Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Сочинение

Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени

Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть его характер и личные качества. Этакий авторский прием.

Рассмотрим Бэлу. Она гордая и независимая личность. Ее главный герой замечает, когда гуляет на свадьбе ее сестры. Она привлекла его внимание сразу. Девушка имеет за плечами всего лишь 16 годиков. Но ее чувства к главному герою были подлинными, они были похожи на любовь женщины, которая полностью поглощена ею. Но из-за своей скромности и характерности она не показала сразу все. Невзначай Григорий узнает о том, что брат Азамат готов продать сестрицу за коня. Он договаривается с ним на кражу.

Печорин увозит Бэлу. Там он пытается с нею жить, но при этом его любовь к ней испаряется. Она ему теперь надоела. При этом девушка продолжает его любить. Этот персонаж помогает раскрыть такие качества главного героя, как непостоянство и эгоизм.

Максим Максимович фигурирует сразу в нескольких повестях «Героя нашего времени». он является обратным прототипом Печорина. Является старшим товарищем главного героя, но при этом общался с ним, как со своим ровесником. Он по-настоящему хорошо относится к главному герою и имеет к нему какие-то отеческие чувства. Но вот Григорий однажды ранит его сердце. С большой надеждой Максим Максимович ожидает героя на гостевой визит. Тот отказывается при встрече и старик обижается.

Княжна Мэри и Вера – это девушки, которые обе замечательны. Они страдают от отношений главного героя. Вера любит героя по-настоящему и заботится о нем, но не может быть вместе с ним из-за того, что уже замужем. Мери начинает ненавидеть героя после того, как тот убил Грушницкого. Обе девушки хорошо образованны и начитанны, как это было принято в то время. Григорий ранит их обеих своим поведением. Веру – встречей, а Мэри – равнодушием. На образах этих героинь Лермонтов показал холодность и равнодушие Печорина. Но еще Михаил Юрьевич показал, что герой еще не до конца потерян. Так как он тоже любит Веру, как когда-то любил.

В очередной поездке на Кавказ Печорин познакомился с Грушницким, но считал его намного глупее и неинтереснее себя. Печорин не понимал, зачем он пытается выслужиться.

Вернер – это друг Печорина, к которому он очень хорошо относится. Они понимали друг друга очень хорошо.

Сочинение Окружение Печорина

Михаил Лермонтов написал первый социально-психологический роман «Герой нашего времени», который включает в себя цикл повестей. Каждую часть произведения объединяет главный герой, при этом каждая повесть имеет свою жанровую специфику и особенность.

16 стр., 7641 слов

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени"

... определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя - Григория Александровича Печорина. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным.Они оба устали от пустоты светской ... центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого ...

Как и любая романтическая книга «Герой нашего времени» сконцентрирована на описании образа главного героя – Печорина. Все остальные персонажи помогают раскрыть его характер. Второстепенных героев условно можно разделить на две группы: рассказчики и остальные. Повествование в главах ведется от лица безымянного офицера, Максима Максимыча и самого Печорина.

В главе «Белла» ключевым звеном является описание традиции восточной свадьбы. Автор вносит в жизнь Печорина судьбоносное знакомство с местной девушкой. Главный герой меняет Беллу на породистую лошадь. Закон природы – каждый мужчина добытчик не только пищи, но и счастья. И до тех пор, пока Белла остается для Печорина загадкой, он искренне верил, что она ангел, посланный сострадательной судьбой. Но после того как девушка покорилась ему, Печорин понимает, что любовь дикарки не лучше любви светской барышни.

В главе «Тамань» главный герой из благих намерений рушит жизнь мирных контрабандистов, лишает их смысла жизни и средств к существованию. Но эти контрабандисты запомнились главному герою тем, что Печорин провел параллель между их и своей жизнью.

Новый женский образ появляется в главе «Княжна Мэри». Но в этой части Печорин оказывается положительным героем. Он «открывает» Мэри глаза на пустого, никчемного человека Грушницкого. Печорин прекрасный психолог, именно в этой главе автор знакомит читателя с единственной любовью главного героя – Верой. Но любовь эта не могла иметь счастливого конца. Вера стала единственной девушкой, которая заставила Печорина плакать.

«Красной нитью» в романе проложена тема судьбы и судьбоносных решений. Глава «Фаталист» доказывает эту тематическую составляющую. Печорин встречает поручика Вулича и предсказывает его смерть. Главный герой, не верящий в любовь и дружбу, убедился в наличии судьбы. Не случаен и тот факт, что Печорин умирает в дороге, так и не сумев найти смысл человеческого существования.

