Духовные искания толстовских героев (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Вторую половину XIX века называют эпохой «великих романов» в русской литературе. Для писателей России литературное творчество было не столько отображением действительности, сколько служением истине, желанием показать человечеству путь духовного спасения. Вспомним хотя бы роман Достоевского «Преступление и наказание».

Не стало исключением и творчество Л. Н. Толстого, которое все же не дает однозначных ответов на вопросы времени, но заставляет читателя задуматься.

В каком бы веке мы ни жили, роман Толстого «Вой­на и мир» поражает своей современностью, помогает в становлении характера, убеждений, морально закаляет человека.

Центральные герои романа «Война и мир» — Андрей Болконский и Пьер Безухов — дворяне. Они выгодно от­личаются интеллектуально и духовно от своего окружения, что обнаруживается на первых страницах романа. Эпизод в салоне Анны Павловны Шерер раскрывает презритель­ное отношение собравшихся к Пьеру как к незаконно­рожденному сыну графа и к Андрею Болконскому — за восторженное отношение к Наполеону — врагу царя. Противопоставив в самом начале романа своих люби­мых героев великосветскому обществу, для которого царь и истина — одно и то же, Толстой затем рисует трудный, даже трагический путь Андрея Болконского и Пьера Безухова к истинному пониманию смысла жиз­ни. В каком-то смысле и Андрей Болконский, и Пьер Безухов — лишние люди для высшего света. Они пред­ставляют лучшую, только зарождающуюся часть дворян­ского общества, которое впоследствии выйдет на Сенатс­кую площадь отстаивать демократические свободы пред­ставителей всех слоев российского общества.

Андрей Болконский, уезжая на фронт, хочет пос­вятить себя служению отечеству, проявить храбрость, жаждет славы; он хочет походить на своего куми­ра — Наполеона. В критический момент боя князь Анд­рей сумел поднять батальон за собой: «Вот оно!» — думал князь Андрей, бросаясь в атаку под пулями врага. Однако проходит совсем немного времени, когда он ра­зочаровывается и в кумире, и в своих идеалах: ему, ра­неному, лежащему на поле боя, «так ничтожны каза­лись в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем вы­соким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял…».

Потом будут попытки сотрудничества со Сперанским в военной реформе, опять фронт… Однако внутренний по­кой и умиротворение приходят к волевому герою Толс­того лишь в общении с природой, с другом, с любимой: вспомним «весеннее чувство радости и обновления» рядом с дубом после встречи с Наташей в Отрадном, разговор с Пьером на переправе.

16 стр., 7779 слов

Сочинение как меняется андрей болконский в романе

... его лице. Он умер счастливым человеком. Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, ... кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, ...

Духовные искания присущи и Пьеру Безухову. Вна­чале он ищет единения с высшим обществом, не заме­чая презрения в свой адрес, и находит близкого по духу друга — Андрея. Пьер радуется счастью друга, разделяет с ним и горе. Особенно сильно влияют на мировоззрение Пьера события периода военных действий. Под влияни­ем этих событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро и справед­ливость. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужас­нутся того, что они сделали! — думал Пьер, бесцельно на­правляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сра­жения». Встреча с Платоном Каратаевым помогла Пьеру восстановить душевное равновесие. Быть полезным на­роду, испытывать счастье взаимной любви, заботиться о близких — вот истина, к которой приводит Пьера дол­гий путь его духовных поисков. Знаменательна картина звездного неба, воспринятая Пьером: «Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в чер­ном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном пере­шептывались между собой».

Межа между добром и злом пролегла и в духовном мире героинь романа: образы сестер Ростовых точно рас­крывают женскую сущность иногда диаметрально про­тивоположных характеров, воспитанных в одной семье. Вспомним Наташу, которая умеет радоваться чужим уда­чам, жертвует семейным добром ради спасения раненых, когда размещает раненых на подводах во время отступле­ния из Москвы.

Наташа ищет, ошибается, влюбляется, сомневается, как и любая девушка. Она прекрасна в своей непосред­ственности!

Толстой видит красоту своей любимицы и в погруз­невшем теле матери семейства. Поиски смысла жизни, по Толстому, у женщины должны остановиться на семье.

А такова ли сестра Наташи, Вера? Недаром Толстой «выдает» ее за Берга — такого же «сухаря», карьериста, который готов идти по трупам для достижения карьер­ного роста. «Берг» — с немецкого, «скалистый остров». Вот и Вера, и ее муж — холодные, неплодородные «бере­га» — попросту эгоисты, живущие только для себя.

У Толстого в романе «Война и мир» более 500 героев, 50 сюжетных линий, — и все они учат нас как на пози­тивном, так и на негативном примере находить достой­ную мечту и смысл жизни. Так давайте же не потеряемся среди быта, найдем среди обыденного — высокое и будем жить духовно!