает семью, Мери еще долго не оправится от болезненного разочарования… но так варварски поступает, пожалуй, он только с Бэлой.

Опять-таки, не со зла… но это я все о Печорине. Он, видите ли, поручил духанщице приучить ее к мысли, «что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…». Он приглянулся ей сразу, когда она его впервые увидела на свадьбе в ауле. Но разница между ее и его понятием о счастье и семье немыслимая. Бэла здесь — жертва, отчасти это обусловлено менталитетом, отчасти — обстоятельствами. Она могла расцвести, могла! Но для этого нужна была любовь, которая подпитывала ее изначально, с первый дней в крепости.

Бэла не просила ничего иного, кроме любви, а это оказалось для Печорина непосильной платой. Она не реагировала на подарки и красивые слова, пока он не решился на крайние меры: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду — куда? Почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей…».

Бэла не перенесла мысли о возможной гибели любимого из-за нее. За что, как станет ясно чуть далее по тексту, заплатила своей собственной жизнью.

Нельзя сказать, что героини романа похожи между собой. У них различны семейное и социальное положения, вера, род занятий. Единственное, что их объединяет — корень их несчастий на данный момент времени. Беспощадная любовь к человеку, который не смог сделать ни одну из них счастливой в силу собственной неспособности к счастью как таковому…

самосохранение

лучший ответ это

Ундина — так романтически назвал Печорин девушку-контрабандистку.Имя восемнадцатилетней девушки в «Тамани» не названо. Внешность ее привлекательна:гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью». Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. Печорин вмешался в простую жизнь «честных контрабандистов». Девушка, казалось, сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту». Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и воспринял его как обычное женское кокетство («он напомнил мне один из тех взглядов в старые годы так самовластно играли моей жизнью»), т.е. в его воображении взор «Ундины» сопоставлялся с взором какой-нибудь светской красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы страсти. В довершение всего последовал «влажный, огненный поцелуй», назначенное свидание и признание в любви. Так кто же она- контрабандистка? Ундина — молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина — существо, соответствующее славянской русалке).

В ней действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.Порывистость,решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Читатель вместе с Печориным начинает понимать, что девушка — контрабандистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя-офицера.Герой почувствовал опасность,но все-таки был обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости, а угроза Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость служила лишь поводом для расправы с Печориным. Девушка пела и прыгала целый день.Она была храброй и физически крепкой. Заботясь о безопасности своих товарищей, самостоятельно составила и осуществила план нападения на Печорина. Отважная, наивно-коварная и ловкая,заманив Печорина в море, она едва не утопила его. Печорин не готов к столкновению со свободными и гордыми людьми на их «территории».Он обнаруживает свое интеллектуальное превосходство лишь в том случае, если «простой» человек оказывается в его руках. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру «честных контрабандистов», живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них. Она помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит.Это мир беззаконно вольной жизни, и поэтому притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни. Отношения с Ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она — Ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него — это один из витков судьбы; для нее — это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело. Все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом — его трагедия.

Цели:

  • Образовательная

    : выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;

  • Развивающая

    : систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;

  • Воспитательная

    : воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Методическая задача урока:

создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Методическое обеспечение урока:

  • Наглядные пособия

    : портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.

  • Дополнительная литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pechorin-samyiy-lyubopyitnyiy-predmet-svoih-nablyudeniy/

    : отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».

  • Раздаточный материал

    :тестовые задания

Планируемые результаты:

создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).

Эпиграф:

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

М.Ю.Лермонтов

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка целей.

II. Проверка

ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки).

Тестирование:

Тестирование

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич; б) она осталась с Печориным; в) она вернулась к своим родным; г) она умерла.

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи; б) на берег моря; в) в трактир; г) в сосновый бор.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него; б) ундина чуть не утопила Печорина; в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику; г) она назначила вторую встречу.

5. Чей это портрет?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»

а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская.

6. В повести «Тамань» действующим лицом является:

а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская.

7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего… А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская.

