план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе по теме «Подготовка к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека»
Урок развития речи учащихся
Этот урок проводится на первом часе спаренного урока.
На втором часе проходит непосредственно написание сочинения-характеристики.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРКАССКИХ Н.Г.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-plan-klass/
Сформировать у учащихся понятия“портретное описание” и “характеристика”человека
Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни
Свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной жизни.
Материал для обсуждения (выдается учащимся в виде распечатанных материалов):
I. Что такое описание?
: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)
II. Что такое характеристика?
: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.
Итог вводной беседы
: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.
III. Анализ фрагментов описаний внешности человека (используется материал упражнения№ 93, страница 46 учебника по русскому языку для 8класса, которое предварительно задавалось на дом).
Примерные вопросы для анализа
1. Кто описывается в первом (во втором)отрывке?
2. Какие выводы о чертах характера этого человека мы можем сделать и по каким словам?
Итог анализа фрагментов
Все ли понятно, как описывать характер человека и его поступки?
IV. Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)
Вопросы для обсуждения плана сочинения
Сочинения учащихся 2 класса о Великой Отечественной войне
... Философские проблемы. Естественные аргументы. Сл Текст Сл Текст 1 СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 класса О ВЕЛИКОЙ 10 жизни многих миллионов людей. Наш дедушка ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ учитель Лапуга М.А. кавалер пяти боевых орденов, ... досталась эта победа нашему народу - ценой Всех вас, кого оставил на земле. Сочинения учащихся 2 класса о Великой Отечественной войне.ppt
Итог обсуждения возможного плана сочинения
: Предлагаемый план принять за основу.
Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?
В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты
VI. Домашнее задание:
Повторить по учебнику и тетрадям основные виды сказуемых в русском языке.
Обучающее сочинение-характеристика человека ( 8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная :, Воспитательная:, Задачи урока:
Закрепить основные методы написания сочинения-описания.
Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи учащихся
Обучающее сочинение-характеристика человека (лит. героя) 8 класс
Образовательная : Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека;
Воспитательная: Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни
Закрепить основные методы написания сочинения-описания.
Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.
2) Вводная беседа с учащимися. Объяснение целей и задач урока. Слайд 1
Материал для обсуждения:
I. Что такое описание? Слайд 2
Изобразить что-либо или рассказать о чем-либо в письменной или устной форме.
Изложить сведения о составе и особенностях чего-либо.
Создать письменный перечень чего-либо.
Сочинение или изложение, в котором описывают что-нибудь.
Вывод: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)
II. Что такое характеристика? Слайд 3
Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка).
Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо.
Вывод: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.
Итог вводной беседы: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.
3) Работа с учебником. Анализ фрагментов описаний внешности человека
В учебнике образцом характеристики человека служит, во-первых, описание А. В. Суворова (упр. 352), во-вторых, воспоминания К. Чуковского об А. Ахматовой (упр. 410).
Учащиеся знакомятся с особенностями строения характеристики, выделяют в приведенных текстах языковые средства, которые используются для обозначения качеств лица, его оценки. Так, прочитав текст о Суворове, ученики должны составить план и выявить те приемы, которые служат для характеристики великого полководца. Целесообразно при этом обратить особое внимание восьмиклассников на лексические единицы, называющие интеллектуальные и нравственные качества лица. Эти слова желательно подчеркнуть в тексте, а ряд из них прокомментировать, показать их синонимические и антонимические связи, сравнить значения слов, содержащих общие компоненты семантики (см., например, такие слова, как роскошь и комфорт, важность и солидность).
Урок развития речи « – описание кошки». план-конспект по русскому ...
... кошка? (Кошка – верный, преданный и полезный друг человека) III. Беседа – определение типа сочинения. - Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, ... кошек Выставка книг и статей о кошках План описания кошки Опорные слова Ход урока: I. ... характер, грациозная походка, изящная фигурка, нежное существо) V. Структура сочинения, орфографическая подготовка. Примерный план: 1. Кличка кошки, ...
