Тема россии в лирике тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять»

Тема родины в творчестве Ф. И. Тютчева

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.

Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»).

Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»).

А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, — демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же — наоборот.

2 стр., 846 слов

Сюжет — Родина (Творчество К.Г.Паустовского)

... речью. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. ... этой любви и заботы жил и творил замечательный русский художник, певец родной природы Константин Паустовский. 6034 ... человека просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ...

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева — светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Последние годы жизни Тютчева отмечены многими трагическими событиями: 1864 г. — смерть Е.А. Денисьевой, 1865 — смерть дочери Елены и годовалого сына Николая, 1868 — смерть сына Дмитрия, 1870 — дочери Марии и старшего брата Николая. Эти трагические события не могли не отразиться на мироощущении поэта, не раз признававшегося в своих письмах, что он не числит себя среди живых. Однако была одна тема

, неизменно заставлявшая Тютчева хотя бы на время забывать о горестных утратах, вырывавшая его из отчаяния, —

судьба России

— Как показывает в своей биографии Тютчева В.В. Кожинов, последние годы жизни поэта о: после назначения министром иностранных дел А. Горчакова Тютчев активно включается в решение внешнеполитических вопросов, пытаясь влиять на позицию не только Горчакова, но и императора Александра Второго, и нередко достигает успеха. Поэт, — утверждает исследователь, — «так или иначе участвовал в выработке направления внешней политики».

Позицию Тютчева, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 г., где поэт назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу. В полной мере и самого Тютчева следует назвать «верноподданным России». Его истинно патриотическая позиция: беспредельная любовь к Родине, гордость ее историей, надежды на возрождение ее роли в судьбах мира — все это становится темой тютчевских стихотворений политического характера, его писем московским публицистам (прежде всего И.С. Аксакову), его разговоров с Горчаковым. Тютчев — инициатор и вдохновитель многих выступлений И. Аксакова в печати, судьбоносных решений, принятых А. Горчаковым. О глубоком и плодотворном воздействии Тютчева справедливо писал известный поэт А. Майков, утверждавший, что именно знакомство с поэтом дало ему «высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем».

Тема России

— одна из самых значимых в поздней лирике Тютчева. Как отметили исследователи, она возникает после духовного переворота, который переживает поэт в конце 1840-х годов, и обретает пророческую глубину и силу в лирике конца 1860 — начала 1870-х гг. Тема эта многоаспектна: стремясь осознать «русскую идею», миссию России в мире, Тютчев обращается и к древней российской истории, глубоко переживает ее печальное и трагическое настоящее, ее таинственную и великую судьбу, которую предвещает история России. Тютчеву принадлежат ставшие хрестоматийными строки, которые многократно цитировались:

5 стр., 2192 слов

Тютчев — поэт-философ

... Россия — народов, в которой идёт борьба со злом, и где порой добро выходит на свет. Сочинение: Творчество Тютчева (323 слова) Ф.И. Тютчев – особенный лирик. ... очень тяжело пережить это событие. Он потерял не только любимого человека, без которого не представлял своей жизни, он ... мелочам. Связь человека с природой очевидна для творца. Пейзажная лирика поэта предметна и реалистична, но тоже несет в себе ...

Умом Россию не понять,, Аршином общим не измерить:У ней особенная стать —В Россию можно только верить.

В поэзии Тютчева Россия уподобляется или утесу («Утес и волны») или стене («Славянам», 1867) — образам, которые несут идею прочности, незыблемости, непоколебимости, первозданности, вечности. Так, обыгрывая в стихотворении «Славянам» слова австрийского министра иностранных дел барона фон Бейста: «Славян должно прижать к стене», Тютчев создает образ «упругой стены» — «гранитной скалы», обошедшей «шестую часть земного круга», «боевой твердыни», защищающей славян:

Они кричат, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»Ну, как бы им не оборватьсяВ задорном натиске своем!..

