Система работы над м -описанием статья по русскому языку (1 класс)

Сочинение

Статья по развитию речи на тему:

« Система работы над сочинением -описанием»

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, — даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать… Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…

И начинать это приближение к совершенному речевому идеалу нужно как можно раньше, т.е. с начальной школы. Следовательно, основная задача по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, используя различные языковые средства, тщательно отбирая материал. Дети учатся владеть словом, строить словосочетания, предложения, тексты различных типов и стилей. Развитие связной речи в школе осуществляется путем формирования у детей совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при воспроизведении действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, простроение и речевое оформление. Соответственно в комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в предложении и сочинении.
  2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связанно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и т.д.
  3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Таким образом, текст один из сложнейших объектов лингвистического исследования и методичесекой работы в начальной школе. Работа, связанная с изучением и анализом структуры текстов открывает широкие возможности для совершенствования речи учащихся. У детей развиваются способности и навыки целостного стилистического анализа художественного произведения.

14 стр., 6752 слов

Мастер-класс как технология формирования творческих и практических ...

... мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы своим ученикам. Объект исследования - уровень развития творческих и практических умений учащихся ... общеобразовательная школа. Л.С. Выготский ... через мастер-класс. Предметом исследования является процесс развития творческих и практических умений на уроках и во внеурочной деятельности. Практическая значимость заключается в разработке ...

Центральным понятием является текст (его смысловая целостность и связанность), т.к. конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей грамотно, связанно, последоватльно выражать собственные мысли в устной и письменной речи, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

Повысить языковой уровень детей позволяет то, что помимо ознакомления детей с понятием текст, современная методика предполагает также работу над простейшими типами текста.

Согласно методическим традициям тексты делятся на рассуждения, повествования и описания. Конечно, трудно говорить в начальных классах, где умения учащихся так зыбки и неустойчивы, о чистом описании или повествовании. Чаще всего рассказы, сочинения в начальной школе представляют собой работы, в которых смешаны различные типы текстов.

Ученики начальной школы могут создавать тексты различных видов, но только после ряда уроков, раскрывающих перед ними особенности этих текстов и их структуру.

Работа со сравнительным текстом-описания дает широкие возможности для развития такого качества, как умения сравнивать объекты, находить общие и различные признаки сопоставляемых предметов.

Сравнение – это та мыслительная деятельность, которая осуществляется учащимися в процессе учения. Однако, как показывает практика, учащиеся не только начальной, но и средней школы далеко не всегда могут определить сущность операции сравнения. Данное умение не приходит само собой в процессе усвоения определенных знаний. Определение сходного и различного трудно для младших школьников. Они легче находят в сравнительных предметах или только сходное, или только различное. Но овладение умением составлять самостоятельно сравнительный текст-описание важно, т.к., во-первых, учащимся в дальнейшем будет легче сравнивать литературных героев одного или нескольких произведений, во-вторых, во многих школьных предметах, таких как природоведение, история, география и другие, учащимся также приходиться самостоятельно излагать или составлять сравнительные тексты-описания; в-третьих, операция сравнения благотворно влияет на развитие логического мышления, на выделение существенных и несущественных признаков объектов в зависимости от цели (задачи) сравнения; в-четвертых, сравнительные тексты-описания приучают учащихся к сройному и последовательному изложению своих мыслей, способствуют развитию связной речи, становлению личности ребенка.

Обучение созданию сравнительного текста-описания будет способствовать развитию связной речи учащихся при соблюдении следующих методических условий:

3 стр., 1038 слов

Урок развития речи в 5-м классе. -описание по картине В.М. Васнецова ...

... текста сочинения Попробуйте создать свое описание, опираясь на план. (Попросить одного или двух учащихся составить устное описание, ... картины В.М.Васнецова вы знаете? IV. Знакомство с картиной «Алёнушка» Виктора Михайловича Васнецова особенно хорошо знают и любят дети. ... Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка». Прочитайте эпиграф к уроку. ...

  1. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний о тексте, его признаках, типах и стилях речи, которые послужат базой для формирования речевых умений, необходимых для построения сравнительного текста-описания.
  2. Выявление особенностей сравнительного текста-описания.
  3. Соблюдение этапности в обучении сравнительному сочинению-описанию, которое предполагает усложнение характера упражнений.

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа.

Подготовка – это:

  1. создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-нибудь (мотив);
  2. накопление достаточно полноценного материала для сочинения;
  3. выбор языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках (не только русского языка).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

  1. накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;
  2. отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, ее расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.;
  3. словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки специального урока письма текста сочинения. .Следовательно, урок, на котором пишется текст сочинения, в большинстве случаев рассматривается как своего рода подведение итогов работы, проведенной ранее.

На уроках письма текста сочинения обычно соблюдаются следующие этапы:

  1. Сообщение (или восстановление в памяти) темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение с учащимися.

