Основные виды орфографических упражнений. Методика проведения

Основные виды орфографических упражнений. Критерии выбора и методика проведения.

орфографическим упражнениям

  • списывание;

  • диктант;

  • орфографический разбор;

  • свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

  • корректура текста (исправление ошибок).

СПИСЫВАНИЕ –, Виды списывания:

  • списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

  • списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

  • творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

  • выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

  • списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

Обязательные условия:

  • закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

  • проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

  • проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).

    4 стр., 1709 слов

    Урок по русскому языку «Слово в речевом общении ( антонимы, ...

    ... слова противоположные по смыслу слова, одной части речи) III. Формулировка темы и цели урока. - Антонимы, синонимы – это слова, необходимые в развитии нашей речи, в общении. Какова же будет тема нашего урока. ( Слова ... приходится выполнять? (диктанты, списывание, словесные зарисовки, изложения, сочинения и др.) Какой вид работ наиболее трудный для вас? (сочинение, изложение, словесная зарисовка, ...

Методика проведения контрольного списывания

  1. Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

  2. Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

  3. Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

  4. Самостоятельная запись текста учащимися.

  5. Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

ДИКТАНТ –, Классификация обучающих диктантов:

  1. по объему диктуемых единиц :

  1. по соотношению диктуемого и записываемого материала:

  • сплошные;

  • выборочные (Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило);

  1. по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

  • предупредительные (Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово).

    Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему);

  • комментированные (Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста);

  • объяснительные ( После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы)

  • «Проверяю себя» (по ходу письма подчеркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются. После записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);

  1. по степени самостоятельности пишущего:

    5 стр., 2287 слов

    Сочинение об учителе слово об учителе

    ... твою руку. Как я сейчас понимаю эти слова! Ведь первый учитель берёт за руку маленького человека и на время заменяет ему мать. Каждый выпуск, перешагнув очередной ... праздник, потому что он в душе человека, а не на улице. Я – учитель начальных классов. С гордостью говорю об этом незнакомым людям, которые интересуются моей биографией. И ...

  • репродуктивные;

  • творческие (по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов).

  1. по источнику восприятия:

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/orfograficheskaya-podgotovka-na-urokah-izlojeniya-i-sochineniya/

  • слуховой (орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста)

  • зрительный (Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка).

  • по памяти;

  • картинный;

  • предметный.

Запись под диктовку

Учитель читает текст 3 раза:

  1. весь текст – для общего восприятия;

  2. каждое предложение с паузами – для записи;

  • Послушайте первое предложение.
  • Повторите его.
  • Диктуйте себе по слогам.
  • Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст – для проверки.

Контрольный, или проверочный, диктант –, Методика проведения контрольного диктанта

  1. Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

  2. Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

  3. В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

  4. Медленно и выразительно прочитывает весь текст , предлагаемый для диктанта.

  5. Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям . Каждое предложение учитель диктует два раза подряд : первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.

    5 стр., 2287 слов

    Сжатое изложение (объем не менее 70 слов). Содержит 3 микротемы. ...

    ... слова: подоконник – то, что находится под окном. ^ Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что ... изложения; количество микротем; четкий переход от одного к другому; ключевые слова и обороты; наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста. ...

  6. Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

  7. В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются , в том числе и при произношении слов.

  8. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения .

  9. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

  10. Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока . Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

  11. После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу .

  12. Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Виды орфографического разбора:

  1. полный – разбору повергаются все орфограммы;

  2. тематический, выборочный разбору подвергаются только определенные орфограммы.

Порядок орфографического разбора

  1. Нахождение орфограммы.

  2. Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

  3. Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

  4. Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

ИЗЛОЖЕНИЕ, Требования к изложению:

  • самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

    2 стр., 902 слов

    Тема : «Редактирование текста сочинения «Скучен день ...

    ... для РМО учителей начальных классов на тему «Редактирование текста сочинения «Скучен день до вечера, коли делать нечего» ... смысл пословицы? Почему? (Основная часть соответствует пословице.) Прочитайте мне, пожалуйста, свои сочинения. Спасибо. Понравилось ли тебе сочинение соседа по парте. ... 4) Точность употребления слов. Мы часто использовали слова можно и надо . В каких ситуациях подходит слово надо ? ...

  • использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

  • полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Методика проведения изложения

  1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

  2. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

  3. Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

  4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске .

  5. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

  6. Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

  7. Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  8. Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.

  9. Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.

  10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

  11. Проверка изложения учителем.

12. Работа над ошибками, СОЧИНЕНИЕ, Работа над сочинением делится на 3 этапа:

  1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

  2. Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

    4 стр., 1894 слов

    Презентация «Порядок проведения итогового сочинения (изложения) ...

    ... № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) ...

  3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Методика проведения урока написания сочинения

  1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

  2. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины).

    Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

  3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов).

    План сочинения должен быть записан на доске.

  4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

  5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика).

    Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

  6. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

  7. Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут).

    Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь .

  8. Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).

  9. Проверка сочинений учителем.

  10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

  • зачитываются лучшие сочинения;
  • коллективный анализ сочинений:
  • коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);

— индивидуальная работа над ошибками.

12 стр., 5703 слов

На лингвистическую тему ? , основным содержанием такого сочинения ...

... который можем мы задать себе при подготовке к ГИА –, Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему по предложенному тексту - Очень важно внимательно прочитать задание С 2.1, в ... языка. - Какова роль лексики в речи? - Человек отличается от всех живых существ тем, что мыслит и может выражать свои мысли. То, о чем думает человек, нашло ...

Требования к подбору материала.

  1. Для наблюдений при объяснении грамматического или орфографического явления нужно отобрать наиболее простой, ясный и в то же время достаточный по своему количеству материал, чтобы учащийся мог сделать из наблюдений правильный вывод.

  2. При отборе материала для упражнений в правописании на последующих этапах, наоборот, следует иметь в виду разные стороны языка и письма (изучается орфография – привлекаются словарные и синтаксические упражнения), а также непрерывное повторение уже изученного.

  3. Нецелесообразно повторять один и тот же словарный, фразовый или текстовой материал на разных этапах работы. Нужно варьировать его, постепенно усложняя.