Да, стенка есть — стена большая <…></…>, Ужасно та стена упруга,Хоть и гранитная скала, —Шестую часть земного кругаОна давно уж обошла…, Ее не раз и штурмовали —, Кой-где сорвали камня три,Но напоследок отступалиС разбитым лбом богатыри…

Именно в судьбе и облике России Тютчев видел воплощение истинно-христианского идеала. В стихотворении, написанном в годы Крымской войны, обнаружившей скрытую вражду к России европейских держав и окончившейся для России позорным поражением, Тютчев и написал стихотворение, которое выразило задушевные мысли и других русских писателей — Л. Толстого и Ф.М. Достоевского:

Эти бедные селенья,, Эта скудная природа —Край родной долготерпенья,Край ты русского народа!, Не поймет и не заметит, Гордый взор иноплеменный,Что сквозит и тайно светитВ наготе твоей смиренной., Удрученный ношей крестной,, Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.

В облике России поэт подчеркивает только ее «бедность», «скудость», смиренную наготу. И именно в этих чертах России поэт провидит тайный «свет», знак божественного присутствия, богоотмеченности. Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет собой воплощенный идеал богочеловека — Христа, Царя небесного, исходившего Россию «в рабском виде» и благословившего ее на путь праведный и страдальческий.

Этой высокой верой в Россию и ее народ, глубоким прозрением в тайны человеческой души — «жилицы двух миров», Тютчев и оказался не просто близок следующим поэтическим поколениям: он стал предтечей русского символизма и акмеизма.

Вопросы о творчестве Ф.И. Тютчева

  1. В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта?
  2. В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева?
  3. Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»?
  4. Каким предстает человек в лирике Тютчева?
  5. Какую роль играют природные образы в размышлениях поэта о человеке?
  6. В чем видит Тютчев смысл жизни? Какие метафоры находит поэт для воплощения своего понимания смысла жизни?
  7. В чем Тютчев видит назначение поэта и как он понимает роль поэзии? Какие образы-символы поэта находит Тютчев?
  8. Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы? Как исследователи определяют значение любовной лирики поэта?
  9. Какой предстает Россия в лирике Тютчева? Какие образы-символы передают в лирике поэта его представление о назначении России?

Современнике

в 1836–1838 гг., но первого критического отзыва об его поэзии пришлось ждать до 1850 г., когда его «открыл» Некрасов , и вдруг стало ясно, что Тютчев выдающийся поэт. Признание пришло незадолго перед тем, как вообще стал пропадать всякий интерес к поэзии, и только немногие чтили Тютчева в конце века, когда его опять подняли на щит Соловьев и символисты . Сегодня он безоговорочно признается одним из трех величайших русских поэтов, и, вероятно, большинство читателей поэзии ставят его, а не Лермонтова , на второе место после Пушкина.

Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 — 1873).

Художник С. Александровский, 1876

В лингвистическом отношении Тютчев представляет собой любопытный феномен. В частной и официальной жизни он говорил и писал только по-французски. Все его письма, все политические статьи написаны на этом языке, и на нем же были сказаны все его знаменитые остроты. Ни первая, ни вторая его жена – иностранки – по-русски не говорили. По-видимому, русским языком он пользовался только в поэзии. С другой стороны, немногие его французские стихи – в большинстве своем безделушки и совершенно не дают представления о том, каким великим поэтом он был на русском языке.

Федор Иванович Тютчев. Видеофильм

Стиль Тютчева архаичнее, чем стиль Пушкина и Жуковского , и, за исключением его воспитателя Раича, единственные русские поэты, повлиявшие на него, – это классики XVIII века Державин и Ломоносов , чей ораторский напор легко узнается во многих тютчевских стихотворениях. Зрелости его стиль достиг сравнительно рано, и уже немногие стихи, опубликованные в 1829 г., являют его главные черты. Примерно с этого времени поэзия Тютчева представляет собой единое целое (не считая его политических стихов, а также стихов, относящихся к «последней любви») и может рассматриваться вне всяких хронологических периодов. Самое большое число лучших стихов его написаны в десятилетие 1830–1840 гг.

пантеистическом

понимании вселенной. Как это и бывает с каждым поэтом-метафизиком, философию Тютчева нельзя оторвать от ее поэтической формы, не лишив ее всякого значения. Но о главных ее чертах можно кое-что сказать. Она глубоко пессимистична и дуалистична – напоминая даже зороастризм или манихейство . Для Тютчева есть два мира – Хаос и Космос. Космос – живой организм Природы, пульсирующее индивидуальное существо, но реальность его вторична и менее значительна в сравнении с Хаосом – реальной реальностью, в которой Космос только легкая, случайная искра упорядоченной красоты. Эта дуалистическая философия сформулирована ясно, как для учебника, в его стихотворении «

День и ночь

».

