Оружие любимейшего рода. Сатира в произведениях Маяковского

Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна еще во времена древних греков. Уже тогда обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, на­ука, литература. В основе древнегреческой комедии лежал са­тирический способ отражения жизни. Ее герои не были инди­видуализированы, не отличались психологизмом. Они предста­вали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизи­ровался, становился доминирующим. В этом плане сатиричес­кое творчество Маяковского очень похоже на произведения древних греческих авторов.

Его герои также не индивидуализированы. Сатиру Мая­ковского можно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный. К первому можно отнести стихотво­рения «Надоело» и «Нате». В стихотворениях Маяковский использует большое количество художественных приемов, метафор:

[sms]

  • ..Страх орет из сердца

Мечется по лицу, безнадежен и скучен…

  • ..Сердце в исступлении, рвет и мечет…
  • ..Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…
  • ..Два аршина безлицего розоватого теста: хоть бы метка была в уголочке вышита.
  • ..а я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир…
  • ..Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

покрою умную морду трамвая… „.Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь…

  • ..Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая…

Лирический герой не видит выхода из сложившегося поло­жения, кроме как «поцеловать умную морду трамвая», либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого общества. В этих стихотворениях Маяковский не выделяет из толпы от­дельных личностей, она для него остается единой массой. Но вот приходит революция, и все меняется. Меняется и сати­ра поэта. Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей, мещан, просто людей, не соответствующих идеа­лам нового времени.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» он обличает неспособ­ность уже советских чиновников заниматься делом. Маяков­ский показывает день функционера, который целиком занят за­седаниями. Для достижения своей цели — обличения всей бес­смыслицы этой деятельности Маяковский использует в качестве художественного приема так называемую реализа­цию метафоры:

7 стр., 3040 слов

По литературе. Стихотворение маяковского «Нате»!

... героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. ... обрюзгший жир. В. Маяковский использует в данном ... толпа . Творец стоит выше людей, он играет роль портрета Дориана Грея: отражает скрытые пороки обывателей, показывает их внутреннее убожество. Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Нате!» Стихотворение «Нате!», ...

  • ..Оне на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

там…

Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы, если: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!». Но мир бюрократов не единст­венный мир, «мешающий установлению власти пролетариа­та». Поэтому Маяковский использует свое «оружие любимей­шего рода» не только против бюрократизма, но и против ме­щанства. В стихотворении «О дряни» он так рисует засилье мещанства:

  • ..Стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

Крепкие, как умывальники,

Живут и поныне

тише воды.

Для обличения мещанства Маяковский использует следую­щие художественные приемы: несовместимость понятий, оли­цетворение:

  • ..И мне с эмблемами платья

Без серпа и молота не покажешься в свете!

  • ..на балу в Реввоенсовете?!

„.Маркс со стенки смотрел, смотрел…

И вдруг

разинул рот,

да как заорет…

Мнение об описываемом в стихотворении в большинстве случаев дается в конце; так и здесь, оно выражается словами Маркса:

  • ..Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните —

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!

Но это (мещанство, бюрократия) — все внешний враг. Но ведь и «существуют люди внутри партии, живущие ее сока­ми». В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» Мая­ковский показывает их. Чиновник, который боится всего:

Каждый зав

для труса —

туз. Даже

от его родни опускает глазки трус и уходит

в воротник.

Маяковский показывает, как проходит день у труса:

День-деньской

сплетает тонко узы

самых странных свадеб — увязать бы

льва с ягненком, с кошкой

мышь согласовать бы.