8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…» Как закончилась жизнь героя?

а) Женился на Вере; б) Уехал за границу; в) Умер, возвращаясь из Персии; г) Стал членом тайного общества.

III. Работа по теме

Слово учителя.

Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить друж­бой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однознач­ной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безыс­ходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его пове­дения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями. На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов. Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины». – Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания группам

I группа:

Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

(Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди «естественных» людей, «детей природы». Характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина к этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту «славную девочку». Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное «да». Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом. Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение).

II группа:

Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

(Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).

Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру «честных контрабандистов», живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).

III группа:

Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней. Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).

Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку («Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?»).

Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери. Запись Печорина 6 июня («зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?») многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви. Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему «дороже жизни, чести, счастья». Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: «Я вас ненавижу!», хотя по-прежнему его любит).

IV группа:

Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

(Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но «Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного». И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом:

ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

VII. Итог урока

Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.

При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения? – единство группы в ходе работы было нарушено?

Литература:, Белинский В.Г.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pechorin-samyiy-lyubopyitnyiy-predmet-svoih-nablyudeniy/

«Герой нашего времени». М., «Рипол Классик», 1999 2.

Герштейн Э.

«Герой нашего времени». М., «Художественная литература», 1976 3.

Коплан И.Е

— «Анализ произведений русской классики». – М.,«Критическая литература», 1997 4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976 5.

М.Ю.Лермонтов

— «Герой нашего времени». Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.-П., Гуманитарное агентство «Академический проект, 1996 6.

Удодов Б.Т.

«Герой нашего времени». М., Просвещение, 1989

Сочинение на тему Ундина

Творение Лермонтова «Герой нашего времени» является психологическим романом. В книге описаны несколько героев. Одна из второстепенных ролей принадлежит героине по имени Ундина. Ундина возникает в главе Тамань. В этой части Печорин разрушил жизнь контрабандистов. Ундина является контрабандисткой. Печорин с ней познакомился по приезду в город Тамань. Девушке было 18 лет. У нее были русые и длинные волосы, белая кожа и проницательные глаза.

Ундина была похожа на сирену из греческой мифологии, либо на русалку из старых сказок. По мифологии сирены завлекали мужчин при помощи своего пения. Они утаскивали мужчин на дно океана. Печорин отметил, что девица имеет приятный и ангельский голос. Ее голос околдовывал и завлекал людей к себе. Печорин старается запоминать каждое слово, которое она произносила. Девушка имела удивительную внешность. Главный персонаж отметил, что ее глаза завлекали и властвовали над ним. Печорин отметил, что девица не была красавицей, но обладала особым обаянием. Данное качество притягивало мужчин.

Ундина была развеселой, энергичной и одновременно переменчивой. Девушка не могла сидеть на месте, и была в постоянном движении. У девушки было переменчивое настроение. Она могла танцевать, скакать и бегать и резко замирать на месте. В ее взгляде Печорин находил что – то непослушное и неистовое.

При разговоре Ундина использовала поговорки и пословицы, также устаревшие словосочетания. Она была свободной и ненормальной девушкой. Ундина может быть смирной и резко разозлиться. Героиня отличалась особой изящностью и женственностью. Несмотря на свою хрупкость, Ундина была сильной и пронырливой. При драке девушка опрокидывала и била Печорина.

Ундина жила в грязном месте со слепым мальчиком и старухой. Она ожидала приезда Янко. Риск смерти Янко не пробуждал никаких чувств у девушки. У героини было много коварства. В улыбке Ундины Печорин видел неопределенность. Читателя завлекают ее ловкость и отвага, также изворотливость змеи. Ее жизнь основана на воровстве и разбое. Ее корысть и расчетливость рушила жизнь других. Как – то раз на кражу она отправила слепого парня. У девушки, как и у Янко не было чувства сострадания. В романе только девушка не была подвластна чарам главного героя.

Вариант 2

Прежде чем охарактеризовать персонажей повести «Тамань» — третьей главы романа «Герой нашего времени» — хотелось бы вкратце напомнить ее сюжет.

