Урок характеристика человека 8 класс русский язык

план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе по теме «Подготовка к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека»

Урок развития речи учащихся

Этот урок проводится на первом часе спаренного урока.

На втором часе проходит непосредственно написание сочинения-характеристики.

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРКАССКИХ Н.Г.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-plan-klass/

Сформировать у учащихся понятия“портретное описание” и “характеристика”человека

Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни

Свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной жизни.

Материал для обсуждения (выдается учащимся в виде распечатанных материалов):

I. Что такое описание?

: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)

II. Что такое характеристика?

: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.

Итог вводной беседы

: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.

III. Анализ фрагментов описаний внешности человека (используется материал упражнения№ 93, страница 46 учебника по русскому языку для 8класса, которое предварительно задавалось на дом).

Примерные вопросы для анализа

1. Кто описывается в первом (во втором)отрывке?

2. Какие выводы о чертах характера этого человека мы можем сделать и по каким словам?

Итог анализа фрагментов

Все ли понятно, как описывать характер человека и его поступки?

IV. Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)

Вопросы для обсуждения плана сочинения

5 стр., 2444 слов

Сочинения учащихся 2 класса о Великой Отечественной войне

... Философские проблемы. Естественные аргументы. Сл Текст Сл Текст 1 СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 класса О ВЕЛИКОЙ 10 жизни многих миллионов людей. Наш дедушка ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ учитель Лапуга М.А. кавалер пяти боевых орденов, ... эта победа нашему народу - ценой Всех вас, кого оставил на земле. Сочинения учащихся 2 класса о Великой Отечественной войне.ppt

Итог обсуждения возможного плана сочинения

: Предлагаемый план принять за основу.

Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?

В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты

VI. Домашнее задание:

Повторить по учебнику и тетрадям основные виды сказуемых в русском языке.

Обучающее сочинение-характеристика человека ( 8 класс)

план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цели урока:

Образовательная :, Воспитательная:, Задачи урока:

Закрепить основные методы написания сочинения-описания.

Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок развития речи учащихся

Обучающее сочинение-характеристика человека (лит. героя) 8 класс

Образовательная : Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека;

Воспитательная: Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни

Закрепить основные методы написания сочинения-описания.

Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.

2) Вводная беседа с учащимися. Объяснение целей и задач урока. Слайд 1

Материал для обсуждения:

I. Что такое описание? Слайд 2

Изобразить что-либо или рассказать о чем-либо в письменной или устной форме.

Изложить сведения о составе и особенностях чего-либо.

Создать письменный перечень чего-либо.

Сочинение или изложение, в котором описывают что-нибудь.

Вывод: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)

II. Что такое характеристика? Слайд 3

Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка).

Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо.

Вывод: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.

Итог вводной беседы: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.

3) Работа с учебником. Анализ фрагментов описаний внешности человека

В учебнике образцом характеристики человека служит, во-первых, описание А. В. Суворова (упр. 352), во-вторых, воспоминания К. Чуковского об А. Ахматовой (упр. 410).

Учащиеся знакомятся с особенностями строения характеристики, выделяют в приведенных текстах языковые средства, которые используются для обозначения качеств лица, его оценки. Так, прочитав текст о Суворове, ученики должны составить план и выявить те приемы, которые служат для характеристики великого полководца. Целесообразно при этом обратить особое внимание восьмиклассников на лексические единицы, называющие интеллектуальные и нравственные качества лица. Эти слова желательно подчеркнуть в тексте, а ряд из них прокомментировать, показать их синонимические и антонимические связи, сравнить значения слов, содержащих общие компоненты семантики (см., например, такие слова, как роскошь и комфорт, важность и солидность).

3 стр., 1012 слов

Урок развития речи « – описание кошки». план-конспект по русскому ...

... кошка? (Кошка – верный, преданный и полезный друг человека) III. Беседа – определение типа сочинения. - Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, ... кошек Выставка книг и статей о кошках План описания кошки Опорные слова Ход урока: I. ... характер, грациозная походка, изящная фигурка, нежное существо) V. Структура сочинения, орфографическая подготовка. Примерный план: 1. Кличка кошки, ...