Тютчев. День и ночь

Дне и Ночи

, – основная тема тютчевской поэзии. Но Космос, растительная вселенная, хотя жизнь его во чреве Хаоса и непрочна, противопоставляется как высшее и величайшее существо малости и слабости индивидуального сознания. Эта тема находит свое риторическое выражение (сильно напоминающее знаменитый державинский парафраз 82-го псалма) в замечательном стихотворении, начинающемся словами: «

Не то, что мните вы, природа…

». (1836).

Это одна из самых красноречивых и кратких проповедей в стихах, когда-либо написанных. Иначе она выражена во многих «фрагментах о природе». Большая часть их очень коротка, не более восьми-двенадцати стихов. Один из самых длинных –

Итальянская villa

(1838), прекрасная в своей покинутости людьми, отвоеванная у человека Природой – и потревоженная опять вторжением человека:

…И мы вошли… все было так спокойно! Так все от века мирно и темно!.. Фонтан журчал… Недвижимо и стройно Соседский кипарис глядел в окно.

Вдруг все смутилось: судорожный трепет По ветвям кипарисным пробежал; Фонтан замолк – и некий чудный лепет, Как бы сквозь сон, невнятно прошептал.

Что это, друг? Иль злая жизнь недаром, Та жизнь – увы! – что в нас тогда текла, Та злая жизнь, с ее мятежным жаром, Через порог заветный перешла?

Сон на море

(1836), ни с чем на русском языке не сравнимом по дикой красоте, сходном с лучшими стихами Кольриджа по богатству и чистоте романтического видения. Но даже здесь точность причудливых и лихорадочных образов напоминает о пройденной Тютчевым классической школе.

Не то, что мните вы, природа

и в самом знаменитом, вероятно, из всех

Silentium

(1833), которое начинается словами:

  • Молчи, скрывайся и таи И мысли и мечты свои;

и включает знаменитую строку:

Мысль изреченная есть ложь.

В таких стихах романтическое видение узнаваемо только по богатству и блеску некоторых выражений и по артистической звукописи. Любовная лирика Тютчева эпохи связи с Денисьевой так же прекрасна, как его философские стихи и стихи о природе, но в ней больше пронзительности и страсти. Это самая глубокая, тонкая и трогательная трагическая любовная поэзия на русском языке. Главный ее мотив – мучительное сострадание к женщине, которую погубила всеподавляющая любовь к нему. Стихи, написанные после ее смерти, проще и прямее, чем все написанное им прежде. Это крики тоски и отчаяния во всей их поэтической простоте.

Наполеоном

, а стихотворение

На новый 1855 год

читается как жуткое и величественное пророчество. Большая часть поздних политических стихотворений (после 1848 г.) националистичны и консервативны по духу, и многие (особенно после 1863 г., когда Тютчев стал писать больше, чем прежде) представляют собой не более чем рифмованную журналистику. Но даже эта грубая идеология не помешала ему создать такой шедевр как

На приезд эрцгерцога Австрийского на похороны Николая I

  • блистательную лирическую инвективу, мощные стихи, вдохновленные негодованием.

Тютчев славился остроумием, но его прозаические эпиграммы были на французском языке, и ему редко удавалось соединить свое остроумие с искусством русского стихосложения. Но он оставил несколько шедевров, написанных в более серьезном умонастроении, как, например, это стихотворение о лютеранской церковной службе (1834):

Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой – Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу, В последний раз вам вера предстоит: Еще она не перешла порогу, Но дом ее уж пуст и гол стоит.

Еще она не перешла порогу, Еще за ней не затворилась дверь… Но час настал, пробил… Молитесь Богу, В последний раз вы молитесь теперь.

В XIX веке в России было много выдающихся авторов, каждый из которых сделал определенный вклад в историю мировой литературы. Глядя на список талантливых личностей, нельзя обойти имя гениального русского поэта – Фёдора Ивановича Тютчева.