Печорин, направленный на службу в действующий отряд на Кавказ, задержался в Тамани. Его определили на постой в хату, обитатели которой — старуха, слепой мальчик и загадочная девушка, похожая на русалку, — были связаны с контрабандистами. Случайно узнав об этом, Печорин полушутя пригрозил «русалке», что расскажет об их делах коменданту. Та заманила его в лодку и, когда суденышко отплыло от берега, чуть не утопила Печорина.

Образ 18-летней контрабандистки наделен почти колдовской притягательностью. Не случайно Печорин мысленно называет ее русалкой, или ундиной. Русалка — полудева, полурыба — персонаж славянской языческой мифологии, а ундина — ее западноевропейский аналог.

Во внешности этой девушки есть то, что действует сильнее красоты. «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно», — отмечает герой романа. Заинтриговывает и ее поведение: странные песни, неожиданные прыжки, внезапный смех уклончивые ответы на вопросы. Все это распаляет интерес Печорина к «странному существу», как про себя он характеризует девушку.

Примечательно, что Печорин (а через него и сам Лермонтов) сравнивает «ундину» с тремя с тремя представителями животного мира: вспугнутой птичкой, кошкой и змеей (с последней дважды).

Само перечисление этих существ обрисовывает натуру осторожную, коварную и жестокую. Это подтверждается ее поступками. Притворившись влюбленной, «ундина» назначает герою ночное свидание на берегу моря, предлагает сесть в лодку и на значительном расстоянии от берега пытается его утопить. Причем, как с удивлением обнаружил Печорин, юная контрабандистка оказалась физически более сильной и ловкой, чем он, и ему почти чудом удалось избежать смерти, выбросив ее за борт.

Образы контрабандистов в литературе, как правило, окружены романтическим ореолом. Лермонтов же показывает изнанку этой романтики. В их сообществе, как и у любых других преступников, царит жестокость и безжалостность даже к своим. Так, контрабандист Янко, поняв, что после случившегося придется покинуть Тамань, берет с собой только «ундину», оставляя старуху и слепого мальчика на произвол судьбы. Его ничуть не волнует, что брошенные им люди, оставшись без источника пропитания, вряд ли выживут. И «ундина» не против этого решения. Таковы законы их мира.

Что же касается Печорина, то его образ в «Тамани» раскрывается не столько в действиях, сколько в самом повествовании, которое ведется от его имени. Каким же он предстает перед нами в этой части романа?

Лермонтов наделяет своего героя литературным талантом. Печорин выступает здесь прекрасным рассказчиком: история читается на одном дыхании, детали и характеристики действующих лиц предельно точны.

Печорин — прекрасно образованный, начитанный человек. Уже то, что он называет героиню «Тамани» не просто русалкой, а именно ундиной, выказывает его знакомство с западноевропейской поэзией. Откуда еще он мог бы знать об ундинах? Наблюдая за девушкой-контрабандисткой, он вспоминает Миньону — героиню одного из романов Гете. Следовательно, ему хорошо знакомо творчество великого немецкого писателя и мыслителя. А еще Печорин упоминает о Юной Франции — литературном течении во французской литературе 30-х годов XIX в., из чего можно заключить, что он в курсе современной ему культурной жизни Европы.

В повествовании прослеживается такая привлекательная черта Печорина, как честность перед самим собой. Описывая свое таманское приключение, он не пытается приукрасить себя, не боится выглядеть в невыгодном свете.

И все же при всех своих бесспорных достоинствах Печорин остается Печориным. В «Тамани», как в предыдущих и последующих главах, он приносит горе тем, с кем сталкивается на жизненном пути. Так, в этой повести после того как он разворошил гнездо местных контрабандистов, двое из них — самые беззащитные — остались без куска хлеба. Впрочем, это его мало волнует. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..»— заявляет лермонтовский герой в конце повести.

Его эгоизм, видимо, и является главным симптомом той болезни, на которую Лермонтов указывает в предисловии к своему роману.

Другие сочинения: ← История создания романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовЛюбовь и женщины в жизни Печорина →