Почему Н. В. Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»?

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.

Мнение самого автора

Согласно литературной традиции, «Мертвые души» необходимо отнести к социально-сатирической повести. Но общеизвестно, что сам Гоголь определял свое «детище» как поэму, и у него были на это свои соображения.

Николай Васильевич в качестве высшей литературной мысли возносил эпический жанр, но в то же время замечал, что есть промежуточный вид между эпосом и романом – так называемый «менее эпический вид». Этот термин лучше всего описывает жанровые и смысловые особенности «Мертвых душ», но такое длинное название слишком сложно для восприятия, поэтому Гоголь использует термин «поэма». Этот термин также позволил автору помимо эпического начала использовать в повествовании лирические элементы.

Почему «Мертвые души» – поэма?

«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

6 стр., 2634 слов

Поэма Гоголя «Мертвые души»

... таким произведениям, которые он определяет, как «меньшие роды эпопей». Таким образом, понятие «поэтического» в «Мертвых душах» не ограничено непосредственным лиризмом и вмешательством автора в повествование. Гоголь указывает на большее — на ...

Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

Признаки поэмы , Если кратко попытаться определить основные признаки поэмы, то явно можно выделить три пункта:

  1. Лирические отступления.
  2. Эпичность.
  3. Обобщение.

Применительно к рассматриваемому произведению Гоголя первый названый пункт выполняется на сто процентов. Автор щедро и гармонично насытил текст лирическими отступлениями, которые так мастерски введены, что иногда становится непонятно, какие размышления представлены автором.

Лирика в произведении подчёркивает широту текста, а также помогает читателю лучше понять и прочувствовать искренние переживания писателя за будущее страны. А наиболее яркие лирические отступления в сочинении Николая Васильевича встречаются в упоминаниях о меткости языка и незабываемых впечатлениях юности. На стихи похожи также высказывания и описания необъятных просторов Родины и её красоты. Отдельно стоит выделить строки, посвящённые быстрой езде — они читаются как песня.

Образы отступлений у Н. В. Гоголя прописаны настолько мастерски и с реализмом, что могут являться изолированными произведениями, которые можно вырвать из контекста и читать как отдельную поэму.

По второму признаку произведение Николая Васильевича также соответствует жанру поэма. Он для каждого персонажа выделяет отдельные главы, где описывается быт и формирование характера героя. При этом описание происходит на фоне реальных исторических действий.

И, наконец, обобщение. Конечно, герои «Мёртвых душ» сильно отличаются друг от друга, но все они относятся к помещичьему сословию России того времени. Любой образ (Ноздрёва, Манилова или Собакевича) обобщает большое количество людей. Подобных им представителей помещиков можно было найти как в столице, так и в любой губернии.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

6 стр., 2552 слов

Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

... и культура. назвать «живыми душами» Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию этого произведения, ... Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей. Сочинение 3 Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в ...

Выбор жанра

В период работы над «Мертвыми душами» Гоголь называл свое произведение то «повестью», то «романом», то «поэмой». Окончательно определив жанр «Мертвых душ» как поэму, писатель хотел тем самым подчеркнуть основные черты своего произведения: его эпичность, широкие обобщения и глубокий лиризм. Именно эпопею Гоголь считал наиболее полным и многогранным повествовательным жанром, способным охватить целую эпоху. Жанр романа представлялся ему более узким и замкнутым в рамках определенного пространства. «Мертвые души», согласно его замыслу, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Тем не менее, Гоголь считал, что в современной ему литературе существует новый тип произведений, являющийся своего рода соединительным звеном между романом и эпопеей. Желая отнести «Мертвые души» к так называемым «меньшим родам эпопеи», он и назвал свое произведение поэмой.

При этом Гоголь отнюдь не связывал жанр поэмы с прославлением существующего миропорядка. Напротив, он наполнил свою поэму обличительным пафосом, бичуя в ней пороки российской жизни.

Странным и двусмысленным выглядит сюжет поэмы, ведь она посвящена покупке и продаже мертвых душ. Однако он позволил автору не только показать внутренний мир своих персонажей, но и дать полную и всеобъемлющую характеристику эпохи.

Поэма. Особенности жанра

Этот жанр литературы существует с давних пор. Что такое поэма? В переводе — «творю», «создаю». По жанру – лирическое масштабное стихотворное произведение, которое не только дарит читателю приятные впечатления от красивых строк, но имеет и цель, и структуру.

Главная цель автора, начинающего писать поэму, — это заставить задуматься о чем-то, поднять социальные или философские проблемы своего времени и убедить читателя в какой-то своей субъективной мысли.

Создание любого произведения начинается с темы. Так вот, поэма очень хорошо раскрывает и тему, и характер главного героя. А также произведение имеет свои элементы, особый авторский стиль и основную идею.

