Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

Тема, проблема, идея

Главной темой произведения являются нравы и пороки общества, а также жизнь русского человека в 1830-е годы 19 века. Проблемы, которые Гоголь поднимает в своем произведении, стары, однако раскрыты весьма тонко и масштабно.

Идея произведения, заключавшаяся в том, чтобы показать «всю Русь», была изменена Н. В. Гоголем и в результате свелась к обличению нравов общества, пошлости и бездуховности помещиков, являвшихся одним из высших слоев крепостного общества. Гоголь стремился не только к тому, чтобы показать пороки, но и пытался заставить людей взглянуть на себя со стороны, увидеть свою мелочность, грубость, понять, насколько они скучны и порочны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гоголь Н.В. «Мертвые души». Краткий анализ 440 руб.
  • Реферат Гоголь Н.В. «Мертвые души». Краткий анализ 270 руб.
  • Контрольная работа Гоголь Н.В. «Мертвые души». Краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

Основной проблемой в поэме «Мертвые души» являются помехи на пути развития России. К таким преградам относятся казнокрадство и взяточничество чиновников, бездеятельность дворянства, его инфантильность, а также нищета и невежество крестьян.

В произведении рассматриваются нравственные проблемы:

  • отсутствие нравственности у представителей господствующего класса
  • эгоизм
  • кризис гуманизма, когда людей продают, будто животных, проигрывают в карты, как вещи
  • нравственная слепота, невежество персонажей.

Особенности сюжета и композиции поэмы Н.В Гоголя «Мёртвые Души»

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь писал, что ему хочется в этом направлении «показать хотя бы с одного боку всю Русь». Так писатель определил свою главную задачу и идейный замысел поэмы. Для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.

Поэма имеет кольцевую «композицию», которая отличается своеобразием и не повторяет подобной композиции, скажем, романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или гоголевской комедии «Ревизор». Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него.

17 стр., 8265 слов

Что роднит чичикова с помещиками. : Что общего у Чичикова с другими ...

... помещика, в котором всегда "чего-нибудь недоставало", а также о слащавых отношениях его с супругой. Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с ... господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе. Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В ...

Экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в «Мертвых душах» перенесена в ее конец. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к «приобретению».

Несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. Высоко оценив идейные и художественные достоинства «Мертвых душ», В. Г. Белинский , к примеру, недоумевал, почему Гоголь назвал это произведение поэмой: «Этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собой произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное».

Построение «Мертвых душ» отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. Они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. И завершение этого действия — отношение помещика к продаже мертвых душ. Такое построение глав давало возможность Гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

В контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют лирические отступления и вставные новеллы. Очень важную роль играет «Повесть о капитане Копейкине». Не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет основную тему поэмы — тему омертвения души, царства мертвых душ. В других лирических отступлениях перед нами появляется писатель-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности, страстно любящий свою Родину, и страдающий душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду на его любимой и многострадальной Родине.

Макрокомпозиция поэмы «Мертвые души», то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте: первый том — ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй чистилище; третий — рай. Этот замысел остался неосуществлённым. Вед написав первый том, Гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.

II. Композиция «Мертвых душ».

Все главы поэмы органически объединены сюжетообразующим героем – Чичиковым. Герой-путешественник, делец-приобретатель, ищущий выгодных ему связей, позволяет Гоголю изображать действительность во всех ее гранях: в социальных характерах, бытовых нравах, различных обстоятельствах.

Первая глава – экспозиционная, вводная. Павел Иванович Чичиков налаживает связи в городе N с влиятельными людьми. В обещании навестить Манилова намечается и завязка поэмы – противозаконная афера Чичикова.

10 стр., 4634 слов

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

... названия поэмы «Мертвые души» и объяснить особенности жанра этого произведения. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Творчески изучить поэму «Мертвые души». 2. Проследить мнение Н. В. Гоголя о поэме. 3. Рассмотреть критические материалы о поэме «Мертвые души». 1 ...

(Гоголь).

В общении с помещиками вырисовывается и образ главного героя произведения – ловкого и наглого приобретателя Чичикова.

Седьмая – десятая главы – сатирическое изображение жизни губернского чиновничества.

Одиннадцатая глава – биография Чичикова.

Заключительные строки «Мертвых душ» посвящены родине. Н. В. Гоголь с гордостью говорит о России, верит в ее будущее. У Гоголя Россия будущего – прекрасная и могучая, живая, стремительно несущаяся в неведомую «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».

В поэме «Мертвые души» большое количество лирических отступлений, вставных эпизодов, сцен, рассуждений автора. Все это помогает всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России.

III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.

Домашнее задание.

1. Прочитать 4–6-ю главы поэмы «Мертвые души».

2. Подготовить чтение в лицах диалогов.

3. Характеристика помещиков. (Общий вид имения; внешность, черты характера, интересы помещика, его отношение к хозяйству; господский дом, отношение к Чичикову и его предложению; авторская характеристика персонажей.)

Задание распределено по группам учащихся.

Уроки 58–59 «…Неотразимо страшные идеалы огрубения…» (Характеристика различных типов русских помещиков)

Цели: углубить представление учащихся о сюжете и композиции гоголевской поэмы ; помочь учащимся выяснить общественную позицию автора «Мертвых душ»; определить основные черты характера Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина; обратить внимание на общий план изображения помещиков, которого придерживается автор; выявлять приемы создания Гоголем сатирических типов.

