по литературе (2)

  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

  • Тезисы по направлению «Отцы и дети»

    Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений

    Советы родителей очень много значат для детей

    По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах

    Не заботиться о своих родителях – значит предать их

    Не всегда родители несут добро своим детям

    Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы

    Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке

    Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

    Направление – «Месть и великодушие»

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    Список произведений

    1. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

    2. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

    3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

    4. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

    5. В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

    6. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

    7. М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

    8. В.М. Гаршин, «Трус»;

    9. А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

    10. Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

    Примерные темы сочинений по направлению «Месть и великодушие»:

    • Что такое месть?
    • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
    • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
    • Что такое великодушие?
    • Можно ли отомстить врагу?
    • Можно ли оправдать месть?
    • Что такое «кровная месть»?
    • Чем великодушие отличается от благородства?
    • Как убедить человека отказаться от мести?
    • Чем великодушие отличается от доброты?
    • Как научить подрастающее поколение великодушию?

    Список произведений

    1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;

    2 стр., 697 слов

    Влияние родителей на ребенка

    ... ребенка угнетают, они тут же могут начать всевозможные издевки, понимая, что за него некому постоять. Такие дети становятся замкнутыми и стеснительными. Также это провоцирует моральную слабость человека. ` Влияние родителей на ребенка ... уважительно и где все родные люди от мала до велика заботятся друг о друге. Сочинение 2 Формирование личности происходит в каждом человеке от рождения и до самой ...

    2. А. П. Чехов «Чайка», «Дом с мезонином»;

    3. Н. В. Гоголь «Портрет», «Невский проспект»;

    4. М. Горький «На дне»;

    5. А. Островский «Лес», «Бесприданница»;

    6. Л. Н. Толстой «Война и мир»;

    7. А. Куприн «Гранатовый браслет».

    Примерные темы сочинений направления «Искусство и ремесло»:

    • Что такое настоящее искусство?
    • Как отличить настоящее искусство от ремесла?
    • Почему люди путают искусство и ремесло?
    • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
    • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
    • Что такое талант?
    • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
    • Почему искусство называют вечным?
    • Можно ли научиться искусству?
    • Кого можно назвать истинным творцом?
    • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
    • Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
    • Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
    • Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
    • Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?

    Аргументы по направлению «Искусство и ремесло

    А.С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»

    А.С. Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» — это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».

    Н.В. Гоголь «Портрет»

    Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В. Гоголя «Портрет». В этом произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире.

    6 стр., 2998 слов

    Народное декоративно-прикладное искусство как выдающееся явление ...

    ... настоящее время в Белгородской области около 500 самодеятельных художников и мастеров являются постоянными участниками областных, городских, районных выставок. Центрами народного и декоративно-прикладного искусства ... образования, вуз), так и в системе культуры (музеи, Дома ремесел, фольклора), а так же как ... пейзажи, в которых художница обнажает скрытую жизнь окружающего мира, где на полотнах - ...

    И.А. Куприн «Тапер»

    В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.

    А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

    Одним из замечательнейших творений А.П. Чехова является рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич, потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку, а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям. Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего искусства.

    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    В романе М.А. Булгакова одной из главных тем является тема искусства. С образом Мастера связан мотив истинного творца, которому противопоставлено литературное общество Москвы. Заглянув в Дом Грибоедова, мы можем составить полное представление, чем живут члены МАССОЛИТа. Их хлопоты относительно дачи для отдыха, путёвки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос» откровенно свидетельствуют о ремесленничестве в сфере искусства. Писатель ни разу не показал представителей этого общества в творческом процессе, они только и делают, что сидят в ресторане Дома Грибоедова или бессмысленно проводят время в пустых разговорах. Мастер другой — он живёт своим романом. Его судьба неразделима с судьбой его творения. Когда роман о Понтии Пилате не опубликовали и даже не опубликованный забили «критикой», Мастер сам был уничтожен. Этим и объясняется его попытка сжечь рукопись. Эта связь является главной особенностью истинного творчества, так как настоящий художник вкладывает в своё произведение душу, чего никак не скажешь о ремесленниках.

    15 стр., 7081 слов

    По литературе. Жизнь коротка, искусство вечно (1)

    ... самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут ...