Элементы поэмы следующие:

  • тема;
  • форма;
  • структура;
  • и ритм.

Действительно, так как это поэтический жанр, здесь обязательно должен присутствовать ритм; но как в рассказе, обязан соблюдаться сюжет. Выбирая тему, поэт обозначает, о чем именно произведение. Мы рассмотрим поэму «Кому на Руси хорошо» и известную историю Гоголя о Чичикове и его приключениях. Они обе имеют общую тему.

3 стр., 1167 слов

Авторское отношение к Павлу Ивановичу Чичикову (по поэме Н.В. ...

... новой формации — предпринимателям, тогда на помощь приходит поэма Гоголя «Мертвые души» — эдакое «наглядное пособие для бизнесменов». Отношение Гоголя к Чичикову противоречиво. Сначала и в середине романа он ... Таким автором был Николай Васильевич Гоголь, показавший в своей поэме «Мертвые души» одного из представителей новой формации через раскрытие сложного и противоречивого его характера. Чичиков ...

Сочинение: Почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»?

(369 слов) Всем известно, что Николай Васильевич Гоголь является талантливым писателем. Его книги признаны классикой, его творения переводят на разные языки, по ним ставят спектакли и снимают фильмы. Одним из главных его произведений является поэма «Мертвые души», название которой таит в себе разгадку смысла всего произведения.

Очень часто на всех, кто еще не знаком с содержанием книги, название наводит страх и трепет. Многие ожидают от сюжета появления призраков и страшилок, как в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Однако в поэме «Мертвые души» нет призраков, но есть кое-что намного страшнее, и это – живые люди. Хотя, чем дальше мы читаем поэму, тем сильнее понимаем, что живы ее герои лишь физически, в то время как их духовная составляющая давно мертва. В этом и кроется весь смысл названия поэмы. Конечно, есть и прямое значение, ведь «мертвые души» — это название крепостных, существующих только в ревизской сказке. За ними и охотится Чичиков, чтобы заложить несуществующих крестьян в опекунский совет и скрыться с деньгами. Но Гоголь является слишком гениальным писателем для того, чтобы использовать в названии лишь одно прямое значение, без переносного смысла и тайны.

При прочтении это и вовсе становится очевидным. Читателю раскрываются образы Чичикова и помещиков, к которым он приезжает, в результате чего приходит понимание того, что они все – потерянные личности с мертвыми душами. Зацикленные на себе Коробочка и Собакевич, лицемерно-приторный Манилов, грубый и невоспитанный Ноздрев, запутавшийся в прошлом и потерявший себя в собирании всего вокруг Плюшкин — каждый из них утратил в себе все светлое и живое. Их жизнь — всего лишь игра в существование. «Умирание всего человеческого» — так писала о персонажах «Мертвых душ» писательница и критик Елена Сазанович. Действительно, давно усопшие крестьяне кажутся читателю более живыми, чем их уцелевшие хозяева. Если простые люди оставили после себя памятный след своим трудом, то помещики вскоре забудутся даже наследниками, ведь они ничего не сделали.

Известно, что поэма «Мертвые души» задумывалась как трилогия, олицетворяющая собой ад, чистилище и рай. К сожалению, две последующие части так и не были написаны, но сохранившиеся черновики свидетельствуют о том, что у одной из душ все же была надежда на возрождение. Это была душа Плюшкина, который должен был стать искателем и странником. К счастью, это дает надежду на то, что и у мертвых душ есть шанс возродить все мертвое в себе для новой жизни.

Автор: Ксения Алексеева

Определение слова «Поэма» по БСЭ:

Поэма (греч. pуiema) крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри).

П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.).

14 стр., 6898 слов

Почему «мертвые души» — это поэма?

... это характеризует произведение как поэму. Таким образом, перед читателем оригинальное произведение необыч­ного жанра — поэма «Мертвые души». Почему мертвые души это поэма Поэма – это произведение о ... для поэмы. Сочинение на 5.Ру Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой? Создавая «Мертвые души», Н. ... птица-тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты, Русь, что бойкая ...

Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.).

Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере — «Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических П. («Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта).

Расцвет жанра происходит в эпоху Романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П. «Вершинные» в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло).

В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).

В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

П. лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. Луговского).

П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: «Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета. Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940. Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924. Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971. Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956. Теория литературы…, [кн. 2], М., 1964. Bowra С., Heroic poetry, L., 1952. Е. М. Пульхритудова.

4 стр., 1980 слов

Элективный курсе» как жанр литературного произведения и ...

... жанре слова. Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры. Развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок по типу японских данов. ... Карнаух « с. Нижние - Бузули 2015г Пояснительная записка элективного курса. «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (17 час.) Проблема развития письменной речи ...