Материалом для подготовки сравнительной характеристики служит описание Любочки и Катеньки в повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (упр. 411).

Учащиеся должны познакомиться с приведенным фрагментом текста и выделить в нем те признаки, на основе которых сравниваются девочки, при этом нужно проанализировать: а) синтаксическое строение текста, основанного на сопоставлении (использование параллелизма, союзов и вводных слов, служащих для сравнения и сопоставления); б) особенности его лексической организации (употребление антонимов, в том числе контекстуальных; слов, называющих внешние и внутренние качества лица).

Целесообразно также обратить внимание на временной план характеристики: в ней последовательно используются формы настоящего времени.

4) Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)

1. О ком я хочу рассказать и почему?

2. Особенности внешности этого человека.

3. Основные черты его характера.

4. Дела (поступки), в которых они раскрываются.

5. Что привлекает меня в этом человеке?

Вопросы для обсуждения плана сочинения:

Это какой вид плана? (простой)

Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут? (Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)

Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?

В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты:

При простой портретной зарисовке не всегда дается подробное описание внешности и всех черт характера человека, а выделяются только главное, особенное в нем.

Характер описания зависит от нашего отношения к этому человеку.

Темы для подготовки к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус.

Тест с обучением, для проверки знания предлогов, выполнен в формате Microsoft Excel. Материал 4-5 класса. При правильном ответе на вопрос ученик автоматически переключается на сле.

Цель урока : Привитие познавательного интереса, через историю юбки, к ее современности. Научиться создавать эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека.Задачи:Образовательная. Усвоение предста.

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени.

Выступление на МО начальных классов по теме»Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару.

Урок русского языка в 8 классе «Характеристика человека»

план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

4 стр., 1628 слов

Разработка уроку по развитию речи » – описание по картине ...

... . Итог урока. VIII . Домашнее задание . Написать сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март». Список используемой ... по - вашему, замысел картины? Эта картина об особом настроении, которое испытывает человек ... речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме. Яркой и образной нашу речь ... Составление плана . Высвечивается СЛАЙД №6 1 И.И. Левитан – поэт русской природы. 2 Основная ...

Урок развития речи. На уроке ставлю следующие цели:

  • систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения; учить видеть, наблюдать, учить их умению отделять существенное от несущественного.

подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

  • развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;

3.Воспитательные: повышать речевую культуру школьников, воспитать в них чувства уважения, толерантности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку.

Тема: Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.

систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения; учить видеть, наблюдать, учить их умению отделять существенное от несущественного.

подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

  • развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;

3.Воспитательные: повышать речевую культуру школьников, воспитать в них чувства уважения, толерантности.

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

А сейчас открыли тетради записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво. Спину держим прямо.

  • И запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»

(Рена́та Мура́товна Литви́нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса, режиссёр, сценарист и телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001).

)

На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.

А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

3. Работа над основной частью урока:

  • Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус;
  • сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.) Правильно ли это? Давайте убедимся в этом.

Перед вами портрет: посмотрите внимательно на мальчика.Поделитесь со своим впечатлением.

  • Какой этот мальчик?

(Обычно дети говорят, что он смешной или веселый (жизнерадостный).

  • Какое же определение характера Генки более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный?
  • Из чего видно, что он смешливый?

( Запишите в тетради словосочетания смешной – это наше (зрителей) впечатление; если же мы говорим о характере, то это смешливый : смешной вид- смешливый характер)

10 стр., 4664 слов

Моя подруга ася получила приглашение на два лица

... школы. Моя подруга очень красивая. И я всегда ей об этом говорю. Лицо у Настеньки овальное, слегка продолговатое. Кожа чистенькая и ухоженная. Глаза у Насти темного цвета. Взгляд ... и мы вместе придумываем что-то интересное. Такое сочинение также имеет право на существование. От души описав своего друга, школьники смогут получить высокую оценку и признание от преподавателя ...