    Н. С. Лесков, «Левша»

    В сказе Н. С. Лескова «Левша» описывается непростая судьба творца. Тульский мастер получает важный заказ от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность работников. Левша и его команда долго трудились над непосильной задачей, но сделали невероятное достижение: подковали английскую блоху, которой так поразился император. Одна беда: раньше блоха танцевала, а после работы над ней перестала двигаться. Тут рассвирепел Платов, так и не поняв того, что сделали мастера. Он сильно избил Левшу. Но когда при дворе поняли, чего он добился, все единодушно решили отправить умельца в Англию, чтобы похвастаться его работой. За границей одаренного мужчину сразу же оценили по достоинству. Там и жену ему подобрали, и денег обещали, и всяческими почестями задабривали, но он упрямо рвался на родину. В конце концов, сел он на судно и поехал домой. Больше всего хотел он вовремя донести до императора важный секрет: нельзя ружейные дула кирпичной крошкой чистить, оружие портится. Но в родной стране пьяного Левшу бросили умирать, никто не прислушался к его словам, никто не помог ему. Так и умер талантливый человек, которого важные господа всего лишь использовали, но не оценили. Таким образом, судьба редко балует гениев, ведь люди слишком поздно понимают их значимость.

    В сказе Н. С. Лескова «Левша» рассказывается о жертве, которую искусство требует от того, кто им владеет. При знакомстве с тульским мастером мы обращаем внимание на то, что волосы у него выдраны еще во время обучения. Также мы видим, что он беден и живет очень скромно. Интересен и тот факт, что герой рабски покорен судьбе и не спорит с Платовым, когда тот несправедливо нападает на умельцев. Все это говорит о том, как на самом деле выглядит жизнь настоящего творца. Это не слава и почести, богатство и признание, нет! Это нищета, тяжелый труд, напряженное и трудное постижение тонкостей мастерства. Все это человек должен вытерпеть без ропота. Иначе его дар не получит развития и не станет настоящим талантом. Такова цена таланта!

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Настоящее искусство может исцелить душу. Например, такой эпизод описывает Л.

    Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Наташа была очень весела и приветлива, ей очень нравилось то, что Денисов влюблен в нее и внимательно наблюдает за ней, восхищаясь красотой девушки. Но рядом с ними сидел ее огорчённый и разочарованный в себе брат, который накануне проиграл в карты очень большие деньги. А ведь их семья так бедна! Николай сгорал от стыда и не знал, как выйти из проблемной ситуации. Вначале он искренне сердится на сестру за ее радость, ему она кажется несвоевременной. Но во время ее чарующего пения молодой человек позабыл обо всех своих несчастьях. Ему казалось, что этой чистотой красивого голоса он стер все то, чем был встревожен. «Вот оно, настоящее» — думал он о музыке, в которой растворялись все переживания и невзгоды. Таково действие искусства на душу человека, и это влияние нельзя недооценивать.

    В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой с любовью отзывается о народном танце, где человек свободно выражает себя. В противовес ему он изображает светские балы, где все движения рассчитаны и расписаны, где люди танцуют для того, чтобы достичь своих меркантильных целей: выгодно выйти замуж, познакомиться с нужным человеком, устроить родственника и т.д. Народные же танцы отражают характер человека и его чувства. Они раскрепощают и высвобождают душу, а не заковывают ее в определенную последовательность жестов и движений. Настоящее искусство, например, автор видит в беспорядочном танце Наташи Ростовой, а не в безупречной грации Элен с мраморными плечами. Настоящее искусство всегда обнажает душу, а не грудь.

    3 стр., 1032 слов

    Может ли доброта принести человеку разочарование?

    ... в трудной ситуации. Но может ли доброта принести разочарование? Любой поступок на разных людях сказывается по-разному. Иногда ... роман И. А. Гончарова "Обломов". В данном произведении главным героем является Илья Ильич Обломов — ленивый, но зато очень добрый и искренний человек. ... другим. Принести человеку разочарование может не сама доброта, а зло других людей. На свете существуют такие люди, которые ...

    А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

    Разницу между искусством и ремеслом подсказал нам А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.

    Я считаю, что прав бы публицист Ромен Роллан, когда сказал, что «Творить — значит убивать смерть». Пример, подтверждающий эту мысль, можно найти в произведении А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.

    Список произведений

    1. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

    2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;

    3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

    4. М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;

    5. В.П. Астафьев, «Людочка»;

    6. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;

    7. А.П. Чехов, «Крыжовник»;

    8. В.М. Шукшин, «Чудик»;

    9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

    10. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

    Примерные темы сочинений по направлению «Доброта и жестокость»

    • Что такое доброта?
    • Что такое жестокость?
    • Почему люди бывают жестоки друг к другу?
    • Чем доброта отличается от милосердия?
    • Почему человек должен быть добрым?
    • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
    • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
    • Кого можно назвать добрым человеком?
    • Кого можно назвать жестоким человеком?
    • Уместна ли жестокость на войне?
    • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

    Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»:

    М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

    6 стр., 2574 слов

    Добрый человек — это какой? Как стать добрым человеком?