Материалом для подготовки сравнительной характеристики служит описание Любочки и Катеньки в повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (упр. 411).
Учащиеся должны познакомиться с приведенным фрагментом текста и выделить в нем те признаки, на основе которых сравниваются девочки, при этом нужно проанализировать: а) синтаксическое строение текста, основанного на сопоставлении (использование параллелизма, союзов и вводных слов, служащих для сравнения и сопоставления); б) особенности его лексической организации (употребление антонимов, в том числе контекстуальных; слов, называющих внешние и внутренние качества лица).
Целесообразно также обратить внимание на временной план характеристики: в ней последовательно используются формы настоящего времени.
4) Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)
1. О ком я хочу рассказать и почему?
2. Особенности внешности этого человека.
3. Основные черты его характера.
4. Дела (поступки), в которых они раскрываются.
5. Что привлекает меня в этом человеке?
Вопросы для обсуждения плана сочинения:
Это какой вид плана? (простой)
Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут? (Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)
Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?
В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты:
При простой портретной зарисовке не всегда дается подробное описание внешности и всех черт характера человека, а выделяются только главное, особенное в нем.
Характер описания зависит от нашего отношения к этому человеку.
Темы для подготовки к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус.
Тест с обучением, для проверки знания предлогов, выполнен в формате Microsoft Excel. Материал 4-5 класса. При правильном ответе на вопрос ученик автоматически переключается на сле.
Цель урока : Привитие познавательного интереса, через историю юбки, к ее современности. Научиться создавать эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека.Задачи:Образовательная. Усвоение предста.
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени.
Выступление на МО начальных классов по теме»Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару.
Урок русского языка в 8 классе «Характеристика человека»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Сочинение портретный очерк
... моментов. Я хотел бы выразить ей за это благодарность и сказать, что я очень рад тому, что у меня есть такой очаровательный друг… Портретный очерк пример. Портретный очерк друга. Сочинение портретный очерк. Портретный очерк человека. Портретный очерк ...
Урок развития речи. На уроке ставлю следующие цели:
- систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения; учить видеть, наблюдать, учить их умению отделять существенное от несущественного.
подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;
- развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;
3.Воспитательные: повышать речевую культуру школьников, воспитать в них чувства уважения, толерантности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по русскому языку.
Тема: Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.
систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения; учить видеть, наблюдать, учить их умению отделять существенное от несущественного.
подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;
- развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;
3.Воспитательные: повышать речевую культуру школьников, воспитать в них чувства уважения, толерантности.
1. Организационный момент, запись даты, темы урока.
А сейчас открыли тетради записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво. Спину держим прямо.
- И запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»
(Рена́та Мура́товна Литви́нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса, режиссёр, сценарист и телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001).
)
На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.
А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.
Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.
3. Работа над основной частью урока:
- Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус;
- сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.) Правильно ли это? Давайте убедимся в этом.
Перед вами портрет: посмотрите внимательно на мальчика.Поделитесь со своим впечатлением.
- Какой этот мальчик?
(Обычно дети говорят, что он смешной или веселый (жизнерадостный).
- Какое же определение характера Генки более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный?
- Из чего видно, что он смешливый?
( Запишите в тетради словосочетания смешной – это наше (зрителей) впечатление; если же мы говорим о характере, то это смешливый : смешной вид- смешливый характер)
Моя подруга ася получила приглашение на два лица
... школы. Моя подруга очень красивая. И я всегда ей об этом говорю. Лицо у Настеньки овальное, слегка продолговатое. Кожа чистенькая и ухоженная. Глаза у Насти темного цвета. Взгляд ... мы вместе придумываем что-то интересное. Такое сочинение также имеет право на существование. От души описав своего друга, школьники смогут получить высокую оценку и признание от преподавателя ...
- В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно предполагать, что он вообще часто смеется?