  • В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно предполагать, что он вообще часто смеется?
  • «Веселый» же – это более узкое понятие, чем «жизнерадостный»: жизнерадостный – значит и веселый, и бодрый, и энергичный.

Какое слово более подходящее, по-вашему.

  • Вообще по портрету легче догадаться о состоянии Генки в момент съемки или о его характере.
  • В тот момент ему, конечно, было весело.

Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?

  • Посмотрим внимательно: почему он зажмурился?
  • Опишите мальчика (письменно )

( У него светлые, возможно, рыжие (совсем не «татарские») волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо, не было, так как на лице мальчика нет резких теней – значит, мы правы: это он так смеется.)

  • А разве все люди так смеются. А какие люди смеются так. Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда?

Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть хоть одна такая деталь. (Есть: спутанные волосы – он, видимо, не любит расчесывать свои волосы.)

А теперь скажите: что – какие детали – создает у нас впечатление, что Генка смешной? (Оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.)

  • А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.)
  • Итак, мы догадались, что Генка – веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, – а так делают те, кто очень любит посмеяться;
  • а еще мы догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.

А теперь все смотрим на следующий портрет

5. Портрет «Старого доктора» (Януша Корчака).

— Опишите Януша Корчака. Обратите внимание на взгляд, выражение глаз Януша Корчака? ( взгляд Старого доктора устремлен на зрителя, но если приглядеться повнимательней, то видно, что это не так: это тоже взгляд «в никуда». Но Корчак не мечтает, он думает, и, видимо, о чем-то тяжелом, невеселом)

  • Как вы думаете, лицо у него какое, какое состояние выражает оно? (Состояние Старого доктора: задумчивое, тревожное, озабоченное.)

Продолжим работу над заполнением таблицы понятий «существенное-несущественное»

  • Лицо Старого доктора очень худое, щеки впалые – что это: следствие изнурения или такая комплекция? Вы найдете ответ на этот вопрос после выступления вашей одноклассницы.
  • Сейчас Володя Шамкин (ученик) вкратце расскажет вам о Януше Корчаке.

Вот каким замечательным был человек Януш Корчак. Значит, ребята не одежда красит человека, а его внутренний мир, духовная красота. Неважно: высокого он роста, красавец, милашка или наоборот, низкого роста, полного или худощавого телосложения, может быт лицо у него не такое уж привлекательное…Это совершенно неважно.

  • Что мы должны ценить в людях: внешний вид или внутренний мир?

Это было лирическое отступление.

3 стр., 1080 слов

Нос часть лица у человека или морды у животных участвующая в ...

... некоторое адаптивное значение, ведь более сильное выступание из плоскости лица костного носа отличает человека от других приматов, выполняя следующие функции: обогревание потока холодного ... и т. д. через нос именуется «назальным употреблением». 5. Использованная литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/na-temu-nos/ Хомутов А. Е. Примечания Данный реферат составлен на основе .

А теперь творческая работа: перед вами портрет американского писателя Хемингуея.

Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.

(Дети могут сказать: что у писателя смелый взгляд. Дети работают самостоятельно; учитель критикует и направляет.

Наиболее точная характеристика: умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым. Грубый вязаный свитер, видимо, говорит о том, что он человек неизнеженный.

Несущественные детали: темные глаза, густые волосы аккуратно подстрижены, морщины на лбу, густые брови и пр. Нужно им объяснить, что смелым в буквальном смысле слова может быть человек или поступок, но смелый взгляд – это идиома, слово смелый здесь употреблено в переносном значении: взгляд не совершает подвигов, не заступается за слабого и пр. Это наше субъективное впечатление, что взгляд Хемингуэя смелый, – нам так кажется, но доказать это нельзя. Это гипотетическое знание.

А вот то, что Хемингуэй смотрит прямо на нас, – это действительно так: это мы знаем точно.)

Вам помогут словарные слова : Слайд 11

Чтение и оценивание работ.

«Родилась пригожа, да по нраву негожа»

7 Домашнее задание : Напишите сочинение миниатютру

Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.