Сочинения | Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне

Произведений о Великой Отечественной войне в русской литературе множество. Соответственно, немало и образов героев-фронтовиков. Некоторые из этих героев ярки, некоторые — менее заметны. Но я думаю, что поскольку «образ фронтовика» — понятие обобщенное, то следует искать в нашей литературе не просто портрет, но некого героя, объединяющего в себе образы всех русских солдат. Такой герой есть. Воплощением всех качеств русского солдата стал Василий Теркин, герой одноименной поэмы Твардовского.

Поэма представляет собой цикл из нескольких глав, в каждой из которых Теркин предстает перед нами в новой ипостаси: вот он переплывает реку, вот сбивает вражеский самолет, вот устанавливает связь, вот участвует в рукопашной с немецким солдатом, а вот — на привале пляшет и поет под гармонь. Теркин — человек, живущий особой, военной жизнью. В этой жизни человек никогда не может быть уверен, что смерть не настигнет его в следующую секунду. Он побывал во всех тех ситуациях, в которых доводится побывать солдату на войне.

При этом читатель воспринимает Теркина как вполне конкретного человека. Но одновременно мы понимаем, что Теркин — это то общее, что есть во всех солдатах. Он — воплощение всех русских воинов, то есть представитель всей страны. Может быть, отчетливее всего это можно прочувствовать, читая главу «Поединок».

В этой главе Василий Теркин вступает в рукопашную схватку с немцем. Они дерутся один на один, прекрасно зная, что их никто не увидит. Именно по этой причине сложно подозревать обоих в показном героизме. Впрочем, о немце речь не идет, ведь Твардовский представляет его скорее не человеком, а неким отвратительным, лишенным человеческих черт существом. Конечно, это всего лишь литературное обобщение, но в данном случае этот немецкий солдат — лишь воплощение вражеских темных сил. Точно так же и Теркин выступает как воплощение всех русских солдат. То есть в этом бою сошлись не просто два солдата-противника, но две враждующих стороны, между которыми не может быть и речи о снисхождении к сопернику.

15 стр., 7157 слов

Стиль современной русской прозы о войне

... выделяются целые серии под названием, например, «Русская современная проза», включающие «литературу будущих классиков третьего тысячелетия."17. М. ... Этот материал представляет собой широкое исследовательское поле, поэтому понятие «стиль» рассматривается в работе как в ... Взведенный курок», «Скажи им, пусть помнят» — Великая Отечественная война. 6 «Кавказский пленник» — о чеченской кампании. 7 ...

Этот поединок — вовсе не краткий эпизод в боевой биографии Теркина. Это — война в маленьком масштабе. И именно в этой главе Твардовский показал, как смело и самоотверженно вступает в бой русский солдат. Неважно, что его подвиг не будет оценен, важно, что и он внесет свою лепту в битву за победу:

Не затем на смерть идешь,

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет — ну что ж…

Теркин — образец истинного героя, не заботящегося о славе и почестях, которому ни к чему орден, ведь он согласен на медаль. Ему не нужна громкая слава. Он думает в бою о спасении своей Родины:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Твардовский дает нам понять, что скромность Теркина и в то же время его готовность жертвовать собой — природные черты характера. Благодаря тому, что подобных характеров в нашей армии были даже не тысячи, а миллионы, мы и победили в войне.

Есть и еще одно важное качество в русском человеке. И это качество в большой мере присуще Василию Теркину. Любовь к жизни. Это та, что в человеке невозможно истребить. Он может быть брошен в самые жесткие и нечеловеческие условия, но жажда жизни всегда оказывается сильней. Часто именно она помогает победить смерть, как это и произошло с Теркиным однажды после сражения. Он остался в живых потому, что слишком уж не хотел умирать.

Теркин — никогда не унывающий солдат. Шутить будет хоть на привале, хоть на больничной койке. Там где он — всегда веселье и играет гармонь. Ведь, может быть, на войне многократно важнее и ценнее моменты отдыха между боями. Моменты, когда можно вспомнить родные Места и почувствовать себя снова мирным, гражданским человеком:

И от той гармони старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Ведь на войне — тоже жизнь. Да, ты должен забыть о свободе, о личных желаниях. Жизнь твоя подчинена сейчас одной общей цели. Солдат не может ни жениться, ни влюбиться, ни уехать за границу. Но он, несмотря на все, остается живым человеком, просто выполняющим свою каждодневную «работу», круглосуточную и не имеющую выходных.

Теркин — первый в веселье и шутках, но первый и в бою. При этом он простой русский парень родом из Смоленской губернии. Таких в России множество. Недаром в середине поэмы Твардовский вдруг выводит второго Теркина, Теркина — «конкурента». Однако и у того есть ордена, и он так же играет на гармони. Ничем он не хуже и не лучше «настоящего» Теркина. Такой же солдат, каких множество. Потому старшина и говорит:

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой.

Так и должно быть. Такие люди, как он, нацелены на победу, они пробуждают в товарищах боевой дух. Теркины, конечно, были в «каждой роте». И не один, а много больше. Как их различить? Как понять, кто же этот герой? Все очень просто. Автор сам дает ответ на этот вопрос:

2 стр., 970 слов

Как война меняет жизнь людей? (2 варианта)

... проявить свой железный характер, но едва ли такой жизни можно пожелать новому поколению. Таким образом, война никогда не меняет жизнь людей к лучшему. Она вносит в нее хаос, ... воссоединения семьи не получилось, и Иванов едва не сбежал из родного дома в первый же день. Из этого примера мы можем сделать вывод, что война изменила жизнь людей к ...

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе — хоть куда…

Так что Теркиных в русской армии было множество. Недаром этого героя так полюбили читатели. Он, такой простой, добрый и веселый, напоминал в то время любому из читателей кого-то из товарищей, родных или друзей. Солдат в то время был всеобщим любимцем. Ведь в нем видели защиту, надежду и опору. Если не он спасет Родину от захватчиков, то и никто. Это осознавали все. И этот скромный, но готовый к смерти и к подвигу, солдат оправдал надежды. Мы выиграли войну. Выиграли во многом благодаря несметному количеству Теркиных в рядах армии.

Думаю, что сила этого образа в принципиальном отличии от героев других авторов, в которых больше индивидуальности, но меньше масштабности. Образ фронтовика-Теркина — большая творческая удача Твардовского. И пока в нашей стране будут помнить о Великой Отечественной войне, поэма «Василий Теркин» будет читаться. Читать ее интересно и легко. Вот почему о Теркине знают в нашей стране практически все, несмотря на то, что Великая Отечественная война отделена от нас несколькими десятилетиями.