    ... обладать личность. Какими качествами обладает добрый человек? (319 слов) Доброта – это синоним милосердия, отзывчивости, это постоянная готовность помочь людям. Благожелательность, вежливость, великодушие и бескорыстие являются отличающими качествами доброго человека. Такие люди, ... — положительная черта нашего времени. Каким должен быть современный человек Историк и социолог Борис Поршнев вывел ...

    Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым, но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.

    В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно дерется на обоих фронтах, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет скитаний по чужим дорогам и целям Григорий понял, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину и домашнюю птицу. Он – крестьянин, а не солдат. Но объясняющие господа запутали его своей агитацией, и вот он идет сеять зло ради того, чтобы когда-то взошло добро. В финале он осознает, что это неправильно, что нужно было возделывать свои земли, а не поливать их кровью, вот тогда был бы мир. Добра никогда нельзя добиться жестокостью, но этого никто из героев вовремя не осознал. В итоге семьи распались, а казачество утратило свои вековые традиции, и счастливое завтра так и не наступило.

    Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

    В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

    На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

    14 стр., 6985 слов

    Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского 10 класс

    ... на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги ...

    И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

    В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.

    Жестокость и доброту И. С. Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети» на примере двух братьев, Николая и Павла. Николай Кирсанов стал преданным и тихим семьянином, у него прекрасные дети и возлюбленная Фенечка. Его не остановили даже сословные преграды, ведь девушка не была дворянкой. А вот его родной брат, Павел, жестоко тиранил семью. Он не одобрял брак Николая и Фенечки, всячески игнорируя молодую женщину. Также холодно и грубо он принял гостя, который просто не понравился ему внешне. Потом старик и вовсе вызывает Базарова на поединок, не думая о последствиях своего решения. В то же время Николай пытается сгладить неловкость от конфликта Евгения и Павла Петровича. Он внимательно слушает и анализируют то, что говорит товарищ сына. У него нет ненависти против тех, кто от него отличается, герой относится ко всем по-доброму. Именно поэтому автор вознаградил его счастьем, а гордого и злого Павла он высылает в добровольное изгнание. Таким образом, добро, в конечном счете, всегда побеждает зло.

    И. А. Гончаров. «Обломов»

    В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

    И. А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

    7 стр., 3324 слов

    Какие качества раскрывает в человеке любовь

    ... человека во время любви ещ сложнее, так как любовь на самом деле раскрывает много всего в человеке, как хорошего, так и плохого.При написании сочинения ... холмах Грузии…quot; Лирический герой любит свою возлюбленную ... человек может постичь только через любовь. Это долготерпение, щедрость, доброта, верность и желание жить ради другого. Лишь любовь ... ее сердце открыто к людям. Казалось бы, неужели ...

    А. И. Солженицын. «Матренин двор»

    В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

    В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и попросила Матрену выйти замуж за младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Но потом солдат вернулся и был ошарашен предательством. Никто не мог его урезонить, он во всем винил женщину и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Тогда Фаддей решил дать ей на воспитание племянницу и не помогал решительно ни в чем. Женщина кое-как вытянула ее содержание, Кира повзрослела, но тогда отец придумал новый способ разорить родственницу. Он настоял на передаче горницы Матрены дочери. Он наслаждался зрелищем, как старуха еле несет тяжелые доски. И в итоге даже на ее похоронах Фаддей не простил того замужества. Мужчина цинично делил скудное имущество погибшей. Но его жестокость не может быть оправдана, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

    2 стр., 726 слов

    Доброта человека

    ... заботу к тем, кто нуждается в ней, помогать тем, кто нуждается в помощи, быть честными и открытыми. 2 вариант сочинения Доброта является одним из положительных качеств человека и одним ... вам с своей любовью и преданностью. Добро способно вызывать радость в душе и сердце и у того, кто его совершает и у другого человека, того кто принимает. ...

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

    Н.В. Гоголь «Шинель»

    Основной идеей во многих произведениях Н.В. Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

    Н.С. Лесков «Дурачок»

    Н.С. Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, — пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Ф.М. Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

    Структура сочинения

    350 слов!!! (минимум 250 слов)

    Общий план сочинения имеет вид:

    I. Вступление.

    II. Основная часть.

    Тезис.

    1. Первый аргумент.

    2. Второй аргумент.

    III. Заключение.

    Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

    1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

    2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

    3. ответ-тезис на главный вопрос темы

    Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

    Рассмотрим несколько примеров вступлений

    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:

    • тема-вопрос,
    • тема-утверждение,
    • тема — назывное предложение.

    Тема в виде вопроса

    Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание? »

    Ключевые слова темы Любовь, радость, страдание. . .

    Общие рассуждения на тему : Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» .

    Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части):

    Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

    Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы . В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что. . . » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли. . . » и т. д.

    Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?» . Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

    Тема — назывное предложение (ключевые слова) Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос. Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

    Формулировка тезиса