Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в украинском городке Чугуеве (территория современной Харьковской области) в семье военного поселенца. Рисованием увлекся с раннего детства. Получив основные навыки живописи под руководством местных художников, уже в юности достиг определенной степени мастерства, имел множество заказов в родном городе.
Но юноша не удовольствовался участью провинциального иконописца. В 1863 г. приехал в Петербург, где сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в знаменитой Академии
художеств.
Известность художнику принесла картина “Бурлаки на Волге”, написанная в начале 70-х гг. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба, исторические полотна, среди которых особенно известны картины “Иван Грозный убивает своего сына”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Немало место в творчестве художника занимают и портреты.
Среди них – портреты знаменитых современников Репина: композитора М. П. Мусоргского, хирурга Н. И. Пирогова, писателя и философа Л. Н. Толстого.
Став признанным мастером
живописи, Репин преподавал в стенах Академии художеств, где некогда учился сам. Его учениками были И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев, впоследствии также ставшие известными художниками.
С 1899 г. художник проживал в финском местечке Куоккала в своем имении “Пенаты”. Тогда Финляндия входила в состав Российской империи. После революции 1917 г. и провозглашения Финляндии независимым государством Репин оказался за границей.
Художник получал приглашения приехать в Советскую Россию. Но политика, проводимая новыми властями страны, не вызывала у художника одобрения. Остаток жизни он провел в Финляндии.
Свои картины он передал в дар России.
Картина “Осенний букет” написана в имении Здравнево, расположенном на берегу Западной Двины под Витебском. Это имение Репин приобрел вскоре после большой персональной выставки на деньги, полученные от продажи картин. Здесь художник отдыхал после напряженного труда нескольких лет, предшествовавших выставке.
Здесь он жил в кругу семьи, занимался сельским хозяйством. По мнению исследователей, в этот период художник обратился к принципам “чистого искусства”.
Картина, которую автор назвал “Осенний букет” – это портрет его дочери Веры Ильиничны Репиной (1872-1948).
Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,
... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», ... учился в частной художественной Академии Жюльена. Эти занятия утвердили желание Кончаловского стать художником. После возвращения в Россию он поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в ... образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: ...
О замысле этого произведения художник так писал в письме к дочери Л. Н. Толстого Татьяне Львовне Репин: “Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги”.
Вера Ильинична Репина была разносторонне одаренным человеком. Она увлекалась живописью, пела. Мечтала стать драматической актрисой, училась на курсах при Александринском театре. Но ее сценическая карьера не сложилась.
Некоторое время она, правда, выступала в частных театрах Петербурга и других городов. С 1914 г. жила с отцом в его усадьбе “Пенаты” в Куоккале, занималась хозяйством.
“Осенний букет” датирован 1892 г., следовательно,
В. И. Репина изображена на нем в возрасте 20 лет. Возраст, когда человеку кажется, что все дороги перед ним открыты, все мечты, даже самые безумные, осуществимы. Так ли это – покажет время; но пока человек не думает об этом, просто живет, зачастую не отдавая себе отчета в том, что это, быть может, лучшее время в его жизни…
На картине на фоне осеннего пейзажа изображена задумчивая девушка в нарядной одежде, с букетом полевых цветов в руках. Еще зеленеет луг, но листва на деревьях уже порыжела. Небо ясное и чистое, день светлый, но уже ощущается осенний холодок.
Фигура девушки, написанная не во весь рост (приблизительно до колен) хорошо вписывается в пространство полотна. На девушке светлая юбка с узором из цветов и коричневый жакет с белым кружевным воротником с белыми рюшами впереди. На груди – небольшой букетик из нескольких цветов, бутоньерка, которую упоминал художник в письме к дочери Л. Н. Толстого.
На голове рыжевато-коричневая шляпка – упомянутый в том же письме берет.
Тщательно выписаны лицо и руки девушки. Лицо едва ли можно назвать необычайно красивым. Глаза небольшие, нос широкий, лицо круглое.
Выразительны дуги бровей, изящны линии губ. Это лицо привлекает внимание не тонкостью черт, а молодостью и здоровьем, жизненной силой, что сродни окружающей природе.
Плавно и четко выписаны очертания рук, удерживающих букет. Девушка держит цветы головками вниз. На запястье левой руки – золотой браслет: массивная цепочка и совсем тоненькая, может, они переплетаются, может быть, это два браслета.
Краски букета – от коричневого и рыжего до белого, зеленые стебли и листья – повторяют цвета, которые уже присутствуют в других деталях картины. Тем самым букет словно связывает изображения природы и человека, гармонично вписывает портрет в пейзаж.
Картина “Осенний букет” экспонировалась на выставке передвижников в 1893 г. Работа сразу была оценена по достоинству, известный коллекционер П. М. Третьяков приобрел картину для Третьяковской галереи.