Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна еще во времена древних греков. Уже тогда обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. В основе древнегреческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Ее герои не были индивидуализированы, не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующим. В этом плане сатирическое творчество Маяковского очень похоже на произведения древних греческих авторов.
Его герои также не индивидуализированы. Сатиру Маяковского можно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный. К первому можно отнести стихотворения «Надоело» и «Нате». В стихотворениях Маяковский использует большое количество художественных приемов, метафор:
[sms]
- ..Страх орет из сердца
Мечется по лицу, безнадежен и скучен…
- ..Сердце в исступлении, рвет и мечет…
- ..Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…
- ..Два аршина безлицего розоватого теста: хоть бы метка была в уголочке вышита.
- ..а я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир…
- ..Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев
покрою умную морду трамвая… „.Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь…
- ..Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая…
Лирический герой не видит выхода из сложившегося положения, кроме как «поцеловать умную морду трамвая», либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого общества. В этих стихотворениях Маяковский не выделяет из толпы отдельных личностей, она для него остается единой массой. Но вот приходит революция, и все меняется. Меняется и сатира поэта. Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей, мещан, просто людей, не соответствующих идеалам нового времени.
В стихотворении «Прозаседавшиеся» он обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день функционера, который целиком занят заседаниями. Для достижения своей цели — обличения всей бессмыслицы этой деятельности Маяковский использует в качестве художественного приема так называемую реализацию метафоры:
По литературе. Стихотворение маяковского «Нате»!
... героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. ... обрюзгший жир. В. Маяковский использует в данном ... толпа . Творец стоит выше людей, он играет роль портрета Дориана Грея: отражает скрытые пороки обывателей, показывает их внутреннее убожество. Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Нате!» Стихотворение «Нате!», ...
- ..Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там…
Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы, если: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!». Но мир бюрократов не единственный мир, «мешающий установлению власти пролетариата». Поэтому Маяковский использует свое «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма, но и против мещанства. В стихотворении «О дряни» он так рисует засилье мещанства:
- ..Стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
Крепкие, как умывальники,
Живут и поныне
тише воды.
Для обличения мещанства Маяковский использует следующие художественные приемы: несовместимость понятий, олицетворение:
- ..И мне с эмблемами платья
Без серпа и молота не покажешься в свете!
- ..на балу в Реввоенсовете?!
„.Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет…
Мнение об описываемом в стихотворении в большинстве случаев дается в конце; так и здесь, оно выражается словами Маркса:
- ..Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!
Но это (мещанство, бюрократия) — все внешний враг. Но ведь и «существуют люди внутри партии, живущие ее соками». В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» Маяковский показывает их. Чиновник, который боится всего:
Каждый зав
для труса —
туз. Даже
от его родни опускает глазки трус и уходит
в воротник.
Маяковский показывает, как проходит день у труса:
День-деньской
сплетает тонко узы
самых странных свадеб — увязать бы
льва с ягненком, с кошкой
мышь согласовать бы.