Положительные герои в романе Толстого «Война и мир»

Положительным героем в литературном произведении является передовой той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л.Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ, разночинец. Не смотря на то, что Толстой был далек от революционной демократии, борьба передовых общественных сил России не прошла для него бесследно и нашла отражение в его творчестве. Центральными персонажами ранних произведений Толстого были люди из дворянской среды, желающие слиться с народом, облегчить его участь, служить ему. Но роман «Война и мир» создавался, когда были известны статьи Добролюбова и Чернышевского . Главные герои эпопеи — Болконский и Пьер Безухов , которые проходят наиболее сложный путь развития, характеризуются глубиной и богатством идейно- психологического содержания.

Но Толстой не идеализирует и Болконского. Облик каждого из них в какой-то мере омрачен пороками, привитыми средой и воспитанием. Так он раскрывает слабоволие, лень Пьера; честолюбие, стремление к личной славе Андрея. Но главное то, что Андрей и Пьер прежде всего русские люди, в которых проявляются черты русского национального характера. Основное качество, роднящее их с народом — патриотизм.

События 1812 года явились наиболее знаменитой эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита Родины становится высочайшей целью его жизни. Уйдя из штаба, сблизившись с людьми своего полка, он выражает требования возмездия виновникам войны, которое пробудилось в сердце каждого русского человека. Андрей уже не стремиться попасть в высшие сферы, где как он думал раньше решаются судьбы Родины. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их сблизить свою жизнь с их жизнью — вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея.

В разговоре в Пьером накануне Бородинской битвы особенно отчетливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Он выступает ни как представитель узкого круга Болконских и , а как представитель армии, как один из тех, в ком во время этой войны формируется самосознание мужества и патриотизма.

  • Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает … вся армия.

Небо Аустерлица открыло Болконскому истинного Наполеона — мелочного Наполеона, «с этим мелким тщеславием и радостью победы». «Завтра , чтобы то ни было, мы выиграем сражение!» Теперь убежден, что успех сражения зависит ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа, а «от того чувства, которое есть в каждом солдате», Это и есть преодоление наполеонизма .

8 стр., 3955 слов

Образ и характеристика Николая Болконского в романе Война и мир Толстого (2)

... однако большинство знает, кто такие Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский. История создания В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным ... Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея. Андрей Болконский на войнеПомимо прочего Лев Николаевич Толстой ...

Андрей Болконский — истинный герой Бородинского сражения. Погибает он от ранения, находясь на воинском посту, показывая солдатам пример мужества и героизма.

Из всех положительных персонажей романа , именно А.Б. осознает народный войны 1812года. Отсюда сказанные им слова : «Нет, я учен Аустерлицем, Турцией, Бородиным. Успех наш — успех солдат , успех мужика , народа…»

Но не только Андрей находит пути сближения с народом. Пути духовных исканий Пьера — пути к народу. С простыми людьми Пьера роднит прежде всего исключительно русское чувство презрения ко всему «условному, искусственному.» В гостиной Пьер отличается от всех благодаря своему «умному и естественному взгляду». Он привлекает к себе внимание рассуждениями о Наполеоне , о военных событиях того времени. Началом сближения Пьера с народом была Бородинская битва. Сблизившись с солдатской массой, Пьер начинает видеть людей и вещи, как они есть, анализировать окружающую его жизнь, в нем растет склонность к активному протесту, а в эпилоге мы видим его одним из деятелей одного тайного общества.

Толстой показывает, что не сразу Пьеру и Андрею удалось сблизиться с народом. В жизни каждого из героев происходит ряд переломов, в результате которых их облик меняется на протяжении всего романа. Напряженная, беспокойная мысль о судьбе народа, о неправильном устройстве общества проходит через все искания Пьера. Увлекаясь массонством , он решает посвятить все свои силы благоустройству жизни крестьян. Пьер думает об учреждении в селах больниц, школ, приютов, считает необходимым отпустить своих крепостных крестьян на свободу. Но Пьер Безухов часто заблуждается , его часто постигают неудачи , а это объясняется тем, что «всякая область труда в его глазах соединялись со злом и обманом… зло и ложь отталкивали его и завораживали ему все пути деятельности». И именно это отвращение ко злу и обману в тоже время чувство ответственности перед судьбой народа приводят Пьера к идеям декабризма.

Андрею Болконскому не в меньшей мере присущи презрение ко всему искусственному, критическое отношение к окружающей его действительности, искание смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение. Андрею присуще глубокое тяготение к народу, поэтому он навсегда уходит из штаба и, получив в командование полк, еще больше сближается с народом.

Конечно, Пьер прав, думая об умершем Андрее как о своем единомышленнике.

Люди, подобные Пьеру и Андрею , незаурядны по своим идейным и душевным качествам, не часто встречались в дворянской среде. Но благодаря тому, что Толстой заостряет те черты своих героев, которые делают их непохожими на большинство людей их класса, Пьер и Андрей становятся глубоко типичными фигурами. В лице их воплощены лучшие русские люди, из которых в последствии формировалось поколение первых русских дворян-революционеров.

3 стр., 1176 слов

«…Он слишком хорош для этого мира…» Трагизм жизни и судьбы ...

... Андрей Болконский проходит очень трудный путь духовного развития, который, однако, заканчивается его неестественной смертью. Чем можно это объяснить? Наверное, Андрей был неспособен так слиться с народной, естественной жизнью, ... на фоне разочарования в светской жизни (вспомним его разговор с Пьером Безуховым в салоне Шерер). Князь Андрей решает отправиться в армию и участвовать в войне 1805 г., ...

Роман Толстого является как бы гимном во славу русского человека, во славу жизни. Глубокое приобщение к народной крестьянской психологии, позволившее Толстому увидеть мир без привычных масок, вскрыть ложь, пронизывающую все русское буржуазное общество, одновременно привело писателя к идеям «непротивления злу насилием» и нравственного самоусовершенствования. Лучше других видя всю несправедливость общественного строя, он был не в силах найти действительные пути его переустройства. Однако как бы не относиться к учению Толстого, его мысль о человеке как высшей духовной ценности близка нам. Мы принимаем его гневное отрицание уродливых сторон старого мира, призыв к иной разумной жизни. С особенной силой в романе выступал против «завоевательской мании» правительств за всеобщий мир. Толстой дорог нам как гениальный художник, оставивший непревзойденное произведение. «Война и мир» — произведение, в котором Толстой воспевает народную жизнь народных героев, их мужество и бессмертие, их любовь к родине и то самопожертвование, которые они совершают во имя жизни, во имя Отчизны.

Внимание: Не раскрыта Пьера и Андрея.