Система работы над м -описанием статья по русскому языку (1 класс)

Статья по развитию речи на тему:

« Система работы над сочинением -описанием»

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, — даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать… Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…

И начинать это приближение к совершенному речевому идеалу нужно как можно раньше, т.е. с начальной школы. Следовательно, основная задача по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, используя различные языковые средства, тщательно отбирая материал. Дети учатся владеть словом, строить словосочетания, предложения, тексты различных типов и стилей. Развитие связной речи в школе осуществляется путем формирования у детей совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при воспроизведении действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, простроение и речевое оформление. Соответственно в комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в предложении и сочинении.
  2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связанно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и т.д.
  3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Таким образом, текст один из сложнейших объектов лингвистического исследования и методичесекой работы в начальной школе. Работа, связанная с изучением и анализом структуры текстов открывает широкие возможности для совершенствования речи учащихся. У детей развиваются способности и навыки целостного стилистического анализа художественного произведения.

4 стр., 2000 слов

Конспект развития речи в 4 классе школы слабослышащих -миниатюра ...

... года – весне, закрепим знания, полученные на уроках чтения и , и напишем мини- сочинение о весне. У: Прочитайте тему урока. Д (хором): Сочинение-миниатюра «Приход весны». У: Что такое сочинение-миниатюра? У: ... строки. У: Приступайте к работе. (сильные учащиеся – пишут по плану; слабые – восстанавливают деформированный текст, глухие – работают по образцу.) Итог урока. У: Я с разрешения ребят прочту ...

Центральным понятием является текст (его смысловая целостность и связанность), т.к. конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей грамотно, связанно, последоватльно выражать собственные мысли в устной и письменной речи, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

Повысить языковой уровень детей позволяет то, что помимо ознакомления детей с понятием текст, современная методика предполагает также работу над простейшими типами текста.

Согласно методическим традициям тексты делятся на рассуждения, повествования и описания. Конечно, трудно говорить в начальных классах, где умения учащихся так зыбки и неустойчивы, о чистом описании или повествовании. Чаще всего рассказы, сочинения в начальной школе представляют собой работы, в которых смешаны различные типы текстов.

Ученики начальной школы могут создавать тексты различных видов, но только после ряда уроков, раскрывающих перед ними особенности этих текстов и их структуру.

Работа со сравнительным текстом-описания дает широкие возможности для развития такого качества, как умения сравнивать объекты, находить общие и различные признаки сопоставляемых предметов.

Сравнение – это та мыслительная деятельность, которая осуществляется учащимися в процессе учения. Однако, как показывает практика, учащиеся не только начальной, но и средней школы далеко не всегда могут определить сущность операции сравнения. Данное умение не приходит само собой в процессе усвоения определенных знаний. Определение сходного и различного трудно для младших школьников. Они легче находят в сравнительных предметах или только сходное, или только различное. Но овладение умением составлять самостоятельно сравнительный текст-описание важно, т.к., во-первых, учащимся в дальнейшем будет легче сравнивать литературных героев одного или нескольких произведений, во-вторых, во многих школьных предметах, таких как природоведение, история, география и другие, учащимся также приходиться самостоятельно излагать или составлять сравнительные тексты-описания; в-третьих, операция сравнения благотворно влияет на развитие логического мышления, на выделение существенных и несущественных признаков объектов в зависимости от цели (задачи) сравнения; в-четвертых, сравнительные тексты-описания приучают учащихся к сройному и последовательному изложению своих мыслей, способствуют развитию связной речи, становлению личности ребенка.

Обучение созданию сравнительного текста-описания будет способствовать развитию связной речи учащихся при соблюдении следующих методических условий:

7 стр., 3291 слов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПОДГОТОВКА ...

... описаний природы; научить определять роль описания природы в художественном тексте; подготовить к написанию сочинения-описания природы; повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования; ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов ... 2 минуты) Беседа Какие вы знаете типы речи? Какие вы знаете стили речи? В чём заключаются особенности художественного стиля? ...

  1. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний о тексте, его признаках, типах и стилях речи, которые послужат базой для формирования речевых умений, необходимых для построения сравнительного текста-описания.
  2. Выявление особенностей сравнительного текста-описания.
  3. Соблюдение этапности в обучении сравнительному сочинению-описанию, которое предполагает усложнение характера упражнений.

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа.

Подготовка – это:

  1. создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-нибудь (мотив);
  2. накопление достаточно полноценного материала для сочинения;
  3. выбор языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках (не только русского языка).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

  1. накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;
  2. отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, ее расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.;
  3. словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки специального урока письма текста сочинения. .Следовательно, урок, на котором пишется текст сочинения, в большинстве случаев рассматривается как своего рода подведение итогов работы, проведенной ранее.

На уроках письма текста сочинения обычно соблюдаются следующие этапы:

  1. Сообщение (или восстановление в памяти) темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение с учащимися.