Он родился в ноябре 1803 года в Орловской губернии. Первое образование маленький Фёдор получил в родных стенах, его домашним репетитором был известный переводчик и поэт – Семён Раич.

С самых ранних лет Тютчев проявлял интерес к поэзии и языкам. Он с особым увлечением изучал лирику древнеримского народа и латынь, и уже в двенадцатилетнем возрасте, самостоятельно производит переводы од знаменитого Горация. В 15 лет, Тютчев поступает в Московский университет на Словесное отделение.

По окончании вуза, Тютчев отправляется на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, в качестве дипломатического сотрудника, его отправляют в Мюнхен, где молодой человек познакомился с урожденной графиней Элеонорой Петерсон. В 1826 году, молодые влюбленные вступили в брачные отношения. А спустя несколько лет, у великолепной пары, одна за другой появились три прекрасные дочери.

Союз Фёдора Ивановича и Элеоноры был крепким и счастливым, хотя Фёдор Иванович имел отношения на стороне. Возможно, пара прожила бы вместе еще много лет, если бы не трагическое событие, произошедшее на пароходе, во время путешествия семейства Тютчевых из Санкт-Петербурга в город Турин. Плавучее средство потерпело крушение, жена и дети Фёдора Ивановича могли погибнуть в холодных водах Балтийского моря. Однако им повезло. Нужно сказать, что Элеонора вела себя очень организованно, почти профессионально. Благодаря своевременно принятым мерам, она смогла спасти своих дочерей.

Это бедствие оставило негативный отпечаток на здоровье графини. Мучительные болезни, спровоцированные тем страшным событием, довели молодую женщину до смерти. В 1838 году жена Фёдора Ивановича умерла.

После этого брака с печальным концом, поэт нашел свое счастье в объятьях другой женщины. Второй женой талантливого поэта стала Эрнестина Дернберг. На протяжении следующих лет, Тютчев продолжал заниматься активной дипломатической деятельностью, и довольно преуспел в этом деле. Его несколько раз награждали и давали премии, а его публицистические статьи, издаваемые анонимно, вызывали интерес не только у обычного общества, но и у великого русского правителя – Николая I.

Политическая ситуация в Европе вызывала интерес у Тютчева до последних дней жизни. В 1872 году, здоровье поэта заметно ухудшилось, стало пропадать зрение, утратилась способность управления рукой, также его часто стали беспокоить сильные боли в голове. В январе 1873 года, несмотря на предостережения близких людей, он отправился на прогулку, во время которой, с ним случилась настоящая беда. Внезапно, парализовалась левая сторона тела. После этого случая, поэт перестал совершать самостоятельные движения, а в июле того же года, талантливый русский поэт ушел из жизни…

Образ России в историософской лирике Ф. И. Тютчева

В литературе, посвященной анализу историософских идей Ф. И. Тютчева, существует определенное мнение о том, что из всех концепций, описывающих исторический путь России, поэту особенно близка концепция translatio imperii.

Эту точку зрения высказывает Б. Н. Тарасов: «Тютчев также использует широко распространенную в Средние века теорию translatio imperii — “передачи”, “переноса”, “перехода” единой мировой державы, которая в каждую историческую эпоху может быть только одна». Кроме того, исследователь говорит об использовании Тютчевым известной концепции «Третьего Рима»: «Тютчев рассматривает Россию <�…> как прямую правопреемницу “наследия Константина” и третье воплощение (Третий Рим) “Ромейского царства” после завоевания Константинополя турками и падения Византии».

Важно подчеркнуть, что две эти концепции, по-видимому, противоречат друг другу. Н. В. Синицына в своей книге «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.)» посвящает отдельный параграф этому вопросу. Анализируя представления поэта о России как правопреемнице Византийской империи, исследователь пишет о том, что Тютчев не рассматривает Москву как наследницу Рима через посредство Константинополя. Поэт, напротив, разделяет две традиции, Западную и Восточную: «Он не связывает, а отделяет Римскую (древнюю, языческую) и Византийскую (Восточную, христианскую) империи, не использует понятия “второго Рима” применительно к Константинополю и тем самым “третьего” – к Москве и России». Таким образом, в историософии Тютчева существует представление о двух параллельно развивавшихся мировых державах, Западной и Восточной, которые идейно противоположны друг другу: каждая из них претендует на звание единственной истинной христианской империи. К разрыву между Западной и Восточной церковью в 1054 г., согласно воззрениям Тютчева, привело «преувеличение размеров и характера власти римского первосвященника», а также искажение принципов христианства в угоду деспотизму папы. Истинное же христианство сохранилось в Восточной церкви, в Византийской империи, которой наследует Россия: «смысл понятия “империи”, ее законность или незаконность (узурпаторские претензии) связаны у поэта с Истиной христианского вероучения и неискаженного предания Вселенской Церкви (как особых фундаментальных источников права и правосознания) или отступлением от них».