- «Веселый» же – это более узкое понятие, чем «жизнерадостный»: жизнерадостный – значит и веселый, и бодрый, и энергичный.
Какое слово более подходящее, по-вашему.
- Вообще по портрету легче догадаться о состоянии Генки в момент съемки или о его характере.
- В тот момент ему, конечно, было весело.
Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?
- Посмотрим внимательно: почему он зажмурился?
- Опишите мальчика (письменно )
( У него светлые, возможно, рыжие (совсем не «татарские») волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо, не было, так как на лице мальчика нет резких теней – значит, мы правы: это он так смеется.)
- А разве все люди так смеются. А какие люди смеются так. Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда?
Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть хоть одна такая деталь. (Есть: спутанные волосы – он, видимо, не любит расчесывать свои волосы.)
А теперь скажите: что – какие детали – создает у нас впечатление, что Генка смешной? (Оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.)
- А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.)
- Итак, мы догадались, что Генка – веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, – а так делают те, кто очень любит посмеяться;
- а еще мы догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.
А теперь все смотрим на следующий портрет
5. Портрет «Старого доктора» (Януша Корчака).
— Опишите Януша Корчака. Обратите внимание на взгляд, выражение глаз Януша Корчака? ( взгляд Старого доктора устремлен на зрителя, но если приглядеться повнимательней, то видно, что это не так: это тоже взгляд «в никуда». Но Корчак не мечтает, он думает, и, видимо, о чем-то тяжелом, невеселом)
- Как вы думаете, лицо у него какое, какое состояние выражает оно? (Состояние Старого доктора: задумчивое, тревожное, озабоченное.)
Продолжим работу над заполнением таблицы понятий «существенное-несущественное»
- Лицо Старого доктора очень худое, щеки впалые – что это: следствие изнурения или такая комплекция? Вы найдете ответ на этот вопрос после выступления вашей одноклассницы.
- Сейчас Володя Шамкин (ученик) вкратце расскажет вам о Януше Корчаке.
Вот каким замечательным был человек Януш Корчак. Значит, ребята не одежда красит человека, а его внутренний мир, духовная красота. Неважно: высокого он роста, красавец, милашка или наоборот, низкого роста, полного или худощавого телосложения, может быт лицо у него не такое уж привлекательное…Это совершенно неважно.
- Что мы должны ценить в людях: внешний вид или внутренний мир?
Это было лирическое отступление.
А теперь творческая работа: перед вами портрет американского писателя Хемингуея.
Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.
Нос часть лица у человека или морды у животных участвующая в ...
... некоторое адаптивное значение, ведь более сильное выступание из плоскости лица костного носа отличает человека от других приматов, выполняя следующие функции: обогревание потока холодного ... д. через нос именуется «назальным употреблением». 5. Использованная литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/na-temu-nos/ Хомутов А. Е. Примечания Данный реферат составлен на основе .
(Дети могут сказать: что у писателя смелый взгляд. Дети работают самостоятельно; учитель критикует и направляет.
Наиболее точная характеристика: умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым. Грубый вязаный свитер, видимо, говорит о том, что он человек неизнеженный.
Несущественные детали: темные глаза, густые волосы аккуратно подстрижены, морщины на лбу, густые брови и пр. Нужно им объяснить, что смелым в буквальном смысле слова может быть человек или поступок, но смелый взгляд – это идиома, слово смелый здесь употреблено в переносном значении: взгляд не совершает подвигов, не заступается за слабого и пр. Это наше субъективное впечатление, что взгляд Хемингуэя смелый, – нам так кажется, но доказать это нельзя. Это гипотетическое знание.
А вот то, что Хемингуэй смотрит прямо на нас, – это действительно так: это мы знаем точно.)
Вам помогут словарные слова : Слайд 11
Чтение и оценивание работ.
«Родилась пригожа, да по нраву негожа»
7 Домашнее задание : Напишите сочинение миниатютру
Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?
Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.