Современные взгляды на поэму

Итак, понятно, что изначально это были только эпические произведения. А сейчас? Что такое поэма? Это современные сюжетные построения, интересные образы и нетривиальный подход к действительности. Современные поэты могут поместить героя в выдуманный мир, передать его личные страдания; описать неимоверно интересные авантюрные приключения.

В распоряжении современного автора поэм большой опыт предыдущих поколений и современные идеи, и разнообразие приемов, с помощью которых объединяется сюжет в единое целое. Но во многих случаях ритм стиха уходит на второй, а то и на третий план, как необязательный элемент.

Композиция поэмы

С точки зрения композиционного построения, поэму можно разделить на три части. В первой из них читатель знакомится с помещиками. Каждому из них автор посвятил отдельную главу. При этом последовательность глав выстроена таким образом, чтобы при переходе к следующему персонажу происходило усиление отрицательных качеств.

Во второй части дана широкая характеристика жизни губернского города. Основное место здесь отводится изображению нравов чиновничьей среды.

В третьей части рассказана история жизни главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Если в начале произведения Чичиков кажется загадкой, то здесь автор раскрывает его истинное обличье, оказавшееся весьма неприглядным.

Еще одна из особенностей произведения, приближающая его к жанру поэмы, — многочисленные лирические отступления, самым прекрасным из которых являются строки о русских просторах и о птице-тройке. В них, после нарисованной мрачной картины российской действительности, автор выражает веру в великое будущее родной страны.

Истинный масштаб произведения Гоголя, эпичность изложения и глубокий лиризм позволяют понять правоту писатель, назвавшего «Мертвые души» поэмой.

Что такое поэма в литературе? История развития

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pochemu-mertvyie-dushi-poema-a-ne-roman/

Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида». Несмотря на то, что «Одиссея» и «Илиада» Гомера являются более ранними произведениями и соответствуют всем канонам жанра (героический пафос, стихотворная форма, крупное событие как основа сюжета), именно «Энеида» при всех тех же характеристиках всегда считалась более совершенной в художественном плане.

После образцового Вергилия можно начать рассматривать историю видоизменения поэмы, расширения рамок этого жанра.

Немалое влияние на поэму оказала, как это ни странно, рыцарская тематика. Странным это может показаться потому, что в 12 веке, когда данная тема в литературе процветала, истории о рыцарях традиционно преподносились в виде романов. Роман считался жанром более низким, развлекательным. Однако, если взять «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, то это типичнейшая поэма. Типична она во всем, кроме того, что в ней исторический план, который был так важен для поэмы в силу ее эпического происхождения, теряет свое первостепенное значение, основой становится личность главного героя, его исключительные свойства. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы поэма стала более лирическим жанром, более широким.

11 стр., 5151 слов

Языковые особенности произведений жанра фэнтези на примере романа ...

... в топонимике и антропонимике, но и в использовании автором фантастических существ и их имён как дополнительного средства описания героев. В отличие от многих произведений в жанре фэнтези, вымышленный ... мир Джорджа Мартина не кишит сверхъестественными существами и фантастическими расами. Тем не ...

Важной вехой для поэмы можно считать и заключительный этап средневековья. Когда человеческая культура была на грани перехода в новую эпоху, эпоху возрождения, в свет вышла поэма Данте «Божественная комедия». Влияние этого произведения в том, что оно расширило спектр тем. Кроме поэмы героической и дидактической, то есть поучающей, образовательной, появилась поэма религиозная, поэма о поиске духовного пути.

Эпоха возрождения со своей страстью к античной культуре мало внесла в расширение жанра, эта эпоха скорее служила возрождению древнегреческого канона. Однако Милтон с «Потерянным раем» был куда ближе к Данте, чем к Вергилию.

Больше всего рамки жанра расширило привнесение в поэму комического, низовой культуры. В античной традиции смешение высокого и низкого было недопустимым. Примером фарса и юмора вместо возвышенного пафоса в поэме можно рассмотреть на примере «Орлеанской девственницы» Вольтера.

Романтическая поэма окончательно отошла от эпичности в сторону лиризма. Например, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона , в котором мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними скудными событиями.

Ну а о том, как вольно трактовали жанр поэмы в России — это отдельный разговор. Некрасов писал этим высоким жанром на «низкие» темы, то есть о крестьянстве, а еще и использовал элементы фольклора. Ахматова составила поэму «Реквием» из нескольких абсолютно лирических произведений, а Гоголь и вовсе назвал поэмой классический по форме роман «Мертвые души».

Именно благодаря такому сложному историческому пути и огромному количеству метаморфоз, о том что стоит считать поэмой, а что нет, говорить теперь сложно. Однако литературоведы признают жанровым определением поэмы именно то определение, что могли бы дать своим произведениям древние греки и римляне.