Для того чтобы разгрузить произведение, автор нагружает внутренний мир главного героя переживаниями и окружает его большим количеством персонажей. Но Печорин, подобно судьбе, приходит в жизни героев романа и невольно рушит их.

Сочинение: Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и сразу стал событием в русской литературе. Роман обличал свою эпоху, показывал её пустоту и никчёмность. Если такие люди, как Печорин ─ с огромной силой воли, умные, с большими амбициями, проживают жизнь бессмысленно, то что говорить о самом времени? Автор устами своего героя осуждает окружающую среду, которая сформировала Печорина как личность. На страницах романа мы видим целую систему образов, центром которой является Печорин. Его личность наиболее ярко проявляется в отношениях с остальными героями.

9 стр., 4470 слов

Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...

... оскорблять гордость девушки. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие. Как следует относиться к Печорину? Вероятно, Печорин навсегда испортил ... своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал. В чем была виновата мери Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как ...

Юнкер Грушницкий ─ прямая противоположность Печорина. Своего рода карикатура, пародия на главного героя. Фигура Грушницкого выделяется среди высшего общества Пятигорска. Грушницкий изображает апатию, но им руководит мелочный эгоизм. Он относится к тем, кто любит привлекать к себе внимание, позировать, не понимая и не чувствуя настоящей жизни. На дуэль с Печориным он также соглашается для того, чтобы покрасоваться перед своими друзьями, которые решили разыграть Печорина, не зарядив его пистолет. И жертвой дуэли Грушницкий также становится из-за трусости и малодушия.

Грушницкого не уважают богатые дворяне и дворянки, которые приехали на Кавказ устраивать выгодные браки для своих дочерей, ведь он небогат. А он, опять же, из тщеславия и скуки, пытается заинтересовать собой московскою княжну Мери, прибегая к обману. Её мать ─ княгиня Лиговская ─ гордится тем, что Мери умна и образованна, читает в подлиннике Байрона и знает алгебру. Лиговская довольна, что её дочь кротка и невинна, но ничем не может её помочь, когда она попадает в трудную ситуацию из-за отношений с Печориным. Он же заводит с ней роман в том числе и для того, чтобы «утереть нос» Грушницкому и другим офицерам, а Мери он хочет показать, что она не лучше других пятигорских дам, которых также легко совратить с пути — увлечь одними лишь красивыми словами и дерзкими поступками.

Этому лицемерному окружению противостоит образ Бэлы. Она страстно любит Печорина, но это не мешает её сохранить свою честь и чувство собственного достоинства.

«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ─ А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его ─ я княжеская дочь!» ─ смело заявляет она Максиму Максимычу.

Страстность, отвага и гордость соединяются в её характере с добротой, нежностью и сентиментальностью.

Единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему и страстно, была Вера. Она тоже составляет исключение из окружения Печорина. Но и ей он причинил только горе, как, впрочем, и всем, кто встретился на жизненном пути. В своём прощальном письме к Печорину, где очень тонко и ярко выражает свои мысли и чувства, Вера упрекает его в том, что он любил её как собственность, как источник радости и печали, без которых жить скучно и однообразно. Собственно, такими же средствами для развлечения были для главного героя и Бэла, и княжна Мери, которых он, вероятнее всего, не любил вовсе.

Из всех близких к Печорину людей лучше всех понимает его доктор Вернер ─ умный и проницательный человек, чья беседа всегда интересна и занимательна. Такой же циник, как сам Печорин, Вернер не воспринимает всерьёз богатых и знатных людей, отдыхающих на водах. И он же, по словам Печорина, не сдерживал слёз при виде умирающего солдата. Но даже с доктором Печорин не может и не хочет дружить в полном смысле этого слова, так-как считает, что «из двух друзей один ─ всегда раб другого».

С большой любовью автор создаёт образ простого офицера, штабс-капитана Максима Максимыча. Честный и добрый человек, Максим Максимыч прослужил много лет на Кавказе, на передовой войны с горцами, где не единожды рисковал жизнью. Но это не сделало его сердце жестоким и чёрствым. С большой грустью вспоминает Максим Максимыч о Бэле, которую полюбил, как родную дочь. Сильно огорчается, когда Печорин сухо и холодно обходится с ним при встрече, перед тем, как они расстанутся навсегда. Здесь в очередной раз проявляются эгоизм, неблагодарность и неискренность Печорина.

