По картине И. Е. Репина “Осенний букет”

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в укра­инском городке Чугуеве (территория современной Харьковской области) в семье военного поселенца. Рисованием увлекся с раннего детства. Получив ос­новные навыки живописи под руководством местных художников, уже в юности достиг определенной сте­пени мастерства, имел множество заказов в родном городе.

Но юноша не удовольствовался участью про­винциального иконописца. В 1863 г. приехал в Пе­тербург, где сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в знаме­нитой Академии

художеств.

Известность художнику принесла картина “Бур­лаки на Волге”, написанная в начале 70-х гг. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разно­образна: жизнь российской деревни, революционная борьба, исторические полотна, среди которых особен­но известны картины “Иван Грозный убивает своего сына”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султа­ну”. Немало место в творчестве художника занима­ют и портреты.

Среди них – портреты знаменитых современников Репина: композитора М. П. Мусорг­ского, хирурга Н. И. Пирогова, писателя и философа Л. Н. Толстого.

Став признанным мастером

живописи, Репин пре­подавал в стенах Академии художеств, где неко­гда учился сам. Его учениками были И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев, впоследствии также ставшие из­вестными художниками.

С 1899 г. художник проживал в финском местечке Куоккала в своем имении “Пенаты”. Тогда Финлян­дия входила в состав Российской империи. После революции 1917 г. и провозглашения Финляндии независимым государством Репин оказался за грани­цей.

Художник получал приглашения приехать в Со­ветскую Россию. Но политика, проводимая новыми властями страны, не вызывала у художника одобре­ния. Остаток жизни он провел в Финляндии.

Свои картины он передал в дар России.

Картина “Осенний букет” написана в имении Здравнево, расположенном на берегу Западной Двины под Витебском. Это имение Репин приобрел вскоре после большой персональной выставки на деньги, полученные от продажи картин. Здесь художник от­дыхал после напряженного труда нескольких лет, предшествовавших выставке.

Здесь он жил в кругу семьи, занимался сельским хозяйством. По мнению исследователей, в этот период художник обратился к принципам “чистого искусства”.

Картина, которую автор назвал “Осенний букет” – это портрет его дочери Веры Ильиничны Репиной (1872-1948).

14 стр., 6556 слов

Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,

... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», ... учился в частной художественной Академии Жюльена. Эти занятия утвердили желание Кончаловского стать художником. После возвращения в Россию он поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в ... образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: ...

О замысле этого произведения худож­ник так писал в письме к дочери Л. Н. Толстого Татьяне Львовне Репин: “Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги”.

Вера Ильинична Репина была разносторонне ода­ренным человеком. Она увлекалась живописью, пела. Мечтала стать драматической актрисой, училась на курсах при Александринском театре. Но ее сцени­ческая карьера не сложилась.

Некоторое время она, правда, выступала в частных театрах Петербурга и других городов. С 1914 г. жила с отцом в его усадь­бе “Пенаты” в Куоккале, занималась хозяйством.

“Осенний букет” датирован 1892 г., следовательно,

В. И. Репина изображена на нем в возрасте 20 лет. Возраст, когда человеку кажется, что все дороги перед ним открыты, все мечты, даже самые безумные, осуществимы. Так ли это – покажет время; но пока человек не думает об этом, просто живет, зачастую не отдавая себе отчета в том, что это, быть может, лучшее время в его жизни…

На картине на фоне осеннего пейзажа изображена задумчивая девушка в нарядной одежде, с букетом полевых цветов в руках. Еще зеленеет луг, но листва на деревьях уже порыжела. Небо ясное и чистое, день светлый, но уже ощущается осенний холодок.

Фигура девушки, написанная не во весь рост (приблизительно до колен) хорошо вписывается в про­странство полотна. На девушке светлая юбка с узором из цветов и коричневый жакет с белым кружевным воротником с белыми рюшами впереди. На груди – небольшой букетик из нескольких цветов, бутоньер­ка, которую упоминал художник в письме к дочери Л. Н. Толстого.

На голове рыжевато-коричневая шляп­ка – упомянутый в том же письме берет.

Тщательно выписаны лицо и руки девушки. Ли­цо едва ли можно назвать необычайно красивым. Глаза небольшие, нос широкий, лицо круглое.

Вы­разительны дуги бровей, изящны линии губ. Это лицо привлекает внимание не тонкостью черт, а мо­лодостью и здоровьем, жизненной силой, что сродни окружающей природе.

Плавно и четко выписаны очертания рук, удер­живающих букет. Девушка держит цветы головками вниз. На запястье левой руки – золотой браслет: массивная цепочка и совсем тоненькая, может, они переплетаются, может быть, это два браслета.

Краски букета – от коричневого и рыжего до бе­лого, зеленые стебли и листья – повторяют цвета, которые уже присутствуют в других деталях карти­ны. Тем самым букет словно связывает изображения природы и человека, гармонично вписывает портрет в пейзаж.

Картина “Осенний букет” экспонировалась на вы­ставке передвижников в 1893 г. Работа сразу бы­ла оценена по достоинству, известный коллекционер П. М. Третьяков приобрел картину для Третьяковской галереи.