В гости к дымковской игрушке. Сочинение – описание игрушки.
Цель: развивать умение обучающихся описывать предмет, сопоставлять и рассуждать; совершенствовать навыки монологической речи, навыки написания сочинений; воспитывать у обучающихся чувство прекрасного.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя. (музыка).
– На карте России ( слайд 1 )немало мест, которые знает весь мир: Палех, Гжель, Жостово, Городец, Хохлома, Филимоново, Дымково… Ребята, а вам о чём – нибудь говорят эти названия? Как вы думаете, что объединяет эти знаменитые места? (Здесь развиты народные промыслы. Здесь живут мастера декоративно-прикладного искусства, которые своими руками создают произведения искусства) .
Вывод: Да, людей, живущих здесь, называют мастерами декоративно-прикладного искусства. Это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями. — Ребята, перед вами произведения искусства, что вы знаете о них? (слайды2-8 ).
Как вы думаете, какую роль в жизни человека играют эти предметы? ( Они яркие, красивые, украшают наш быт, жизнь. Люди вкладывают в них старания, душу, чувства, они сделаны своими руками).
А у вас дома есть предметы, сделанные руками? – Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в сказку, которую люди научились делать своими руками ( слайд 9 ).
Цель нашего урока – научиться описывать предмет с картины. Предмет описания — дымковская игрушка. Запишите в тетрадях дату и тему урока. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
3.Чтение стихотворения ( слайд 10 ).
(читает учитель).
О дымковской игрушке поведём сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо — сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового ...
... на уроках элементов декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественной обработки утилитарных предметов (утварь, ... что проблема взаимосвязи искусства и творческого труда была фундаментально обоснована уже в античной литературе и в работах теоретиков и художников ...
4. Из истории возникновения дымковской игрушки.( чтение стр.156, текст 71, сборник изложений).
– Есть на правом берегу Вятки (близ города Кирова) Дымковская слобода. В ней исстари селились печники и игрушечники – мастера делать глиняные свистульки. ( слайд11 ) Говорят, что слободу потому и назвали Дымковской, что в ней по утрам над каждой избой поднимались хвостатые клубы дыма. Происхождение глиняного промысла связывают с местным праздником « Свистуньей» (слайд12 ), но есть и другое объяснение. (« Однажды к Хлынову ( старинное название Вятки) … особый праздник – « Свистунью» ).
– Ребята, что нового и интересного вы узнали?
5.Слово учителя. — Что же изображают в своих изделиях дымковские мастерицы? ( стр.156, текст ).
( слайды13-24 ) Индюков, нянек с детьми, павлинов, лошадок, баранов, людей, катающихся на лодке, на лошадях, пьющих чай, скоморохов на конях, водоносок, всадников. Вывод: — Непростая это работа — делать вот такие игрушки. Да и дымковский узор особенный, его ни с чем не спутаешь. Краски яркие, как радуга: синие, жёлтые, красные, малиновые, золотые. Нет полутонов. А рисунок самый незатейливый: клетки, вилюшки, полоски, круги. От филимоновской игрушки дымковская отличается тем, что её делают из белой глины (из красной).
Как добра и величественна здешняя водоноска в пышном сарафане, идущая с вёдрами! Всадник на пятнистом коне так забавен в своём величии! А простодушный, беспечный и удалой Емеля едет на печке, сидя верхом, как на коне, и распевает песни, играя на . — Понравились вам игрушки? А какие больше? 6. Творческое задание. — А теперь подойдите к столу и выберите себе картинку с изображением игрушки. Но эти картинки непростые, к каждой приложены задания, в которых нужно придумать четверостишия – составить кластеры по 1 на стол. Вывод: — Молодцы! С заданием вы справились. Отнеслись к заданию творчески, почти как поэты. 7. Беседа, выявление основной мысли сочинения. — Ещё раз внимательно рассмотрите изображённые игрушки и ответьте на вопросы.
1. Скажите, что вас в них привлекает? (Рисунки, форма, цвет) 2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете эти игрушки? ( Радостные, весёлые) 3. Что бы вы сказали о мастерах Дымкова? ( Талантливые, искусные мастера ) 4. Ребята, вы будете писать сочинение, поэтому придумайте заголовок, чтобы в нём была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к дымковской игрушке. ( « Встреча с игрушкой», « Путешествие в сказку» ).
Запишите в тетрадях. Подойдите ко мне и выберите картинку с понравившейся игрушкой, которую вы будете описывать. 8. Работа над композицией и планом сочинения. – Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться плана. На ваших столах лежат планы сочинения – описания, по которым мы будем работать. План сочинения – описания обычно состоит из 3 частей. ( Этапы плана зачитывает ученик).
1. Вступление. Краткий рассказ о декоративно-прикладном искусстве, о дымковской игрушке. 2. Основная часть. Описание игрушки: а) общий вид ( материал, форма), назначение; б) описание дымковской росписи; в) впечатление от игрушки. 3. Заключение. Отношение к дымковской игрушке, мастерам Дымкова, декоративно-прикладному искусству. Задание: рассмотрите внимательно игрушки, которые хотите описать, подготовьте устное начало описания. ( зачитать 1 работу).
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... эстетического воспитания в детском саду», в которой рассматриваются основные теоретические вопросы эстетического воспитания в детском саду; раскрывается программа, методика и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства. В 1939 г. Е.А. ...
( Физкультминутка.)
8. Словарная работа ( записи в тетрадях).
( слайд ) — А сейчас проведём словарную работу, выясним значения слов и словосочетаний а)Выяснение значения слов и словосочетаний: декоративно-прикладное искусство ( предмет, служащий для украшения, имеющий практическое значение), искусные мастера (умелые, хорошо знающие своё дело люди), народный промысел (изготовление изделий ручным способом ), традиция ( то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующего поколения ), орнамент (живописное украшение, узор из сочетаний геометрических, растительных или животных элементов).
б)Работа над значением и правописанием слов: украшать, красота, Дымково, искусство, сочные и выразительные цвета, черноброва, ясноглаза, кокошник, юбка-колокол, оборчатый фартук, петушок – золотой гребешок, чудо — рога, хохолки, вилюшки, полоски, тёмно-зеленый, бирюзовый. 9. Самостоятельная работа. ( музыка).
Задание: описать одну из игрушек . 10. Итог урока. Чтение 1-2 работ. Вывод: — Ребята, сегодня вы описывали дымковскую игрушку – один из предметов декоративно-прикладного искусства, которая живёт уже более 400 лет, что нужно сделать, чтобы народное искусство жило и дальше, развивалось и процветало?( Передавать из поколения в поколение умения, мастерство, хранить дома вещи, которые сделали ваши, например, бабушки или дедушки, своими руками, потому что они украшают наш быт).
11.Рефлексия. — Ребята, вам понравился урок? А вы какую игрушку вылепили бы, если б были мастером?
на печи
калачи.
балалайка
играй-ка.
водоноска
броска
трудолюбива
на диво.
головушка
бородушка
поёт
не даёт.
План сочинения – описания.
1. Вступление. Краткий рассказ о декоративно-прикладном искусстве, о дымковской игрушке. 2. Основная часть. Описание игрушки: а) общий вид ( материал, форма), назначение; б) описание дымковской росписи; в) впечатление от игрушки. 3. Заключение. Отношение к дымковской игрушке, мастерам Дымкова, декоративно-прикладному искусству.