Ход уроков

I. Беседа по вопросам:

1. В чем смысл названия поэмы?

2. В чем заключается жанровое своеобразие «Мертвых душ»? Почему автор назвал свое произведение поэмой?

3. Расскажите об особенностях композиции I тома «Мертвых душ», о своеобразии сюжета и роли Чичикова.

4. Как в развитии сюжета, лирических отступлениях, вставных эпизодах раскрывается гражданская позиция автора?

II. Краткий обзор «портретных» глав поэмы «Мертвые души». Беседа, чтение диалогов Чичикова с помещиками, анализ речевых характеристик.

Пять глав из одиннадцати посвящены характеристике различных типов русских помещиков. Гоголь писал, что образы – персонажи поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».

(А. Н. Соколов)

[15].

Эти пять характеров так непохожи друг на друга, что можно только удивляться мастерству индивидуализации у Гоголя. Но в то же время в каждом из них просматриваются типичные черты русского помещика.

Фамилии, имена у героев Гоголя – чисто русские, по общему значению и по корню. Они сатирически выразительны, оригинальны, смешны и злы.

Манилов.

Беседа по вопросам:

1. Почему галерею помещиков открывает образ Манилова?

2. Дайте характеристику гоголевскому герою.

3. Какую роль в раскрытии характера Манилова играет описание усадьбы, окружения, подробности быта?

23 стр., 11487 слов

Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода

... историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь», он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему». А что же ... всю историю их взаимоотношений. Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода , Гоголь Н. В. Сочинение по произведению на тему: Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода Поэма Н. ...

4. Какие приемы использует автор для создания сатирического образа Манилова?

5. Чтение диалога Чичикова с Маниловым о продаже мертвых душ. Как ведут себя герои в ходе диалога?

Чичиков действует напористо, даже вдохновенно, учитывая наивность своего собеседника. «Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уж извините: обязанность для меня дело священное, закон – я немею перед законом». Какое красноречие, как сказано! Слова Чичикова понравились Манилову – и дело сделано. «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили свое существование?.. Я передаю их [души] вам… и купчую беру на себя».

Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает его никчемность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличения при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка.

Беседа по вопросам:

1. Почему главу о помещице Коробочке автор начинает с описания природы? («Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго. Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь…»)

2. Расскажите о Коробочке. Какую роль в раскрытии характера героини играет описание барского дома и его внутреннего убранства, двора и состояния хозяйства?

3. Чтение диалога Чичикова с Коробочкой о купле-продаже мертвых душ. Как выглядят герои? Как содержание и форма речи передают мысли персонажей?

4. Выделите основные черты характера героини.

Коробочка относится к числу «помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Ее поведением руководит страсть к накопительству, корысть. Гоголь на первый план выдвигает дубинноголовость, невежественность, мелочную хлопотливость Коробочки.

Ноздрев.

Беседа по вопросам:

1. Каковы первые впечатления от этого гоголевского героя?

2. Любимое занятие Ноздрева? Из каких побуждений он действует?

3. Чтение диалога Чичикова с Ноздревым. Почему аферисту Чичикову не удалось купить мертвые души у Ноздрева?

4. Выделите ведущие черты характера Ноздрева.

5. В чем типичность Ноздрева?

«Может быть, назовут его характер избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…» (Гоголь)

Жизнь Ноздрева – «бесконечное и не знающее пределов насыщение самых низких чувственных инстинктов человеческой природы»*. У него полностью отсутствуют принципы нравственности.

На первый план Гоголь выдвигает следующие отрицательные черты Ноздрева: бесцельную активность, желание казаться значительнее и богаче, наглость, хамство, ярмарочный героизм.

Собакевич.

Беседа по вопросам:

1. Изображая различные типы помещиков, Гоголь намекает на связь этих образов с животным миром. Что такого есть в Собакевиче?

13 стр., 6323 слов

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера ...

... в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком. Характер Пьера и становление его, как личности Пьер Безухов ... Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова – Сочинение Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова Роман Л. Н. Толстого «Война и ... ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея. Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно ...

(«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».)

2. Как характеризуют героя описание его усадьбы, внутреннего убранства дома?

3. Обед у Собакевича. (Зачитать.) С какой целью автор так подробно описывает эту сцену?

4. На что направлены сила и ум Собакевича?

5. Что говорит Гоголь о типичности этого героя?

В Собакевиче «проступает» жестокое и звериное начало. В его неуклюжем теле «совсем не было души».

Руководствуясь задачей сатирического обличения, писатель при изображении характера Собакевича отмечает ведущие отрицательные черты: кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.

Плюшкин.

Беседа по вопросам:

1. Почему 6-ю главу о Плюшкине автор начинает с лирического отступления? (Зачитать.)

2. Перескажите (или зачитайте) эпизод «Первая встреча Чичикова с Плюшкиным». Какие чувства вызывает у вас Плюшкин?

3. Проследите путь превращения Плюшкина из некогда мудрого и бережливого хозяина в «прореху на человечестве». В чем причины такого превращения?

4. Почему именно Плюшкин венчает галерею «мертвых душ»?

5. Какие детали портрета, описания деревни, дома, интерьера подчеркивают окончательную духовную гибель человека?

6. Смешон или страшен Плюшкин?

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость – главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин – последняя стадия нравственного падения, а возможно ли его возрождение?