Эти историософские воззрения отразились и в лирике поэта. Рассуждая о значении и задачах Восточной Церкви и Восточной христианской империи, в которую должна превратиться Россия, поэт осознает ответственность России за народы, потерявшие связь с божественной Истиной. Одна из задач России – объединение их под духовной властью православного императора. Так в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!» поэт говорит о «всемирной судьбе России», о ее призванье, которое связано с «Венцом и скиптром Византии». Нужно сразу оговориться, что поэт имеет в виду не политическое завоевание территорий, когда-то принадлежащих Византии, а прежде всего построение духовной империи, сохранившей истинное христианство: «речь здесь должна идти не о влиянии немецкой школы, не о панславизме, не о завоевании Константинополя, а о духовной географии».

Исключительное значение приобретает для Тютчева Восточный вопрос: освобождение исконно православных народов от турецкого владычества. На протяжении двух десятилетий в творчестве поэта появляются стихотворения, показывающие его реакцию на события, происходящие на Востоке. Из них видно, что эти события в представлении Тютчева находятся в сфере прямой ответственности мыслимой поэтом русской православной империи. Так, в 1866 г. на о. Крит происходит восстание греков против турецкого владычества. Тютчев ожидает, что Россия окажет помощь восставшим, и, когда этого не происходит, пишет стихотворение «Ты долго ль будешь за туманом…». Оно начинается такими словами: «Ты долго ль будешь за туманом / Скрываться, Русская звезда, / Или оптическим обманом / Ты обличишься навсегда?». В стихотворении поэт использует антитезу «звезда – метеор», где звезда – это символ «всемирной судьбы России» как чего-то постоянного, это свет, который должен рассеять мрак, это счастливая звезда, которая предсказывает великое будущее. Противоположность ей – «пустой и ложный метеор», кратковременное явление, его лучи рассыпаются, и мрак делается гуще.

Для Тютчева великая судьба России – это не только повод для гордости, но и большая ответственность. Россия, отказываясь поддержать греков в их борьбе, отказывается от воплощения своей судьбы, не выполняет свои исторические обязанности, и поэт призывает: «Проснись – теперь иль никогда». В письме к жене по поводу тех же событий Тютчев пишет: «Наше поведение в этом деле самое жалкое. Иногда преступно и всегда бесчестно быть настолько ниже своей задачи».

В контексте размышлений поэта об общеславянской православной империи как наследнице Византии особенно интересен вопрос о столице этой империи. В известном стихотворении «Русская география» (датируется 1848–1849 гг.), описывая «царство русское», поэт называет три его столицы: «Москва, и град Петров, и Константинов град…». Если Москва и Константинополь никаких сомнений не вызывают, то по поводу «града Петрова» мнения исследователей разошлись. К. Пигарев предполагал, что речь идет о Риме – городе, покровителем которого является Св. Петр. Та же точка зрения отражена в комментариях к стихотворению в академическом собрании сочинений 2003 г. Противоположную точку зрения высказывает Н. В. Синицына: «“Град Петров” мог быть прочитан как Петербург (ср. пушкинские слова “Красуйся, град Петров”)». Аргументом к этой точке зрения является упоминание в стихотворении Невы как одной из границ русского царства. Кроме того, Синицына не исключает сосуществование обеих трактовок: «в восприятии читателей могла происходить и контаминация двух “градов”, возможно, сознательно предусмотренная поэтикой автора».