14 стр., 6798 слов

Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой ...

... для людей, Хызр является некоторым в образах, какие угодно ему принимать. Одни… причисляют ... Герои-двойники в романе В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – ... его. Вс. Миллер полагал, что Лермонтов «в передаче восточного сюжета держался ... последних. Особенно рельефно выступают азербайджанские черты в терминологии (лингвистический анализ любезно выполнен ...

Герои романа делают богатым и полифоническим язык, которым он написан. Мы встречаемся с тремя рассказчиками: путешествующим офицером, Максимом Максимычем и Печориным. У каждого из них своя манера разговора, свои особенности речи. Языковую палитру дополняют голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей.

В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает, как яркие и сильные натуры, подобные Печорину, проводят жизнь в бессмысленной суете, борьбе с обществом и друг другом, всегда пытаясь что-то кому-то доказать, не брезгуя при этом никакими средствами. Но настоящей цели в жизни, ценностных ориентиров у них нет. Автор считал, что это трагедия целого поколения и в своём творчестве всегда боролся против неправды, лицемерия и подлости.

Автор: Артем Аввакумов

ПЕЧОРИН

ПЕЧОРИН — главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840).

Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли П. с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. По словам Лермонтова, П.- портрет, составленный из пороков целого поколения — «в полном их развитии». Вполне понятно, почему «Журнал П.» для Лермонтова — «чужое произведение». Если не лучшей, то центральной его частью являются дневниковые записи П., озаглавленные «Княжна Мери». Нигде П. так не соответствует образу, раскрытому автором в предисловии. «Княжна Мери» появилась позже всех остальных повестей. Предисловие, которое Лермонтов написал для второго издания романа, своей критической остротой прежде всего связано с этой повестью. Герой, которого он представляет читателю, — это именно тот П., каким он показан на страницах «Княжны Мери». Критический пафос последнего периода жизни Лермонтова в этой повести проявился особенно ярко. На характер главного героя, очевидно, повлияла разновременность написания повестей. Сознание Лермонтова очень быстро изменялось. Изменялся и его герой. П. в «Княжне Мери» уже не совсем тот, что появляется сперва в «Бэле», затем в «Фаталисте». В конце работы над романом П.

обрел ту выразительность, которая должна была довершить обещанный портрет. Действительно, в «Княжне Мери» он предстает в самом неприглядном свете. Конечно, это натура волевая, глубокая, демоническая. Но так его можно воспринимать только глазами юной княжны Мери и ослепленного им Грушницко-го. Тот незаметно для себя подражает П., потому он так уязвим и смешон для П. Между тем даже этот Грушницкий, ничтожество, по мнению П., вызывает у него чувство зависти. И одновременно сколько храбрости выказал П. в кульминационный момент дуэли, зная, что его собственный пистолет не заряжен. П. и впрямь проявляет чудеса выдержки. И читатель уже теряется: да кто же он — этот герой нашего времени? Интрига исходила от него, а когда жертва запуталась, он как будто и не виноват.

11 стр., 5314 слов

Статья: Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

... пороками и желанием изменить мир. Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что ... реалистический характер. В этой повести Максим Максимыч представлен не столько действующим лицом, сколько рассказчиком. Лермонтов ограничивается беглой ... и герой лермонтовских драм является «странным человеком» (так его называет княжна Мери). Развившаяся у Печорина рефлексия, ...

П. называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В П. он суммирует все свои наблюдения. Странность П. как бы ускользает от определения, потому мнения о нем окружающих полярны. Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. П.- талантливый писатель. Лермонтов приписывает замечательную «Тамань» его небрежному перу, щедро делясь с героем лучшей частью своей души. В результате читатели как бы привыкают многое извинять в П., а кое-что и вовсе не замечать. Белинский защищает П. и фактически оправдывает его, поскольку «в самых пороках его проблескивает что-то великое». Но все доводы критика скользят по поверхности печоринско-го характера. Иллюстрируя слова Максим Ма-ксимыча: «Славный малый, смею вас уверить, только немного странен…», Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа — «Один из героев нашего века» — было отброшено. Иными словами, П. ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом, как это категорично сформулировал И.Анненский: «Печорин — Лермонтов». А.И.Герцен, говоря от лица «лермонтовского» поколения, утверждал, что П. выразил «действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека». Герцен поставил здесь имя П. с той же легкостью, с какой он написал бы имя Лермонтова.

Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца — но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, П. на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем — дано не каждому. Роль топора, которую признает за со бой П. среди людей, — совсем не эвфемизм, не завуалированная мировая скорбь. Невозможно сделать скидку, что это высказано в дневнике. Исповедуясь, П. ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния. Все его сетования напоминают «жалкий» стиль Ивана Грозного, причитающего над очередной жертвой. Сопоставление не кажется преувеличенным. Цель П.- безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдает от скуки и «очень достоин сожаления». Печоринскую скуку пытался опоэтизировать и развить поэт лермонтовской школы Ап.Григорьев, а в результате получилась московская тоска с цыганскими гитарами. П. говорит прямо, что ему скучно — жизнь его «пус-тее день ото дня», говорит, будто в тон тирану, называющему себя «псом смердящим». Конечно, жертвы П. не столь кровавы, они прежде всего уничтожаются нравственно. Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном демонизме: «Собранье зол его стихия». Во главу угла печоринского мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного. Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать П. героем будущего. Не то страшно, что П. иногда «понимает вампира». Для П. уже отыскано поле деятельности: обывательская среда, собственно, и есть это поле — среда драгунских капитанов, княжон, романтических фразеров — самая благоприятная почва для взрашивания всевозможных «садовников-палачей». Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков. Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение — это совсем не то, что невольно разрушить быт «честных» контрабандистов. Вот какую эволюцию проделал образ П. от «Бэлы» и «Тамани» до «Княжны Мери». Когда Белинский восхищается искрами величия пороков П., он тем самым как бы стремится очистить его образ от мелочных толкований. Ведь П. так живописно уподобляет себя матросу, рожденному и выросшему на палубе разбойничьего брига. В таком прочтении П. плох, потому что остальные еще хуже. Белинский смягчает печоринские черты, не замечая вопроса, заданного героем самому себе: «Неужели зло так привлекательно?» Привлекательность зла — так точно охарактеризовал Лермонтов болезнь своего века.

3 стр., 1333 слов

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода)

... художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся «промежуточность». Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча — из числа тех совпадений, которые сложно назвать случайными. Если бы ... пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие ...

Образ П. написан не одной черной краской. В конце концов П. потерял свою худшую половину. Он — как человек из сказки, потерявший свою тень. Поэтому Лермонтов не превратил П. в вампира, а оставил его человеком, способным даже сочинить «Тамань». Вот этот человек, так похожий на Лермонтова, и заслонил тень П. И уже невозможно разобрать, чьи шаги звучат на кремнистом пути. Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, П. подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке — Кавказ, Персия.

Лит.: Белинский В.Г. Статьи и рецензии. М., 1971; Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М., 1986; Анненский И.Ф. Избранное М., 1987; Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Л., 1975.

В.В.Макаров

Значения в других словарях

  1. Печорин — орф. Печорин, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. печорин — Печорин м. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ разочарованного, скучающего, эгоистичного человека. Толковый словарь Ефремовой
  3. печорин — сущ., кол-во синонимов: 1 разочарованный 4 Словарь синонимов русского языка
  4. печорин — ПЕЧОРИН -а; м. [с прописной буквы] О разочаровавшемся, скучающем молодом человеке. ◁ Печоринский, -ая, -ое. П. характер. П-ое поведение.

    — По имени главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1839 — 1840).

    Толковый словарь Кузнецова

  5. ПЕЧОРИН — см. ПЕЧЕРИН Словарь русских фамилий
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Максим Максимович

Максим Максимыч – старый приятель Печорина. Он появляется в трех повестях: «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист». несмотря на то. что он был вдвое старше Печорина, он относился к главному герою на равных. Максим Максимыч искренне любит Печорина, и когда они случайно встречаются, он с нетерпением ждет Григория Александровича в гости. Однако Печорин не удостаивает старика своим вниманием.

10 стр., 4770 слов

Значение словарей в жизни человека

... существующую между ними связь. Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и ... словаря на немецком языке началась в 1950 г., а закончилась в 1958 г. выходом в свет третьего тома. Это крупнейший из законченных современных этимологических словарей. На русский язык словарь ...

В какой-то степени Максим Максимыч является антагонистом Печорина. Он способен испытывать чувство привязанности к другим людям, любить и дружить с ними. Он считает себя необразованным стариком, на самом деле, не осознавая, насколько он благороден и духовно развит. Максим Максимыч не ищет смысла в жизни, он просто живет, делает свое дело, пытаясь понимать и принимать окружающих со всеми их недостатками.