Цель – откликнуться на проблему, затронутую в исходном тексте, и представить собственное мнение по сформулированной проблеме, выразившись понятно и убедительно.
К 1. Формулировка проблемы исходного текста.
В тексте может быть много проблем, но для сочинения нужно выбрать одну проблему. Как правило, проблема текста бывает обозначена в начале или в середине текста. Следует выбрать ту проблему, решение которой автор предлагает в конце текста. Проблема – вопрос, которым задается автор, то, о чем размышляет.
Для определения проблемы можно задаться следующими вопросами:
1) О чем текст? Какова его тема? (Это поможет начать сочинение.)
2) Какой вопрос ставится в этом тексте? (Проблема)
Для определения проблемы полезно также выяснить:
- с чьей позиции ведется повествование?
- что изображается: современность или история?
- какая сфера в центе внимания: внутренний мир, воспоминания, жизнь космоса, природные явления, человеческие поступки (героические или обыкновенные), культура, наука и т.д.?
Необходимо также обратить внимание на абзацное членение: сколько абзацев – столько смысловых блоков; абзац показывает логическое развитие темы, проблемы, идеи.
Речевые образцы для части К1.
- В этом тексте автор (имя) затрагивает общечеловеческую (экологическую, нравственную, социальную и т.д.) проблему…
- В тексте автор (имя) ставит актуальную для нашего времени проблему…,
- Автор этого текста (имя) поднимает…
- Автор (имя) обращается к проблеме…
- Писатель (имя) рассматривает проблему…
- Автор (имя) останавливается на проблеме…
- Автор текста (имя) касается проблемы…
- Суть (сущность) проблемы этого текста сводится к тому, что… (заключается в том, что…)
- Текст (имя) посвящен проблеме…
К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментарии следует находить в исходном тексте.
К комментариям можно отнести следующие моменты текста:
- суть проблемы
- причины возникновения и история развития проблемы
- участники проблемы
Для выявления ключевых моментов текста для комментария к проблеме можно задаться следующими вопросами:
Современные проблемы коммерциализации сферы досуга
... работы является сфера досуга, а предметом – коммерциализация сферы досуга. Цель данной курсовой работы – изучение современных проблем коммерциализации сферы досуга. В соответствии с поставленной целью ... сфера испытывает в наши дни существенные трудности и проблемы. Современные проблемы развития социально-культурной сферы (культура, образование, туризм, спорт) во многом связаны с совершенствованием ...
1) Почему появилась необходимость постановки этой проблемы (вопроса)?
2) На примере какого материала рассматривается проблема?
3) Каковы позиции сторон конфликта?
4) Каковы (возможные) последствия, если проблема не будет разрешена?
Речевые образцы для части К2.
- Размышляя на проблемой…, автор приводит пример…
- Рассуждая о проблеме…, автор ссылается на …
- В своих размышлениях о…, автор приходит к мысли, что…
- В тексте приводится…
- Автор говорит (ссылается, описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, ит.д.)…
- Автор придерживается точки зрения…
- Автор соглашается, опровергает, отрицает, критикует, полемизирует, выдвигает аргументы в пользу…
К 3. Отражение позиции автора исходного текста.
Позиция автора связана с основной идеей текста. Позиция автора – это то, какое решение проблемы видит автор, это видение автором перспективы конечного развития и решения проблемы.
П.А. Может быть заявлена открыто. В этом случае в тексте есть конкретные слова, выражения, отражающие авторскую позицию. Если А.П. не выражена открыто, можно определить ее по вопросам:
- Что автору важно в отмеченном процессе (явлении, герое)?
- К какой идее автор нас таким образом подводит?
Речевые образцы для части К3.
- Авторская позиция выражается с помощью…
- Автор приходит к выводу…
- Автор подводит нас (читателя) к мысли, что…
- Автор придерживается точки зрения… Это и есть позиция автора.
- Автор утверждает мысль (идею) о том, что…
К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Этически корректно сформулировать личное мнение по проблеме и авторской позиции: разделяете ли вы мнение автора текста по выдвинутой проблеме или не согласны с ним.. В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры в защиту высказанного вами мнения. Во втором — найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы. Любую позицию необходимо обосновать 2-мя аргументами из литературы (художественной, публицистической или научной) и из личного опыта, из TV -передач и т.д.
Для начала ответь на вопросы:
1) Как я отношусь к авторской позиции? Что из мнения автора меня трогает? С чем я могу поспорить?
2) Какие писатель, поэты, публицисты обращались к этой теме, поднимали такую же проблему?
3) Какие примеры из жизни, из теле- и радиопередач, относящихся к данной проблеме, я могу вспомнить и привести в качестве доказательства своего мнения.
Речевые образцы для части К4.
- Я разделяю (не разделяю) позицию автора в том, что…
- Позиция автора этого текста мне близка и понятна…
- Мне ясна позиция автора, и я ее разделяю. Действительно…
- По-моему,… По моему мнению,… Мне кажется… (представляется…, думается…)
В качестве концовки можно сделать вывод, используя следующие речевые образцы:
Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...
... я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?» Давайте вспомним задание части «С»? ( Слайд2) Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора ...
- Прочитав текст я убедился (ась), что…
- Автор приводит читателя к важному пониманию…
- После прочтения текста я понял(а), что…
- Текст (имя автора) понравился мне тем, что…
Работая над сочинением НЕЛЬЗЯ :
1) Допускать фактические ошибки.
2) Ограничиваться формулировкой проблемы без комментария.
3) Вместо комментариев пересказывать содержание текста.
4) Цитировать большие фрагменты исходного текста.
5) Ограничиваться аргументами только из жизни (один аргумент из литературы оценивается 2-мя баллами).
6) Ограничиваться формальным заявлением своей позиции («Я согласен /не согласен с автором).