Выбирая столицу для «царства русского», поэт ориентируется на то, с какими именно функциями исторически связан тот или иной город. Так, в стихотворении «Тогда лишь в полном торжестве…» 1850 г., своеобразном пророчестве относительно судеб славянского мира, поэт обещает мир между Россией и Польшей, который будет достигнут не с помощью дипломатии, а с помощью религии: «А помирятся ж эти две, / Не в Петербурге, не в Москве, / А в Киеве и в Цареграде…». В этих строках подразумеваются два разных пути к союзу России и Польши: путь политического подавления Польши Россией и путь духовного единения, который и выбирает поэт. Символами этих двух путей становятся названия городов, противопоставленные друг другу, причем число «столиц» пополняется еще и Киевом. Петербург и Москва – это символы России и ее превосходства над Польшей, где Петербург – это символ политической власти, а Москва – духовной, религиозной. В том же соотношении, в представлении поэта, находятся Киев и Константинополь – политическая и религиозная столицы Древней Руси. Упоминание рядом Киева и «Цареграда» (а не Константинополя) объясняется желанием поэта напомнить читателю те времена, когда была актуальна идея объединения славян, и это объединение произошло благодаря выбору православной веры. Таким образом, выбор «столиц» обусловлен в стихотворении позицией поэта по Польскому вопросу.

В ноябре 1853 г. Тютчев, вдохновленный началом Крымской войны, которая кажется возможностью претворения в жизнь его историософских идей, пишет «Спиритистическое предсказание», один катрен, в котором приветствуются наступающие дни «борьбы и торжества», когда наконец «Достигнет Русь завещанных границ». Стихотворение заканчивается так: «И будет старая Москва / Новейшею из трех ее столиц». Ту «Русь», которая достигнет «завещанных границ», нельзя воспринимать в политическом смысле, речь здесь снова – как и в стихотворении «Русская география» – идет о «царстве русском», то есть Восточной православной империи. Возможно, три столицы, названные Тютчевым в стихотворении 1849 г., снова появляются и здесь: это не Рим – Константинополь – Москва, а Константинополь – Петербург – Москва. Аргументом к этой точке зрения в данном стихотворении служит эпитет «старая» рядом с Москвой. Из всех перечисленных городов только относительно Петербурга Москву можно назвать «старой». Значение этого слова двоится: речь идет и о «разнице в возрасте» обоих городов, и о том, что Москва – это «старая», предыдущая столица (снова вспомним «Медного всадника» Пушкина, где так описывается смена столицы государства: «И перед новою столицей / Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей /Порфироносная вдова»).

Между Петербургом и Москвой, то есть официальной столицей Российской империи и патриархальной, духовной, поэт выбирает на роль «новейшей» столицы последнюю. Рассматривая в такой роли не Константинополь, а русский город, поэт подчеркивает, что в эти дни «борьбы и торжества» решается судьба именно России, которой суждено объединить вокруг себя все православные племена. Возможно также, что, как и в стихотворении «Русская география», обе трактовки того, какие города имеются в виду под «тремя столицами», существуют одновременно. Это наводит на мысль об эстетической, а не политической установке автора.

Существует распространенная точка зрения, что Тютчев, размышляя о великом пути России, мечтает о всеславянской империи с центром в освобожденном от турецкого влияния Константинополе: «По его мысли, России как законной наследнице Византийской империи, предстоит присоединить к себе земли, входившие прежде в состав Священной Римской империи <�…> При этом столицей империи должен быть Константинополь». Основываясь на проведенном анализе, мы может сказать, что историософская система Тютчева имеет несколько менее определенные черты, по крайней мере, в лирике. В зависимости от исторической ситуации и вопроса, который ставит в том или ином стихотворении автор, столицей этой духовной империи может стать Константинополь, Москва, Петербург и даже Киев. Этот выбор обусловлен не политическими причинами, а тем, какой образ России нужно актуализировать автору: образ «царства русского» как православной империи, наследницы Византии, с центром в Константинополе; «Святой Руси» со столицей в Москве; страны, исторически и духовно связанной со славянскими народами, которые когда-то объединялись под властью Киева; или Российской империи как реальной политической силы с правительством в Петербурге.

Мария ВЕСЛОПОЛОВА, аспирантка Иркутского государственного университета

Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы». Иркутск, 21 апреля 2020 г.

история литература философия Тютчев Иркутск