Каждое сочинение, независимо от вида, имеет тему. Тема – это предмет сочинения, то о чем в нем говорится она определяет круг вопросов, которые должны быть освещены в сочинении. Важно понять тему, это зависит от того, как сформулирована тема, как учащиеся подведены к ее пониманию.

Формулировка темы должна быть ясная, четкая и не слишком общая. В работе над сочинение возможны два пути:

13 стр., 6132 слов

Описание предмета 5 класс (2)

... Презентация на тему: Подготовка к сочинению Описание предмета. 5 класс , Описание слайда: Урок русского языка в 5 классе Подготовка к сочинению-описанию предмета Описываем берестяной туес Учитель русского ... текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов). Слайд 1 Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения – описания предмета; развивать ...

  1. от поставленной темы к ее рассмотрению;
  2. от накопленного материала к формулировке темы
  1. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее – в ходе налюдений или для его накопления.

Хорошо составить и написать учащимся текст сочинения можно лишь тогда, когда они хорошо знают о чем писать и это их волнует. Следовательно, важно, чтобы учащиеся, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, могли его выбирать, свободно им оперировать. Материала у учащихся должно быть в избытке, иначе трудно ожидать успеха. В ходе накопления материала дети выписывают отрывки из стихотворений, собирают иллюстрации-открытки, вырезки из журналов, сами делают простейшие зарисовки;

  1. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

План — «проект» предстоящего текста, его скелет, каркас. Обдумывая свой будущий текст сочинения учащийся всегда мысленно намечает ее основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связного текста.

В начальных классах рекомендуется простой (без подпунктов) план из 3-5 частей.

Формулировки пунктов могут иметь форму вопросов, форму повествовательных предложений и назывных предложений. Не рекомендуется давать учащимсся готовый план, так как он создает видимость благополучия и успеха, но в тоже время воспитывает неверие в сови силы, стремление опираться на чужую мысль;

  1. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов;
  2. Написание текста сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи;
  3. Самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Таким образом, при написании сочинения на уроке необходимо оказывать должное внимание всем этапам; нельзя недооценивать роль, которую они играют в конечном результате – в созданном самостоятельном тексте.

Особенности работы над сочинением-описанием.

Одна из важнейших задач обучения в начальных классах – это обогащение речи школьников, в том числе повышение ее образности.

Решению этой задачи способствуют сочинения. Особенно сочинения-описания.

Описание предмета (под предметом пониматеся не только вещь, но и всякий материальный объект, в том числе и растение, животное, человек) создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, то есть сообщить о присущих ему признаках. Во фрагментах с типовым значением «предмет и его признак» именно сведения о признаках являются главными, то есть составляют ту информацию, ради которой строится фрагмент. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли пишущему:

14 стр., 6502 слов

Сочинение описание цветка тюльпана для 3 класса

... Карандаш это предмет первой необходимости. Образцы описаний предметов для младших классов При этом жизнь заставляет насменять роли и мы то просто воспринимаем и интерпретируем полученные тексты отадресанта, с текстами мы встречаемсяповсюду, ...

  1. вычленить характерные детали предмета;
  2. увидеть их главные или наиболее яркие признаки;
  3. найти точные слова для обозначения этих признаков;
  4. помнить о том, что в художественном описании предмета используются не только прилагательные, но и глаголы, существительные , наречия, очень распространенны сравнения, различные переносные употребления слов и т.д., то есть средства помогающие словами как бы изображать предмет.

В работе над сочинением-описанием учащийся овладевает умениями наблюдать, выявлять признаки изучаемого предмета, выделять из их числа существенные (анализ), отличать важнейшие из них в связном тексте сочинения обобщенно (синтез)

Сочинения-описания бывают:

-деловые;

-образно-эмоциональные.

В зависимости от цели и характера описания происходит отбор речевых средств. В начальных классах практикуются следующие виды описания (по Львову):

  1. описание отдельного предмета по непосредстввенному наблюдению («яблоко», «классная доска») или по прошлым налюдениям («береза в разные времена года»);
  2. описание трудового процесса выполнявшегося учащимися («как я сделал скворечник»);
  3. описание картины природы и других сложных предметов («наша улица утром»);
  4. сравнительное описание предметов.

Описание может комбинироваться с другими видами – рассуждение, повествование.

Возможны также различные варианты видов описания:

— подведение итогов длительных наблюдений за погодой;

— рассказ об опыте и т. д.

Таким образом, в начальных классах сочинение-описание рассматривается как заключительная ступень процесса наблюдений учащимся и в то же время как средство развития умения наблюдать. Оно служит прекрасным средством развития точной и выражительной речи. Работа над сочинение-описанием – это естественный путь обучения строгой последовательности в передаче своих знаний, своего опыта.