Каждое сочинение, независимо от вида, имеет тему. Тема – это предмет сочинения, то о чем в нем говорится она определяет круг вопросов, которые должны быть освещены в сочинении. Важно понять тему, это зависит от того, как сформулирована тема, как учащиеся подведены к ее пониманию.

Формулировка темы должна быть ясная, четкая и не слишком общая. В работе над сочинение возможны два пути:

13 стр., 6132 слов

Описание предмета 5 класс (2)

... Презентация на тему: Подготовка к сочинению Описание предмета. 5 класс , Описание слайда: Урок русского языка в 5 классе Подготовка к сочинению-описанию предмета Описываем берестяной туес Учитель ... сочинению-описанию своей любимой игрушки Как у меня появилась эта игрушка Описание игрушки ….. ….. ….. ….. Заключение: чем мне нравится эта игрушка Слайд 10 Описание слайда: Соберём материалы к сочинению ...

  1. от поставленной темы к ее рассмотрению;
  2. от накопленного материала к формулировке темы
  1. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее – в ходе налюдений или для его накопления.

Хорошо составить и написать учащимся текст сочинения можно лишь тогда, когда они хорошо знают о чем писать и это их волнует. Следовательно, важно, чтобы учащиеся, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, могли его выбирать, свободно им оперировать. Материала у учащихся должно быть в избытке, иначе трудно ожидать успеха. В ходе накопления материала дети выписывают отрывки из стихотворений, собирают иллюстрации-открытки, вырезки из журналов, сами делают простейшие зарисовки;

  1. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

План — «проект» предстоящего текста, его скелет, каркас. Обдумывая свой будущий текст сочинения учащийся всегда мысленно намечает ее основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связного текста.

В начальных классах рекомендуется простой (без подпунктов) план из 3-5 частей.

Формулировки пунктов могут иметь форму вопросов, форму повествовательных предложений и назывных предложений. Не рекомендуется давать учащимсся готовый план, так как он создает видимость благополучия и успеха, но в тоже время воспитывает неверие в сови силы, стремление опираться на чужую мысль;

  1. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов;
  2. Написание текста сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи;
  3. Самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Таким образом, при написании сочинения на уроке необходимо оказывать должное внимание всем этапам; нельзя недооценивать роль, которую они играют в конечном результате – в созданном самостоятельном тексте.

Особенности работы над сочинением-описанием.

Одна из важнейших задач обучения в начальных классах – это обогащение речи школьников, в том числе повышение ее образности.

Решению этой задачи способствуют сочинения. Особенно сочинения-описания.

Описание предмета (под предметом пониматеся не только вещь, но и всякий материальный объект, в том числе и растение, животное, человек) создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, то есть сообщить о присущих ему признаках. Во фрагментах с типовым значением «предмет и его признак» именно сведения о признаках являются главными, то есть составляют ту информацию, ради которой строится фрагмент. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли пишущему:

  1. вычленить характерные детали предмета;
  2. увидеть их главные или наиболее яркие признаки;
  3. найти точные слова для обозначения этих признаков;
  4. помнить о том, что в художественном описании предмета используются не только прилагательные, но и глаголы, существительные , наречия, очень распространенны сравнения, различные переносные употребления слов и т.д., то есть средства помогающие словами как бы изображать предмет.

В работе над сочинением-описанием учащийся овладевает умениями наблюдать, выявлять признаки изучаемого предмета, выделять из их числа существенные (анализ), отличать важнейшие из них в связном тексте сочинения обобщенно (синтез)

14 стр., 6502 слов

Сочинение описание цветка тюльпана для 3 класса

... Карандаш это предмет первой необходимости. Образцы описаний предметов для младших классов При этом жизнь заставляет насменять роли и мы то просто воспринимаем и интерпретируем полученные тексты отадресанта, с текстами мы встречаемсяповсюду, ...

Сочинения-описания бывают:

-деловые;

-образно-эмоциональные.

В зависимости от цели и характера описания происходит отбор речевых средств. В начальных классах практикуются следующие виды описания (по Львову):

  1. описание отдельного предмета по непосредстввенному наблюдению («яблоко», «классная доска») или по прошлым налюдениям («береза в разные времена года»);
  2. описание трудового процесса выполнявшегося учащимися («как я сделал скворечник»);
  3. описание картины природы и других сложных предметов («наша улица утром»);
  4. сравнительное описание предметов.

Описание может комбинироваться с другими видами – рассуждение, повествование.

Возможны также различные варианты видов описания:

— подведение итогов длительных наблюдений за погодой;

— рассказ об опыте и т. д.

Таким образом, в начальных классах сочинение-описание рассматривается как заключительная ступень процесса наблюдений учащимся и в то же время как средство развития умения наблюдать. Оно служит прекрасным средством развития точной и выражительной речи. Работа над сочинение-описанием – это естественный путь обучения строгой последовательности в передаче своих знаний, своего опыта.